Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 07:58, шпаргалка

Описание работы

46. Методы сбора социологической информации: анализ документов, наблюдение, опрос, эксперимент.
45. Программа социологического исследования, её составные элементы.
43. Понятие и сущность глобализации, её основные характеристики.
39. Социальный прогресс: понятие, содержание, характер и критерии.

Файлы: 1 файл

Шпоры соц все..doc

— 556.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10. Многообразие  определений культуры и подходов  к её исследованию. Социологическое понимание культуры.

Сегодня термин культура употребляется во множестве значений. Но можно выделить общие положения с которыми согласны все авторы:

1. Культура – это то, что отличает человека от животных.

2.Культура – это характеристика человеческого общества.

3. Культура не наследуется биологически, но предполагает обучение.

4. Культура напрямую связана с идеями, которые существуют и передаются в символической форме посредством языка.

Все многообразие подходов к исследованию культуры 

1. Предметный  подход. В рамках этого подхода культура понимается как «возделанное».Культура есть все то, что создано человеком.

2. Деятельностный  подход. Культура определяется как интегративная качественная характеристика любых форм и результатов (продуктов) человеческой активности, задающая её границы, определяющая её возможности и придающая ей смысл и значимость в глазах социализированных в ней субъектов.

3. Ценностный (аксиологический) подход.  Культура конституируется структурированной системой ценностей, признаваемых тем или иным социумом.

4. Технологический  подход. Культура технологична по своей природе, ибо она есть особая совокупность средств и механизмов для решения проблем, с которыми сталкиваются её носители.

5. Символический  подход. В основе культурного взаимодействия – понимание символов и умение с ними работать.

6. Игровой подход. Культура является самоценной игрой, организующей уже имеющиеся содержания, порождающей новые смыслы и возможные схемы коммуникации и действия.

7. Текстовый  подход.   Культура формируется и развивается в особом знаковом пространстве, отдельном от собственного социального пространства. Уровень доступных субъекту языков, кодов и текстов определяет его в поле культурных символов, а через них, в значительной мере, и его социальные возможности и претензии.

8. Коммуникативный  подход. Культуроорганизующий процесс – коммуницирование адресатов (отправителей сообщений) и адресатов (получателей сообщений) на основе знания кодов общих языков и общего (совместного) социокультурного опыта. Сообщения могут передаваться по различным каналам как пространственно между культурами, их подсистемами и субъектами, так и во времени.

9. Диалоговый  подход. Культура является исключительно сложным образованием, в котором постоянно организуется диалог различных традиций и содержаний не только в пространстве её существования, но и в её исторической ретроспективе.

10. Субъектный  подход. В данном  случае имеются в виду теории, специально фиксирующие свое внимание на носителях культуры.  Культура  есть социально-формирующая система, вне которой человек не может стать человеком, вне рамок которой (человек) он не может выстраивать свои деятельностные и коммуникативные стратегии.

 Социологический подход к культуре. В традициях, заложенных Э.Дюркгеймом, культура рассматривается  социологией как система идеалов, ценностей, норм, образцов поведения, регулирующих отношения между людьми и выполняющих функцию социальной ориентации в обществе.

Культура не наследуется  генетически и возникает вместе с возникновением человеческого  общества и формируется путем  аккумулирования опыта и знаний многих поколений. Материальная и духовная деятельность людей объективируется (воплощается) в социальные  носители культуры (артефакты). Например,  средства труда, способы производства и потребления, предметы домашнего обихода, здания, сооружения, произведения литературы и искусства, язык, традиции, обычаи, образцы поведения.

Социология рассматривает культуру как фактор организации общественной жизни, как совокупность идей, принципов, социальных институтов, обеспечивающих коллективную деятельность людей. Другими словами, культура – это регулятор жизнедеятельности людей и их образа жизни.

 

 

 

 

7. Понятие,  основные признаки (черты) общества.

Понятие общество многозначное,  ученые с трудом определяют его сущность. В широком смысле слова общество – это мировое сообщество или мировая система, подразумевающая все человечество как целое.

В более узком социологическом  смысле слово общество употребляется: определенная группа людей, объединившихся для общения и совместного  выполнения какой-либо деятельности; общество понимается как конкретный этап в историческом развитии какого-либо народа или страны; общество – это устойчивая общность людей в своих границах совпадающая с территорией гос-ва.; общество как совокупность общностей, объединенных одинаковым уровнем развития технологий, общими ценностями, образом жизни; общество сранивнивают со сложно организованной системой взаимодействия людей имеющих свою структуру и институты.

Однако на ряду с системным  подходом возможен и социо-культурный (Западная социология). Сущность социо-культурного подхода состоит в рассмотрении общества как единства культуры и социальности.

Признаки общества: 1.Оно  не является частью какой-либо более  крупной системы; 2. Браки заключаются  между представителями данного  объединения; 3. Оно пополняется преимущественно за счет детей, тех людей которые уже являются признанными представителями; 4. Общество имеет территорию, которую считает своей собственной. 5. У него собственные название и история; 6. Общество обладает собственной системой управления. 7. Объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида;8. Его сплачивает общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил, нравов), которую называют культурой.

Наиболее оптимальным  является системное определение, преложенное  Р. Кёнигом. Под обществом понимается: 1) конкретный тип образа жизни; 2) образованные народами конкретные социальные единства; 3) основанные на договорах экономические и идейные объединения; 4) целостное общество, т.е. совокупность индивидов и групп; 5) исторически конкретный тип общества; 6) социальная реальность – взаимоотношения индивидов и основанные  на этих отношениях структуры и социальные процессы.

8. Типология  и эволюция обществ. 

