Эволюционные этапы развития социологической мысли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2015 в 00:58, контрольная работа

Описание работы

С древнейших времен человека интересовали не только загадки и явления
окружающей его природы (разливы рек, землетрясения, извержения вулканов, смена времен года или дня и ночи и т.д.), но и проблемы, связанные с его собственным существованием среди других людей. Действительно, почему люди стремятся жить среди других людей, а не в одиночку? Что заставляет их проводить между собой границы, разделяться на отдельные государства и враждовать друг с другом? Почему одним позволено пользоваться многими благами, а другим отказано во всем?

Содержание работы

Введение.............................................................................................................3
Эволюционные этапы развития социологической мысли....................4
1. Представления об обществе в древнем мире..........................................4
2.Эпоха Средневековья.....................................................................................6
3.Социальная мысль нового времени............................................................7
4.Современный этап развития социологии..............................................12
4.1.О.Конт – родоначальник социологии. Учение о трех стадиях
развития общества.........................................................................................12
4.2.Классический тип научности социологии.Учение о методе
Э. Дюркгейма....................................................................................................14
4.3.Нетрадиционный тип научности. «Понимающая социология»
Г. Зиммеля и М. Вебера....................................................................................16
4.4.Основные принципы материалистического учения об обществе К. Маркса и Ф. Энгельса......................................................................................19
Заключение......................................................................................................23
Список использованной литературы........................................................24

Файлы: 1 файл

Контрольная.doc

— 141.00 Кб (Скачать файл)

     2) Признание  закономерности  в  материалистической  концепции  истории тесно связано  с принципом детерминизма, то  есть  признанием  существования причинно-следственных связей и зависимостей. К. Маркс и Ф. Энгельс  считали необходимым из всего многообразия естественных структур, связей и отношений выделить главные, определяющие. Таковым,  по  их  мнению,  является  способ производства  материальных  благ,  состоящий  из  производительных  сил   и производственных   отношений.    Признание    причинной    обусловленности определяющей влияние на общественную жизнь способа  производства,  является другим важнейшим положением марксистского учения об обществе. В  работе  «К критике   политической   экономии»   К.    Маркс    писал:    «Производство непосредственно материальных средств к жизни и  тем  самым  каждая  ступень экономики  народа  и  эпохи  образует  основу,   из   которой   развиваются государственные  учреждения,   правовые   воззрения,   искусство   и   даже религиозные  представления  людей,  из  которых  они  поэтому  должны  быть объяснены, а не наоборот, как это делалось до сих пор» (Маркс  К.,  Энгельс Ф. Соч. Т. 13.- С. 6-7).

     3) Третьим важным  принципом  материалистического  учения  об  обществе является утверждение о его поступательном прогрессивном  развитии.  Принцип прогресса реализуется в марксизме через учение об общественно-экономических формациях  как  основных  структурах   общественной   жизни.   Общественно- экономическая  формация,  по  определению  К.  Маркса,  представляет  собой «общество, находящееся  на  определенной  степени  исторического  развития, общество со своеобразным отличительным характером».  (Там  же.  Т.  6.-  С. 442).  Понятие  «формация»  К.  Маркс  заимствовал  из   современного   ему естествознания. Этим понятием в геологии, географии, биологии  обозначались определенные структуры, связанные единством условий образования,  сходством состава, взаимозависимостью элементов. В марксистском  учении  об  обществе все эти признаки относятся к социальному организму, образованному на основе сходных закономерностей, с единой экономической и политической  структурой. Основу экономической формации составляет тот или иной способ  производства, который  характеризуется  определенным  уровнем   и   характером   развития производственных  сил  и  соответствующими   этому   уровню   и   характеру производственными  отношениями.  Совокупность  производственных   отношений образует  основу  общества,   его   базис,   над   которым   надстраиваются государственные, правовые, политические отношения и учреждения, которым,  в свою очередь, соответствуют определенные формы общественного сознания.

     К. Маркс и  Ф. Энгельс представляли развитие  общества как поступательный  процесс, характеризующийся последовательным переходом от низших общественно- экономических формаций к высшим: от первобытнообщинной к рабовладельческой, затем к феодальной, капиталистической  и  коммунистической.  В.  И.  Ленин, оценивая  значение  этого  учения  для  обществоведения,  писал:  «Хаос   и произвол, царившие до сих пор во взглядах на историю и политику,  сменились поразительно цельной и  стройной  научной  теорией,  показывающей,  как  из одного уклада  жизни  развивается  вследствие  роста  производительных  сил другой, более высокий» (Ленин В.  И.  ПСС.  Т.  6.-  С.  55).  Поскольку  в марксизме речь идет о  неизбежности  движения  общества  по  этим  ступеням развития к высшей формации, критики марксизма указывают на  наличие  в  нем религиозно-философской  концепции  провиденциализма  -  то  есть  учения  о предопределенности в развитии человечества. Указывается также на  трудности стыковки этой схемы с реальной историей, в том числе  и  с  происходящим  в настоящее время отказом народов от «строительства коммунизма».

