Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 16:29, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономическая теория"

Файлы: 1 файл

соц труда шпоры.doc

— 261.50 Кб (Скачать файл)

1.Предмет и функции  соц.труда.

Соц.труда явл. одним из осн. направл. соц.науки.

объетом соц.труда  явл. сов-ть фактов, процессов и явл-ий, составл. труд деят-ть ,как объект.,те существ.само по себе,независимо от теорет. представлений и взглядов ученых, явление чел.мира.

предмет-труд деят-ть как особое социальное, те общ. явление, как достаточно автономная система соц.связей, дей-ий, отношений.

Соц.труда описывает, изучает, объясняет  и позволяет предсказать особенности  поведения и отношения меджу  людьми в труд организ.

Функции соц.труда. Соц. труда необходима для общ-ва и каждого чел-ка, тк она позволяет оптимизировать и разд труд процесс, превратить труд в радость расходования своих функ-ий и интеллект. возможностей.

Осн.функц:

1)теоретико-познават- прибавление новых знаний; инструмент. разработка методов инструментария науч.исследований

2)соц-техн- соц.технологии; соц.конструирование

3) идеологическая- превратить труд  в осн. функцию чел-ка

 

2.Уровни знания  в стр-ре соц.труда.

соц. знание о труде склад. в рез-те стремления ученых применить метод социологии к изучению труда как достаточно обособленной сферы чел. бытия и деят-ти.

Различия условий науч.творчества проявились в факте сущ.нескольких направлений исследования и названий предмета соц.труда. Речь идет об индустр. социологии, аграрной, соц. промышл., соц.профессий, соц.произв.коллектива.

Индустр. социология- имеет теорет. корни в анализе индустриализации, осущ. К.Марксом, М.Вебером, Э.Дюркгеймом.

В рамках этой науч. дисциплины изучалось  влияние индустриализации на положение и тр.мотивацию рабочих с учетом факторов науч. упр., чел. отнош, отчуждение и отношения власти в пром-ти.

Пром. социология-  связана с дифференциацией исследований соц. аспектов труда по отраслевому критерию. В этом случае предметом соц.труда служат соц.отношения и тр.поведение персонала пром. предприятий в целом и их специфика.( В.Г.Подмарковым)

Соц. промышд. коллектива-  изучает закономерности совместной тр .деят-ти людей в рамках тр.организаций, соотношение целей, функций и структур труд. общностей конкретных организаций .зарубежный аналог соц.коллектива-соц. промышд. предпрития, обознач. в качестве самостоятельного научного направлениям .социологом Р.Дарендорфом.

Социология профессий- соц.понимание профессии основано на представлении о ней как о проф группе, те достаточно организ.объединении лиц одной профессии, характер.высокими требованиями к уровню специальных и общих знаний своих членов, коллективным опытом и тд.

 

3. Соотношение соц.труда  с др.науками о труде.

Соц труда изучает возд.раб-ка на общ-во и наоборот. Она рассматривает зав-ть рез-ов труда от уровня соц.развтия общ-ва, уровня благосост.и др.

Современная наука о труде включает ряд др.наук: медицину труда, физиологию труда, психологию труда, педагогику труда. эргономику, управление персоналом, статистику труда, труд. право и тд.

Многие вопросы, рассматрив .различными науками о труде, тесно переплетаются. Ведь труд- единый процесс, кт только для  глубины изучения условно разбивается  на отдельные составные части. Каждая наука акцентирует внимание на опред стороне процесса труда.

Медицина труда- изучает связ.с трудом факторы, кт могут вызвать травмы или причинить иной вред здоровью раб-ка.

Физиология труда- исследует функции чел.организмав процессе труда. Труд рассматривается как нервно-мышечный процесс, осуществляемый за счет накопления в организме раб-ка потенциальной энергии.

Психология труда- анализирует требования к психике чел-ка, связ.с его работой. Осн. разделами науки явл.: формирование и регулирование процесса труда центр. нервной системы; восприятие, психомоторика, мышление, внимание, память и эмоции и тд

Педагогика труда-  как наука рассматривает вопросы обучения раб-ов. Полученные в ходе обучения знания формируют квалификацию персонала, влияют на рез-ты его труда.

Эргономика- изучает орган. процесса приспособления средств труда к особенностям, возможностями пределами чел.организма;

 

4. Категории соц.труда

Осн. категории соц труда, как  и любой научной дисциплины, это  ее ключевые понятия, логическая взаимосвязь  которых образует теоретич. основание данной дисциплины.