Все многообразие обществ, существовавших прежде и сейчас, социологи  разделяют на определенные типы. Несколько типов общества, объединенных сходными признаками или критериями, составляют типологию. Существует множество способов классификации обществ.

Если в качестве главного признака выбирается наличие письменности, то все общества делятся на бесписьменные или дописьменные, т.е. обладающие языком, но не имеющие письменности, и письменные, владеющие алфавитом и фиксирующие слова в материальных знаках и носителях: клинописных таблицах, берестяных грамотах, бумаге, книгах и т.д.

В соответствие с  критерием  число уровней управления и степень социального расслоения общества делятся на два типа – простые и сложные.

Согласно марксистской традиции, тип общества определяется способом производства и формой собственности. Объединенную этими признаками общества составляют общественно-экономическую формацию. Согласно Марксу, человечество проходит пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинную;рабовладельческую;феодальную; капиталистическую; коммунистическую.

В западной социологии ши роко известно разделение обществ на традиционные и современные.

Г. Ленски и Дж. Ленски (1970) классифицировали общества в соответствии с основными характерными для  них способами получения средств к существованию:1. Общества, живущие охотой и собирательством.2. Земледельческие (садоводческие) и скотоводческие общества. 3. Аграрные общества. 4. Промышленные (индустриальные) общества.

Широко используется типология, созданная Д. Беллом, который подразделил всемирную историю на три стадии: доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальное.

Эволюция общества

Во все времена, вне  зависимости от стадии своего развития, человек в процессе общения с  другими людьми обменивался с  ними информацией, а в общем смысле — получал информацию из окружающей среды и передавал её обратно. Благодаря такому информационному обмену складывались и затем ширились самостоятельные общества — группы людей, объединённых, прежде всего, для общения и совместного занятия какой-либо деятельностью, т. е. осуществления процессов, позволявших этой группе и каждому человеку в отдельности выживать, развиваться и совершенствоваться (если это предполагалось особенностями организации общества). Так создавались условия для сбора, накопления и синтеза знаний.

Различные литературные источники приводят многочисленные варианты этапов эволюции любого общества. Из всех возможных мы рассмотрим такие, которые наиболее важны для понимания в контексте изучения информатики.

✦ Одним из важнейших критериев организации общества является наличие или отсутствие в нём письменности. Передача информации при помощи письменных источников значительно ускоряет процесс совершенствования общества, сбора и классификации знаний. В развитых обществах умение писать и читать — определяющий фактор развития личности на протяжении всей жизни. Современному человеку для его полноценного становления недостаточно новейших технологий, — важна книга (в каком виде она ни была бы представлена).

✦ Немаловажным фактором является способ управления обществом. Чем больше уровней управления, тем сложнее становится внутреннее взаимодействие между людьми в обществе, что обусловливает возникновение правил взаимодействия — как нравственно-этических (незафиксированных), так и юридических (записанных в законах).

✦ Ещё одним методом рассмотрения эволюции общества, на который мы обратим особое внимание, является классифицирующий её этапы по способу организации производства. Ведь в настоящее время информационные технологии всё больше проникают в производство, а, значит, их использование в целом влияет на наше благосостояние.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

37. Механизмы  социального конфликта и его  стадии.

Социальный  конфликт  – неотъемлемая часть социальной жизни. Конфликт в переводе с латинского обозначает сплачивание – это степень противоположных целей, взглядов оппонентов. Институционализация означает такой процесс, в ходе которого социальным конфликтам дается «прописка» в обществе, т. е. они рассматриваются не как патология, а как норма. Естественно, что в демократическом обществе «прописываются» не вообще все конфликты, а только такие, которые не способны нанести серьезных негативных последствий. Подобные конфликтные проявления разрешены законодательно и обеспечиваются функционированием ряда социальных структур: профсоюзов, арбитражных судов, политический партий. Существует четыре стадии социального конфликта: 1) предконфликтная; 2) конфликтная; 3) разрешение конфликта; 4) послеконфликтная.

1. Предконфликтная стадия.

Две фазы:

1) начальная – формирование конфликтной ситуации, накопление и обострение противоречий в силу расхождения интересов, ценностей – скрытая фаза конфликта;

2) предконфликтная. Начинается с повода. Две стороны осознают разность своих интересов.

2. Конфликтная стадия. Действия направлены на блокирование достижения противостоящей стороной цели. Максимальное использование сил:

1) информационная форма применения силы;

2) физические силы;

3) социальный статус;

4) деньги, территория, сторонники, лимит времени. На этой стадии происходит переоценка ценностей.

3. Разрешение конфликта. Возможно частичное или полное разрешение конфликта. Современная конфликтология сформировала условия разрешения конфликта:

1) своевременный точный диагноз причины;

2) обоюдная заинтересованность в разрешении конфликта;

3) совместный поиск преодоления конфликта.

4. Послеконфликтная стадия. Устранение противоречий, ликвидация социально-психической напряженности.

12. Материальная  и духовная культуры. Народная, массовая  и элитарная культура. Доминирующая  культура, субкультура, контркультура.  Этноцентризм и культурный релятивизм.

      Культура  представляет собой сложную систему,  которой  делятся на материальные  и нематериальные (духовные).   Совокупность первых создает особую форму культуры – материальную культуру, которая, являясь частью общей системы культуры, включает всю сферу материальной деятельности и её результаты. Материальная культура представляет собой созданную человеком искусственную среду его обитания.

    Нематериальную, или духовную культуру, включает  духовную деятельность и её продукты. Духовная культура характеризует внутреннее богатство сознания, степень развитости самого человека.

Элитарная культура (или высокая культура) характеризуется производством культурных ценностей, образцов, которые в силу своей исключительности рассчитаны и доступны в основном узкому кругу людей, элите, трудна для понимания неподготовленному человеку.

