Шпаргалка по "Технологии социальной работы"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 07:56, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Технологии социальной работы".

Файлы: 1 файл

1.doc

— 366.50 Кб (Скачать файл)

1. По масштабам решаемых соц. проблем: универсальные и частные соц. технологии.

2.По уровню соц. деятельности:     - глобальные соц. технологии, используемые в масштабах всего человечества; - национальные соц. технологии, основанные на особенностях нац. традиций, психологии менталитета и т.п.; - государственные, позволяющие решать соц. проблему в пределах конкретного государства; - региональные соц. технологии, дающие эффект при решении проблем в условиях конкретного региона;

- муниципальные и пр.

3. По характеру решаемых задач:

- функциональные, предназначенные для обеспечения оптимального и результативного функционирования существующих соц. систем в различных сферах общественной жизни;

- инновационные соц. технологии, направленные на обеспечение оптимального перехода различных соц. систем в иное качество;

- технологии разрешения соц. противоречий и конфликтов, позволяющие найти и реализовать наиболее оптимальные пути и методы решения подобных проблем.

4. По характеру воздействия на соц. процессы:

- формирующие соц. технологии, позволяющие создать новый соц. объект;

- стимулирующие соц. технологии, предметом воздействия к-ых явл. отдельные стороны процесса функционирования данного объекта;

-сдерживающие соц. технологии, регулирующие процесс функционирования соц. объекта;

- разрушающие соц. технологии, результатом действия к-ых становится исчезновение соц. объекта в целом или какой-либо его части.

5. По характеру и содержанию используемых средств:

  - организационно-распорядительные и административные соц. технологии; - соц.-правовые;  - мед.-соц. технологии;  - псих. технологии;  - пед. технологии.

По степени новизны: инновационные и рутинные. По сфере применения: образовательные, мед., ин-ные, упр-ие и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.Проблемы технологизации процессов с.р.

    ТСР - система оптимальных способов преобразования, регулирования соц. отношений и процессов в жизнедеятельности людей, ориентированных на соц. обслуживание, помощь и поддержку граждан, находящихся в ТЖС. Деятельность, направленная на достижение этих целей, предполагает осуществление различных соц. изменений, связанных как с сознанием субъекта, так и со средой его жизнедеятельности. В самом процессе решения соц. проблем можно выделить ряд технологических этапов.

     Первый – сбор, обработка и осмысление ин-ции о чел. или гр., столкнувшихся с какой-либо проблемой и нуждающихся по этой причине в помощи соц. работника. Этот этап с необходимостью включает в себя деятельность по поиску и выбору наиболее адекватных и результативных методов получения и обработки такой ин-ции.

     Второй - методический, предполагающий формулировку основных целей, к-ые могут и должны быть достигнуты в процессе оказания соц. помощи, определение путей, методов и способов предполагаемой деятельности, к-рая будет направлена на разрешение конкретной проблемы.

     третий – это практический или процедурный этап, к-рый предполагает непосредственное осуществление на практике тех решений, к-рые были приняты на предыдущих двух этапах. Это и есть собственно решение осознанной проблемы конкретного соц. субъекта.

     Последовательная реализация специалистами каждого из вышеуказанных этапов деятельности предполагает использование различных соц. технологий. В этом случае появляется возможность классифицировать их следующим образом:

     Во-первых, это технологии соц. анализа и соц. исследования, к-рые позволяют глубоко и подробно изучить конкретную соц. ситуацию, проанализировав её на различных уровнях. Основными уровнями анализа соц. ситуации явл.: индивидуальный уровень или уровень малых групп, уровень больших соц. гр. и слоёв, уровень территориальных общностей различного масштаба, нац.-гос. уровень и, наконец, транснациональный или глобальный уровень.

     Такой «многослойный» анализ позволяет не только сопоставить различное видение и восприятие соц. проблемы субъектами различной степени сложности, но и выявить её корни, основные причины возникновения, указать на осложняющие проблему факторы, вскрыть некоторые тенденции её функционирования и развития, а также, общие направления её решения.

     Во-вторых, необходимо указать на такой класс соц. технологий, как технологии соц. воздействия, к-рые предполагают организацию и осуществление деятельности по непосредственному решению конкретной проблемы. К ним можно отнести универсальные соц. технологии (соц. диагностика, соц. терапия, соц. адаптация и т.п.). Помимо универсальных технологий к этому классу относятся частные соц. технологии, предназначенные для решения проблем конкретных соц. субъектов (детей, инвалидов, малоимущих и др.). Если технологии соц. исследования могут быть эффективно использованы на первом этапе решения какой-либо соц. проблемы, то технологии соц. воздействия эффективны и результативны на втором и третьем этапах деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.Соц.диагностика: цели , этапы, методы

Термин «диагноз»  – способный распознавать. Соц. диагностика – это анализ состояния соц. объектов и процессов с целью выявления проблем их функционирования. При осуществлении соц. диагностики учитываются не только био., но и соц. (условия жизни и т.п.) причины проблем клиентов.

Цель диагностики состояния соц. объекта — установление достоверности информации о нем и окружающей его среде, прогнозирование его возможных изменений и влияния на др.соц. объекты, а также выработка рекомендаций для принятия организационных решений, соц. проектирования действий по оказанию соц. помощи

Принципы: конфиденциальности; научной обоснованности; ненанесения ущерба; объективности; системного подхода – всестороннее исследование проблем, стоящих перед клиентом, а также сочетание различных мет-их приемов при диагностике каждой из проблем; причинной обусловленности; позиционности –; эффективности.

Этапы диагностики: предварительное ознакомление с объектом; проведение общей диагностики; проведение специальной диагностики; построение выводов. Выявленные в ходе общей и спец. диагностики проблемы составляют соц. диагноз.

