Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 21:24, шпаргалка

Описание работы

1)Объект и предмет социологии. Структура и функции социологического анализа
Термин "социология" ввел в научный оборот Огюст Конт в работе "Курс позитивной философии" в 1842 г. Это было время крупных открытий в области естественных наук, что повлияло на мировоззрение ученых. О. Конт придерживался принципа "порядок и прогресс", который он понимал по аналогии с физикой как симметричность и уравновешенность всех структурных элементов общества, а социологию как источник знаний об обществе, которая необходима, прежде всего, для оптимизации отношений между людьми.

Файлы: 1 файл

ответы на зачет.docx

— 163.38 Кб (Скачать файл)

Формы соц. контроля.:

-Институциональная форма социального  контроля реализуется посредством  особого, специализирующегося на  контрольной деятельности аппарата, представляющего собой совокупность  государственных и общественных  организаций (органов, учреждений  и объединений).

-Не институциональная форма  социального контроля – особый  вид саморегулирования, присущего  различным общественным системам, контроль за поведением людей со стороны массового сознания.

Его функционирование основано преимущественно  на действии нравственно-психологических  механизмов, состоящих из непрерывного мониторинга поведения других людей  и оценок соответствия его социальным предписаний и ожиданиям. Человек  осознает себя, наблюдая за другими  членами общества (организации, группы, общности), постоянно сопоставляя  себя с ними, усваивая в процессе социализации определенные нормы поведения. Общество не может существовать без  психических реакций, взаимных оценок. Именно благодаря взаимным контактам  люди осознают социальные ценности, приобретают социальный опыт и навыки общественного поведения.

Социальные нормы — это некие  идеальные образцы (шаблоны), предписывающие то, что люди должны говорить, думать, чувствовать и делать в конкретных ситуациях.

Нормы различаются масштабами:

1. групповые привычки — существуют  в малых группах — компании  друзей, семье, рабочих бригадах, спортивных командах и т.д.  Например, Э. Мэйо выявил нормы в отношении новичков, принятых в производственную бригаду:

не держись со «своими» официально;

не говори начальству того, что  может навредить другим членам бригады;

не общайся с начальством  чаще, чем со «своими»;

не изготавливай изделий больше, чем твои товарищи;

2. общие правила — существуют  в больших группах или обществе  в целом — обычаи, традиции, нравы,  законы, этикет, манеры поведения.

Социальные нормы можно классифицировать в зависимости от того, насколько  строго они исполняются:

за нарушение одних норм следует  мягкое наказание — неодобрение, ухмылка, недоброжелательный взгляд;

за нарушение других — жесткие  санкции — тюремное заключение и  даже смертная казнь.

Если взять за критерий меру наказания  и расположить все нормы в  нарастающем порядке, то получим  следующую последовательность:

Социальные санкции — это  разветвленная система вознаграждений за выполнение норм, т.е. за конформизм (согласие с ними, с общепринятыми  порядками), и наказаний за отклонение от них, т.е. за девиантность (поведение, нарушающее общепринятые в данном обществе нормы и правила).

Выделяют следующие типы социальных санкций:

формально-позитивные санкции —  публичное одобрение официальных  организаций: правительства, учреждения, творческого союза и т.д.; правительственные  награды, государственные премии и  стипендии, жалованные титулы, ученые степени и звания, сооружение памятника, вручение почетных грамот, допуск к  высоким должностям и почетным функциям (избрание президентом правления);

неформально-позитивные санкции —  публичное одобрение, не исходящее  от официальных организаций, — дружеская  похвала, комплимент, молчаливое признание, доброжелательное расположение, аплодисменты, слава, почет, лестные отзывы и т.д.; признание лидерских или экспертных качеств;

формально-негативные санкции —  наказания, предусмотренные юридическими законами, правительственными указами, административными инструкциями, предписаниями, распоряжениями: лишение гражданских  прав, тюремное заключение, арест, увольнение, штраф, конфискация имущества, понижение  в должности, разжалование, низложение с престола, отлучение от церкви, смертная казнь;

неформально-негативные санкции —  наказания, не предусмотренные официальными инстанциями, — порицание, замечание, насмешка, издевка, злая шутка, нелестное  прозвище, пренебрежение, отказ подать руку, поддерживать отношения, распускание  слухов, недоброжелательный отзыв, жалоба, разоблачительная статья.