    Народная культура возникает в определенной мере стихийно и не имеет конкретного «персонифицированного» автора, т.е. создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Народная культура включает мифы, легенды, сказания, эпосы, сказки, песни и танцы.

Массовая  культура не выражает изысканных вкусов аристократии или духовных поисков народа. Суть массовой культуры состоит в том, что она создается профессиональными авторами для целей потребления и распространяется с помощью электронных носителей.

Доминирующая  культура - совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества, называется

 Субкультура –  Совокупность некоторых негативно интерпретированных норм и ценностей традиционной культуры». Субкультура – часть общей культуры, система ценностей, символов, норм, образцов поведения, присущих, отличающих то или иное сообщество или какую-либо социальную группу.

    Контркультура обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но и противостоит ей, находится в конфликте с господствующими ценностями.

   Этноцентризм – это тенденция интерпретировать или оценивать другие культуры, судить о них с позиций превосходства и в терминах собственной культуры.», «грубое искусство».

    Другой формой  отношения к чужим культурам,  основанной на том, что все  культуры рассматриваются как  достойные уважения в равной  степени, является культурный релятивизм. Основой культурного релятивизма служит утверждение, что члены одной социальной группы не могут понять мотивов и ценностей других групп, если они анализируют эти мотивы и ценности в свете своей собственной культуры.

11. Элементы  культуры. Культурные универсалии. Основные социальные функции культуры.

Среди элементов  культуры можно выделить следующие: язык, отношения, нормы, верования, привычки, манеры, этикет, обычай, традиции, обряд, ритуалы, модели поведения.

13. Модели  поведения -   это идеальные представления о том, как надо вести себя вести в той или иной ситуации.

Культурные  универсалии – это такие ценности, нормы, правила, традиции и свойства, которые присущи всем культурам  независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества, т.е. общие черты, свойственные всем культурам.

  Основные социальные функции культур: прогностическая, репрезентативная, идентификационная, адаптационная, интегративная, селективная, репродуктивная,  ориентирующая, коммуникативная и  рекреативная.

9. Общество  как система

    Понимание общества как системы одинаково применимо к человеческому обществу в целом и ко всем подсистемам, частям, общностям самого разного уровня.

    Система - это предмет, явление или процесс, состоящий из качественно определенной совокупности элементов, которые находятся во взаимных связях и отношениях, образуют единое целое и способны во взаимодействии с внешними условиями своего существования изменять свою структуру.

    Один из основоположников общей теории систем Л. фон Берталанфи выделил следующие основные системные принципы: - целостность; - структурность; - взаимозависимость системы и среды ;  - иерархичность;  - функциональный характер системы и её элементов.

Системы характеризуются  относительным постоянством, устойчивостью, под которой понимается способность системы противостоять внешним возмущающим воздействиям для самосохранения.

   Структура системы определяет её развитие. Процесс развития любой системы может быть представлен в виде последовательных этапов, каждый из которых представляет собой жизненный цикл определенного структурного состояния системы. Специфика социальной системы состоит в том, что она складывается на базе той или иной общности людей, а её элементами являются люди, чье поведение детерминируется определенными социальными позициями (статусами), которые они занимают, и конкретными социальными функциями (ролями), которые они выполняют, социальными нормами и ценностями, принятыми в данной социальной системе, а также их различными индивидуальными качествами.

В основе социальной системы  лежит деятельность, направленная на воспроизводство самой системы.

   Социальные системы  выступают на двух уровнях  общности – социетальном и социальном.

Социальные системы  могут быть гомогенными, либо гетерогенными, могут быть более сложными и менее сложными. Причем степень сложности зависит  не от масштабов системы, её «величины», а от структуры, организации, характера связи элементов и ряда других факторов.

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17. Понятие социальной организации. Основные свойства и черты социальной  организации, её структура и динамика.

Социальная организация - это система отношений, объединяющих людей и их общности для достижения определенных целей и выступающая как элемент структуры общества, как вид деятельности, как внутренняя упорядоченность и согласованность частей целого, как единство и взаимодействие социальных общностей, социальной среды, социального пространства, коммуникаций. Социальные свойства:

1. Организация создается  как инструмент решения общественных задач, средство достижения целей;

2. Организация складывается  как человеческая общность, специфическая  социальность;

3. Организация объективируется  как безличная структура связей  и норм, детерминированная административными и культурными факторами.

Анализ основных направлений, концепций в определении организации  позволяет выделить ряд специфических черт, присущих социальной организации.

1. социальная организация  обладает целевой природой, поскольку  создается для определенных целей и оценивается через целедостижение. Организация представляет собой одновременно средство и инструмент обеспечения функций объединения людей, регулирования их деятельности для достижения цели, которой нельзя достичь в одиночку.

2. организациям свойственна высокая степень формализации внутренней структуры в том смысле, что правила, регламентация, распорядок охватывают практически все сферы поведения её членов.

3.  организация –  это сложная система, связанных  между собой социальных позиций  и ролей, входящих в ней членов, распределяющихся по иерархической лестнице соответственно статусам и ролям. 

4.  организации   строятся на основе разделения  труда, его специализации по  функциональному признаку.

5.  в любой организации  выделяются  управляющие и управляемые  подсистемы.

6. управляющая подсистема  формулирует свой механизм, создает  свои специфические средства  регулирования и контроля за  деятельностью различных элементов  организации. 

Социальная  структура организации – это система упорядоченных определенным образом позиций членов организации, включающая в себя совокупность взаимосвязанных ролей, упорядоченных взаимоотношений между членами организации, в первую очередь отношений власти и подчинения. Эти отношения могут изменяться вследствие изменения целей, в ходе обмена ресурсами и изменения характера их использования.

