Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 07:58, шпаргалка

Описание работы

46. Методы сбора социологической информации: анализ документов, наблюдение, опрос, эксперимент.
45. Программа социологического исследования, её составные элементы.
43. Понятие и сущность глобализации, её основные характеристики.
39. Социальный прогресс: понятие, содержание, характер и критерии.

Файлы: 1 файл

Шпоры соц все..doc

— 556.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Социология  в России: особенности, основные  этапы развития.

Становление рос.традиции анализа общественной жизни имело значительное своеобразие по содержанию, т.к. было сосредоточено вокруг проблемы целостности огромной страны, создания из разноплеменных, рассредоточенных по необъятной территории людей единого общества.Анализ этой проблемы начат в XI в. в «Слове о законе и благодати» Иллариона и продолжается по сей день.

Данный анализ явился организующим при формировании во 2 пол. XIX в. русской социологической школы. С основными идеями О. Конта русская публика знакомилась по публикациям В. А. Милютина, П. Л. Лаврова, Д. И. Писарева практически одновременно с европейской. Авторы этих статей относились весьма критично к концепции основателя социологии и давали ей собственную оценку.

Н. К. Михайловский одним из первых обобщил явления психического взаимодействия людей в толпе, исследовал социально-психолог. закономерности взаимоотношений лидеров и масс, явился одним из создателей субъективной социологии, автором «субъективного метода» в социологии. Данный метод исключает беспристрастность, отстраненность исследователя от объекта социологич. анализа, отделение социологии от этики, социолог-наблюдатель не может, по Михайловскому, не ставить себя в положение наблюдаемого. Социальный идеал Михайловского — развитие всесторонней, «разнородной» личности, осуществимое только при преодолении «разнородности» общества, торжество личного начала видится возможным лишь при посредничестве начала общинного.

Религиозно-консервативное панславистское течение представлено Н. Я. Данилевским, выдвинувшим в работе «Россия и Европа» теорию обособленных культурно-исторических типов (цивилизаций), развивающихся подобно биологич. организмам. Самым перспективным в истории культурно-историческим типом Данилевский считал «славянский», наиболее выраженный в русском народе. Эта концепция была подвергнута жесткой критике со стороны российских социологов.

На начальном этапе  становления социологии в России (60—80-е годы XIXв.) развивались одновременно 2 направления — объективная и субъективная школы, принципиальные разногласия и борьба между которыми сохранялись до начала XXв. Школа русского объективизма оформлена в трудах М. М. Ковалевского, Е. В. Де Роберти. В центре концепции Ковалевского — учение о солидарности как основе общественного процесса. Он одним из первых применил сравнительно-исторический метод, подходя к соц. процессам с точки зрения анализа своеобразия каждого цивилизационного уклада.

В 80-е годы XIX в.активно развивались неокантианские, антипозитивистские идеи — в трудах Б. А. Кистяковского, В. М. Хвостова.

Начало XX в. связано с утверждением неопозитивизма (К. М. Тахтарев, П. А. Сорокин). Неопозитивизм делает акцент на законах функционирования соц. структур, институтов, явлений. Подобный анализ, с одной стороны, требует эмпирических исследований, а с др. — теоретич. обоснований, т.к. само вычленение того или иного соц. процесса или соц. института д.б. теоретически обосновано.

П. А. Сорокин оказал большое вл. на развитие всей социологии XX в. В его«Системе социологии» явился основой для разработки им в дальнейшем теории соц. стратификации и мобильности. Он осуществляет анализ социокультурной динамики, стремясь проследить всемирно-историческое развитие человечества и возникновение социокультурной «суперсистемы». Сорокин выделяет 3 стадии — «чувственную», «умозрительную» и «идеалистическую».

Становление социолог.мысли  в России проходило в обстановке острой конфронтации немарксистской и  марксистской социологии. Она охватывала как идейные, теоретические, так  и пол.проблемы, поскольку большинство  русских социологов активно занимались пол.деят. (народники П. Л. Лавров и Н. К. Михайловский, эсер П. А. Сорокин). Видными учеными и политиками была представлена марксистская социология (Г. В. Плеханов, В. И. Ленин, А. А. Богданов).С начала XX в. в России интенсивно осуществлялась институционализация социологии. В 1901 г. в Париже М. М. Ковалевским была основана русская Высшая школа соц. наук, в 1908 г. в Психоневрологическом институте была создана первая кафедра по социологии, где работали М. М. Ковалевский, Е. В. Де Роберти, П. А. Сорокин. После Февр. революции в России вводятся ученые степени по соц-и, в университетах - кафедры,появляются первые учебники.

После Окт. революции  еще действовала инерция мощного  подъема, характерного для предшествующего  периода. Однако к концу 20-х годов  доминирование в обществознании марксизма вылилось в его узаконение в качестве единственно верной теории, что наряду с тотальными гонениями социологов сделало окончательно невозможным существование социологии в России как официально изучаемой и разрабатываемой науки.