Особенности системы категорий  социологии труда обусловливаются  тем, что она является частью целостного социологического знания, состоящего из общей социологии и специальных  социологических дисциплин, образование которых составляет процесс и одновременно итог развития социологии как одного из инструментов познания, прогнозирования, проектирования и конструирования социальной действительности. Социология труда - одна из ряда социальных социологических дисциплин, опирающихся на общую теорию социологии посредством использования ее основных понятий. Речь идет о таких понятиях, как социальные контакты, социальные действия, взаимодействие, социальные отношения и зависимости, социальная личность, социальная роль, социальные нормы, ценности, социальный институт, социальный контроль, социальное поведение, социальная общность, социальная организация, социальные изменения, социальные процессы, социальные движения и др. При этом всю совокупность понятий социологии труда можно разделить на две группы:

1. Понятия ,служащие мостом, соед. соц. труда с общей социологией. Они явл. производными от общесоц. понятий. Содержательные, обусловл. необходимостью описания, изучения и объяснения соц.явлений и процессов, относ.к труд деят-ти в целом и ее разным сторонам. Это соц. труд. отношения; труд.общность;  труд. конфликт; соц-труд. нормы; труд.поведение.

2. Образуют частные понятия, прямо отражающие предметную область социологии труда, те соц.процессы и явления, связ.с труд. деят-тью, образ. ее соц.ткань. Это обществен. разделение труда; хар-р труда; отчуждение труда; отношение к труду; удовлетворенность трудом и тд

 

5.Этапы развития  зарубежной социологии труда.

В эволюции теоретических и практических представлений о труде можно  выделить три периода: донаучный, классический и современный.

Донаучный период  -  (III тысячелетия до н. э. по XVIII в. н. э).

Основа-изучение клинописных, папирологических, эпиграфических и нарративных источников.Храмовые чиновники и государственные служащие периодически устраивали ревизии скота и посевного зерна, имущества и рабочей силы.

Древневосточные документы дают богатейшую информацию о социальной стратификации общества, профессионально-квалификационной структуре населения, формах социальной организации труда, нормах выработки, распределении рабочей силы, механизмах стимулирования труда и его оплате, структуре и продолжительности рабочего дня.Поводом для применения карательных функций труда могли стать в Древнем Египте уголовное преступление, злоупотребление служебным положением, грабеж и насилие. Все случаи фиксировались специальным кодексом и юридическими нормами. Формировался механизм социальной организации труда.

Новый этап в развитии идей о труде связан с античной Грецией. Античные мыслители -  Сократ, Платон, Ксенофонт, Аристотель – в достаточной мере осознавали прогрессивную функцию разделения труда, благодаря которому общество получает социальную стратификацию, разнообразие видов труда и занятий, хорошо профессионализированный труд, систему экономического обмена товарами и услугами.

Платону же принадлежит заслуга в другом: он первым установил закон «гармоничного разнообразия» труда. Средневековье не дало ничего принципиально нового для понимания общественного труда.

Классический период (с XVIII – XIX вв.  до начала XX в.)

М. Лютер и Ж. Кальвин - духовный переворот, сыгравший огромную роль в изменении взглядов на труд. Но они выразили лишь одну сторону новой системы представлений о труде - нравственно-религиозную. Уильямом Петти (1623—1687) и Адамом Смитом (1723—1790). Они перевели религиозные ценности в плоскость теоретического анализа. Иначе говоря, религиозный переворот, начатый Лютером и Кальвином, завершился переворотом теоретическим, связанным с именем А. Смита.

Адам Смит и Давид Рикард (1772—1823), составили первое поколение английской политэкономической школы.

французская социологическая  школа. В ней также выделяются два поколения. К старшему следует отнести двух великих социалистов-утопистов — Шарля Фурье (1772—1837) и Клода Анри де Сен-Симона (1760— 1825). Молодое поколение составили два других великих француза - «отец социологии» Огюст (или Август) Конт (1798—1857) и самый молодой из них Эмиль Дюркгейм. (1858—1917). социалистическим идеям сочувствовали не только Фурье и Сен-Симон, но также Конт (концепция «систематического социализма») и Дюркгейм. Другая особенность - стремление соединить научно-технический и социальный прогресс в некоем утопическом проекте. Наконец, приоритет коллективного труда над индивидуальным, альтруистических ценностей над эгоистическими.

Марксистская  школа социологии труда - Опираясь на лучшие достижения классической социологической мысли - французскую просветительскую философию, Леворадикальный, проект переустройства общества. И Руссо, и Фурье, и Смит, и Гегель были исключительными реформистами, т. е. выступали за мирный способ решения экономических проблем и трудовых конфликтов.

Немецкая историческая школа политэкономии или, как ее еще называют, школа немецких социальных политиков, включает три поколения: первое — Адам Мюллер (1779— 1829) и Фридрих Лист (1789—1846. Для немецких экономистов, имевших дело с отсталой Германией, только их учение является «политической экономией», ибо имеет дело с реальностью, для которой характерно сильное вмешательство государства.

Современный период- Современный (20-е гг. XX в.)

Если на предыдущем этапе центром  мировой социологической мысли  являлась Западная Европа, то в XX в. он постепенно перемещается в США. В 30-е гг. американская социология окончательно закрепляется в роли лидера. Среди первых научных школ называют обычно институционализм и Чикагскую школу, которая сформировалась на базе первого в мире социологического факультета, возглавляемого А. Смоллом (1892).