При принятии управленческих решений рекомендуется придерживаться следующей схемы проведения соц. диагностики: оценка состояния соц. объекта на основе заранее определенного набора показателей; определение эталонного или нормативного состояния соц. объекта; соотношение эталонного и реального состояния соц. объекта с последующей подготовкой управленческих решений .

Сис. методов соц. диагностики можно условно разделить на две группы: методы сбора и методы анализа диагностической информации. В с.р. для сбора данных -соц. и псих. исследовательские методы.

Методы псих. исследования в соц. диагностике: Тестирование – стандартизированное испытание, предназначенное для установления кол-ных и качественных индивидуально-псих. различий. Наблюдение – целенаправленное и планомерное восприятие изучаемого объекта (индивида, малых и больших групп, общностей), черты, свойства и особенности которого фиксируются исследователем. Предметом наблюдения выступают вербальные и невербальные акты поведения людей в определенной соц. среде и ситуации.

Осн-ым.. методом сбора первичной соц. информации выступает опрос ( интервью, анкетный опрос). Методами соц. диагностики, позволяющими получить фрагментарную, уточняющую информацию о состоянии изучаемого объекта или процесса, являются эксперимент и анализ документов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Методы преобразования жизненных ситуаций

методы с.р. - «совокупность технологий, исследовательских и терапевтических процедур, способов деятельности, с помощью к-рых осуществляется с.р.» . При рассмотрении с.р. как науки выделяют методы научного познания. А при ее анализе как сферы практической деятельности – методы решения соц. проблем клиентов.

Итак, метод в с.р. выполняет двоякую роль, выступая: как способ, путь познания и применения знаний, выработанных в науках, изучающих различные аспекты жизнедеятельности чел. и соц. практики; и как определенное конкретное действие, способствующее качественному изменению существующего объекта.

Классификация методов по степени общности: всеобщий, или философский (метод материалистической диалектики); общенаучные методы (анализ, синтез, индукция, дедукция, метод аналогии, наблюдение, эксперимент и др.) и частные специальные научные методы (метод «социальных биографий», комплексное псих. моделирование и др.). В практической с.р. для оказания помощи различным категориям населения используется множество методов: экон., прав., политические, соц.-псих., мед.-соц., административно-управленческие и др. В частности, среди псих. методов можно отнести псих. консультирование, псих. адаптацию, соц.-псих. тренинг и аутотренинг, психокоррекцию, психотерапию. Пед. методами решения соц. проблем явл.: соц. научение, методы включения личности в коллективную деятельность, пед. коррекция и др.

Классификация методов практической с.р., приведенная  И.Г. Зайнышевым: организационно-распорядительные – методы, закрепляющие права, полномочия, обязанности и ответственность различных звеньев в органах управления соц. службами; социально-экономические – это упорядоченная деятельность специалистов по с.р., направленная на достижение соц. и эк. благополучия населения; психолого-педагогические – методы соц.-псих. и пед. регуляции соц. самочувствия и поведения клиента.

Классификация методов проф. С.р. (Холостовой): по направлениям и формам с.р. (организационные, соц.-псих., соц.-пед., соц.-мед., соц.-эк. и др.); по объектам с.р. (индивидуальные, групповые, общинные); по субъектам с.р. (применяемые отдельным специалистом, коллективом соц. службы, органом управления с.р.).

В зарубежной научной литературе традиционным явл. следующее разделение методов практической с.р.: индивидуальная с. р., с.р. с группой и с.р. в общине.

Выбор определенных методов для решения соц. проблем определяется целями и задачами, специализацией соц. работника и уровнем его квалификации, состоянием и особенностями объекта с.р., а также временным интервалом (требуются быстрые решительные или, наоборот, неспешные действия).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9.Адап-ые процессы и адап-ые технологии в с.р.

Адаптация (приспособлять) - приспособление организма к изменяющимся внешним условиям. СА - процесс и результат активного приспособления индивида к условиям новой соц. среды.

Виды СА:. Управленческая; Эк. А; Пед.А ; Проф.А;. Физиологическая А -  приспособления индивида к новым условиям труда, режиму работы и отдыха или приспособление индивида тогда, когда он имеет стойкие нарушения здоровья, что ограничивает возможности его организма в осуществлении привычных действий. Бытовая А - А к условиям быта и приобретение навыков ведения домашнего хозяйства.  Псих.А – это процесс приспособления органов чувств к особенностям действующих на них стимулов с целью их лучшего восприятия и предохранения рецепторов от излишней нагрузки. Процесс псих. А с той или иной степенью интенсивности происходит в нашей жизни постоянно – смена обстановки, соц. окружения, соц.-эк. и политической ситуации, стрессы. 

Адаптационные процессы проявляются в трех формах и характеризуются различным соотношением стихийных и сознательных приспособительных механизмов. Первая форма – адаптационные процессы протекают преимущественно стихийно. Индивид неудовлетворён условиями самореализации, не видит путей выхода из сложившейся ситуации, в результате чего происходит отказ от активной общественно-полезной деятельности и переход от общепринятой сис. отношений к альтернативной (сфера досуга, неформальные группы и т.п.).  Примерно равное отношение стихийных и сознательных элементов характерно для второй формы. У индивида есть осознание происходящих изменений. Однако, конструируемые им идеальные модели воображаемой деятельности зачастую далеки от реальности, что затрудняет или делает невозможным их реальное воплощение. Результат – создание различных соц. утопий. Третья форма связана с преобладанием сознательных эл. и выражается в формировании жизненных планов личности, целенаправленной жизнедеятельности. Эта форма адаптации в наибольшей степени способствует действительной самореализации личности и превращению ее в субъект общественного развития.

Информация о работе Шпаргалка по "Технологии социальной работы"