Статика («равновесие») – это уравновешенное состояние организационной системы, в котором она находится, независимо от изменений (как позитивных, так и негативных), происходящих во внешней среде. Все параметры и показатели, отражающие деятельность организации, остаются при этом неизменными в течение длительного времени. А если нет изменений, то нет и перспектив развития. Такие организации в наше сложное время не смогут долго держаться «на плаву». Динамика («сила») – это развитие организационных систем и их поступательное движение вперед к новым целям подвлиянием приложенных к ним воздействий. Для динамически развивающихся организаций характерно стремление постоянно наращивать темпы своего развития, осваивать новые технологии, увеличивать выпуск продукции, расширять круг решаемых задач, осваивать новые рынки с целью получения дополнительной прибыли.

Одной из основных задач  при исследовании динамики и статики  организации является выявление  закономерностей ее поведения при различных воздействиях со стороны внешней и внутренней среды. Идеалом для управленческого воздействия является хорошо отлаженная машина. Чтобы приблизить каждого отдельно взятого работника организации к этому идеалу, ему предписывается определенная роль в организации, строго регламентируемая должностными инструкциями и функциональными обязанностями. Организация располагает денежными и техническими ресурсами, распоряжение которыми регламентируется системой служебных отношений. Результатом деятельности этой сложной системы взаимоотношений является достижение организацией устойчивости.

18. Формальные  и неформальные  организации.  Типология социальных  организаций.

Любая организация стремится  к формализации своей структуры. Формальная структура организации представляет собой организационное построение, основанное на жесткой стандартизации организационных норм и отношений между отдельными структурными единицами.  Она  представляет собой совокупность взаимосвязей и отношений между подразделениями и рабочими местами в форме узаконенных безличных требований, стандартов, образцов и норм поведения, закрепленных в законах, наставлениях и других регламентирующих документах. Формальная структура образует каркас отношений в организации, придает ей необходимую устойчивость, закладывает основу социального порядка. Такая структура применяется в основном для решения проблем управления.

Неформальная  структура организации показывает не как должна работать организация, а как она работает в действительности. По определению А.И. Пригожина, неформальная структура организации «представляет собой спонтанно сложившуюся систему социальных связей, норм, действий, являющихся продуктом более или менее длительного межличностного и внутригруппового общения».

В отличие от формальной структуры неформальная структура складывается снизу вверх и закрепляет, прежде всего, результаты процессов самоорганизации. Она отражает личные особенности работников и отношения между реальными людьми, а не между должностями. Многие нормы при этом носят ситуационный характер, что придает неформальной структуре гибкий и подвижный характер.   Неформальная структура содержит в себе как неформализованные служебные и деловые связи, так и социально-психологические зависимости, возникающие в ходе общения людей. Значительное влияние на складывающиеся отношения оказывают взаимные симпатии и антипатии, социально-этнические, возрастные, профессиональные и другие факторы социальной дифференциации. Реально неформальная структура функционирует в виде сети неформальных групп.

В учебной литературе все многообразие социальных организаций  классифицируется по разным основаниям.

По  роли и месту в системе общественных отношений:

- промышленно-хозяйственные и финансовые организации.

- административно-управленческие.

- научно-образовательные и научно-исследовательские.

- военные организации.

- культурные организации

- социальные организации (здравоохранения, социального обеспечения и т.д.).

 2. По отношению к государству все организации можно подразделить на:

- государственные;

- негосударственные (общественные

3. По  интенсивности социального контроля все организации можно разделить на:

- добровольные ассоциации, целью которых является защита интересов их членов. Например, Общество защиты прав потребителей;

- тотальные учреждения. Их цель: защита общественных интересов.

4. По  степени проявления личностных  качеств в социальных отношениях  организации подразделяются на:

- формальные, функционирование которых подчинено определенной цели, а отношения формализованы;

-  неформальные, отношения, в которых осуществляются на основе личностных качеств их членов.

6. Развитие  социологии в современных условиях.

В настоящее время  социология характеризуется множеством направлений, школ, течений. Некоторые  из них развиваются в русле «классических теорий», а другие ищут свои новые пути социологического познания.

1. Эмпирическая социология появляется вместе с теоретической, но становится самостоятельной в начале XX в. Л. Кетле и Ф. ЛеПле считали, что социология должна быть точной наукой – собирать и изучать факты. Ландберг (радикальный эмпиризм) считал, что показателем социальных явлений является эмпирическое исследование. Это течение внесло большой вклад в разработку технологий опроса и анкетирования. Но на смену радикальному пришел умеренный эмпиризм – Лазарсфельд, Стауффер. Они разрабатывали логические приемы обобщения эмпирических данных, интересуясь в основном формально-логическими аспектами, а не процедурно-техническими.

В России проблемами эмпирических исследований занимались Г. В. Осипов, В. А. Ядов, А. Г. Здравомыслов.

2. Структурный функционализм. Его разработки связаны с именами Т. Парсона и Р. Мертона. Они

понимали жизнь общества как пересечение большого числа  социальных взаимодействий и структур, разработали «теорию социального действия» (анализ факторов человеческого поведения, взаимосвязь социальных структур и личности). Социология Парсонса-Мертона распадается на ряд течений. Неоэволюционисты и приверженцы социобиологических теорий (Э. Уилсон) рассматривали связь данных социологии, биологии, экологии и др. наук, называли социальную революцию продолжением биологической. Психоаналитическое направление объясняет общественную жизнь методами З. Фрейда и его учеников Юнга, Адлера, Фромма.

