Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 21:24, шпаргалка

Описание работы

1)Объект и предмет социологии. Структура и функции социологического анализа
Термин "социология" ввел в научный оборот Огюст Конт в работе "Курс позитивной философии" в 1842 г. Это было время крупных открытий в области естественных наук, что повлияло на мировоззрение ученых. О. Конт придерживался принципа "порядок и прогресс", который он понимал по аналогии с физикой как симметричность и уравновешенность всех структурных элементов общества, а социологию как источник знаний об обществе, которая необходима, прежде всего, для оптимизации отношений между людьми.

Файлы: 1 файл

ответы на зачет.docx

— 163.38 Кб (Скачать файл)

В современной социологии принято выделять следующие основные критерии социальной стратификации:

  • доход - количество денежных поступлений за определенный период (месяц, год);
  • богатство - накопленные доходы, т.е. количество наличных или овеществленных денег (во втором случае они выступают в виде движимого или недвижимого имущества);
  • власть - способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать решающее влияние на деятельность других людей с помощью различных средств (авторитета, права, насилия и др.). Власть измеряется количеством людей, на которых она распространяется;
  • образование - совокупность знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения. Уровень образования измеряется числом лет обучения;
  • престиж — общественная оценка привлекательности, значимости той или иной профессии, должности, определенного рода занятий.

Несмотря на многообразие различных моделей социальной стратификации, существующих в настоящее время  в социологии, большинство ученых выделяют три основных класса: высший, средний и низший. При этом доля высшего класса в индустриально развитых обществах составляет примерно 5-7%; среднего — 60-80% и низшего — 13-35%.

В ряде случаев социологи  проводят определенное деление внутри каждого класса. Так, американский социолог У.Л. Уорнер (1898-1970) в своем известном исследовании «Янки-Сити» выделил шесть классов:

  • высший-высший класс (представители влиятельных и богатых династий, обладающих значительными ресурсами власти, богатства и престижа);
  • низший-высший класс («новые богатые» — банкиры, политики, не имеющие знатного происхождения и не успевшие создать мощные ролевые кланы);
  • высший-средний класс (преуспевающие бизнесмены, адвокаты, предприниматели, ученые, менеджеры, врачи, инженеры, журналисты, деятели культуры и искусства);
  • низший-средний класс (наемные работники — инженеры, клерки, секретари, служащие и другие категории, которых принято называть «белыми воротничками»);
  • высший-низший класс (рабочие, занятые преимущественно физическим трудом);
  • низший-низший класс (нищие, безработные, бездомные, иностранные рабочие, деклассированные элементы).

Существуют и другие схемы  социальной стратификации. Но все они  сводятся к следующему: неосновные классы возникают за счет добавления страт и слоев, находящихся внутри одного из основных классов — богатых, зажиточных и бедных.

Таким образом, в основе социальной стратификации лежит естественное и социальное неравенство между  людьми, которое проявляется в  их социальной жизни и имеет иерархический  характер. Оно устойчиво поддерживается и регулируется различными социальными  институтами, постоянно воспроизводится  и модифицируется, что является важным условием функционирования и развития любого общества.

 

30. исторические типы неравенства  (рабство, касты, сословия, классы)

