Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 16:29, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономическая теория"

Файлы: 1 файл

соц труда шпоры.doc

— 261.50 Кб (Скачать файл)

Немецкая школа социологии труда (Г. Зиммель, М. Вебер) представляет собой самостоятельное явление. На Георга Зиммеля (1858—1918) наибольшее влияние оказали идеи Конта (ему посвящены докторская диссертация и многочисленные работы по методологии), концепция отчуждения Маркса (главная работа Зиммеля «Философия денег») и философия жизни (поздний период его творчества). На Зиммеля и Вебера значительное влияние оказали также представители немецкой исторической школы политэкономии, с которыми оба поддерживали личные контакты.

Главная работа Г. Зиммеля «Философия денег» была задумана еще в 1889 г.  первоначально как «Психология денег», а получила    окончательное    завершение и была опубликована в 1890 г. Автор предпринимает глубокий анализ влияния денежных    отношений и разделения труда на социальную реальность, человеческую культуру и отчуждение труда.

 

8. Воззрения М. Вебера на социальные проблемы труда.

Свою концепцию  Вебер  называл  «понимающей социологией». Социология анализирует социальное действие и  пытается объяснить его причину. Идеальный тип капитализма описывается  им как торжество рациональности во всех сферах хозяйственной жизни, причём подобное развитие не может быть объяснено исключительно экономическими причинами.

"Дух" капитализма: систематическое  и рациональное стремление к  законной прибыли в рамках  своей профессии, представление   о  профессиональном долге.  Такое отношение к  труду  не может возникнуть как непосредственный результат высокой или низкой оплаты  труда ; подобная направленность может сложиться лишь в результате длительного процесса воспитания.

Первым противником, с которым  пришлось столкнуться "духу" капитализма и который являл собой определенный стиль жизни, нормативно обусловленный и выступающий в "этическом" обличье, был тип восприятия и поведения, который может быть назван традиционализмом.

"Традиционалистский" строй мышления: человек "по своей природе" не склонен зарабатывать деньги, все больше и больше денег, он хочет просто жить, жить так, как он привык, и зарабатывать столько, сколько необходимо для такой жизни.

"Традиционалистское" хозяйство  определяется по духу, которым  оно проникнуто. В основе подобного хозяйства лежало стремление сохранить традиционный образ жизни, традиционную прибыль, традиционный рабочий день, традиционное ведение дел, традиционные отношения с рабочими и традиционный. Увеличение заработанной платы привлекало человека, порожденного «традиционным» капитализмом, гораздо менее чем облегчение работы. В этом сказывалось докапиталистическое отношение к труду. Вебер считал, что для развития капитализма, необходим некоторый избыток населения, обеспечивающий наличие на рынке дешевой рабочей силы. Но низкая заработанная плата отнюдь не тождественна дешевому труду. Но низкая заработная плата не оправдывает себя и дает обратный результат в тех случаях, когда речь идет о квалифицированном труде, о высокотехнологичном оборудовании. То есть там, где необходимо и развитое чувство ответственности, и такой строй мышления, при котором труд становился бы самоцелью. Такое отношение к труду не свойственно человеку, а может сложиться лишь в результате длительного воспитания. Таким образом, радикальное различие между традиционным и современным капитализмом не в технике, а в человеческих ресурсах, точнее, отношении человека к труду:

Традиционный  человек     Современный протестант

Работает, чтобы жить         Живет, чтобы работать

Профессия - бремя              Профессия- форма существования

Простое производство        Расширенное производство

Не обманешь - не продашь  Честность - лучшая гарантия

Основной вид деятельности - торговля     Основной вид деятельности - производство

 

9. Марксистское направление  в социологии труда.

Марксистское направление

Основа культуры - производительные силы и производственные

отношения, целесообразная деятельность человека. Культура - продукт истории  и рождается в общественно-исторической практике. Основная функция культуры - производство материальных благ. Материальные предметы, идеи, художественные образы - все имеет смысл в связи с практической деятельностью человека, направленной на преобразование природы, социальной среды и совершенствование собственной натуры.С  марксистских  методологических позиций,  социология  определяется как наука об общих и специфических социальных законах и закономерностях развития и функционирования исторически определенных социальных систем, наука о механизмах действия и формах проявления этих законов и закономерностей  в  деятельности личностей, социальных общностей, классов, народов.

Развитие  марксистской   социологии .

Процесс становления  марксистской   социологии  был сопряжен со значительными  трудностями: необходимость решения  задачи культурного строительства (из-за процесса размежевания между  марксистскими  и не  марксистскими  социологами), проблема неграмотности населения, общий дефицит кадров социологов-марксистов.

В  противовес функционалистским  подходам, отстаивающим эволюционные, стабилизационные моменты  в  социальном развитии, марксизм (конфликтологические теории) особенно выделяет борьбу различных групп и  направлений .

     Прежде всего, это   марксистская  традиция  в   социологии , подчеркивающая экономический  детерминизм  в  социальном развитии, соперничество, антагонизм различных социальных групп. При этом надо иметь  в  виду, что марксизм широко используется и на Западе. Правда, здесь из него выбрасывается радикальное содержание, используются идеи раннего К. Маркса.  В  итоге марксизм носит фрагментарный характер.

