Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 21:24, шпаргалка

Описание работы

1)Объект и предмет социологии. Структура и функции социологического анализа
Термин "социология" ввел в научный оборот Огюст Конт в работе "Курс позитивной философии" в 1842 г. Это было время крупных открытий в области естественных наук, что повлияло на мировоззрение ученых. О. Конт придерживался принципа "порядок и прогресс", который он понимал по аналогии с физикой как симметричность и уравновешенность всех структурных элементов общества, а социологию как источник знаний об обществе, которая необходима, прежде всего, для оптимизации отношений между людьми.

Файлы: 1 файл

ответы на зачет.docx

— 163.38 Кб (Скачать файл)

Считал, что религия - социальное зло, освобождение от которого возможно только благодаря социальной революции.

П.Н.Ткачев (1844-1886). Основные социологические работы: " Задачи революционной пропаганды в России", "Что такое партия прогресса", "Накануне и на другой день революции", "Производительные силы Европы", "Анархическое государство".

Большое внимание уделял проблеме прогресса. Прогресс находит выражение в  трех сферах: в природе, в индивидуальном организме и в человеческом обществе. Основная цель социального прогресса - приведение в соответствие потребностей людей с возможностями их удовлетворения.

2. Субъективная школа

П.Л.Лавров (1828-1900). Основные социологические работы: "Социологи-позитивисты", "Введение в историю мысли", "Теория и практика прогресса", "Социальная революция и задачи нравственности", "Задачи понимания истории".

Считал, что социология - это наука  о солидарности, практические задачи которой не могут быть отделены от теоретического их понимания. Государство  и общество должны служить человеку, а не он им. Не должно происходить  подчинения общественного элемента личному или поглощения личности обществом. Личность должна понять общественные интересы, которые являются сутью  ее интересов. Движущая сила истории - "критически мыслящая личность", элитарное меньшинство, а большинство  служит и трудится, создавая меньшинству  возможность служить народу для  искупления его жертв, возврата народу его морального долга. Если общество заглушит критически мыслящих личностей, это приведет к застою и гибели.

Н.К.Михайловский (1842-1904). Основные социологические работы: "Аналогический метод в общественной науке", "Теория Дарвина и общественная наука", "Герои и толпа", "Орган, неделимое, общество".

При рассмотрении предмета социологии акцентировал внимание на исследовании процессов борьбы за индивидуальность, понимая под этим целостность  человека в его взаимодействии с  социальными структурами. Только справедливый общественный строй может гарантировать  уважение к человеческой неповторимости и индивидуальности.

Идеал общественного развития - создание таких отношений, которые способствовали всестороннему развитию личности. Такое  возможно только при социализме, когда  будут реализованы идеалы свободы, равенства и справедливости. Михайловский считал, что социализм - это "творчество личного начала при посредстве начала общинного".

С середины 1870х годов занялся  психологией "толпы", изучением  психологии масс, анализом психологических  путей и средств воздействия  личностей на народ. Проводил различие между понятиями "герой" и "великая  личность".

Михайловский первый в социологии разработал теорию подражания.

3. Натуралистическое направление.

Его представители выдвигали на первый план географический фактор.

Л.И.Мечников (1838-1888). Основная социологическая работа: "Цивилизация и великие исторические реки. Географическая теория развития современного общества".

Две основные проблемы: социальный прогресс и его критерий, механизм социального  прогресса. Мерилом прогресса выступает  солидарность. Главный показатель социального  прогресса - степень свободы при  образовании кооперации. Считал, что  социальный прогресс проходит те же ступени  солидарности, что и в органическом мире.

Пытался рассмотреть механизм влияния  природы на социальное устройство общества. Выделял 3 периода в истории цивилизации: речной, средиземноморский, океанический. С этой периодизацией связывает основной закон развития культуры.

По мнению Мечникова, социологические  законы не сводимы с законами природы, выступал против социал-дарвинизма.

Пытался связать проблему географического  фактора с условиями материальной жизни общества.

.

4. Органицизм.

Исходный путь органицизма - гипотетическое отождествление общества с организмом.

А.И.Стронин (1826-1889). Основные социологические работы: "История и метод", "Политика как наука", "История и общественность".

По мнению Стронина, общество - это организм, а социальные институты - отдельные части организма. Функционирование человека и общества происходит одинаково.

