Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 22:20, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Социологии".

Файлы: 1 файл

Социология.doc

— 543.00 Кб (Скачать файл)

Труды Конта, Спенсера, Маркса, Энгельса объединяет общая идея разработки не философского, а собственно научного подхода к изучению социальных явлений  и процессов. Создание специальной науки об обществе — это основная проблематика, определившая содержание позитивистских и материалистических концепций середины — конца XIX века. Идея науки об обществе сформировалась как реакция на умозрительный, метафизический характер предшествующей философии истории. Тем не менее невозможно квалифицировать позитивизм О. Конта, эволюционизм Г. Спенсера исторический материализм К. Маркса, научный социализм Ф. Энгельса как собственно социологические концепции. Несмотря на намеренно антифилософскую постановку проблемы создания науки об обществе, их исследовательский подход — выведение универсального закона развития человечества в рамках универсальной мировоззренческой доктрины — остается скорее философским. С другой стороны, именно Конт, Спенсер, Маркс наполнили такие биологические, политэконо-мические, юридические термины, как эволюция, функция, структура, производство, классы, институт, норма и т. д. социальным содержанием и тем самым заложили основы понятийного аппарата современной социологии. С учетом этой двойственности корпус трудов Конта, Спенсера, Маркса, Энгельса, а также таких ныне менее известных мыслителей, как Дж. С. Милль, Л. фон Штайн, А. Шеффле следует квалифицировать как протосоциологические.

 

Источник: Иванов Д. История социологии, СПб., 2007

 

 

  1. Развитие социологии в России.

 

Для российских социологов от революционно-демократических до консервативных всегда была характерна широта мышления. Появлению социологии в России предшествовали те же предпосылки, что и в странах Запада: развитие капиталистических отношений и достижения в естествознании. Поэтому не случайно одним из основных в России, как и на Западе, стало позитивистское направление социологии. Наиболее крупным его представителем был М.М. Ковалевский (1951-1916). Его взгляды складывались под непосредственным воздействием идей О.Конта и Г. Спенсера; с последним русский социолог был лично знаком. Ковалевский близко знал К.Маркса и Ф. Энгельса, но не воспринял их идеи, оставаясь под влиянием социологического позитивизма. В 1910 г. в своем двухтомном труде «Социология» он изложил основные идеи своей позитивистско-ориентированной генетической социологии. Ковалевский считал основным методом социологии сравнительно-исторический, используя который наука сможет, по его мнению, решить проблему происхождения и развития общественной жизни и социальных институтов. Его волновали вопросы социального прогресса, сущность которого он усматривал в развитии солидарности как универсального средства сближения классов, социальных групп, народов, государств. Ковалевский задачу социологии видел в исследовании механизмов солидарности, ее сущности форм и видов. Другое течение в российской общественной мысли – религиозно-консервативное – было наиболее ярко представлено Н.Я. Данилевским (1822-1885). Оно явилось первым в истории антиэволюционистской модели общественного прогресса. В своей книге «Россия и Европа» (1869г.) Данилевский разработал теорию культурно-исторических типов, носивших обособленный, локальный характер.  В своем развитии они проходят три этапа: юность, зрелость и старость. Из совокупности исторических явлений Данилевский выделил «полноценные» культурно-исторические типы:           1) египетский, 2) китайский,   3) ассирийско-вавилоно-финикийско-халдейский или древнесемитский, 4) индийский, 5) иранский, 6) еврейский, 7) греческий, 8) римский,  9) новосемитский или аравийский; и два американских типа: мексиканский и перуанский, погибших «насильственной смертью» до завершения цикла развития. Главным критерием выделения типов является языковая близость, а сам культурно-исторический тип понимается как сочетание психоэтнографических, антропологических, социальных, территориальных и других признаков. Из описанных типов самым перспективным Данилевский считал «славянский». Этот тип наиболее ярко представлен в русском народе. Славянским народам присуща «прирожденная гуманность».  Эта отличительная черта русского народа проявляется и в самом образе его исторических действий.

По расчетам Данилевского, европейская цивилизация уже  вступила в фазу органического умирания, напротив, создание условий для исторического развития «молодого» славяно-русского культурно-исторического типа – важнейшая историческая задача России. Идеи славянофильства Данилевский доводил до крайне консервативных выводов, призывал к борьбе русского народа и Российского государства с другими народами для утверждения «славянского» типа.  Неслучайно либеральные социологические критики (Н.К. Михайловский, Н.И. Кареев, Вл.С. Соловьев) усмотрели в учении Данилевского отход от гуманистических традиций русской общественной мысли. Концепция культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского получила наиболее широкое признание лишь в         начале ХХ в.

