Этапы развития психологической мысли в ХIХ веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 14:42, доклад

Описание работы

Первая половина XIX в. характеризуется активным применением достижений естественной науки к познанию психических процессов. Содержание этапа заключается в выходе множества трудов по психологии, разработке ее мировоззренческих и научных основ и принципов. Издается ряд систематических руководств по различным направлениям психологии.

Файлы: 1 файл

Этапы развития психологической мысли в ХIХ веке.doc

— 45.00 Кб (Скачать файл)

     Этапы развития психологической  мысли в ХIХ веке.

     Первая  половина XIX в. характеризуется активным применением достижений естественной науки к познанию психических  процессов. Содержание этапа заключается  в выходе множества трудов по психологии, разработке ее мировоззренческих и научных основ и принципов. Издается ряд систематических руководств по различным направлениям психологии. 
Так, Д.М.Велланский издает “Биологическое  исследование  природы” (1812),  “Физиологическую  программу о внешних чувствах”(1819).  П.Любовский, магистр Харьковского университета, подготовил “Краткое руководство к опытному душесловию”(1815) - вторую после И.Михайлова систематизацию психологического знания. Это была, по сути “экспериментальная психология”. Работа состоит из трех частей: 1) чувствительность; 2) познание; 3) стремление, влечение и воля. Им описываются как “главное влечение” - “любовь к отечеству”, “любовь к труду” и т.д.

     В своих трудах психолог, философ-идеалист А.И.Галич (1783-1848) доказывал подчиненность  мышления законам объективного мира. Его основная работа “Картина человека”(1834) включала следующие компоненты: 1-я часть - “телесная дидактика” (отправления, система и части тела), “телесная феноменология” (здоровье, патология, сон, уродство) и “семиотика” (учение о темпераментах); 2-я часть - “дух” (психологическая система), 3-я часть - “соотношение между телесной и душевной жизнью”. 
В сочинении на основе естествознания Галич описывает психологические явления, использует материал физиологии, следует Локку. Им высказывается идея объективации психической жизни человека средствами его деятельности, выдвигаются гуманистические идеи - “исторического быта”. Он первым попытался создать свод отечественных психологических знаний, подчеркивая их оригинальность. Немецкую психолологию он оценивает как “самую бездушную литературу именно о душе”. 
Среди работ первой половины XIX в. следует также выделить  “Общую антропологию” (1835) К.В.Лебедева, в которой он также подчеркивает оригинальность русской школы, отечественной материалистической физиологии. О.М.Новицкий подготовил “Руководство к опытной психологии”(1840), которое содержит научные обоснования и описание фактических данных по психологии. 
Ряд трудов подготовил выдающийся российский  мыслитель  Александр Иванович Герцен. К ним следует отнести: “Дилетантизм в науке” (1842), “Письма об изучении природы” (1844-1845). Его сын Александр Александрович Герцен (1839-1906) - физиолог, написал сочинения: “Общая физиология души”; “Физиологическая деятельность нерва и электрические явления, сопровождающие ее”. 
Одоевский Владимир Федорович (1803-1869), представитель княжеского рода, написал “Психологические заметки” (1843), в которых отразил вопросы о соотношении языка и чувства, языка и мысли. Среди трудов первой половины XIX в. следует также выделить работу Н.Зубовского - “Психология” (1848). 
Серию статей  по проблемам психологии подготовил Белинский Виссарион Григорьевич. Например, в годичном обзоре русской литературы за 1846 г. он пишет: “Вы, конечно, уважаете в человеке ум? - Прекрасно! - так не останавливайтесь же в благоговейном изумлении и перед этою массою мозга, где происходят все умственные отправления.(...) Иначе, вы будете удивляться в человеке следствию мимо причины и удовлетворитесь ими. Психология, не опирающаяся на физиологию, так же не самостоятельна, как и физиология, не знающая о существовании анатомии”. 
50-е гг. XIX в. отмечены выходом в свет общих работ по утверждению научных принципов психологии: Н.Г.Чернышевского - “Эстетическое отношение искусства к действительности” (1856); М.С.Волкова - “Френология” (1857). В трудах Н.А.Добролюбова утверждается первичность материи и вторичность психического: “Что же составляет материал мысли как не познание внешних предметов? Возможна ли мысль без предмета; не будет ли она тогда чем-то непостижимым, лишенным всякой формы и содержания? Ведь защищать возможность такой беспредметной и бесформенной мысли решительно значит утверждать, что можно сделать что-нибудь из ничего!” 
60-е гг. называют “великим десятилетием” утверждения принципа психофизического монизма в психологии и физиологии, научного опровержения идеалистических теорий в этих науках. Н.Г. Чернышевский издает сочинение “Антропологический принцип в философии” (1860) о природной  принадлежности  человека,  возможности объяснения психических его процессов  физическими,  химическими и медицинскими принципами.  В 1863 г. выходят в свет “Рефлексы  головного  мозга”  И.М.Сеченова. К.Д.Ушинский пишет труд “Человек как предмет воспитания” (1867). Основная идея работ: развитие психических качеств человека совершается с развитием их нейрофизиологической основы. Продолжателем психологического обоснования педагогики выступил П.Ф.Каптерев (“Из истории души” (1890), “Педагогическая психология” (1877). 
Приоритету русской психологии и психофизиологии в мировой науке посвящена работа М.М.Троицкого “Немецкая психология в текущем столетии” (1867). Активную научную деятельность в Киевском и в Петербургском университетах начинает И.А.Сикорский - профессор душевных и нервных болезней. С 1896 г. он является редактором журнала “Вопросы нервнопсихической медицины”. К его печатным трудам относятся: 1867 г. - “О душевном состоянии при аффектах”; 1879 г. - “О явлениях утомления при умственной работе”; 1889 г. - “О заикании”. Им также написаны труды по детской психологии и психопатологии, а в 1905 г. - “Всеобщая психология”.

