Эволюционные этапы развития социологической мысли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2015 в 00:58, контрольная работа

Описание работы

С древнейших времен человека интересовали не только загадки и явления
окружающей его природы (разливы рек, землетрясения, извержения вулканов, смена времен года или дня и ночи и т.д.), но и проблемы, связанные с его собственным существованием среди других людей. Действительно, почему люди стремятся жить среди других людей, а не в одиночку? Что заставляет их проводить между собой границы, разделяться на отдельные государства и враждовать друг с другом? Почему одним позволено пользоваться многими благами, а другим отказано во всем?

Содержание работы

Введение.............................................................................................................3
Эволюционные этапы развития социологической мысли....................4
1. Представления об обществе в древнем мире..........................................4
2.Эпоха Средневековья.....................................................................................6
3.Социальная мысль нового времени............................................................7
4.Современный этап развития социологии..............................................12
4.1.О.Конт – родоначальник социологии. Учение о трех стадиях
развития общества.........................................................................................12
4.2.Классический тип научности социологии.Учение о методе
Э. Дюркгейма....................................................................................................14
4.3.Нетрадиционный тип научности. «Понимающая социология»
Г. Зиммеля и М. Вебера....................................................................................16
4.4.Основные принципы материалистического учения об обществе К. Маркса и Ф. Энгельса......................................................................................19
Заключение......................................................................................................23
Список использованной литературы........................................................24

Файлы: 1 файл

Контрольная.doc

— 141.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

Введение.............................................................................................................3

Эволюционные этапы развития социологической мысли....................4

1. Представления об обществе в древнем мире..........................................4

2.Эпоха Средневековья.....................................................................................6

3.Социальная  мысль нового времени............................................................7

4.Современный этап развития социологии..............................................12

4.1.О.Конт – родоначальник социологии. Учение о трех стадиях

развития общества.........................................................................................12

4.2.Классический  тип научности социологии.Учение  о методе 

Э. Дюркгейма....................................................................................................14

4.3.Нетрадиционный тип научности. «Понимающая социология»

Г. Зиммеля и М. Вебера....................................................................................16

4.4.Основные принципы материалистического учения об обществе К. Маркса и Ф. Энгельса......................................................................................19

Заключение......................................................................................................23

Список использованной литературы........................................................24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 С древнейших времен  человека интересовали не только  загадки  и  явления

окружающей его природы (разливы  рек,  землетрясения,  извержения  вулканов, смена времен года или дня и ночи и т.д.), но и  проблемы,  связанные  с  его собственным существованием среди других людей.  Действительно,  почему  люди стремятся жить среди других людей,  а  не  в одиночку?  Что  заставляет  их проводить между  собой  границы,  разделяться  на  отдельные  государства  и враждовать друг  с  другом?  Почему  одним позволено  пользоваться  многими благами, а другим отказано во всем?

    Поиск ответов  на эти и иные вопросы уже  в  древности заставил ученых  и

мыслителей обратить свой взгляд на человека и  на  общество,  в  котором  он

существует.

    В своей работе  я проследила, как изменялись их взгляды со  временем,  и

каковы они сейчас.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эволюционные этапы развития социологической мысли.

                 1. Представления об обществе в древнем мире.

     Процесс осмысления общества, общественной жизни  начинается  у  истоков человеческой истории.  Общество  становится  объектом  анализа  людей  даже прежде самой личности — ведь в  первобытном  состоянии  личность  почти  не выделяет себя из рода, хотя человек и начинает размышлять, оценивать.

     Представления об обществе углубляются по мере развития личности,  когда обозначается основной вопрос общественной жизни «Что важнее:  общество  или личность в  ее  неповторимости,  индивидуальном  своеобразии  восприятия  и отражения  действительности?»  и  возникают  представления   о   социальном равенстве и неравенстве.  В  этих  представлениях  однозначно  доминировали отраженная  в  мифах  положительная  оценка  уравнительности  и   отрицание неравенства. Однако по мере развития человеческого общества, усложнения его структуры   складываются   представления   о    неизбежности    социального неравенства.

     В  середине  первого  тысячелетия  до  н.  э.  осознание   неизбежности

социального  неравенства  вылилось   в   концептуальное   обоснование  его

необходимости. На Востоке критическое переосмысление социальных  установок, заложенных в мифологическом сознании, было осуществлено  в  учениях  Будды, Конфуция,  Заратустры,  ставших  рациональным  оправданием,   а   затем   и религиозно-этической  опорой,  поддерживающей  социальную  стабильность   в преодолевшем первобытную неструктурированность обществе.