3. Социология, продолжающая идеи Зиммеля, М. Вебера. Феноменологическое направление основывалось на идеях Гуссерля и Шеллера. А. Щюц первый перенес в социологию идеи феноменологии, разработал концепцию интерсубъективного мира. Это направление изучает цели и мотивы индивидов общества. Их взаимодействие и есть социальная реальность («интерсубъективный мир»). Сюда же относят этнометодологиюГарфинкеля, экзистенциалистскую социологию Тирианьяна и символический интеракционизм(Д. Г. Мид).

4. Неомарксистская и радикально-критическая тенденции. Представители – М. Хорнхаймер, Т. Адор-но, Хабермас Ю. – работы по критическому анализу проблем социального отчуждения и авторитарной личности. К этому течению относят и конфликтологию(Р. Дарендорф, Л. Козер и т. д.). Дарендорф анализировал причины формирования и развития социальных конфликтов, выявляя их позитивные функции в жизни общества. Л. Козер критиковал Т. Парсон-са, доказывая, что в любой социальной системе существуют дисбаланс и конфликты – процессы, которые считаются обычно разрушающими (в этом он противостоит функционалистам), при определенных условиях рассматриваются как средства приспособления к окружающей среде. Козер говорил, что конфликты внутри группы часто способствуют формированию новых социальных норм или обновлению старых.

 


 

 

 

 

25. Понятие  социальной структуры общества. Основные парадигмы  рассмотрения  социальной структуры общества.

Первоначально понятие  «структура» широко применялось  в математике, лингвистике, и лишь с 20 гг. XX в.  это понятие укрепилось в социологии. Единого мнения о понятии социальной структуры в социологии не существует. Употребление определения зависит от теоретического подхода. Социальная структура современного этапа развития характеризуется как динамичное целое.

Структура – это организованность и упорядоченность системы, это способ взаимодействия и взаимосвязи образующих ее элементов. Если рассматривать социальную структуру общества, то это совокупность взаимосвязанных социальных групп, институтов и отношений между ними. Социальную структуру рассматривают как:

1) общности, образованные на различии отношения к средствам производства (классовое);

2) общности по разделению труда (социально-профессиональная дифференциация);

3) общности, возникшие на базе культурно-исторической самобытности (этнос);

4) территориальные общности (село);

5) социально-демографические (пол, возраст);

6) социально-политические институты (наука, семья);

7) религиозные общности (христиане, мусульмане). По мере развития общества социальная структура меняется и становится еще сложнее, устойчивей, возникает приспособляемость к условиям среды. И как раз развитость социальной структуры показывает ее разнообразие – способы связи между людьми, социальными группами и институтами.

В социологии есть 2 подхода к изучению социальной структуры:

1) классовый; 2)  стратификационный

Развитие социальной структуры в любой стране ведет  к сближению всех субъектов социальной сферы.

Т.О., развитие социальной структуры – это сложный, длительный процесс, занимающий целую эпоху  или жизнь нескольких поколений людей. Проблема структурного мышления особенно явно присутствует в функционалистском мышлении, но идентификация «существенных», или первостепенных особенностей определенных социальных структур или типов часто спорна в вопросе о том, предполагают ли они или нет функциональное мышление.

 

26. СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО И СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ

Важным элементом социальной жизни является социальная стратификация (дифференциация), т. е. расслоение общества на группы, слои. Именно социальная стратификация показывает то, как неодинаково социальное положение членов общества, их социальное неравенство.

Можно сказать, что социальная стратификация – это естественное неравенство между членами общества, которое имеет свою внутреннюю иерархию и регулируется различными институтами.

Важно различать понятия  «неравенство» и «несправедливость». «Неравенство» – естественный и  обусловленный процесс, а «несправедливость» – проявление эгоистических интересов. Существует стратификация: 1) одномерная; 2) многомерная.

Вообще проявление социальной стратификации необходимо рассматривать в определенно взятой стране и в определенное время. Поэтому те группы, которые рассматриваются, должны быть в постоянном движении, они должны быть в обществе, которое функционирует в полной мере. Поэтому социальная стратификация тесно связана с социальной мобильностью.

Важно понимать, что неравенство  в обществе просто необходимо. Ведь без него общество перестанет функционировать, поскольку члены этого общества уже не будут иметь целей, не будут  стремиться их достичь. Социальное неравенство стимулирует деятельность членов общества.

Выделяют 4 типа стратификации: рабство, касты, сословия и классы.

Рабство  – экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства. Рабство исторически эволюционировало.

Кастой  называют социальную группу, членством в которой человек обязан исключительно своим рождением.

Сословие  – социальная группа, обладающая закрепленными обычаем или юр. законом, передаваемыми по наследству правами и обязанностями.

Классовый подход нередко противопоставляется стратификационному. Классы представляют собой социальные группы свободных в политическом и правовом отношениях граждан. Различия между этими группами состоят в характере и размерах собственности на средства производства и производимый продукт, а также в уровне получаемых доходов и личного материального благосостояния.

27. Социально-классовая  структура общества. Средний класс  и его роль в обществе.

Под классом понимают большую соц-ю группу людей, владеющих либо не владеющих средствами производства, занимающую определенное место в системе общественного разделения труда и характеризующуюся специфическим способом получения дохода.

Первую типологию классов  США предложил в 40-е гг. XX в. американский социолог Ллойд Уорнер:

1) верхний-верхний класс включал так называемые старые семьи. Они состояли из наиболее преуспевающих бизнесменов и тех, кого называли профессионалами.

