Эволюционные этапы развития социологической мысли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2015 в 00:58, контрольная работа

Описание работы

С древнейших времен человека интересовали не только загадки и явления
окружающей его природы (разливы рек, землетрясения, извержения вулканов, смена времен года или дня и ночи и т.д.), но и проблемы, связанные с его собственным существованием среди других людей. Действительно, почему люди стремятся жить среди других людей, а не в одиночку? Что заставляет их проводить между собой границы, разделяться на отдельные государства и враждовать друг с другом? Почему одним позволено пользоваться многими благами, а другим отказано во всем?

Содержание работы

Введение.............................................................................................................3
Эволюционные этапы развития социологической мысли....................4
1. Представления об обществе в древнем мире..........................................4
2.Эпоха Средневековья.....................................................................................6
3.Социальная мысль нового времени............................................................7
4.Современный этап развития социологии..............................................12
4.1.О.Конт – родоначальник социологии. Учение о трех стадиях
развития общества.........................................................................................12
4.2.Классический тип научности социологии.Учение о методе
Э. Дюркгейма....................................................................................................14
4.3.Нетрадиционный тип научности. «Понимающая социология»
Г. Зиммеля и М. Вебера....................................................................................16
4.4.Основные принципы материалистического учения об обществе К. Маркса и Ф. Энгельса......................................................................................19
Заключение......................................................................................................23
Список использованной литературы........................................................24

Файлы: 1 файл

Контрольная.doc

— 141.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

4.2.Классический тип научности социологии.

Учение о методе Э. Дюркгейма

     Как отмечалось выше, социология выделиласьв качестве самостоятельной отрасли знания вследствие своей претензии на научное исследование общества. Однако в истории социологии никогда не существовало согласия в  том,  каков критерий научности. Один из крупнейших историков социологии Ю.  Н.  Давыдов считает необходимым говорить  о  последовательном возникновении  в  рамках социологии,  по  крайней  мере,  трех   типов   научности:   классического, неклассического и промежуточного, эклектического.

     Классический  тип научности,  по  его  мнению,  был  представлен  такими

видными социологами,  как  О.  Конт,  Г.  Спенсер,  Э.  Дюркгейм.  Основные

принципы классической методологии сводятся к следующим:

    1)   Социальные   явления   подчиняются   законам,   общим   для   всей

       действительности. Нет никаких специфических социальных  законов.

    2)  Поэтому  социология  должна  строиться   по   образу   естественных

       «позитивных»  наук.

    3) Методы социального  исследования  должны  быть  такими  же  точными, строгими. Все социальные явления должны быть описаны количественно.

    4) Важнейшим  критерием  научности  является  объективность  содержания знания. Это значит, что социологическое знание не должно содержать в себе  субъективные  впечатления  и  умозрительные  рассуждения,   но описывать социальную действительность, независимо от  нашего  к  не отношения.  Этот  принцип  нашел   свое   выражение   в   требовании «социология как наука должна быть свободна от ценностных суждений  и идеологий».

     Наиболее   четко   принципы   классического   типа    научности    были

сформулированы  в  работе  французского  социолога  3.  Дюркгейма  «Правила социологического метода» (1895 г.). Дюркгеймовская социология  основывается на теории социального факта. В данной работе Э. Дюркгейм излагает  основные требования  к  социальным  фактам,  которые   позволили   бы   существовать социологии в качестве науки.

     Первое правило  состоит в том, чтобы «рассматривать  социальные факты как вещи». Это означает, что:

а) социальные  факты  внешни  для  индивидов;

 б) социальные факты могут быть объектами в том смысле,  что  они  материальны, строго наблюдаемы и безличны;

в) устанавливаемые между двумя или множеством социальных фактов отношения причинности помогают  формулировать  постоянные законы функционирования общества.

     Второе правило  состоит в том, чтобы «систематически  отмежевываться  от всех врожденных идей». Это означает, что:

 а) социология прежде  всего должна порвать свои связи со всякими идеологиями и личностными  пристрастиями; 

б) она также должна освободиться  от  всех  предрассудков,  которыми  обладают индивиды в отношении социальных фактов.

     Третье правило  состоит в  признании  примата  (первенства,  приоритета)

целого над составляющими ее частями. Это означает признание того,  что:

 а) источник социальных  фактов  находится  в  обществе,  а  не  в  мышлении  и поведении индивидов; 

б)  общество  есть  автономная  система,  управляемая своими собственными законами, не сводимыми к сознанию или действию  каждого индивида.