     На Западе социальная мысль достигла своего апогея в Афинах V—IV вв.  до н. э. в  творчестве  Сократа,  Платона  и  Аристотеля,  в  учениях  которых оформились два важнейших  направления,  взаимодействовавших  на  протяжении всей истории социальной мысли.  Первое  —  выдвигает  и  обосновывает  идею приоритета общего, общественного интереса. Оно представлено, прежде  всего, учением Платона, рассматривающим эту идею в знаменитом труде «Государство».

   У Платона  общество  уподобляется  «огромному  человеку».   Трём   началам человеческой  души  (разумному,  яростному  и  вожделеющему)  в   идеальном государстве аналогичны тоже три начала (совещательное, защитное и деловое), которым в свою очередь соответствуют три  сословия  —  правители,  воины  и производители  (ремесленники,  земледельцы).                      Справедливость,  по  Платону, состоит в том, чтобы каждое сословие занималось своим делом. Неравенство  с помощью «благородного вымысла»  обосновывается  как  естественное,  исходно предопределенное: хотя все  люди  рождены  землей,  но  у  одних  примешано золото, значит, они должны править;  у  других  —  серебро,  и  посему  они становятся воинами; у третьих примешаны железо и медь,  они  призваны  быть производителями. Все  сословия  служат  сохранению  единства,  стабильности общества.   Государство,  полагал  Платон,  должно  не   потакать   амбициям отдельных, пусть сильных,  личностей,  а  подчинять  всех  членов  общества служению  делу  его  сохранения.   В   идеальном   государстве   социальное неравенство является  средством  поддержания  социальной  стабильности,  но отнюдь не получения выгоды высшими слоями.  «Субъектом  свободы  и  высшего совершенства оказывается у Платона не отдельная личность, и даже не  класс, а только все общество, все государство в целом. Утопия Платона — не  теория индивидуальной свободы  граждан,  а  теория  тотальной  свободы  —  свободы государства в его совокупности, целостности, неделимости».Целостность государства у него основана  на  тотальной  ответственности  неравных  друг другу членов общества за судьбу этого государства.

    Второе  направление  отстаивает  идею  приоритета  интереса   личности,

индивида.  Оно  развивалось  Эпикуром,  киниками,  Аристотелем.   Последний критикует  «Государство»  Платона,   отстаивая   приоритет   индивидуальных интересов  и  защищая  право  личности  на   индивидуальность.   Чрезмерное стремление  к  обобществлению,  например  предлагаемая  Платоном   общность имущества,  жен  и  детей,  по  мнению   Аристотеля,   ведет   к   стиранию индивидуальности,  к  бесхозяйственности  и  лени,  усугубляет   социальную путаницу, подготавливает политический кризис.

     В этих направлениях  древнегреческая  мысль  отразила  фундаментальное

противоречие социальной жизни и внутренней жизни индивида —  противоречивое единство общественного и индивидуального. Представители каждого направления вплоть до настоящего  времени  отстаивают  свое  право  быть  «проводником» человечества на пути к лучшему будущему, формируя его специфический  образ. Если мыслителям первого  направления  свойственно  представление  о  лучшем будущем как о стабильном, устойчивом обществе, ориентирующем его членов  на ответственность за судьбу  целого,  то  для  ученых  второго  —  характерна выработка социального идеала, в котором  лучшее  будущее  обозначается  как динамичное, быстро совершенствующееся общество, ориентирующее его членов на открытость, свободу,  ответственность  за  собственную  судьбу.  Мыслители, отстаивавшие приоритет общественного  интереса  над  личным,  в  социальной политике  делали  акцент  на  идее  «равенства  равных»,   сторонникам   же приоритета  индивидуального  интереса   над   общественным   более   важным представлялось решение задачи  обеспечения  «неравенства  неравных».  Таким образом,  оба  направления  социальной  мысли  обосновывали   оправданность неравенства, но расставляли разные акценты.

 

                        

 

2.Эпоха Средневековья.

    В период Средневековья  развитие  социальных  отношений  осуществляется преимущественно под контролем системы нравственных, религиозных  норм,  что оказало влияние и на развитие социальной мысли.

    Наиболее  видной  фигурой  теологической  социально-политической  мысли этого  периода  является  Фома  Аквинский,   осуществивший   «модернизацию» раннесредневекового христианства на основе комментариев Аристотеля.  Учение Фомы (томизм) стало важным шагом в укреплении духовной  власти  католицизма над развитием социальной  жизни  (в  1879  г.  это  учение  было  объявлено «единственно истинной философией католицизма»), но не остановило Реформацию католицизма. Идейное оформление Реформация получила в учениях М. Лютера, У. Цвингли, Ж. Кальвина, представлявших бюргерско-буржуазное направление, и Т. Мюнцера,  вождя  народной   Реформации.   Важнейшая   идея   Реформации   —необходимость личной  ответственности  человека,  отрицание  посредничества церковной иерархии.