2) нижний-верхний класс по уровню мат. достатка не уступал верхнему-верхнему классу, но не включал старых родовых семей;

3) верхний-средний класс состоял из собственников и профессионалов, которые обладали меньшим мат. достатком по сравнению с выходцами из двух верхних классов;

4) нижний-средний класс составляли низшие служащие и квалифицированные рабочие;

5) верхний-нижний класс включал малоквалифицированных рабочих, занятых на местных фабриках и живущих в относительном достатке;

6) нижний-нижний класс составляли те, кого принято называть «социальным дном», – это обитатели подвалов, чердаков, трущоб и прочих мало пригодных для жизни мест. Они постоянно ощущали комплекс неполноценности вследствие беспросветной бедности и постоянных унижений;

7) средний класс  – уникальное явление в мировой истории. Скажем так: его не было на протяжении всей истории человечества. Он появился лишь в XX в. В обществе он выполняет специфическую функцию. Средний класс – стабилизатор общества. Чем он больше, тем меньше вероятность того, что общество будут сотрясать революции, межнациональные конфликты, социальные катаклизмы. Он состоит из тех, кто сделал судьбу собственными руками и, следовательно, кто заинтересован в сохранении того строя, который предоставил подобные возможности. Средний класс разводит два противоположных полюса – бедных и богатых – и не дает им столкнуться. Чем тоньше средний класс, тем ближе друг к другу полярные точки стратификации, тем вероятнее их столкновение, и наоборот.

28. Понятие,  классификация, каналы, механизмы   и факторы социальной  мобильности.

Термин «социальная  мобильность» ввел П. Сорокин. Он называл социальной мобильностью переход индивида из одного социального положения в другое. Существуют:

1) горизонтальная социальная мобильность;

2) вертикальная социальная мобильность.

Эти перемещения происходят внутри социального пространства.

П. Сорокин говорил  об индивидуальной (карьера) и групповой (миграция) социальной мобильности.

Причины массовых перемещений  нужно искать в изменениях эк. сферы, пол. перевороте или смене идеологических ориентиров. Групповая соц. мобильность по вертикали вносит большие изменения в стратификационную структуру, изменяет существующую иерархию. П. Сорокин называл в качестве каналов вертикальной мобильности следующие институты: армия, церковь, университет. Но они не всегда эффективны.

Существуют также восходящая мобильность (повышение в звании, утверждение моды) и нисходящая (как  правило, вынужденная) – лишение званий, деградация.

Существуют основные исторические разновидности миграций:

1) перемещение целых народов;

2) перемещение из города в деревню и в обратном направлении.

3) перемещения, связанные с соц.-эк. причинами;

4) перемещения, связанные с чрезвычайными обстоятельствами, – стихийные бедствия, революции.

Каналы соц. мобильности:

Армия функционирует в качестве канала не в мирное время, а в военное. В военное время солдаты продвигаются благодаря таланту и храбрости. Повысившись в звании, они используют полученную власть как канал для дальнейшего продвижения и накопления богатства. У них появляется возможность мародерствовать, грабить, захватывать.

Церковь как канал переместила большое число людей с низов до вершин общества.

Школа как институт образования и воспитания, какую бы конкретную форму ни приобретала, во все века служила мощным каналом социальной мобильности. Собственность наиболее ярко проявляет себя в виде накопленных богатств и денег. П. Сорокин установил, что не все, но лишь некоторые занятия и профессии способствуют накоплению богатства. Согласно его расчетам в 29 % случаях это позволяет сделать занятие фабриканта, в 21 % – банкира и биржевика, в 12 % – торговца.

Семья и брак являются каналами вертикальной мобильности в том случае, если в союз вступают представители разных социальных статусов.

29. Миграция, её  исторические формы. Эмиграция  и иммиграция. Трудовая и экономическая миграция.

Миграция населения - (от лат. migratio — переселение) - территориальная подвижность населения, связанная с его перемещением по территории страны (или между государствами), обусловленную, как правило, влиянием разнообразных факторов — социально-экономических, военно-политических, религиозных, природных, экологических; особенностями истор. и хоз. развития отдельных регионов и стран. В качестве гл. признака мигр-й подвижности выст. территориальный. 
К другим признакам миграции относят функциональный, по которому ее можно подразделить на трудовую, культурно-бытовую, рекреационную (связанную с туризмом и отдыхом), служебные командировки. 
По временному признаку выделяются временная, или возвратная (маятниковая, сезонная), и постоянная, или безвозвратная (переселение), миграции. По направлению миграционных потоков их делят на внешние и внутренние. К внешней миграции относятся эмиграция (выезд из страны проживания) и иммиграция (въезд в страну), а также реэмиграция, или репатриация (возвращение выехавших на родину). Внутренние сезонные миграции, как правило, усиливаются в период активизации сельскохозяйственных работ (весна, лето, осень), когда повышается спрос на раб. силу в сельской местности, или во время летних отпусков. Заметно возросло также число рос. граждан, выезжающих на отдых за рубеж. 
По форме организации миграция населения делится на организованную, то есть осуществляемую при участии и с помощью государства, и неорганизованную (самодеятельную).

По причинам переезда на новое место жительства миграции условно можно подразделить на экономические, или трудовые, связанные с поиском мест с более высокооплачиваемой работой и более высоким уровнем жизни, политические, вызванные изменением государственных границ, дискриминацией отдельных групп населения, религиозные, семейно-бытовые. Обсуждаемый проект федерального закона о миграции вводит также понятия вынужденная миграция — перемещение людей с целью поиска убежища — и незаконная миграция, под которой понимается въезд в РФ, транзитный проезд через страну, пребывание в ней и выезд с ее территории иностранных граждан и лиц без гражданства с нарушением законодательства.


30. Маргиналы  и маргинальность.

