Эволюционные этапы развития социологической мысли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2015 в 00:58, контрольная работа

Описание работы

С древнейших времен человека интересовали не только загадки и явления
окружающей его природы (разливы рек, землетрясения, извержения вулканов, смена времен года или дня и ночи и т.д.), но и проблемы, связанные с его собственным существованием среди других людей. Действительно, почему люди стремятся жить среди других людей, а не в одиночку? Что заставляет их проводить между собой границы, разделяться на отдельные государства и враждовать друг с другом? Почему одним позволено пользоваться многими благами, а другим отказано во всем?

Содержание работы

Введение.............................................................................................................3
Эволюционные этапы развития социологической мысли....................4
1. Представления об обществе в древнем мире..........................................4
2.Эпоха Средневековья.....................................................................................6
3.Социальная мысль нового времени............................................................7
4.Современный этап развития социологии..............................................12
4.1.О.Конт – родоначальник социологии. Учение о трех стадиях
развития общества.........................................................................................12
4.2.Классический тип научности социологии.Учение о методе
Э. Дюркгейма....................................................................................................14
4.3.Нетрадиционный тип научности. «Понимающая социология»
Г. Зиммеля и М. Вебера....................................................................................16
4.4.Основные принципы материалистического учения об обществе К. Маркса и Ф. Энгельса......................................................................................19
Заключение......................................................................................................23
Список использованной литературы........................................................24

Файлы: 1 файл

Контрольная.doc

— 141.00 Кб (Скачать файл)

     Наука и  общественная мысль данной эпохи,  рассматривая  государство  и

право,  стремились  освободиться  от  влияния  характерного  для  феодализма учения о божественном происхождении  власти.  Представление  о  божественном происхождении  власти  сковывало  молодую  буржуазию   в   ее   политической эмансипации, и поэтому  во  вновь  появляющихся  теориях  это  представление отвергалось, а отношения между государством и индивидом становились  частой, если не основной,  темой  рассуждений.  Данные  теории  выражали  стремление установить причины возникновения человеческого общества, основные  законы  и фазы его развития и  сущность  отношения  между  обществом  и  государством. Наиболее видными мыслителями, рассматривавшими в своих трудах эти  проблемы, являлись: Никколо Макиавелли, Жан Боден, Шарль  Монтескье,  Джон  Локк,  Жан

Жак Руссо и Томас Гоббс.

   Никколо   Макиавелли   (1469—1527)   являлся   в   определенном    смысле

олицетворением  итальянского  Возрождения,  ибо,   истолковывая   социальные проблемы,  он  черпал  вдохновение  в  светских  идеалах  античной  мысли  и восставал против христианства, поскольку считал, что оно делает  невозможным всякое  социальное  сопротивление.  Его   основными   сочинениями   являются “Рассуждения о первой декаде Тита Ливия”  и  “Государь”.  Н.  Макиавелли  не занимался проблемами общества в целом, но  изучал  государство  и  искусство политики.  В  трактате  “Государь”  он  рисует  картину  самой   беспощадной политической борьбы за власть и  показывает  все  те  низменные  побуждения, которые толкают человека на эту борьбу. Политические события  он  объясняет, прежде  всего,  психическими  свойствами  человека  и,  с  другой   стороны, совпадением  обстоятельств.  Несмотря  на  его  во  многом   идеалистические представления, Н. Макиавелли стремится  к  реалистичному  описанию  событий, которые он принимает такими, какие они есть, даже если они носят  негативный характер.

   Жан Боден (1530-1596) - другой мыслитель данной эпохи, которому,  подобно Н.  Макиавелли,  присущ  реалистический  подход  в   изучении   государства. Наиболее  значительной  его  работой  явилось  сочинение   “Шесть   книг   о республике”, в  котором  он  дает  целостную  картину  развития  общества  и государства,  главным  образом  развивая  мысли   Аристотеля.   Государство, согласно Ж. Бодену, развивается из “естественного состояния” путем  развития семьи и разделения ее  на  новые  семьи.  Новые  семьи  сохраняют  известное единство, и таким образом возникают новые  социальные  общности,  в  которых осуществляются производство,  торговля,  совершаются  религиозные  обряды  и т.д.

    Шарль Монтескье (1689-1755), известный как автор  теории  о  разделении

властей, был  сторонником  некоторых  общих  социологических  идей,  которые позже повлияли  на  развитие  социологии,  и  которые  он  изложил  в  своих “Размышлениях о причинах величия и падения римлян” и  в  сочинении  “О  духе законов”.