 Чикагская школа:

1) практические решения социальных  проблем, порожденных урбанизацией и индустриализацией: безработицы, нищеты, преступности.

2) разработка социально-экологической теории Р. Парка и Э. Берджеса, основн. Элемен.:«социальная мобильность», «социоэкономический статус», «маргинальная личность».

Постепенно центр развития американской   социологии перемещается в   Гарвардский   университет. В    1927—1932   гг. группа гарвардских ученых под руководством Э. Мэйо (1880— 1948) проводит знаменитые Хоторнские   эксперименты, с которых принято начинать    развитие собственной индустриальной социологии.

В Гарвардской школы лежат следующие принципы:

1)  человек    представляет    собой «социальное животное»,  ориентированное и включенное  в контекст группового поведения;

2) жесткая иерархия подчиненности

3) руководители промышленности должны ориентироваться в большей степени    на людей, чем на продукцию.

 

6. Вклад англ. политэконом. школы в формирование теорет. основ соц.труда.

С именами М. Лютера и Ж. Кальвина связан  духовный переворот, сыгравший огромную роль в изменении взглядов на труд. Но они выразили лишь одну сторону новой системы представлений о труде - нравственно-религиозную. Не менее значительным является переворот, совершенный родоначальниками классической политэкономии Уильямом Петти (1623—1687) и Адамом Смитом (1723—1790). Они поставили моральное воззрение на твердую почву науки, перевели религиозные ценности в плоскость теоретического анализа. Иначе говоря, религиозный переворот, начатый Лютером и Кальвином, завершился переворотом теоретическим, связанным с именем А. Смита.

Систематическое учение о разделении труда, как и сам этот термин, впервые предложил именно А. Смит. Он вписал его в строгую систему политико-экономических категорий - капитал, дифференциальная и абсолютная рента, стоимость, цена, прибыль, прибавочный труд, заработная плата, рабочая сила и т. п., - благодаря чему впервые дал научно-теоретическое объяснение труда как экономического, а отчасти и социального явления.

Основной экономический труд А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов» занимает выдающееся место в истории новоевропейской мысли. Здесь развиваются многие идеи, в частности трудовая теория стоимости. По мнению К.  Маркса, огромным шагом вперед для всей политэкономии явилось понятие труда вообще, которое впервые ввел именно А. Смит. Отбросив всякую определенность деятельности, создающей богатство, т. е. абстрагировавшись от конкретно-исторических форм - мануфактурного, коммерческого, земледельческого, - А. Смит нашел исходную клеточку научного анализа - «просто труд».

Адам Смит и Давид Рикард (1772—1823), составили первое поколение английской политэкономической школы (вместе с У. Петти и Р. Оуэном). Вместе с составившими второе поколение Джоном Стюартом Миллем  (1806—1873), основателем  английского позитивизма, и  Альфредом Маршаллом (1842—1924), распространившим социальный дарвинизм на сферу экономического поведения, их можно считать теоретическими предшественниками экономики и социологии труда.

Для английской школы общими свойствами являлись утилитаризм и этика индивидуализма, акцент скорее на экономических, чем на социальных, аспектах труда, трезвый расчет и: реализм, приоритет ценностей капитализма над социализмом.

 

7. Немецкая школа  соц. труда.

Немецкая историческая школа политэкономии или, как ее еще называют, школа немецких социальных политиков, включает три поколения: первое — Адам Мюллер (1779— 1829) и Фридрих Лист (1789—1846), второе — Вильгельм Ротер (1817—1894), Бруно Гильдербранд (1812—1878) и Карл Книс (1821-—1898), третье — Густав фон Шмоллер (1838—1917) и Вернер Зомбарт (1863—1941). Экономика англичан — свободная конкуренция, фритредерство (буквально «свободная торговля») и механизм рыночных цен. Для немецких экономистов, имевших дело с отсталой Германией, только их учение является «политической экономией», ибо имеет дело с реальностью, для которой характерно сильное вмешательство государства.

Основное внимание представители  данной школы уделяли историческому анализу экономических институтов, выявляли национальную специфику страны, особенности запоздалого развития капитализма. Они полагали, что абстрактная теория капитализма, пригодная для Англии, ушедшей в своем развитии вперед, неприменима к полуфеодальной Германии. Поэтому они ожесточенно критиковали не только А. Смита и Д. Рикардо, но и К. Маркса, относя их всех к абстрактно-теоретической, схоластической традиции. Самый видный представитель этой школы Г. Шмоллер полагал, что теория должна вытекать из исторических и статистических исследований, а не абстрактных построений. Новые факты каждый раз ставят под сомнение казавшиеся неопровержимыми теоретические положения. Только экономическая действительность и социальная реальность вправе определять характер теоретических построений, описывавших их. Вот почему немецкие социальные политики исследовали экономические действия через призму образа жизни людей, мотивов их поведения, особенности социальной стратификации, статусные и профессионально-квалификационные характеристики больших социальных групп людей. Особое внимание в своем творчестве они уделяли вопросам урбанизации и истории промышленности, генезису рабочего движения и др.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"