В системе социального контроля социальная санкция играет ключевую роль. Сами по себе нормы ничего не контролируют. Поведение одних людей контролируют другие люди, опираясь на нормы, которые, как ожидается, будут соблюдаться  всеми. Социальная норма, как и выполнение санкций, делает поведение человека предсказуемым.

      1. Девиантное и деликвентное поведение.

В процессе социализации возможны отклонения, дезинтеграция индивида. Такие явления  называются девиантным (отклоняющимся) поведением, а людей, которые следуют такому поведению, называют девиантами.

Термины «девиация», «девиантный»происходят латинского deviatio – отклонение.

В широком смысле «девиация» подразумевает  любые поступки либо действия, которые  не соответствуют:

а) неписаным нормам,

б) писаным нормам.

В узком смысле «девиация» относится  только к первому типу несоответствия, а второй тип получил название делинквентного поведения.

Понятие девиантное поведение охватывает любое отклонение от социальных норм – как положительное (геройство), так и отрицательное (преступление). Чаще всего под этим понятием понимается только негативное отклонение

Как известно, социальные нормы бывают двух типов:

1) писаные – формально зафиксированные  в конституции, уголовном праве и других юридических законах, соблюдение которых гарантируется государством

2) неписаные – неформальные  нормы и правила поведения,  соблюдение которых не гарантируется  правовыми аспектами государства.  Они закреплены лишь традициями, обычаями, этикетом, манерами, т. е. некоторыми конвенциями, или молчаливыми договоренностями между людьми о том, что считать должным, правильным, приличествующим поведением.

В реальной жизни практически невозможно обеспечить полное соблюдение всех социальных норм. Поэтому девиации допускаются  в определенных пределах, не нарушающих функционировании и целостность  соц. систем. Одно дело, когда она  проявляется в правонарушении, преступлении, нарушении не только моральных, но и  правовых норм, а другое, когда речь идет об отклонении лишь от моральных  норм.

Нарушение формальных норм называется делинквентным (преступным) поведением, а нарушение неформальных норм - девиантным (отклоняющимся) поведением.

К отклоняющемуся от общепринятых норм поведению относятся: правонарушения, пьянство, наркомания, проституция, самоубийство, пристрастие к азартным играм, бюрократия и пр. Это политика уйти от общества, от решения жизненных проблем, преодолеть состояние неуверенности и беспокойств

Девиантность определяется соответствия-ми и несоответствиями поступков социальным ожиданиям. Один человек может иметь отклонения в социальном поведении, другой – в структуре своей психики, третий одно-временно в том и другом. Можно наблюдать личностную дезорганизацию и групповые отклонения в поведении людей. Личностная дезорганизация (индивидуальное отклонение) возникает тогда, когда отдельный индивид отвергает нормы своей субкультуры. Например, молодой человек из благополучной семьи может отвергнуть нормы и встать на преступный путь. Но отклоняющееся поведение имеет не только негативный характер, но и позитивный. Оно может выступать как стремление личности к превосходству, к новому самоутверждению в социальнополезных видах деятельности. Это может быть героизм, альтруизм, самопожертвование, сверхтрудолюбие, высочайшая преданность, выдающееся научное открытие, изобретение и т.д.

      1. Понятие общества, его основные признаки.

Общество представляет собой системную  организацию социального взаимодействия и социальных связей, обеспечивающую удовлетворение всех основных потребностей людей, стабильную, саморегулирующую и  само воспроизводящую. Общество взаимодействует  с такими социальными организациями, как государство и население.