      В  России  в   результате деятельности  В .И.  Ленина  марксистская   социология  превратилась  в  основу политической  практики и серьезно себя дискредитировала. Но, разумеется, не перестала существовать. Методологической основой этого  направления  социологической мысли является исторический материализм. Основной вклад  в   социологию : теории классовой борьбы, социального конфликта, отчуждения человека. Некоторые идеи  марксистской   социологии  не выдержали испытания временем, например идея об абсолютном обнищании рабочего класса по мере развития капиталистического общества. Другие идеи - социального равенства, общенародного государства - были дискредитированы  в  политической практике реального социализма.

 

10.Американская социология труда во второй половине ХХ века.

Американская социология в 70-е годы. Обострение социально-экономических  противоречий и общая нестабильность капиталистического производства активизировали классовую борьбу пролетариата.

Происходящий в этот период процесс переоценки ценностей выражается в следующих основных чертах:

в отказе от преувеличения  психологических факторов трудовой деятельности, характерного для периода  господства концепции "человеческих отношений" (фактор удовлетворенности, лидерства, сплоченности и т.п.);

в признании причиной обусловленности этих факторов (в  частности, потребности самореализации, творчества в труде, социальной принадлежности группе, расширение ответственности  и других) от формы организации  труда (индивидуальной, коллективной) и ее ведущей роли;

в попытке создать  некоторую "синтетическую" модель, сочетающую морально-психологические  стимулы к труду, разработанные  Ф. Херцбергом и Д. Макгрегором

Отличительная черта  социологических подходов 70-х годов  в США - это концентрация внимания на исследовании "качества рабочей жизни" на уровне конкретного предприятия. Еще в конце 50-х годов Д. Рисман и Жд. Гелбрейт ввели в научный обиход термин "качество жизни", а в конце 60-х усилиями Л. Дэвиса появляется понятие "качество рабочей жизни", под которым понимается качество взаимоотношений между работником и его производственным окружением. Идейное содержание доктрины "качества жизни" связано с теориями "постиндустриального общества". Концепцию "качества рабочей жизни" поэтому правильнее рассматривать как прикладную часть более общей доктрины "качества жизни". Исходной точкой отсчета служит факт о неудовлетворенности рабочего класса США своим трудом. Объективные причины в том, что автоматизация производства вопреки ожиданиям рабочих не изменила характера и содержания труда. Несоответствие профессионально - квалификационной структуры рабочей силы и квалификации рабочих мест привело к негативным социальным последствиям: неудовлетворенности содержанием труда и качеством работы, высокий уровень неявок на работу, чрезмерная текучесть кадров, саботаж и т.д. Падение ценности труда ведет к осложнениям в личной жизни: росту числа семейных конфликтов, распространению наркомании, алкоголизма, преступности.

 

11. Этапы развития  отечественной социологии труда.

Можно выделить четыре основных этапа: дореволюционный, постреволюционный, послевоенный и современный.

Дореволюционный период (с середины XIX в. по 1917г.)

 Впервые вопрос о роли  труда в жизни общества, социальных  последствиях и формах поставили представители государственной школы: К.Д.Кавелин, С.М.Соловьев, Б.Н.Чичерин, В.И.Сергеевич, П.Н.Милюков. Они исследовали экономическую и хозяйственную организацию общества и его социальную организацию, главным элементом которой выступала сословная система.

В 40-е-80-е гг. XIX в., в России доминировала эта школа, в центре общественного  внимания находился вопрос о русской  общине. Данный период можно считать  зарождением аграрной социологии - одной из ветвей социологии труда.

Индустриальная социология зародилась позже аграрной, в конце ХIХв., падение крепостного права в 1861 г. дало мощный толчок экономическим процессам и промышленной революции. Появляются фундаментальные труды о социальном положении рабочего класса в России, предпринимаются попытки провести массовые обследования предприятий. Завершением первого этапа надо считать создание религиозно-космической концепции труда С.Н.Булгакова - крупного явления не только в российской, но и в мировой социологии.

Постреволюционный этап

Второй этап - 20-ые гг. XX в. и характеризуется расцветом советской психотехники и социальной инженерии. Это время доминирования прикладных исследований в области менеджмента и научной организации труда , которые проводились в ряде крупных институтов. Ведущим являлся Центральный институт труда, завоевавший вскоре международное признание.

Послевоенный этап

Третий этап начался в конце 50-х-начале 60-х гг. фактически с нуля. Преемственность поколений была нарушена. В теоретической сфере  восторжествовали принципы утопического социализма, но в области методики, эмпирических исследований и частнотеоретических открытий был достигнут сопоставимый международный уровень.

Современный этап

В 90-е гг. социология труда вступила в новый период своего развития. Каким он будет, покажет время. Сейчас можно очертить лишь общие контуры и тенденции будущего состояния отечественной социологии труда и

 

12. Социальные проблемы труда в работах народников (П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев, Н.К. Михайловский, В.В. Воронцов).