     Итак, социология, по мнению  Э.  Дюркгейма,  основывается  на  познании

социальных фактов. Социальный факт специфичен.  Он  порожден  объединенными действиями индивидов, но качественно отличается по своей природе от   того, что происходит на уровне индивидуальных сознаний потому, что у него  другое основание, другой субстрат - коллективное сознание. Для того, чтобы  возник социальный факт, указывает Дюркгейм, необходимо, чтобы,  по  крайней  мере, несколько  индивидов  объединили  свои  действия  и  чтобы  эта  комбинация породила какой-то новый результат. А поскольку этот синтез  происходит  вне сознания действующих индивидов (так как  он  образуется  из  взаимодействия множества  сознаний),  то  он  неизменно  имеет   следствием   закрепление, установление вне индивидуальных  сознаний  каких-либо  образцов  поведения, способов действий,  ценностей  и  т.  д.,  которые  существуют  объективно.

Признание объективной реальности  социальных  фактов  является  центральным пунктом социологического метода, по Дюркгейму.

 

 

 

4.3.       Нетрадиционный тип научности. «Понимающая  социология»

Г. Зиммеля и М. Вебера.

     Неклассический   тип   научности   социологии   разработан    немецкими

мыслителями Г. Зиммелем (1858-1918) и М.  Вебером  (1864--1920).  В  основе этой методологии лежит  представление  о  принципиальной  противоположности законов  природы  и  общества  и,  следовательно,  признание  необходимости существования двух типов научного знания: наук о природе (естествознания) и наук о культуре (гуманитарного знания). Социология же, по  их  мнению,  это пограничная наука, и поэтому она должна  заимствовать  у  естествознания  и гуманитарных  наук  все  лучшее.  У  естествознания  социология  заимствует приверженность  к  точным   фактам   и   причинно-следственное   объяснение действительности, у гуманитарных наук  -  метод  понимания  и  отнесения  к ценностям.

    Такая трактовка  взаимодействия социологии и  других наук вытекает из  их

понимания предмета социологии. Г. Зиммель и М. Вебер отвергали  в  качестве предмета социологического знания такие понятия,  как  «общество»,  «народ», «человечество»,  «коллективное»  и  т.  д.  Они  считали,   что   предметом исследования социолога может  быть  только  индивид,  поскольку  именно  он обладает сознанием, мотивацией своих действий и рациональным поведением. Г. Зиммель и М. Вебер подчеркивали важность понимания социологом субъективного смысла, который вкладывается в действие самим действующим индивидом. По  их мнению,  наблюдая  цепочку  реальных  действий   людей,   социолог   должен сконструировать их объяснение на основе понимания внутренних  мотивов  этих действий. И  здесь  ему  поможет  знание  того,  что  в  сходных  ситуациях большинство   людей   поступает   одинаковым    образом,    руководствуется аналогичными мотивами. Исходя из своего представления о предмете социологии и ее месте среди других  наук,  Г.  Зиммель  и  М.  Вебер  формулируют  ряд методологических  принципов,  на   которые,   по   их   мнению,   опирается

социологическое знание:

     1) Требование  устранения из  научного  мировоззрения  представления  об

объективности содержания наших  знаний.  Условием  превращения  социального знания в действительную науку является то, что оно не должно выдавать  свои понятия и схемы за отражения или  выражения  самой  действительности  и  ее законов. Социальная наука обязана  исходить  из  признания  принципиального различия между социальной теорией и действительностью.

     2) Поэтому социология  не должна претендовать  на  что-то  большее,  чем

выяснение причин тех или иных свершившихся событий,  воздерживаясь  от  так называемых «научных прогнозов».

     Строгое следование  этим двум правилам может  создать  впечатление,  что

социологическая теория  не  имеет  объективного, общезначимого  смысла,  а является плодом субъективного произвола. Чтобы снять  это  впечатление,  Г. Зиммель и М. Вебер утверждают:

     3)  Социологические  теории   и   понятия   не   являются   результатом

интеллектуального  произвола,  ибо   сама   интеллектуальная   деятельность

подчиняется  вполне  определенным  социальным  приемам  и,  прежде   всего, правилам формальной логики и общечеловеческим ценностям.

     4) Социолог  должен знать, что в основе  механизма  его  интеллектуальной

деятельности лежит отнесение всего многообразия эмпирических данных к  этим общечеловеческим  ценностям,  которые  задают   общее   направление   всему человеческому   мышлению.   «Отнесение   к    ценностям    кладет    предел индивидуальному произволу», - писал М. Вебер.

     М.  Вебер  различает  понятия  «ценностные  суждения»  и  «отнесение  к

ценностям». Ценностное суждение всегда личностно и субъективно. Это  какое- либо утверждение, которое связано с нравственной, политической  или  какой- либо  другой  оценкой.  Например,  высказывание:  «Вера  в   бога   -   это непреходящее качество человеческого существования». Отнесение к ценности  - это  процедура  и  отбора,  и  организации   эмпирического   материала.   В приведенном выше примере эта  процедура  может  означать  сбор  фактов  для изучения взаимодействия религии и разных сфер общественной и  личной  жизни человека,  отбор  и  классификацию  этих  фактов,  их  обобщение  и  другие процедуры. В чем необходимость этого принципа отнесения к  ценностям?  А  в том, что ученый-социолог в познании сталкивается с  огромным  многообразием фактов, и для отбора и анализа этих фактов он должен исходить  из  какой-то установки, которая и формулируется им как ценность.