Несколько подробнее  следует остановиться на идеях и  воззрениях    Н. К. Михайловского (1842 – 1904). Это был крупнейший русский социолог второй половины ХIХ в. Его считают одним из основателей субъективной социологии. В центре внимания концепции Михайловского – индивид, личность, человек, а мерилом прогресса общества является развитие личности. Основой прогресса является преодоление отчуждения личности от общества, возвышение ее над ролью простого придатка (средства) общества. Но субъективизм социологии Михайловского, конечно, не в этом. Субъективизм проявляется в недооценке закономерностей общественного развития и тесно связанном с этим признании некоего социального идеала общества, являющегося результатом его конструирования личностью. По мысли Михайловского, социология должна иметь дело не с объективными свойствами социальных процессов и явлений, а с целеполагающими и этическими факторами человеческой деятельности.

В 1916 г. ведущие русские  социологи, биологи и экономисты основали первое в стране социологическое  общество имени                      М.М. Ковалевского. Его президентом  стал А. С. Лаппо-Данилевский, а секретарем  - П.А. Сорокин.

Несмотря на достаточно широкое развитие социологии в дооктябрьский  период, она не преподавалась в  университетах как учебная дисциплина.

При всем многообразии социологических  теорий и подходов для русской  социологической мысли ХIХ - начала ХХ в. была характерна тесная связь с гуманистическими идеалами российской философии, синтетический подход, сочетающий социологию с другими общественными науками (правом, философией, экономикой, историей) и патриотическими чувствами в связи с судьбой России. Как отмечают современные исследователи, российская социологическая мысль ХIХ-начала ХХ в. по своим методологическим установкам и теоретическим достижениям не уступала зарубежной, но отличалась историческим и культурным своеобразием.

Послеоктябрьский  период развития социологии в России (до конца 20-х – начала 30-х гг.)

В 1918 г. были созданы кафедры  социологии в Петроградском и  Ярославском университетах, введена научная степень по социологии.            В 1919 г. был учрежден социобиологический институт. В 1920 г. на факультете общественных наук Петроградского университета было образовано социологическое отделение. Возобновило свою деятельность Российское социологическое общество им. М.М. Ковалевского, председателем которого стал Н.И. Кареев. В эти же годы стала издаваться обширная социологическая литература. В 20-30-х гг. было издано около 300 различных книг, брошюр, в которых освещались результаты конкретных исследований новых социальных процессов, происходящих в стране; социологические исследования позволили сравнить результаты обследований, проведенных до Октября, с новыми данными и показать, насколько глубокие изменения произошли в сознании людей, в их идеалах, стремлениях, целях, жизненных планах, в их отношении к социализму. В тот период были изданы учебники по социологии не только для высших учебных заведений, но и для школ.

Социология этого периода  была представлена многочисленными  теоретическими течениями. Их условно можно  объединить в два основных направления:

  1. немарксистская академическая социология (Н.И. Кареев,           П.А. Сорокин, К.М. Тахтарев и др.);
  2. марксистская социология, ориентированная преимущественно на политическую борьбу (А.А. Богданов, В.И. Ленин, Е.А. Энгель и др.).

Среди монографий по проблемам  теоретической социологии того времени  можно отметить такие: Хвостов В.М. Основы социологии: учение о закономерности общественных процессов. М., 1920; Сорокин  П.А. Основы социологии. СПб., 1922; Бухарин Н.И. Теория исторического материализма: Популярный учебник марксистской социологии. М., 1923; Энгель Е. А. Очерки материалистической социологии М., 1923; а также многие другие.

Большой вклад в развитие социологии внес выдающийся русский  социолог П.А. Сорокин (1889-1968). После революции, уже будучи известным мыслителем, Сорокин был вынужден уехать на Запад в числе прочей интеллигенции по известному указу В.И. Ленина. До конца своих дней мечтал вернуться в Россию, но  этой мечте не суждено было сбыться. В США развернулся в полную силу его необычайный талант мыслителя. Американцы, оставившие за ним «заокеанского наставника», «страстного русского оратора», относят его к числу отцов-основателей американской социологии.

Наследие П.А. Сорокина колоссально. Он автор более полусотни книг, бесчисленных статей и эссе.  Его книги переведены почти на все языки мира. При изучении конкретных проблем социологии мы неоднократно будем обращаться к его теоретическому наследию. Он плодотворно работал над проблемами общественного развития, социальной мобильности и социальной стратификации, создал теорию социокультурной динамики.

В российской социологии заметный след оставил Н.И. Кареев (1850-1931) – выдающийся русский ученый, оригинальный социолог, один из основателей субъективной школы в социологии. Им были написаны такие работы, как «Введение в изучение социологии» (СПб., 1897), «Историология: теория исторического процесса» (Пг., 1919) и другие. Он разработал и издал несколько программ по социологии для системы образования. Его работы отличаются доступностью языка, доказательностью, широким использованием исторического материала.