     В 70-е гг. прошлого столетия происходит установление более тесной связи психологии и нервной физиологии, реализующей принцип психофизического монизма. Так, И.Р.Тарханов (1846-1908) - соратник И.М.Сеченова (в течение двадцати лет - начальник кафедры физиологии Медико-хирургической академии), в 1871 г. пишет работу “О гальваническом явлении в коже человека при раздражении органов чувств и различных формах психической деятельности”, в 1879 г. - “О психомоторных центрах и развитии их у животных”.В 1872 г.  К.К.Кавелин издает  “Задачи  психологии”.  В  1873  г. И.М.Сеченов печатает “Кому и как разрабатывать психологию”(1873); “Об элементах зрительного мышления” (1877); “Элементы мысли” (1878). Следует также упомянуть работу И.А.Сикорского “О явлениях утомляемости при умственной работе” (1879). 
80-е гг. XIX в. выделяются огромным  количеством  работ, увеличением интереса к психологической проблематике. Н.Я.Грот пишет “Психологию чувствования” (1879-1880);  В.Х.Кандинский (1849-1889) - русский психиатр, в своей работе дает классическое определение псевдогаллюцинаций (1885), а в 1881 г. написал “Общепонятные психологические этюды” (1881). 
М.И.Владиславлев (1840-1890) - профессор (1868) и ректор (1887) Петербургского университета, выступил против материалистического и гегелевского методов в психологии. Он возглавил в Петербургском университете пореформенную психологическую и философскую науки. Им переведена на русский язык “Критика чистого разума” И.Канта, написаны труды - “Современные направления в науке о душе” (1866), “Психология” (1881) в двух томах, где дал систематизацию экспериментального психологического знания.Среди других трудов по психологии восьмидесятых следует выделить работы: М.М.Троицкого - “Наука о духе” (1882); П.Ф.Лесгафта “Школьные типы”(1884). К этому же периоду следует отнести работу П.И.Ковалевского “Основы механизма душевной деятельности”(1885). Профессор Харьковского университета П.И.Ковалевский основал первый русский психиатрический журнал “Архив психиатрии, нейрологии и судебной психопатологии”, в котором печатались результаты экспериментально-психологических исследований и обзоры западной психологической литературы (с переводами статей В.Ф.Чижа). Проводилась мысль о том, что научная психология может быть создана как экспериментальная наука лишь в системе естествознания. Интересен его взгляд, согласно которому психическая деятельность развивается посредством противоречий между мышлением и самочувствием, снимающихся воспитанием воли. Путь образования индивидуальности человека он показывает на психофизиологии ребенка. 
В.Ф.Чиж - профессор, руководитель Юрьевской лаборатории, написал книгу “Научная психология в Германии”. Он публикует в 80-е гг. экспериментальные исследования: “Измерение времени элементарных психических процессов у душевнобольных”, “Объем сознания о здоровых и душевнобольных”. В 1886 г. В.М.Бехтерев издает работу “Сознание и его границы”.В 80-х - начале 90-х гг. начинают выходить журналы “Вопросы психологии и философии”, “Вестник психиатрии” с отделом психологии. Результаты многочисленных экспериментальных психологических исследований публиковались в журналах по психиатрии и невропатологии. 
Динамика их выхода в свет такова: 1883 г. - первый журнал “Архив психиатрии, нейрологии и судебной психопатологии” под ред. П.И.Ковалевского вышел в Харькове; 1883 г. - журнал “Вестник клинической и судебной психиатрии и невропатологии”  по ред. В.П.Мережеевского в Петербурге; 1893 г. - “Неврологический вестник”: труды психологической лаборатории В.М.Бехтерева в Казани; 1896 г. - “Обозрение психиатрии, нейрологии и экспериментальной психологии”; 1903 г. - “Вестник психологии, криминальной антропологии и гипнотизма”; 1896 г. - “Записки психологической лаборатории психиатрической клиники Московского университета” под ред. А.А.Токарского. Многие диссертации по психологии и психофизиологии изданы отдельными книгами. 
90-е гг. XIX столетия охарактеризовались появлением более двухсот капитальных трудов и статей, экспериметальных исследований по психологии. Отметим наиболее значимые для становления отечественной психологической науки: Лесгафт П.Ф. - “Семейное воспитание ребенка” (1890); Ланге Н.Н. - “Душа в первые годы жизни” (1892) и “Психологические исследования” (1893); Сеченов И.М. -”Предметная мысль и действительность” (1892); Токарский А.Н. - “Экспериметальные материалы по памяти” (1894-1895); Берштейн А.Н. -”О восприятии постоянных и переменных раздражителей” (1895), “Мир звуков, как объект восприятия и мысли”, “Методика экспериментально-психологического исследования душевнобольных”; Чиж В.Ф. -”Экспериментальное исследование памяти звуковых восприятий”(1896), “Широта восприятия у душевнобольных”, “Время ассоциаций у здоровых и душевнобольных”, “Интеллектуальное чувствование душевнобольных”; Челпанов Г.И. - “Проблема восприятия простраства”(1896); Гервер А.В. -”О памяти зрительных восприятий”(1899).

Информация о работе Этапы развития психологической мысли в ХIХ веке