    Реформация оказала серьезное влияние на развитие социально-критического мышления,   теорий   самосознания,   раннебуржуазного   идеала   «правового государства».   Она   способствовала    разрушению    феодально-религиозных представлений  и  утверждению  новых,  предпринимательских   ориентации   в хозяйственной практике. М. Вебер раскрыл воздействие на процесс становления европейского капитализма протестантского  религиозно-этического  комплекса, обеспечившего воспитание таких черт личности, как трудолюбие, бережливость, честность, расчетливость. В социальной мысли на новом  уровне  возрождается противостояние идей «индивидуализма»  и  «коллективизма».  Идея  приоритета индивидуального интереса над  общественным  утверждается  в  качестве  ядра идеологии формирующегося класса предпринимателей, буржуазии.

    Наряду с идеями  индивидуалистическими, частнособственническими  в XVI в. постепенно оформляется социалистическое социально-политическое течение  как идеология   нарождающегося   пролетариата.   Родоначальником   утопического социализма  принято  считать  Т.  Мора  (1478—1535  гг.),  изобразившего  в «Утопии» общество,  в  котором  нет  частной  собственности,  обобществлены производство и быт, а труд является обязательным для всех.

    Критикуя капитализм  и вскрывая его антигуманную  сущность,  социалисты-утописты  считали  идеальным  такое  общество,  в  котором   осуществляется государственное или общественное руководство экономикой, не знающей товарно- денежных отношений. Но они не смогли найти стимулы к труду в  обществе  без конкуренции, частной собственности и самоорганизации  экономической  жизни.

Главное — ставка  на  прямое  государственное  регулирование  и  социальный контроль.

 

 

 

3.Социальная мысль нового времени-

- непосредственное предшествие  социологии.

    Непосредственно подготовившими условия для появления социологии считают представления об обществе, возникающие в  рамках  теоретических  направлений общественной и в особенности философской и  политической  мысли,  начиная  с XVI в. и до момента приобретения социологией статуса  самостоятельной  науки в XIX в. Наибольшее внимание  проблеме  общества  уделяла  в  данный  период философия, за ней следуют  политическая  экономия,  наука  о  государстве  и праве  и  история.  В  исторической  науке  по   существу   с   момента   ее возникновения развиваются элементы эмпирического  исследования  общественных явлений.

    Представления  об  обществе,  складывающиеся  в  этот  период  в  рамках

философии,  а  затем  и  прочих  наук,  обозначали  по-своему  начало  новой

общественно-экономической формации -  капитализма  -  и  представляли  собой надстройку  над  экономическим  базисом  этой  формации,  которая  по  своим характеристикам   выступала   отрицанием   феодализма    как    общественно- экономической формации.

    Капиталистический  способ производства,  который  в  данный  период  все

больше становится доминирующим, требовал упразднения  правового  неравенства людей. Правовое равенство и свобода всех граждан становятся более или  менее общим политическим идеалом. Попытки найти  наиболее  адекватный  способ  его реализации приводят к возникновению многочисленных  теорий,  рассматривающих отношение между государством и индивидом как свободным человеком.  В  то  же время предпринимаются также усилия  открыть  как  законы,  господствующие  в хозяйственной жизни,  так  и  законы  исторического  развития  общества  как целостности всех социальных явлений. Как результат  этих  попыток  возникают разнообразные теории. Общими чертами этих теорий  являются  их  рационально-научный характер и их постепенное освобождение от теологического взгляда  на мир и, в особенности, на общество, а также стремление  не  только  расширить рамки понимания человеком общества, но и вовлечь  человека  в  осуществление социальных перемен.

    Философия   в   XVII   в.   особенно   сосредоточилась   на    изучении закономерностей  развития  общества.  Подобная  ее  ориентация   привела   к

возникновению  философии  истории  как  отдельной  философской   дисциплины, которую,  учитывая  ее  предметную  направленность,  вполне  можно   считать непосредственной предтечей общей  социологии.  Философия  истории  возникает как особая научная дисциплина, выражающая потребность в объяснении  развития общества в данный период. В это время  европейское  общество  -  в  наиболее развитых странах - находилось в фазе перехода от феодализма  к  капитализму, что делало его весьма подвижным и динамичным, требуя пересмотра  характерных для феодализма представлений об обществе как о чем-то неизменном. В  это  же

время разного рода путешественники и миссионеры приносят известия о  народах дальних стран, их обычаях, об их образе  жизни,  отличном  от  европейского. Наука должна была ответить на вопрос, почему существуют  различия  в  образе жизни отдельных народов, почему разным народам  присущ  отличный  от  других общественный строй. Практически возник  вопрос  о  движущих  силах  развития общества и законах этого развития. Все это заставило философов обратиться  к проблеме общества  и  попытаться  объяснить  его  историю  и  закономерности развития.

Информация о работе Эволюционные этапы развития социологической мысли