Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 22:20, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Социологии".

Файлы: 1 файл

Социология.doc

— 543.00 Кб (Скачать файл)

          

  1. Предмет социологии предпосылки ее возникновения. Структура социологии и ее функции.

Одни социологи рассматривают  общество как структурированную  систему, другие – как совокупность взаимодействующих индивидов, одни изучают материальные факты, другие – символы. Ткань общественных отношений настолько сложна, что практически невозможно в одном определении выразить столь широкомасштабный предмет социологии. Поэтому приведем некоторые наиболее авторитетные суждения:(Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. М., 1999. С. 67-69.)

“...Можно назвать институтом все верования, все поведения, установленные группой. Социологию тогда можно определить как науку об институтах, их генезисе и функционировании”(Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995. С. 20.) (Э. Дюркгейм).

Социология, “будучи в самом  широком смысле слова обширною наукой об обществе... может быть определена как наука социальных элементов  и первых принципов”(Гиддингс Ф.Г. Основания социологии. М., 1898. С. 36.) (Ф.Г. Гиддингс).

Предмет социологии “заключает в  себе множество движений... отношение  индивидуума к обществу, причины  и формы образования групп, противоположности  классов и переходы от одного к  другому, развитие отношений между  господствующими и подчиненными и бесконечное число других вопросов”(Зиммель Г. Социальная дифференциация. М., 1909. С. 11.) (Г. Зиммель).

“Социология есть наука, исследующая  формы правления, усиления и ослабления солидарности между сознательными  органическими особями”(Лавров П.Л. Философия и социология//Избр. произв. В 2 т. М., 1965. Т. 2. С. 639.) (П.Л. Лавров).

Социология должна быть учением  об обществе, подобно тому как существует общее учение о жизни”(Кареев Н.И. Введение в изучение социологии. СПб., 1897. С. 3.) (Н.И. Кареев).

 Социология – “наука о порядке и прогрессе человеческих обществ”(Ковалевский М.М. Социология. СПб., 1910. С. 30.) (М.М. Ковалевский).

“Социология изучает  явления взаимодействия людей друг с другом, с одной стороны, и  явления, возникающие из этого процесса взаимодействия,– с другой”(Сорокин П.А. Система социологии. М., 1993. Т. 1. С. 57.) (П.А. Сорокин).

В дополнение к этому приведем еще  некоторые определения предмета социологии как науки, которая изучает  общество и социальное поведение.

Согласно определению  Р. Парка и Э. Берджесса, социологию можно считать наукой, которая изучает коллективное поведение. А. Инкелес в свою очередь отмечает, что социология изучает системы социальных действий и их взаимоотношения и ее объектами являются общества, институты и социальные отношения.

Социология пытается постичь поведение человека, детерминируемое  прежде всего культурой, бытом, социальной организацией и другими подобными  факторами. При этом, естественно, в  поле зрения исследователя попадают различные причинные связи, отношения  и зависимости, т.е. социальное поведение изучается в динамике.

Г.В. Осипов определяет социологию как науку, которая исследует  социальную структуру общества, развитие систем и организаций, а также  взаимодействия внутри общества. Под  социальной структурой Осипов подразумевает между- и внутриклассовые отношения и систему социальных институтов или учреждений, регулирующую эти отношения.

 

Функция есть одна из форм проявления сущности или проявление одной из сторон сущности. Выделяя  функции, мы  тем самым раскрываем содержание того или иного явления.

 Основные функции  социологии:

  1. теоретико-познавательная. Обеспечивает развитие фундаментальной науки, опираясь на знание о социальных процессах и закономерностях общественного развития. Социологические исследования позволяют адекватно оценивать складывающиеся в обществе ситуации и результаты социальных (политических) инициатив, являются средством осознания и самопознания ценностных нормативов, присущих различным регионам, группам населения, этносам и т.д.;
  2. прикладная, т.е. практически  преобразовательная.  Осуществляется посредством участия в разработке и обосновании социальной политики на самых различных уровнях общества. Это стимулирует создание различных социальных служб, расширение социальной статистики, развитие социотехнических функций социологии;
  3. прогностическая Призвана сформировать у людей ориентацию на перспективу. Результаты социологических исследований являются базой для принятия управленческих решений, для прогнозирования процессов;
  4. идейно-воспитательная. Находит свое выражение в той роли, какую играют социологические исследования и их результаты в воспитательной работе;
  5. социология, по замечанию известного немецкого социолога М.Вебера, начинается там, где обнаруживается, что “экономический человек” – слишком упрощенная модель человека. Социология помогает преодолеть одностороннее представление о человеке.