Маргинальность —  это специальный социологический  термин для обозначения пограничного, переходного, структурно-неопределенного социального состояния субъекта. Людей, по разным причинам выпадающих из привычной соц. среды и неспособных примкнуть к новым, испытывающих большое психологическое напряжение и переживающих своеобразный кризис самосознания, называют маргиналами.

Теория маргиналов и маргинальных общностей была выдвинута в первой четверти XX в. одним из основателей Чикагской социологической школы (США) Р. Э. Парком. Но еще К. Маркс рассматривал проблемы социального деклассирования и его последствий, а М. Вебер прямо сделал вывод о том, что движение общества начинается тогда, когда маргинальные слои организовываются в некую социальную силу (общность) и дают толчок социальным изменениям — революциям или реформам.

Под маргиналами понимаются индивиды, их группы и общности, формирующиеся на границах социальных слоев и структур и в рамках процессов перехода от одного типа социальности к другому или в пределах одного типа социальности при его серьезных деформациях.

Среди маргиналов могут быть этномаргиналы: национальные меньшинства; биомаргиналы, чье здоровье перестает быть предметом заботы социума; социомаргиналы, как, например, группы, находящихся в процессе незавершенно' го социального перемещения; возрастные маргиналы, формирующиеся при разрыве связей между поколениями'политические маргиналы: их не устраивают легальные возможности и легитимные правила общественно-политической борьбы; экономические маргиналы традиционного типа (безработные) и так называемые «новые бедные»; религиозные маргиналы — стоящие вне конфессий или не решающиеся осуществить выбор между ними; и, наконец, криминальные маргиналы; а возможно, еще и просто те, чей статус в социальной структуре не определен.

Классическим примером социомаргинала можно назвать главного героя кинофильма «Афоня» (режиссер Г. А. Данелия, 1974 г.).


 

 

 

 

31. Социальное  действие: понятие и сущность. Социальное  взаимодействие.

Понятие социального действия первым ввел Макс Вебер: «Социальным является такое действие, кот. в соответствии со своим субъективным смыслом включает в действующее лицо установки на то, как будут действовать другие, и ориентируется в их направлении». Вебер вложил в понятие социального действия лишь непосредственное общение людей. Такая точка зрения является существенным, но не оправданным ограничением. 

Можно выделить следующие  функции системы, каждой из которых  соответствует определенная подсистема: 1) адаптивная функция, которой соответствует биологический организм;

2) личностная, которой соответствует усвоение ценностей и норм;

3) социальная, т. е. совокупность социальных ролей (образцов поведения);

4) культурная, которой соответствуют усвоенные цели и идеалы.

М. Вебер рассматривает 4 типа соц. действия: целерациональное, традиционное, ценностно-рациональное и аффективное. Только первые 2 должна изучать социология. Все типы действия расположены по степени возрастания рациональности.

Социальными взаимодействиями являются те действия, которые являются причиной и следствием ответных действий других людей. Соц. взаимодействие происходит тогда, когда люди достаточно постоянно и устойчиво влияют на поведение друг друга. В результате этих постоянных взаимодействий обычно происходит изменение соц. отношений, в которых находятся люди.

 П. А. Сорокин делил социальные взаимодействия:

1) по количеству субъектов;

2) по характеру взаимоотношений (односторонние – двусторонние; солидарные – враждебные);

3) по деятельности (длительные, кратковременные);

4) по организованности (организованные – семья, партия и неорганизованные – толпа);

5) по сознательности (сознательные и нет).

Соц. взаимодействие можно  разделить на такие простые элементы, как ожидание, реакция, действие. Они  могут стать основой для определенных социологич. концепций. Формы взаимодействия людей, связь между ними определяют простые механизмы – язык, жесты, ценности.

32. Социальное  поведение: понятие, элементы  и  характеристики.

Социальное  поведение   представляет собой внешне наблюдаемую другими людьми совокупность действий человека, в которых реализуется его внутренне побуждение. Российская социологическая энциклопедия определяет социальное поведение как «внешнее проявление деятельности, в котором выявляется конкретная позиция человека, его установки». Социальное поведение всегда регулируется некоторым набором правил, которые является одновременно обязательными и привлекательными, должными и желательными. Социально нормативное поведение – это такое поведение, которое полностью соответствует статусным ожиданиям, благодаря чему общество заранее с достаточной вероятностью может прогнозировать действия индивида, а сам индивид – координировать свое поведение.

Поведение всегда регулируется более или менее осознанной целью  и предполагает определенную свободу  выбора поступков и действий из множества  возможных. Однако оно не содержит цель как главный, определяющий элемент. Чаще всего поведение не преследует никакой цели. Но в поведении есть намерения и ожидания, есть потребности и мотивы. 

Можно выделить 4 уровня соц. поведения: 1) реакция субъекта на актуальную ситуацию; 2) привычные действия или поступки, выступающие как элементы поведения, в которых выражается устойчивое отношение субъекта к другим субъектам; 3) целенаправленная последовательность соц. действий и поступков для достижения более отдаленных целей (например, поступление в вуз, получение профессии); 4) реализация стратегических жизненных целей.

33. Социальный  контроль: сущность, виды, функции. Методы  контроля.

В любом обществе существуют люди, поведение которых не соответствует  нормам в этом обществе, – это девиантное поведение. Этим проявлениям отклоняющегося поведения в обществе противостоит социальный контроль. Каждая социальная группа вырабатывает свою систему запретов, законов, вплоть до физического насилия (например, у нас смертной казни нет, а в США есть), а также свою систему наград и поощрений.

Осуществляют эту функцию  либо сами члены общности, либо выделенные для этого лица, имеющие определенные полномочия.