    В рамках науки  о государстве и праве, а также  в политических  доктринах

данной  эпохи  получает  новую  жизнь  развитая   первоначально   греческими софистами   договорная   теория   происхождения   государства    -    теория “общественного договора”. Эта теория  получила  новое  развитие  в  связи  с борьбой между буржуазией и феодалами. Буржуазия, заняв доминирующие  позиции в экономической  сфере  общественной  жизни,  стремилась  взять  у  феодалов политическую власть. В процессе  борьбы  буржуазии  за  политическую  власть получают развитие представления,  основывающиеся  на  теории  “общественного договора”.  Согласно  этим   представлениям,   существует   различие   между договором, на основе которого  создается  человеческое  общество  и  который заключается всеми индивидами вместе, и договором,  на  котором  основывается государственная власть и который заключают, с одной стороны, общество  и,  с другой стороны,  правитель.  Эту  теорию  использовали  не  только  те,  кто

выступал  за  ограничение  абсолютной  власти  правителя,  но  и  сторонники

абсолютизма. Главными  представителями  этой  теории  являются  Томас  Гоббс (1588-1679), Джон Локк (1632-1704) и Жан Жак Руссо (1712-1778). Т.  Гоббс  и Руссо  по-разному  объясняют  общественное  развитие.   Т.   Гоббс   считает естественное догосударственное существование людей негативным, “войной  всех против всех”, а о человеке говорит,  что  он  по  природе  является  злым  и эгоистичным, а общество  его  облагораживает.  Руссо  имеет  противоположную точку зрения, считая догосударственное, естественное состояние  человеческой жизни чем-то вроде земного рая. Человек, по его мнению, существо по  природе доброе, но общество его портит. И та и другая  точки  зрения  представляются идеалистическими, поскольку за  основу  для  объяснения  общества  принимают некие врожденные и вечные, неизменные элементы человеческой  природы,  тогда

как в действительности именно человека и происходящие с ним изменения  нужно объяснить, отправляясь от общества.

   Теории  общественного  договора  незначительно  способствовали   развитию научного взгляда  на  общество,  поскольку  основывались  на  абстрактных  и априорных суждениях о  человеческом  обществе,  вместо  того  чтобы  уделять особое внимание реальным фактам.

   Наряду с воззрениями,  о  которых  мы  говорили  как  о  непосредственных

предвестниках социологии и которые появились  в  рамках  философии  истории, экономических наук и науки о  государстве  и  праве,  следует  еще  отметить целый  ряд   мыслителей,   чьи   взгляды   и   представления   предвосхищали возникновение социологии и позже влияли на ее развитие.

   Выдающийся философ  Георг  Вильгельм  Фридрих  Гегель  (1770-1831)  оказал сильное влияние на развитие социальных теорий.  Будучи  идеалистом,  Гегель, тем не менее, развил понимание единства универсума во всем многообразии  его проявлений,  а  общество  он  понимает  как  составную   часть   универсума, отличающуюся    своими     специфическими,     качественно     определенными характеристиками.

   Значительным  вкладом  Гегеля  в  становление  социологии  являются   его

представления об истории человеческого общества как  процессе,  связанном  с целостной действительностью, и о том, что историю следует  принимать  такой, какая она есть. Большое значение имеют гегелевское  понимание  человека  как деятельного существа, а также представления Гегеля  о  государстве,  которое он понимает идеалистически.  Очищенное  от  примеси  идеализма,  гегелевское диалектическое   понимание   общества   и   отдельных   социальных   явлений предвосхищает появление социологии.

  Значительную роль в качестве предшественника социологии играет также Адам Фергюсон (1723-1816) - историк,  философ  и  теоретик  политики,  который  в своем  “Очерке   истории   гражданского   общества”   пытается   осуществить периодизацию  исторического  развития  общества.  Опираясь  на   результаты, полученные этнографией, он  делит  историю  человеческого  общества  на  три периода: дикость, варварство и цивилизацию.

   А. Фергюсон доказывал, что человеку от рождения присуща социальность,  из которой проистекают социальные установления и  обычаи.  Общество  он  считал органическим  явлением  и  был  одним  из  первых,  кто  поставил   проблему общественного разделения труда, подчеркивая в то же время взаимную  связь  и обусловленность отдельных областей  общественной  жизни.  Точно  так  же  он указывал,  что  конкуренция   и   конфликт   имеют   важное   значение   для общественного развития, вследствие чего его считают  первопроходцем  идеи  о борьбе   между   отдельными   социальными   группами   как   движущей   силе общественного развития.

   Социологии как  науке,  а  также  многочисленным  социологическим  теориям предшествовали  учения  социалистов-утопистов.  Эти  учения   возникли   как результат критического отношения к действительности буржуазного  общества  и приобрели свой завершенный вид в трудах Сен-Симона (1760-1825),  жившего  во Франции -  стране,  в  которой  не  только  совершилась  первая  полноценная буржуазная революция, но и была осуществлена первая систематическая  критика капитализма.   Сен-Симон   рассматривал   развитие   общества   как   строго закономерный процесс, а задачу  науки  об  обществе  он  видел  в  раскрытии законов, отличных от тех, которым подчиняются индивиды.