 Исторические типы  стратификации      

Существует четыре основных типа социальной стратификации –  рабство, каста, сословие – закрытые общества, и класс – открытое общество. Закрытость общества определяется запретом социального перемещения  из нижней страты в высшую. В открытом обществе официальных ограничений на переход нет. Рабство. Рабство – это тип стратификации, который характеризируется экономической, юридической и социальной формой закрепощения людей, которая граничит с крайним социальным неравенством и полным бесправием. На пути становления рабство свершило эволюционное развитие. Есть две формы рабства: классическая и патриархальная. На типе зрелости рабство становится рабовладением. Когда упоминается рабство как исторический тип стратификации, то имеют виду его высшую стадию – рабовладение. Указанная форма социальных отношений единственная в истории, когда человек, принадлежащий к нижнему слою, является собственностью того, кто выше по чину. Касты Кастовая система не настолько древняя как рабовладельческий строй. Рабство наблюдалось практически во всех странах, а о кастах целесообразно говорить только в Индии и частично в Африке. Индия – классическое кастовое общество. В первые столетия новой эры оно пришло на смену рабовладельческого общества. Каста – это социальная группа (страта), принадлежать к которой человеку разрешено исключительно в зависимости от рождения. Невозможен переход в другую касту при жизни, только вновь родившись человек, сможет находиться в другой касте. Кастовое положение фиксируется религией индусов. Религиозные представления таковы, что человеку дано прожить больше одной жизни. Попадание в ту ил иную касту зависит от того, как человек ведет себя в предыдущей жизни. Сословия. Сословия – характеристика феодальных обществ, которые наблюдались в Европе в период IV-XIV столетия. Сословие является социальной группой, где закреплен обычай и юридический законы, которые передаются по наследству обязанностями и правами. Сословная система включает несколько страт и имеет иерархическую структуру, которая определяется неравенством привилегий и положения. Европа на рубеже XIV и XV веков – классический образец сословного общества. Основой распределения на сословия была земельная собственность. В каждом сословии права и обязанности фиксировались юридическим законом и подкреплялись священными узами религиозной доктрины. Наследство определяло членство в сословии. Что касается социальных барьеров, то в сословии они были очень жесткими. В каждом сословии наблюдалось большое количество рангов, профессий, уровней и чинов. Сословие, которое находилось на высшей иерархической позиции, имело более высокий статус. Был запрещен брак между представителями разных сословий. Иногда наблюдалось явление индивидуальной мобильности. Классы. Существует широкое и узкое понятие класса. Класс в широком смысле – это большая социальная группа людей, которые владеют или же не владеют средствами производства, которая занимает свое место в системе разделения труда в обществе и характеризуется определенным способом получения дохода. В период зарождения государственного устоя возникает частная собственность. Древний Восток и античная Греция имели два класса противоположного типа – рабы и рабовладельцы. Не исключение тут и феодализм с капитализмом – эксплуататоры и эксплуатируемые. 

31.  Социальная структура современного

российского общества(по Т. И. Заславской)*

Современные представления  о факторах, критериях и закономерностях  стратификации российского общества позволяют выделить слои и группы, различающиеся как социальным статусом, так и местом в процессе его  реформирования. Согласно принятой академиком Т. И. Заславской гипотезе, российское общество состоит из четырех социальных слоев: верхнего, среднего, базового и нижнего, а также социализированного «социального дна». Под верхним слоем понимается, прежде всего, реально правящий слой, выступающий в роли основного субъекта реформ. К нему относятся элитные и субэлитные группы, занимающие наиболее важные позиции в системе государственного управления, в экономических и силовых структурах. Их объединяют факт нахождения у власти и возможность оказывать прямое влияние на процессы реформ. 

Второй слой назван средним, во-первых, с учетом его положения  на социальной шкале и, во-вторых, потому что он является зародышем «среднего  слоя» в западном понимании этого  термина. Правда, большинство его  представителей не обладают ни обеспечивающим личную независимость капиталом, ни уровнем профессионализма, отвечающим требованиям постиндустриального  общества, высоким социальным престижем. К тому же пока этот слой слишком  малочислен, чтобы служить гарантом социальной стабильности. Однако полноценный  средний слой в России может сформироваться лишь на основе социальных групп, сегодня  образующих соответствующий протослой.

Это мелкие предприниматели, полупредприниматели, менеджмент средних и небольших предприятий, среднее звено бюрократии, старшие офицеры, наиболее квалифицированные и дееспособные специалисты и рабочие.

 

32. Социальная мобильность и  ее виды

Социальная мобильность – совокупность социальных перемещений людей, т.е. изменений своего статуса.         

Социальная  мобильность бывает:        

 – Вертикальная и горизонтальная         

 – Индивидуальная и групповая         

 – Внутрипоколенная и межпоколенная          

Вертикальная мобильность – это перемещение индивида или группы между стратами с изменением социального статуса.      

Горизонтальная  мобильность – переход индивида или группы с одной позиции на другую без изменения социального статуса.         

Индивидуальная  мобильность – изменения социальных характеристик индивида вследствие его личных усилий.         

Групповая мобильность – изменение социальных характеристик индивида, вызванное повышением или понижением значимости той социальной группы, к которой он принадлежит, вследствие организованных массовых социальных перемещений.         

Внутрипоколенная мобильность – изменения социальной позиции индивида на протяжении его активной жизнедеятельности, по сравнению с его возрастными группами.         

Межпоколенная мобильность – изменения современного социального статуса одного поколения по отношению к предыдущему.