Структуру общества представлял в  виде пирамиды. Вершина - привилегированное  меньшинство (судьи, законодатели, администрация). Середина - капиталисты. Основание- большинство общества( земледельцы и ремесленники).

П.Ф.Лилиенфельд (1826-1903). Основные социологические работы: "Мысли о социальной науке будущего", "Социальная патология".

Так как общество - организм, оно  обладает всеми отличительными чертами  организма. Выделял в жизни общества 3 главные функции:

Физиологическая или экономическая

Морфологическая или юридическая

Индивидуальная или политическая

Считал, что классовая борьба и  революция - это патология, ненормальное развитие.

5. Психологическое направление.

Главное внимание было направлено на изучение психологического механизма  и социальных форм проявления поведения  индивида или группы.

Е.В.Де Роберти (1843-1915). Основные социологические работы: "Социология", "Прошедшее философии", "Новая постановка основных вопросов социологи".

Положение о социальной эволюции как  об основном факторе социологии.

Все социальные явления и процессы можно поставить в эволюционный ряд, состоящий из семи категорий: психологическое  взаимодействие - общественные группы - личность - наука - философия - искусство - практическая деятельность.

Н.И.Кареев(1850- 1931). Основные социологические работы: "Историко-философские и социологические этюды", "Введение в изучение социологии", "Сущность исторического процесса и роль личности в истории", "Историка. Теория исторического знания", "Общие основы социологи".

Общество - сложная система психологических  и практических взаимодействий личностей, "надорганическая среда". Она делится на культурные группы и социальную организацию. Культурные группы - предмет изучения психологии, социальные организации - предмет изучения социологии.

6. Плюралистическая школа Ковалевского

М.М.Ковалевский (1851-1916). Основные социологические работы:

" Очерк развития социологических  учений", "Очерк происхождения  и развития семьи и собственности", "Современные социологи", "Происхождение  семьи, рода, племени, собственности,  государства и религии".

Считал, что социология - синтез результатов, полученных конкретными общественными  науками, наука, имеющая своей целью  установление законов и тенденций  общественного развития. Считал, что  на исторический процесс параллельно  влияет множество факторов, но в  различные эпохи на первое место  выдвигались разные факторы.

Считал, что исторический прогресс связан с существующей исторической закономерностью. Отрицательно относился  к революции, как к источнику  социального прогресса. Считая, что  только система продуманных реформ является необходимым благом для  общества.

В центре соц. теории Ковалевского - учение о солидарности.

Ковалевский выдвинул теорию эволюции, то есть органической смены стадий общественного развития.

7. Ортодоксальный марксизм.

Г.В.Плеханов (1856-1918). Основные социологические работы: "Социализм и политическая борьба", "Очерки по истории материализма", "Основные вопросы марксизма", "Искусство и общественная жизнь", "К вопросу о роли личности в истории".

Глубокая и основательная критика  методологических основ буржуазной социологии, противопоставлял ей марксистскую социологию, (социологию предвидящую).

Критика буржуазной философии.

Разрабатывал основные проблемы социологии на основе материализма, рассматривал методологию научного предвидения  в социальном познании.

Критиковал теорию фактов в социологии, плюралистические взгляды Ковалевского, субъективную социологию народничества.

Он подчеркивал определяющее значение исторической необходимости в действиях  личности, при этом не занижая роль исторической инициативы личности на определенном этапе развития общества.

Второй этап: 1890е годы - начало ХХ века.

1. Неокантианство.

Основные моменты неокантианской концепции:

Приоритет логических основ

Критика понятий и языка социологии

Гносеологическое философствование

Неокантианство в России можно  разбить на 3 группы:

1.1 Ортодоксальное ядро (социологическая  гносеология)

А.С.Лаппо-Данилевский (1863-1919). Основная социологическая работа: "Методология истории".

Он выступил за переход от "публицистического  любительства" в социологии к  ее специализации, то есть к научному профессионализму. В центре его внимания - вопросы синтеза истории и  социологии.

Считал, что социология - это абстрактная, обобщающая наука, которая не может  опираться безусловно на понятия физики, механики или энергетики.

Б.А.Кистяков (1868-1920). Основные работы: "Общество и личность", "Социальные науки и право".