        1. Общество и население. Общество отличается от населения тем, что население является субъектом, носителем общества, но еще не формирует общества.
        2. Общество и государство. Между ними можно выделить несколько важных различий:
      • общество первично, а государство вторично;
      • функции общества шире, чем функции государства;
        1. общество основано на мнениях, пожеланиях, в то время как государство применяет власть и принуждение;
        2. общество ориентируется на естественное, неписаное право, а для государства характерно формализованное право;
        3. в обществе существуют как формальные, так и неформальные институты, в то время как государство предполагает формализованность социальных институтов.

 

Признаками общества являются:

      1. имя, которое часто, но не всегда становится названием государства;
      2. история, которая хранится в памяти общества и может существенно отличаться от того, что описывают историки;
      3. собственная культура, которая позволяет обществу сформировать нормы и ценности, лежащие в основе социальных связей;
      4. общество является максимальной единицей социальной реальности, т. е. не входит в качестве составной части в более крупное общество;
      5. общество воспроизводит само себя, в основном за счет детей от браков между признанными членами общества;
      6. общество является саморегулируемой и относительно самодостаточной системой;
      7. формы взаимодействия людей в рамках общества устойчивы и целостны;
      8. определенная территория, на которой живет население (субъект общества);
      9. важным, но не обязательным признаком является наличие государства;
      10. общество характеризуется социальной дифференциацией, которая представляет собой важнейший механизм его развития.

Будучи многоуровневым образованием, общество включает в себя людей; социальные действия, взаимодействия и отношения, которые связывают людей; социальные группы общности; социальные институты; нормы и ценности.

      1. Теория происхождения общества

Общество-это такое обыденное  понятие, смысл которого большинство  людей никогда и не пытались корректно  сформулировать. Забавно, что все  мы, как правило, не задумываясь о  самых существенных условиях собственной  жизни, пытаемся контролировать ход  событий и строить планы на будущее. А ведь именно «общество» предъявляет  к нам требования, которые мы почти  всегда вынуждены безукоризненно выполнять, забывая о собственных потребностях, желаниях и ценностях.

Рассмотрев понятие «общества», современные подходы к пониманию  общества, обратимся к проблеме первоисточников  зарождения человеческой ассоциации

Сколько вы знаете гипотез происхождения  общества? «Стихийные» социологи  в нашей стране обычно отмечают три:

Естественную («труд создал человека» и превратил стадо в культурное сообщество производителей),

Божественную («Бог создал человека» и заповедал ему материальный мир и нравственный закон),

Космическую («инопланетяне создали людей» и манипулируют человеческим прогрессом в своих лабораторных целях).

Все они ценны и интересны, в  равной мере дискуссионные, и ни одна не отвечает на вопрос о «технических деталях» социогенетического механизма, производящего социальную организацию 

В то же время сложился ряд научных  теорий, которые, взяв за основу одну из особых характеристик биологии человека, рассматривают вытекающие из нее  этапы социального конструирования  общественных объединений.

Существует ряд интересных догадок, каждая из которых нашла достаточно развернутое теоретическое воплощение и имеет свой доказательный ряд: инструментальная, семантическая, сексуальная, гендерная, кратическая. Рассмотрим их в общих чертах.

-Инструментальная концепция ставит  во главу угла человеческую  догадливость и сообразительность,  повлекшие изобретение специальных  орудий для удовлетворения потребностей. Используя орудия, люди обучались трудиться, повышалось их благосостояние. Это привело к функциональному делению общины и закреплению системы разделения труда, а также к появлению экономических различий между людьми и семейными группами. Возникла и стала развиваться социальная организация.

-Сексуальная концепция базируется  на такой особенности человека, как внесезонный характер размножения  и удовольствие от спаривания. Это сочетание физиологических характеристик приводит к спонтанному, неконтролируемому хаосу вынашиваний и рождений, которые выбивают жизнь группы из ритма, делают ее непредсказуемой, требуют обеспечения повышенной физической защиты слабых членов общины – женщин и детей – и могут создавать нагрузки, гибельные для конкретного сообщества Регламент воспроизводства, развиваясь и принося свои плоды в виде более предсказуемой перспективы, возможности планировать хозяйственную жизнь и персональные взаимоотношения, дает социальную организацию, которой человечество успешно пользуется до сих пор.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"