 Как отмечалось  ранее, среди современных социологов  нет единства в определении  предмета социологии, а потому  нет единства в трактовке самой  науки социологии. Одни понимают под ней науку, анализирующую структуры социальных отношений, которые складываются в ходе социального взаимодействия (см., например: Аберкомби Н. и др. Социологический словарь. С.304 ).

“Социология, - утверждает современный французский социолог          Р.Арон, - есть исследование, претендующее на научный подход к социальному как таковому либо на элементарном уровне межличностных отношений, либо на макроуровне больших совокупностей, классов, наций, цивилизаций, или используя ходячее выражение глобальных обществ” (Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993. С. 24). В.Г. Харчева считает, что социология – это наука о социальном мире, социальных взаимодействиях личности (см.: Харчева В. Основы социологии. С.5). Н.Смелзер социологию определяет как “…научное изучение общества и общественных отношений” (Смелзер Н. Социология / Пер. с англ. М.: Феникс,1994. С.659). Э.Гидденс считает, что “социология изучает человеческие группы и общество. Социология – одна из группы социальных наук, которые включают также антропологию, экономику, политическую науку и “человеческую” географию. Между ними нет четкой дифференциации. Каждая из них вносит определенный вклад в анализ современного мира. Все они разделяют определенный уровень общих интересов, концепций и методов” (Гидденс Э. Социология: Учебник 90 – годов (реферированное издание). Челябинск, 1990. С.263).

 Украинские ученые  определяют социологию как науку  “…о законах и формах социальной  жизни людей. Она  изучает  общество на всех уровнях его  организации: социальном, формационном, общинно-групповом, вплоть до малых социальных групп,… законах и формах социальной (общественной) жизни людей в ее конкретных проявлениях: различных по сложности социальных системах, общностях, институтах, процессах” (см.: Социологический справочник. Киев, 1990. С.64, 104).

 Несмотря на кажущееся  разнообразие определений “социологии”, всех их объединяет главное:  социология изучает социальные  факты, явления и процессы в  их развитии. Социолог исследует  проблемы экономики, политики, образования, демографии, психологии и т.д. через призму интересов людей как общественных существ, их мотивов и ожиданий.

Уровни социологического знания. Любая наука, достигшая известной степени зрелости, дифференцирована и состоит из ряда отраслей или отдельных научных дисциплин. Так обстоит дело и в социологии.

 В научной литературе, как правило, выделяют социологические  знания и теории различного  уровня:

  1. высший - социологию общества в целом или социологию глобальных обществ;
  2. средний – социологию различных сфер жизнедеятельности людей или специальные (отраслевые) социологические теории, (например, социология труда, социология семьи, социология культуры, этносоциология, экономическая социология, социология образования и воспитания и др.);
  3. низший – конкретно-социологические исследования. Есть и другие подходы к классификации социологии. Порой социологию подразделяют на фундаментальную (теоретическую) и прикладную (эмпирическую). Понятно, что любое деление социологического знания достаточно условно, ибо любое из них прямо или косвенно вносит вклад в решение как научных, так и практических задач.

 Интересный подход  к выделению уровней социологического  знания предложил известный американский  социолог русского происхождения П.А.Сорокин (1889-1968). Всю социологию он подразделил на четыре главных отдела.

 Первый  отдел социологии составляет общее учение об обществе. Сюда входит определение общества как социального явления, описание его черт, анализ процесса взаимодействия, формулировка основных социальных законов; сюда же отнесены и история самой социологии, характеристика современных социальных направлений и учений о методах социологии.  

 Второй отдел социологии образует социальная механика. Задачей этого отдела, наиболее важного из всех остальных, служит изучение закономерностей, проявляющихся в общественных явлениях.