В этом плане показателен  такой пример: в своем предисловии   к книге «Введение в изучение социологии» (3-е изд. Спб., 1913) он помещает обширный библиографический указатель, в котором приводится до девятисот названий книг, брошюр и статей на разных языках (из них на русском более 250).

Восторженно приветствовал   Февральскую революцию 1917 г. в России.  Октябрь того же года он встретил как неизбежность – Кареев понимал: в русской революции порыв к свободе таил в себе и волю к разрушению. Он никак не соглашался с начавшимся в нашей стране обобществлением мысли, шедшим рука об руку с обобществлением промышленности. Это, по-видимому, и послужило одной из причин гонений на представителей русской профессуры старой школы, в том числе и на Кареева. Скончался он скоропостижно в 1931 г. 

В этот период проводилось  большое количество разноплановых  социологических исследований прикладного  характера. Среди авторов таких исследований по проблемам рабочего класса, крестьянства, интеллигенции, труда и быта, культуры и образования, методологии и методики их изучения – С.Г.Струмилин, А.К.Гастев, А.В. Болтунов, Е.О. Кабо, В.В. Коган,         Н.С. Лебединский, А.А. Альтшуллер (Пермь) и др. Некоторые социологические работы получили международное признание. Особое значение имели исследования, которые были посвящены изучению социального фактора в производственной деятельности человека. Результаты исследований помещались в более чем десяти журналах по проблемам условий организации труда и управления (“Организация труда”, “Система и организация”, “Производство, труд и управление”, “Экономика и быт”, “Статистика труда” и др.). По существу такие исследования во многом предвосхитили труды зарубежных ученых в области индустриальной социологии. Хотя работы первых советских социологов как теоретического, так и прикладного характера не были свободны от недостатков, все же нельзя не отметить тот большой вклад, который они внесли в решение социальных проблем своего времени, в разработку методологии и методики социологических исследований.

Социология  в СССР в конце 50-х - до середины 80-х  гг

Социологические исследования вновь приобрели права гражданства  лишь в конце 50-х гг., во времена «хрущевской оттепели». С этого времени начался новый период в развитии социологии, который продолжался вплоть до середины 80-х гг. За этот период социология добилась несомненного прогресса. Прежде всего она стала легально развиваться и как теоретическая, и как эмпирическая наука.  Были проведены важные исследования культурно-технического уровня рабочего класса, научно-технического прогресса, отношения рабочих к труду, бюджетов времени различных категорий населения, брака и семьи, молодежи и других проблем.  В этот период были проведены первые международные сравнительные исследования. 

В 1969 г. был создан Институт социологических исследований           (с 1990г. – Институт социологии), а  с 1974 г. стал выходить журнал «Социологические исследования». Появилось немало ярких ученых, среди которых наиболее известными не только в России, но и за рубежом стали Б.А. Грушин, И.С. Кон, Ю.А. Левада, Г.В. Осипов, А.Г. Харчев,                 В.Э. Шляпентох, В.Н. Шубкин, В.А. Ядов и др. Возникли центры по изучению социальных проблем в ряде регионов страны. Их возглавили крупные ученые (в Сибири - Т.И. Заславская, В.Н. Шубкин; на Урале –     Л.Н. Коган и З.И. Файнбург).

 

Современный период

Развитие российского  общества по принципиально новой  модели не могло не отразиться на социологии.

В сегодняшней России положение социологии носит отпечаток  двойственно. На идейно-теоретическом  уровне ее статус не подвергается сомнению. С 1989 г. началась вузовская подготовка социологов. Введена ученая степень  по социологии. В 1995 г. в вузах страны уже функционировали 290 кафедр социологии или кафедр общих с другими дисциплинами (см.: Социс. 1996. № 1. С.3). В январе 1999 г. в стране подготовку социологов-профессионалов вели уже 68 государственных высших учебных заведений. Издается большое количество научных работ как отечественных исследователей, так и зарубежных, в том числе произведения классиков социологии. Появилось большое количество  исследовательских центров. Во многих органах власти, в крупных политических партиях и движениях, редакциях газет и т.п. возникли отделы или службы по изучению общественного мнения. Средства массовой информации постоянно оперируют результатами социологических исследований. Активно их применяют в маркетинговой, менеджерской работе коммерческие структуры. Социологические службы обслуживают многочисленные избирательные кампании, «подпитывают» рекламный бизнес.

 

Источники: Голосенко И.А., Козловский В.В. История социологии ХIХ-ХХ вв. М., 1995.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"