Лавров: Психологическое направление в русской социологии. (в конце XIX - начале XX века) интерес к  проблемам  мотивации и механизмов человеческого поведения. Основной принцип, разделяемый всеми сторонниками этого направления, - стремление сводить общественные явления к психическим, искать ключ к объяснениям общественных явлений и процессов в психологии человека, групп и общностей. Основную задачу социологии  Л.видел в исследовании личности во всех ее проявлениях (биологических, психологических,  социальных ) и на этом основании - в установлении факторов, способствующих формированию ее  социального  облика и идеала. Все это он обозначал термином "борьба за индивидуальность".Лаврова  ведущее положение заняла  проблема   социальной  психологии - психологии "толпы". Изучая эту  проблему , он преследовал две цели: во-первых, осуществить анализ психологических особенностей поведения индивида в группе и массе людей для выяснения психологического механизма воздействия индивида на массу; во-вторых, проанализировать роль  социальной  среды в формировании психологии массы и индивида.

Ткачев: Реформа 19 февраля 1861 года, уничтожив крепостное право, которое крепкой цепью сковывало развитие производительных сил России, открыла дорогу капитализму. П . Н .  Ткачев  (1844-1885/86), которым была разработана цельная система взглядов на революционный процесс, получивший наименование «русского бланкизма» «По мнению  Ткачева , следует расшатать, уничтожить государство... самым кратчайшим путем для этого он считал путь террора, путь физического уничтожения и запугивания лиц, стоящих в верхах власти».создатель журнала «Набат». «В набат! – это призыв к революции, притом немедленной. Однако  Ткачев  не понимал того, что развитие капитализма в России, сопровождающееся жестокой эксплуатацией, разорением и пролетаризацией широких масс крестьянства, было не только злом и проклятием, но и громадным, исторически прогрессивным шагом. Именно оно создавало материальные предпосылки социализма, потому что русский народ страдал не столько от развития капитализма, сколько от недостаточного его развития. Считал:

1. В принципе совместного   труда лежит   использование  общих орудий производства.

2. Передача орудий производства, находящихся в частном владении, в общее пользование.

3. Принципы братской любви и  солидарности.

4. В постепенном устранении физического, умственного и нравственного неравенства между людьми.

5. В постепенном уничтожении  существующей семье, основанной  на принципе подчиненности женщин, рабства детей и эгоистического  произвола мужчин.

6. В развитии общинного самоуправления, в постепенном ослаблении центральных функций государственной власти».

Михайловский: Герой, в толковании русского автора, - это человек, способный сохранить свою  индивидуальность в условиях толпы, создать идеал обновление, который увлечет за собой представителей совершенно разных социальных групп русского общества. Толпа определяется им как сложное, стихийное образование, как принципиально новая социальная реальность, где господствуют массовые стереотипы поведения, подавляющие волю и сознание человека. Основную задачу П. Лавров и  Н .  Михайловский  усматривали в изучении мотивов деятельности личностей и их нравственных идеалов. При этом особое внимание уделялось анализу "солидарных", как они писали, действий людей, направляемых их общими интересами. 

 

13. Эмпирические исследования социальных проблем труда в России (начало ХХ века)

После Октябрьской революции  в   России  начался процесс институционализации  социологии. С первых дней победы Октябрьской  революции в России встал вопрос о разработке  социальной теории нового общества на основе проведения конкретных социальных  исследований. В 1920 и 1926 гг. в СССР были проведены переписи населения, которые дали интересную социальную статистику по  проблемам  классовой структуры страны, образования, культуры, науки и т.д. Важное значение имел выход в свет журнала "Статистика  труда ".В  20 -30-е годы проводились также научные социально-экономические и социально-этнографические исследования. Исследования социологов и социальных психологов выявили важную роль социального фактора в производственной деятельности человека. Эти исследования внесли существенный вклад в развитие социологической науки и получили международное признание. Большое отрицательное влияние на поступательное развитие социологии в России оказала высылка из страны в 1922 г. более 200 видных деятелей науки и культуры. Перерыв в развитии социологической мысли в СССР продолжался до  начала  60-х годов. Изданные в этот период монографии по историческому материализму анализировали социальные явления и процессы на крайне общем абстрактно-теоретическом уровне, в отрыве от реальной жизни. Возрождение социологических исследований началось с наступлением "хрущевской оттепели". Ситуация в области социологической науки сложилась парадоксальная. Социологические исследования получили права гражданства, а социология как наука - нет. В эти же годы в нашей стране были созданы первые социологические учреждения - отдел социологических исследований в Институте философии АН СССР и лаборатория социологических исследований при Ленинградском государственном университете. В 1962 г. была основана Советская социологическая ассоциация. Важным этапом в институционализации социологии был ХХVII съезд КПСС. Съезд обратил внимание на исследование различных проблем развития. С принятием постановления ЦК КПСС были лишены какой-нибудь перспективы административно-приказные методы вмешательства в исследовательскую деятельность социологов. С социологии, образно говоря, сняли оковы, открылись широкие возможности для творчества.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"