Общество, по его мнению, это психическое  взаимодействие людей, и его нельзя рассматривать с помощью пространственных категорий.

Отмечал наличие кризиса в современном  социальном познании, выход из которого надо искать в области методологии.

Настаивал на пересмотре всех основ  социального знания.

1.2 Субъективно -нормативная концепция.

П.И.Новгородцев (1866-1924)

Критика позитивистской социологии. Обращает внимание на внутренний мир  личности, но не согласен с интерпретацией личности как пассивного продукта, части социальной среды. Общество - сознание отдельных лиц.

Новгородцев опирался на сформулированный Кантом и Гегелем тезис в их концепции права о том, что  социальному прогрессу всегда предшествует поворот к идеализму. Эту идею он положил в основу "системы  нравственного идеализма". Поворот  к идеализму возможен только в  результате разрыва с позитивизмом.

В.М.Хвостов (1868-1920)

<[>Социология - особая промежуточная  наука, которая использует типологические  методы.

Личность - социокультурное образование, на которое общество и культура ставят свой отпечаток.

Хвостов отрицательно относился к  революции как форме разрешения социальных противоречий. Необходимо учитывать, что она ведет к  разрушению культуры и гибели людей. Отдавал предпочтение реформам. Подверг  критике марксизм и субъективную школу.

1.3 Концепция индивидуального психологизма.

Л.И.Петражицкий (1867 - 1931)

Социология - наука, призванная изучать  человеческое участие в процессах  социальной жизни. Основной метод изучения и познания предметов: наблюдение.

Центральным научным термином социологии считал социальное поведение и мотивы (эмоции), а не общество и ценности, как принято.

Историю человечества рассматривал как  постоянный рост разумности норм и  учреждений, увеличение гуманности средств  реализации норм и ускорения социального  действия.

2. Легальный марксизм

С.Н.Булгаков (1871-1944)

Н.А.Бердяев (1874-1948)

М.И.Туган-Барановский (1865-1919). Основные социологические работы: "Значение экономического фактора в истории", "Экономический фактор и идеи", "Русская фабрика".

П.Б.Струве (1870-1944). Основные социологические работы: "Критические заметки к вопросу об экономическом развитии в России", "Моим критикам".

Выступали против народничества, против положения том, что развитие капитализма  есть регресс России, отстаивали идею прогрессивности капитализма. Отрицали наличие антагонистических противоречий, выступали против необходимости  социалистической революции и диктатуры  пролетариата. Либерально - буржуазная политическая программа с заимствованными  марксистскими экономическими идеями.

Философия на базе идеализма. "Легальные  марксисты" считали, что капитализм в России является исторической необходимостью, и для обоснования "прогрессивной  и культурной миссии" капитализма  в будущем пытались применить  идеи марксистской социологии.

3. Ортодоксальный марксизм (развитие)

Развитием идей Плеханова занимался  В.И.Ленин.

3 этап: первая четверть ХХ века.

Неопозитивизм.

К.М.Тахтарев (1871-1925). Основные социологические работы: "Главнейшие направления в русской социологии", "Наука об общественной жизни", "Общество и государство и закон борьбы классов".

Выступал против марксистского  понимания классовой борьбы, противопоставляя ему идею межклассового сотрудничества и солидарности. Окончательным победителем  в общественной борьбе будет труд, но труд творческий и действительно  общественный.

П.А.Сорокин (1889-1968). Основные социологические работы: " Система социологии", "Социология революции", "Социальная мобильность", "Социальная и культурная динамика", "Россия и Соединенные Штаты", "Общество, культура и личность", "Взаимная конвергенция США и СССР в направлении смешанного социокультурного типа".

Сорокин не принимает социалистическую революцию и открыто выступает  против нее.

В его понятии, социология - наука, самостоятельно изучающая наиболее общие родовые свойства человеческого  взаимодействия.

Предмет социологии - элементы человеческого  взаимодействия, их классификация и  условия возникновения, сохранения и исчезновения простых коллективных единств.

Предлагал создать социологию на следующих  принципах:

1.Социология, как наука, может  и должна строиться по типу  естественных наук.

2. Социология может и должна быть наукой теоретической, изучающей мир людей таким, какой он есть

3.Социология должна быть объективной  наукой.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"