33. Понятие культуры ее виды  и функции

 «Культура» -жизненный уклад общества, под которым понимаются все достижения и нравы народа, включая язык, обычаи, особенности одежды, созданные людьми символы и объекты материальной культуры.

Основные элементы культуры классифицируются следующим образом:

    1. материальные:

а) простые — инструменты, посуда, мебель и т.п.,

б) сложные — компьютеры, здания, заводы и т.д.;

2.       нематериальные:

а) нормы,   б) институты, в  ценности, г) убеждения.

 

Функции культуры в социуме таковы:

Преобразовательная функция. Человек преобразовывает природу исходя из физической потребности в средствах существования (еда, одежда, жилье), а также под влиянием социальной потребности в жизненном пространстве, т.е. территории, служащей полем его деятельности и культурного творчества. Изменяя природу, приспосабливая ее к своим потребностям, человек в то же время преобразует себя.  

Познавательная (гносеологическая) функция. В рамках культуры осуществляется накопление и углубление знаний о свойствах вещей, явлениях внешнего мира и законах его развития. Без этих знаний невозможно преобразование и освоение природы человеком. Культура включает в себя не только научное, но и художественное, религиозное, нравственное познание. Она дает целостную картину познания и освоения мира. 

Сигнификативная функция. В процессе освоения природы человек устанавливает смысл и значение явлений, ставших объектами культуры, с целью определения их места в контексте общего человеческого опыта. Для любой культуры характерно стремление к выработке осмысленной, целостной картины мира и отыскание человеком ориентиров в нем. Все вышеперечисленное — сфера сигнификативной функции культуры. Данную функцию культура реализует посредством системы знаков, символов и образов, звуков, слов, жестов и т.д. Тем самым происходит фиксация значения различных свойств, сторон жизни общества.

Функция исторической преемственности, передачи социального опыта. Культура сохраняет и передает социальный опыт от одного поколения другому, а также между странами и народами. Таким образом, культура представляет собой коллективную форму человеческой памяти.

Коммуникативная функция. Культура обеспечивает духовное общение людей как на межличностном уровне, так и между поколениями, представителями разных культурных общностей.

Ценностно-ориентационная функция. Являясь системой материальных и духовных ценностей, культура дает человеку представление о содержании таких ценностей, как благо, истина, добро, красота, справедливость и др.

Социализирующая функция. Благодаря культуре осуществляется социализация личности. Усвоение ценностей культуры дает личности необходимые для осуществления социальной деятельности знания, умения, навыки, а также моральные принципы и др.

 

34. Культурные универсалии этноцентризм и культурный релятивизм

Культурные универсалии - типовые и повторяющиеся аспекты жизни, которые проявляются во всех известных обществах. Культурные универсалии возникают потому, что все люди» в какой бы части света они ни жили, физически устроены одинаково, они имеют одни и те же биологические потребности и сталкиваются с общими проблемами, которые ставит перед человечеством окружающая среда. Люди рождаются и умирают, поэтому у всех народов существуют обычаи, связанные с рождением и смертью. Поскольку они живут совместной жизнью, у них появляются разделение труда, танцы, игры, приветствия и т. п.

Принцип культурного  релятивизма (от лат. relativus – «относительный») утверждает относительную обособленность культур, разнообразие путей их развития, ценностных систем и культурно—исторических типов. Культурный релятивизм проявляется в подчеркивании различий между культурами разных народов, различий в мировосприятии, мышлении, мироощущении народов. Все культуры рассматриваются как равные по значимости, но качественно разные.

С позиции культурного  релятивизма социальное взаимодействие представителей различных культур  затруднено, так как члены одной  культурной традиции не могут понять мотивов и ценностей представителей других культур. Одним и тем же ценностям в различных культурах может придаваться разное значение.

Одним из основоположников школы культурного релятивизма  является американский ученый Мелвилл Херсковиц. Свои взгляды он обобщил в работах «Аккультурация», «Человек и его творения», «Культурная антропология». Мелвилл Херсковиц представлял общий культурно—исторический процесс как сумму разнонаправленных развивающихся культур. В самом общем плане он понимал культуру как созданную человеком среду обитания, рассматривая каждую отдельную культуру как неповторимую, уникальную модель, определяемую постоянной традицией, которая проявляется в присущих каждому народу специфических системах ценностей, часто несопоставимых с системами других народов. Культура обеспечивает целостность и жизнеспособность общества. Историю человечества Мелвилл Херсковиц понимал как сумму самостоятельно развивающихся культур и цивилизаций.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"