Виды санкций:

1) неформальные позитивные (слава, почет);

2) формальные позитивные (грамота, одобрение обществом);

3) неформальные негативные (огорчение, неудовольствие);

4) формальные негативные (предусмотрены законом – арест, заключение в тюрьму).

В основном в процессе социального контроля выделяют 4 метода воздействия на личность: информирование (разъяснение правил и норм – для переехавших из другой страны), убеждение, принуждение, внушение.

Таким образом, социальный контроль – очень важный процесс  жизнедеятельности человека, который  должен не только контролировать поведение  человека, но и учитывать при этом общественное мнение, интересы, потребности людей.

34.   Отклоняющееся  поведение: понятие, теории и  типология.

Любому человеку, очевидно, что жизнь включает в себя не только правильное, но и отклоняющееся от этих правил поведение, что касается и социальной жизни. Это и есть отклоняющееся от нормы (девиантное) поведение, т. е. это то поведение, которое не соответствует официально либо фактически существующим нормам в этом обществе.

 Поэтому можно считать  девиантным поведением героизм,  сверхтрудолюбие – гениальность (т. е. отклонение со знаком «+»). Но и отрицательные проявления существуют. Ученые пытались объяснить причины появления отклоняющегося поведения. Шелдон Х. считал, что девиантное поведение зависит от особенностей строения тела, Фрейд  – что отклонения запрограммированы в человеке.

Дюркгейм считал нормальным то поведение, которое вытекает из условий существования общества, а отклоняющимся то, которое наносит вред обществу. Мертон говорил, что причиной девиации является разрыв целей общества и тем средства их достижения, которые будут социально одобрены этим обществом.

Как же возникает девиация? Сначала появляется цель, которую  достичь нормальными путями соц. объекту не удается. Возникает социальная напряженность, а следом – предконфликтная ситуация. И если решение конфликта не наступает, то объекты вступают в открытую борьбу, пытаясь добиться цели, – возникает конфликтная девиация.

В обществе может возникнуть и такая ситуация, когда отклоняющееся  поведение распространяется так  широко, что начинает угрожать устоям общества, его ценностям, нормам. Такое состояние называется социальной аномией (деформация общества). Чаще всего появление социальной аномии обусловлено кризисами, войнами, переворотами. Здесь уже девиация приобретает всеобщий характер.

На основе имеющегося отклоняющегося поведения формируется  теория социальных отклонений. Ее изучают  социология, теория права, криминология, психология. Чтобы как-то отрегулировать общественные отношения, устранить  элементы дезорганизации, существует социальный контроль, который проявляется через систему санкций.

35. Сущность, структура  и функции социальных конфликтов.

Конфликт – столкновение интересов различных социальных общностей, форма проявления социального противоречия. Конфликт представляет собой открытое, достигшее фазы обострения столкновение между противоположно направленными желаниями, потребностями, интересами двух или нескольких социальных субъектов (индивидов, групп, больших сообществ), находящихся в определенной связи и взаимозависимости.

Все функции конфликтов можно свести к двум основным, опираясь на двойственность природы данного  явления. Выделяют конструктивные и деструктивные функции конфликта. У конфликта имеются свои пространственные и временные границы. Его содержание, будучи многомерным, обладает собственной структурой и характерными типовыми компонентами. При рассмотрении данного вопроса не следует отождествлять участников и субъектов социального конфликта, так как это может привести к путанице в понимании выполняемых в конфликте ролей. Участником конфликта может быть любой человек, организация или группа лиц, которые принимают участие в конфликте, но не отдают себе отчета в целях конфликтного противостояния.

Основными субъектами конфликта  являются крупные социальные группы. Поскольку потребности субъекта, их интересы, ценности могут реализовываться нередко только через использование власти, постольку в конфликтах непосредственное участие могут принимать такие политические организации, как партии, парламентские организации, государственный аппарат, «группы давления» и т. д. В конечном счете, социальный конфликт обычно принимает форму не конфликта больших социальных групп, а конфликта политических и других лидеров.

Социальный  конфликт  – это всегда борьба, порожденная конфронтацией общественных и групповых, но не индивидуальных интересов. В качестве субъекта социального конфликта выступают социальные общности, в первую очередь крупные. Это реально существующая совокупность индивидов, которые связаны общим интересом и находятся в прямом или косвенном взаимодействии.

Уровень и масштабность социального конфликта зависят  от вида социальных общностей как  сторон конфликта. В этой связи выделяют:

1) конфликты между обществами – глобальные;

2) между крупными социальными организациями внутри страны – макроконфликты;

3) между отдельными группами обществ – местные.

 

36. Основные  виды  социальных конфликтов.

Принято выделять вертикальные и горизонтальные конфликты, характерная черта которых – объем власти, которой располагают оппоненты на момент начала конфликта (начальник – подчиненный, покупатель – продавец).

По степени открытости конфликтных взаимоотношений выделяют открытые и скрытые конфликты. Открытые конфликты характеризуются явно выраженным столкновением оппонентов (споры, ссоры). При скрытых  – отсутствуют внешние агрессивные действия между конфликтующими сторонами, но используются косвенные способы воздействия.

По степени распространения  выделяют конфликты личностные или  психологические, межличностные или  социально-психологические, социальные. Личностный конфликт затрагивает только структуру сознания личности и психику человека. Межличностные конфликты представляют собой столкновение индивидов с группой или двух и более человек, каждый из которых не представляет группу, т. е. группы в конфликте не задействованы. Межгрупповой конфликт возникает, когда интересы членов формальных и неформальных групп вступают в противоречие с интересами другой социальной группы.

Деление конфликтов на виды весьма условно. Жесткой границы  между видами не существует. На практике возникают конфликты: организационные вертикальные межличностные, горизонтальные открытые межгрупповые и т. д.

 

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"