Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 14:42, доклад
Первая половина XIX в. характеризуется активным применением достижений естественной науки к познанию психических процессов. Содержание этапа заключается в выходе множества трудов по психологии, разработке ее мировоззренческих и научных основ и принципов. Издается ряд систематических руководств по различным направлениям психологии.
Этапы развития психологической мысли в ХIХ веке.
Первая
половина XIX в. характеризуется активным
применением достижений естественной
науки к познанию психических
процессов. Содержание этапа заключается
в выходе множества трудов по психологии,
разработке ее мировоззренческих и научных
основ и принципов. Издается ряд систематических
руководств по различным направлениям
психологии.
Так, Д.М.Велланский издает “Биологическое
исследование природы” (1812), “Физиологическую
программу о внешних чувствах”(1819). П.Любовский,
магистр Харьковского университета, подготовил
“Краткое руководство к опытному душесловию”(1815)
- вторую после И.Михайлова систематизацию
психологического знания. Это была, по
сути “экспериментальная психология”.
Работа состоит из трех частей: 1) чувствительность;
2) познание; 3) стремление, влечение и воля.
Им описываются как “главное влечение”
- “любовь к отечеству”, “любовь к труду”
и т.д.
В
своих трудах психолог, философ-идеалист
А.И.Галич (1783-1848) доказывал подчиненность
мышления законам объективного мира. Его
основная работа “Картина человека”(1834)
включала следующие компоненты: 1-я часть
- “телесная дидактика” (отправления,
система и части тела), “телесная феноменология”
(здоровье, патология, сон, уродство) и
“семиотика” (учение о темпераментах);
2-я часть - “дух” (психологическая система),
3-я часть - “соотношение между телесной
и душевной жизнью”.
В сочинении на основе естествознания
Галич описывает психологические явления,
использует материал физиологии, следует
Локку. Им высказывается идея объективации
психической жизни человека средствами
его деятельности, выдвигаются гуманистические
идеи - “исторического быта”. Он первым
попытался создать свод отечественных
психологических знаний, подчеркивая
их оригинальность. Немецкую психолологию
он оценивает как “самую бездушную литературу
именно о душе”.
Среди работ первой половины XIX в. следует
также выделить “Общую антропологию”
(1835) К.В.Лебедева, в которой он также подчеркивает
оригинальность русской школы, отечественной
материалистической физиологии. О.М.Новицкий
подготовил “Руководство к опытной психологии”(1840),
которое содержит научные обоснования
и описание фактических данных по психологии.
Ряд трудов подготовил выдающийся российский
мыслитель Александр Иванович Герцен.
К ним следует отнести: “Дилетантизм в
науке” (1842), “Письма об изучении природы”
(1844-1845). Его сын Александр Александрович
Герцен (1839-1906) - физиолог, написал сочинения:
“Общая физиология души”; “Физиологическая
деятельность нерва и электрические явления,
сопровождающие ее”.
Одоевский Владимир Федорович (1803-1869),
представитель княжеского рода, написал
“Психологические заметки” (1843), в которых
отразил вопросы о соотношении языка и
чувства, языка и мысли. Среди трудов первой
половины XIX в. следует также выделить
работу Н.Зубовского - “Психология” (1848).
Серию статей по проблемам психологии
подготовил Белинский Виссарион Григорьевич.
Например, в годичном обзоре русской литературы
за 1846 г. он пишет: “Вы, конечно, уважаете
в человеке ум? - Прекрасно! - так не останавливайтесь
же в благоговейном изумлении и перед
этою массою мозга, где происходят все
умственные отправления.(...) Иначе, вы будете
удивляться в человеке следствию мимо
причины и удовлетворитесь ими. Психология,
не опирающаяся на физиологию, так же не
самостоятельна, как и физиология, не знающая
о существовании анатомии”.
50-е гг. XIX в. отмечены выходом в свет общих
работ по утверждению научных принципов
психологии: Н.Г.Чернышевского - “Эстетическое
отношение искусства к действительности”
(1856); М.С.Волкова - “Френология” (1857). В
трудах Н.А.Добролюбова утверждается первичность
материи и вторичность психического: “Что
же составляет материал мысли как не познание
внешних предметов? Возможна ли мысль
без предмета; не будет ли она тогда чем-то
непостижимым, лишенным всякой формы и
содержания? Ведь защищать возможность
такой беспредметной и бесформенной мысли
решительно значит утверждать, что можно
сделать что-нибудь из ничего!”
60-е гг. называют “великим десятилетием”
утверждения принципа психофизического
монизма в психологии и физиологии, научного
опровержения идеалистических теорий
в этих науках. Н.Г. Чернышевский издает
сочинение “Антропологический принцип
в философии” (1860) о природной принадлежности
человека, возможности объяснения психических
его процессов физическими, химическими
и медицинскими принципами. В 1863 г. выходят
в свет “Рефлексы головного мозга” И.М.Сеченова.
К.Д.Ушинский пишет труд “Человек как
предмет воспитания” (1867). Основная идея
работ: развитие психических качеств человека
совершается с развитием их нейрофизиологической
основы. Продолжателем психологического
обоснования педагогики выступил П.Ф.Каптерев
(“Из истории души” (1890), “Педагогическая
психология” (1877).