 Социальная механика  – как часть социологии-ставит своей задачей

а) разложить сложные  общественные явления на простейшие элементы;

б) изучить свойств  этих элементов, тех эффектов, которые  они вызывают в поведении людей в общественной жизни;

в) в конечном итоге  понять весь механизм общественной жизни, раскрыть ее тайны, сделать непонятное понятным, сложное простым, случайное закономерным.

 Третьим отделом социологии он считал социальную генетику. Ее содержанием является

1) учение о происхождении  и развитии общества и общественных  институтов (языка, семьи, религии,  хозяйства, права, искусства и  т.д.);

2) учение об основных  исторических тенденциях, проявляющихся  с поступательным ходом истории  в развитии общества и общественных институтов.

 Четвертым отделом социологии является социальная политика. Этот отдел по своему характеру и целям является чисто практическим, прикладным. Его задача - формулировка (разработка) рецептов, указание средств, пользуясь которыми, можно достичь улучшения общественной жизни и человека. Иначе, социальную политику можно называть социальной медициной или учением о счастье.

 Итак, социология – наука об обществе. Она исследует общие и специфические социальные законы развития и функционирования исторических определенных социальных систем. Это наука о механизмах действия и формах проявления этих законов в деятельности личностей, социальных групп, общностей, классов, народов.

 

Источник: Социология: Учебник для  высших учебных заведений / Г.В.Осипов, А.В.Кабыща, М.Р.Тульчинский и др. М.,1995.

 

2. Огюст Конт—основоположение  социологии, его учения о трех  стадиях развития общества.

 

Социология как самостоятельная  отрасль научного знания появилась  сравнительно недавно - в начале Х1Х в.

 Термин “социология” имеет латино-греческое происхождение. В переводе на русский он означает – “наука об обществе”. Человечество на всех этапах своего развития стремилось понять, осмыслить и влиять на развитие общества. Однако только в конце XУIII- начале XIX в. остро почувствовалась необходимость в ответах на острейшие социальные проблемы общественного развития.

 В самом общем  плане необходимой предпосылкой  социологического познания является  взгляд на общество как объективно  взаимосвязанное целое.

 Впервые в научный  оборот термин «социология» был введен французским ученым Огюстом Контом (1798-1857), который одним из первых изучил характерные особенности индустриального общества и сформировал законы его функционирования и развития. Свое учение, которое состояло из социальной статики, изучавшей законы существования, и социальной динамики, раскрывающей последовательность явлений, он вначале назвал “социальной физикой”. Когда же в 1839 г.выяснилось, что бельгийский статистик А.Кетле также использовал этот термин, О.Конт ввел новый термин ”социология“. Он возлагал на новую науку большие надежды, смотрел на социологию как на своеобразную религию человечества. Управление согласно социологическим принципам обеспечивало бы всеобщий порядок и прогресс.

 Конт был одним  из первых мыслителей, который попытался философские суждения поставить на фундамент эмпирических фактов. Он предложил метод, с помощью которого можно соединить абстрактную теорию общества и проверенные факты о поведении людей. Основная идея Конта – отделение “науки”  от “методики” и теологии. По его мнению, истинная наука должна отказываться от неразрешимых вопросов, т.е. таких, которые невозможно ни подтвердить, ни опровергнуть не опираясь на факты. Конт настаивал на исследовании взаимосвязей факторов, их функционирования в рамках больших целостностей, систем. Высшим видом систем он считал общество, человечество.

 Конт выступил, таким  образом основоположником  позитивизма. Суть его позитивизма сводилась к трем основным положениям:

  1. социология должна просто суммировать общие выводы частных наук;
  2. общественные явления можно объяснить с точки зрения структуры, а не человеческих мотивов и поступков;

3) исходя из позитивистской  философии, социология, по мнению  Конта, может быть научной в  той же мере, что и физика. Позитивистская теория сводила социальное к природному.                      

 Ныне позитивизм  имеет множество оттенков и  направлений. Но все они, как,  например, организмические теории, отрицают какое бы то ни было существенное различие между социальными и биологическими процессами.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"