   Особенно важное  значение имеют присущее Сен-Симону  понимание  социальной структуры, а также его указание на то, что  форма  собственности  определяет все общественные отношения - как экономические, так и политические.

   Учение Сен-Симона, во многом противоречивое, оказало  значительное влияние как на развитое К. Марксом материалистическое понимание общества, так  и  на развитие - прежде всего усилиями О. Конта - социологии.

   Эти и ряд других  учений об обществе в целом  или об  отдельных  социальных явлениях   непосредственно   предшествовали   и   обеспечили   возникновение социологии,  поскольку,  при   всех   своих   недостатках,   поставили   ряд фундаментальных социологических проблем и аккумулировали  в  себе  ту  сумму знаний об обществе,  из  которой  впоследствии  развились  все  значительные социологические теории.

 

 

 

4.Современный этап развития социологии.

      4.1.     О.Конт – родоначальник социологии. Учение о трех стадиях

                             развития общества.

     Для ответа на вопрос о времени появления социологии мы должны опираться на критерии, выдвигаемые науковедением. А оно утверждает, что  для  решения этого вопроса, прежде всего, необходимо иметь  в  виду,  с  какого  времени социология в  качестве  отдельной  специальной  науки  начала  признаваться научным сообществом. История свидетельствует,  что  это  произошло  в  40-х годах XIX в. после опубликования О.  Контом  третьего  тома  его  важнейшей работы «Курс позитивной философии» в 1839 году, где он впервые  использовал термин «социология» и выдвинул задачу изучения общества на научной  основе.

Именно эта претензия - поставить учение об обществе на научную основу  -  и явились тем отправным фактом, который  привел  к  формированию  и  развитию социологии.

     Как же конкретно  обосновывает  О.  Конт  необходимость  и  возможность появления  этой  новой  науки?  В  системе   О.   Конта   это   обоснование осуществляется   на   основе   сформулированного   им   закона    о    трех последовательных    стадиях    интеллектуального     развития     человека: теологической,  метафизической  и  позитивной.  На  первой,  теологической, стадии человек объясняет все явления на основе  религиозных  представлений, оперируя понятием сверхъестественного. На второй, метафизической, стадии он отказывается от апелляции к сверхъестественному и  пытается  все  объяснить при помощи абстрактных сущностей, причин и других  философских  абстракций.

Задача второй стадии - критическая.  Разрушая  прежние  представления,  она

подготавливает третью стадию - позитивную,  или  научную.  На  этой  стадии человек  перестает  оперировать   абстрактными   сущностями,   отказывается раскрывать причины явлений и  ограничивается  наблюдением  за  явлениями  и фиксированием постоянных связей, которые могут устанавливаться между ними.

     Переход  от  одной  стадии  к  другой  в  разных   науках   совершается

последовательно, но не одновременно. И здесь действует один принцип  --  от простого к сложному, от высшего к низшему. Чем проще объект  изучения,  тем быстрее там устанавливается позитивное знание.  Поэтому  позитивное  знание сначала распространяется в математике, физике, астрономии, химии,  затем  в биологии. Социология же - это вершина позитивного знания. Она  опирается  в своих  исследованиях  на  «позитивный  метод».  Последний  означает   опору теоретического анализа на совокупность  эмпирических  данных,  собранных  в наблюдении, экспериментах и сравнительном исследовании, данных -  надежных, проверенных, не вызывающих сомнения.

    Другой важный  вывод, приведший О. Конта  к  необходимости  формирования науки об обществе, связан с открытием им  закона  разделения  и  кооперации труда. Эти факторы имеют огромное позитивное значение в  истории  общества. Благодаря  им  появляются  социальные  и  профессиональные  группы,  растет разнообразие в обществе и повышается материальное благосостояние людей.  Но эти же факторы  ведут  к  разрушению  фундамента  общества,  поскольку  они нацелены на концентрацию  богатства  и  эксплуатацию  людей,  на  однобокую профессионализацию,  уродующую  личность.  Социальные  чувства   объединяют только лиц одинаковой профессии, заставляя враждебно относиться  к  другим. Возникают корпорации и внутрикорпоративная  эгоистическая  мораль,  которые при известном попустительстве способны разрушить основу общества -  чувство солидарности  и  согласия   между   людьми.   Способствовать   установлению солидарности и согласия и призвана, по мнению О. Конта, социология.

      О. Конт, в  соответствии со своими представлениями  о  развитии,  делит

социологию  на  две  части:  социальную  статику  и  социальную   динамику.

Социальная статика изучает условия и законы  функционирования  общественной системы. В этом  разделе  контовской  социологии  рассматриваются  основные общественные институты: семья,  государство,  религия  с  точки  зрения  их общественных функций, их роли в установлении  согласия  и  солидарности.  В социальной динамике  О.  Конт  развивает  теорию  общественного  прогресса, решающим фактором которого, по его мнению, выступает  духовное,  умственное развитие человечества.

Информация о работе Эволюционные этапы развития социологической мысли