Приоритету русской психологии и психофизиологии
в мировой науке посвящена работа М.М.Троицкого
“Немецкая психология в текущем столетии”
(1867). Активную научную деятельность в
Киевском и в Петербургском университетах
начинает И.А.Сикорский - профессор душевных
и нервных болезней. С 1896 г. он является
редактором журнала “Вопросы нервнопсихической
медицины”. К его печатным трудам относятся:
1867 г. - “О душевном состоянии при аффектах”;
1879 г. - “О явлениях утомления при умственной
работе”; 1889 г. - “О заикании”. Им также
написаны труды по детской психологии
и психопатологии, а в 1905 г. - “Всеобщая
психология”.
В
70-е гг. прошлого столетия происходит
установление более тесной связи психологии
и нервной физиологии, реализующей принцип
психофизического монизма. Так, И.Р.Тарханов
(1846-1908) - соратник И.М.Сеченова (в течение
двадцати лет - начальник кафедры физиологии
Медико-хирургической академии), в 1871 г.
пишет работу “О гальваническом явлении
в коже человека при раздражении органов
чувств и различных формах психической
деятельности”, в 1879 г. - “О психомоторных
центрах и развитии их у животных”.В 1872
г. К.К.Кавелин издает “Задачи психологии”.
В 1873 г. И.М.Сеченов печатает “Кому и как
разрабатывать психологию”(1873); “Об элементах
зрительного мышления” (1877); “Элементы
мысли” (1878). Следует также упомянуть работу
И.А.Сикорского “О явлениях утомляемости
при умственной работе” (1879).
80-е гг. XIX в. выделяются огромным количеством
работ, увеличением интереса к психологической
проблематике. Н.Я.Грот пишет “Психологию
чувствования” (1879-1880); В.Х.Кандинский
(1849-1889) - русский психиатр, в своей работе
дает классическое определение псевдогаллюцинаций
(1885), а в 1881 г. написал “Общепонятные психологические
этюды” (1881).
М.И.Владиславлев (1840-1890) - профессор (1868)
и ректор (1887) Петербургского университета,
выступил против материалистического
и гегелевского методов в психологии.
Он возглавил в Петербургском университете
пореформенную психологическую и философскую
науки. Им переведена на русский язык “Критика
чистого разума” И.Канта, написаны труды
- “Современные направления в науке о
душе” (1866), “Психология” (1881) в двух томах,
где дал систематизацию экспериментального
психологического знания.Среди других
трудов по психологии восьмидесятых следует
выделить работы: М.М.Троицкого - “Наука
о духе” (1882); П.Ф.Лесгафта “Школьные типы”(1884).
К этому же периоду следует отнести работу
П.И.Ковалевского “Основы механизма душевной
деятельности”(1885). Профессор Харьковского
университета П.И.Ковалевский основал
первый русский психиатрический журнал
“Архив психиатрии, нейрологии и судебной
психопатологии”, в котором печатались
результаты экспериментально-
В.Ф.Чиж - профессор, руководитель Юрьевской
лаборатории, написал книгу “Научная
психология в Германии”. Он публикует
в 80-е гг. экспериментальные исследования:
“Измерение времени элементарных психических
процессов у душевнобольных”, “Объем
сознания о здоровых и душевнобольных”.
В 1886 г. В.М.Бехтерев издает работу “Сознание
и его границы”.В 80-х - начале 90-х гг. начинают
выходить журналы “Вопросы психологии
и философии”, “Вестник психиатрии”
с отделом психологии. Результаты многочисленных
экспериментальных психологических исследований
публиковались в журналах по психиатрии
и невропатологии.
Динамика их выхода в свет такова: 1883 г.
- первый журнал “Архив психиатрии, нейрологии
и судебной психопатологии” под ред. П.И.Ковалевского
вышел в Харькове; 1883 г. - журнал “Вестник
клинической и судебной психиатрии и невропатологии”
по ред. В.П.Мережеевского в Петербурге;
1893 г. - “Неврологический вестник”: труды
психологической лаборатории В.М.Бехтерева
в Казани; 1896 г. - “Обозрение психиатрии,
нейрологии и экспериментальной психологии”;
1903 г. - “Вестник психологии, криминальной
антропологии и гипнотизма”; 1896 г. - “Записки
психологической лаборатории психиатрической
клиники Московского университета” под
ред. А.А.Токарского. Многие диссертации
по психологии и психофизиологии изданы
отдельными книгами.
90-е гг. XIX столетия охарактеризовались
появлением более двухсот капитальных
трудов и статей, экспериметальных исследований
по психологии. Отметим наиболее значимые
для становления отечественной психологической
науки: Лесгафт П.Ф. - “Семейное воспитание
ребенка” (1890); Ланге Н.Н. - “Душа в первые
годы жизни” (1892) и “Психологические исследования”
(1893); Сеченов И.М. -”Предметная мысль и
действительность” (1892); Токарский А.Н.
- “Экспериметальные материалы по памяти”
(1894-1895); Берштейн А.Н. -”О восприятии постоянных
и переменных раздражителей” (1895), “Мир
звуков, как объект восприятия и мысли”,
“Методика экспериментально-
Информация о работе Этапы развития психологической мысли в ХIХ веке