     Но возникает  вопрос: откуда же берутся эти  ценностные предпочтения? М. Вебер отвечает так:

     5) Изменение  ценностных предпочтений социолога  определяется «интересом эпохи», то есть  социально-историческими  обстоятельствами,  в  которых  он действует.

     Каковы же  инструменты  познания,  через  которые  реализуются  основные принципы «понимающей социологии»? У Г. Зиммеля  таким  инструментом  служит фиксирующее в социальном явлении самые устойчивые универсальные черты, а не эмпирическое многообразие социальных фактов. Г.  Зиммель  считал,  что  над миром конкретного бытия  возвышается  мир  идеальных  ценностей.  Этот  мир ценностей существует по своим  собственным  законам,  отличным  от  законов материального мира. Целью социологии является изучение ценностей  самих  по себе, как чистых форм. Социология должна  стремиться  изолировать  желания,  переживания и мотивы,  как  психологические  аспекты,  от  их  объективного

содержания, вычленить сферу ценностную как область идеального и  на  основе этого  построить  в  виде  взаимоотношения  чистых  форм некую   геометрию социального мира. Таким образом, в учении Г. Зиммеля  чистая  форма  -  это отношение между индивидами,  рассматриваемыми  отдельно  от  тех  объектов, которые выступают объектами их желаний, стремлений и других психологических актов.  Формально-геометрический  метод  Г.  Зиммеля   позволяет   выделить общество вообще, институты вообще и  построить  такую  систему,  в  которой социологическое  знание  освобождалось  бы  от  субъективного  произвола  и морализаторских оценочных суждений.

    Главным инструментом познания у М. Вебера выступают  «идеальные  типы». «Идеальные типы», по Веберу,  не  имеют  эмпирических  прообразов  в  самой реальности и не отражают ее, а представляют собой  мыслительные  логические конструкции, создаваемые  исследователем.  Эти  конструкции  формируются  с помощью выделения отдельных  черт  реальности,  считающихся  исследователем наиболее  типическими.  «Идеальный  тип,  -  писал  Вебер,  -  это  картина однородного мышления, существующая в воображении ученых  и  предназначенная для  рассмотрения  очевидных,  наиболее   «типичных   социальных   фактов». Идеальные типы - это предельные понятия, используемые в познании в качестве масштаба  для  соотнесения  и  сравнения  с  ними  социальной  исторической реальности. По Веберу, все социальные факты объясняются социальными типами.

Вебер  предложил  типологию  социальных  действий,  типов   государства   и

рациональности. Он оперирует такими идеальными  типами,  как  «капитализм», «бюрократизм», «религия» и т. д.

    Какую же основную задачу решают идеальные типы? М. Вебер  считает,  что главная цель социологии - сделать максимально  понятным  то,  что  не  было таковым в самой реальности, выявить смысл того,  что  было  пережито,  даже если этот смысл самими людьми не был осознан. Идеальные  типы  и  позволяют сделать этот исторический или социальный материал более осмысленным, чем он был в самом опыте реальной жизни.

 

 

 

4.4.    Основные  принципы материалистического учения  об обществе

К. Маркса и Ф. Энгельса.

    Своеобразный синтез классического и неклассического типа  научности  в

области социологии представляет собой материалистическое учение об обществе К. Маркса (1818-1883), Ф. Энгельса (1820-1895)  и  их  последователей.  При создании этого учения К. Маркс и Ф. Энгельс исходили  из  натуралистических установок позитивизма, требовавших  рассматривать  социальные  явления  как факты и строить обществоведение по образцу естественных наук, с характерным для них причинно-следственным объяснением фактов.  Предметом  социологии  в марксизме,  как  отмечалось  выше,  является  изучение  общества,  основных закономерностей его развития,  а  также  основных  социальных  общностей  и институтов. Каковы же наиболее важные принципы  материалистического  учения об обществе?

     1) Одним из важнейших принципов  исторического  материализма  является признание закономерности общественного развития. Ф.  Энгельс,  выступая  на похоронах К. Маркса, среди  главнейших  его  достижений  отмечал:  «Подобно тому, как Дарвин открыл закон развития  органического  мира,  Маркс  открыл закон развития человеческой истории» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 19.-  С. 325). Признание  закономерности  означает  признание  действия  в  обществе общих, устойчивых, повторяющихся, существенных  связей  и отношений  между процессами и явлениями.

Информация о работе Эволюционные этапы развития социологической мысли