К концу 20-х г. XX в. заканчивается классический этап в развитии соц-и. Соц. жизнь обретает новые черты, определяемые в зап. мире развитием «общества массового потребления» как способа не допускать разрушительных эк. кризисов.

4. Классический  период в развитии социологии

2-я пол. XIX — нач.XX в.- расцвет теоретич. социологии, развитие теорий, ставших классическими. Мы остановимся лишь на ключевых фигурах, не только определивших основные школы, но и ставших классиками мировой социологии.

При рассмотрении немецкой социологич. школы выделим 2 фигуры — К. Маркса и М. Вебера.

1. Теория К. Маркса–теория эк. детерминизма, т.к. гл. причину, источник развития общественной жизни он видел в эк. отношениях. Эта позиция является основой методологии марксистской социологии — исторического материализма — использование которой позволяет рассмотреть развитие общества как естественно-исторический, объективный процесс смены общественно-эк. формаций. Не отрицая некоторого влияния на экономику пол. и духовной жизни общества, марксистская социология недвусмысленно определяет иерархию сфер общественной жизни: экономическая — детерминирующая, социально-пол. и духовная — детерминируемые..

2. М. Вебер - основоположник понимающей социологии и теории соц. действия. В работе «Протестантская этика и дух капитализма» показывает логику развитияпроцесса рационализации общества — определяющего сущность перехода от аграрного общества к индустриальному. Рационализация начинается с духовной сферы жизни общества, и именно изменения в духовной сфере (возникновение протестантской этики как процесс рационализации христианства) оказываются исходными, определяющими, делают возможным возникновение новых (буржуазных) соц.-пол. и эк.структур. Вебер, намечает альтернативный марксову способ анализа общества, при котором эк. сфера утрачивает свою детерминирующую роль и оказывается детерминируемой духовной сферой.

Характеризуя французскую соц. школу, выделим концепции Э. Дюркгейма и Г. Тарда. Между ними развернулся спор: что является исходной социальной реальностью — индивид или общество? Тард решал этот вопрос в пользу индивида. Коллективное сознание он считал функцией, а не фактором индивидуальных сознаний, в психологии видел ключ к социологии, общественную жизнь и ее процессы объяснял действием простых психич. механизмов. Существование общества он объяснял как взаимодействие 2 процессов: 1 — индивидуальное творчество, изобретение нового (в результате чего создаются язык, хозяйство, правительство, религия), 2— подражание нововведениям, обеспечивающее их распространение. Взаимодействие этих процессов сравнивается с бросанием камней в воду и движением кругов по воде (новые открытия — новые волны подражания). Цель социологии, по Тарду, открывать повторяемость социальных фактов.

Теория  Дюркгеймаосновывалась на концепции коллективных представлений и была направлена против психологизма Тарда. Общество, согласно Дюркгейму, — это исходная, первичная реальность, наделенная чертами превосходства над индивидом. Систематизация данных представлений осуществлена социологом в концепции социологизма как противоположной концепциям индивидуалистическим, теории социальной атомизации. Дюркгейм обосновывал принципы объективизма и эмпиризма в исследовании соц. фактов, при проведении соц. исследований. В исследованиях центральной являлась проблема соотношения «механической» и «органической» форм соц. связей, форм солидарности, вторая из которых возникает на основе разделения труда. По мере совершенствования системы разделения труда должна развиваться «органичность» солидарности членов общества. Однако Дюркгейм отразил в своей теории несовершенство буржуазного общества, нарушения в нем соц. связей, приводящие к кризису личности — к социальной аномии и самоубийству. Выход видел в создании новых органов общ.солидарности, которые он называл проф. корпорациями и которые д.б. выполнять производственные и культурные соц. ф-и.

На рубеже XIX и XX вв. в американской социологии осуществляются ассимиляция европейских соц. теорий и выработка специфического ракурса анализа соц. реальности. Пристальное внимание уделяется проблемам структуры общества, анализу его неоднородности. Практически во всех теориях амер. социологов произошел постепенный переход — от истолкования соц. процессов в их единстве, от изучения общества как целого к исследованию соц. групп, от создания метатеорий к созданию теорий сугубо специализированных. Такого рода трансформация, «американизация» прослеживается в развитии концепций У. Самнера(от следования теории Г. Спенсера, социальному дарвинизму, к разработке понятий «мы — группа», «они — группа», анализу влияния этнической группы на оценку человеком окружающего мира); А. Смолла (от соц. дарвинизма к обоснованию необходимости выражения социологич. выводов в «социальных технологиях», призванных способствовать улучшению соц. институтов) и др. амер. социологов. В американской социологии происходило ослабление интереса к общей социологич. теории и переход к частным эмпирич. исследованиям.

 

 


Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"