     4) Применение  к анализу общества общенаучного  критерия закономерности и причинной обусловленности в развитии увязывается в марксизме  с  признанием своеобразия развития общественных процессов. Эта увязка  нашла  свое  яркое выражение  в  концепции  развития  общества  как   естественноисторического процесса. Естественноисторический процесс столь же закономерен, необходим и объективен, как и природные процессы.  Он  не  только  зависит  от  воли  и сознания людей, но и определяет их волю и сознание. Но в  то  же  время,  в отличие от процессов  природы,  где  действуют  слепые  и  стихийные  силы, естественноисторический процесс представляет собой  результат  деятельности людей. В обществе ничто не совершается иначе, как  проходя  через  сознание людей. В связи с этим в марксистской социологии большое внимание  уделяется изучению диалектики объективной закономерности и сознательной  деятельности людей.

     5) Все вышеизложенное  показывает, что марксистская социология  находится в русле традиционного типа научности и нацелена на признание  объективности научных  знаний  об  обществе,  но  в  ней  существует  и   противоположная тенденция, которая ориентируется на то, что у Г.  Зиммеля  и  у  М.  Вебера называется  принципом  отнесения   к   ценности,   то   есть   согласование эмпирических данных  и  теоретических  выводов  «с  историческим  интересом эпохи», под которым понимались исключительно  интересы  пролетариата.  Этот подход трансформировался у В. И. Ленина  в  принцип  партийности.  Согласно этому принципу  социологическое  исследование,  любая  теория  общественной жизни несут на себе отпечаток  социально-  классовых  позиций  ее  авторов.

Предлагалась  такая  логика  рассуждений:  ученый-обществовед  действует  в определенных условиях и  не  может  быть  свободным  от  них.  Эти  условия накладывают  соответствующий  отпечаток  на   его   исследования.   Ученый- обществовед принадлежит к определенной социально-классовой группе, и он  не может игнорировать социально-классовые интересы. В  обычных  случаях  (чаще всего,  когда  он  придерживается  консервативных  убеждений)  он  отражает интересы того класса, к которому сам принадлежит. В других  случаях  (когда развивает революционные концепции) он  покидает  позиции  своего  класса  и выражает классовые интересы передовых общественных сил.  Поскольку  ученые- обществоведы, стоявшие на марксистских позициях, заявили  о  том,  что  они отражают интересы пролетариата, рабочего класса, то, естественно,  возникал вопрос, не противоречит ли их такая «ангажированность» провозглашаемому ими же  принципу  объективности.  В   работах   марксистов   это   противоречие разрешалось по такой схеме: поскольку пролетариат является самым передовым, прогрессивным классом, то он выражает запросы и интересы всего человечества (пролетарское  совпадает  с   общечеловеческим),   а,   следовательно,   он заинтересован в объективном анализе общественных процессов. А это означает, что в учении марксизма об обществе партийность совпадает с  объективностью. Однако  исследователи  отмечают,  что  в  результате  реализации   принципа партийности научные исследования об обществе были крайне  идеологизированы. Они носили односторонний, необъективный характер. Результаты и выводы  этих исследований  попадали  в  зависимость  от  интересов  правящей  в  странах «реального социализма» политической элиты, «партийной верхушки».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Социология одна  из  наук,  без  которой  не  может  функционировать  и развиваться современное общество. Подчеркивая это, П. Сорокин в  свое  время писал: "Благодаря нашему невежеству в области социальных явлений мы  до  сих пор не умеем бороться с бедствиями, берущими  начало  в  общественной  жизни людей... Только тогда, когда мы  хорошо  изучим  общественную  жизнь  людей, когда познаем законы, которым она следует, только тогда  можно  рассчитывать на успех в борьбе с общественными бедствиями" живущих людей.

    Роль  социологического  знания,  опирающегося  на  конкретные  факты  и

исследования  и   являющегося  основой   целостного   социального   знания,

возрастает по мере роста значимости социальной сферы  общества,  становления идеологии и  практики  социального  государства,  социально  ориентированной экономики и социальной политики. Состояние социологического  знания  и,  еще шире, социального мышления зависит от  двух  взаимосвязанных  факторов.  Во- первых, от системы  образования,  подготовки  кадров,  во-вторых,  от  роста "знания вглубь" (П. Сорокин), то есть развитости научных исследований.

    Итак, завершаем  краткий  анализ  длительного  исторического  пути,  по которому шло становление и развитие науки об обществе. Из множества  идей  и концепций, выдвинутых выдающимися  мыслителями  различных  эпох,  постепенно формировалась эта наука как ответ  на  объективные  потребности  социального развития.

    Социология —  не застывшая  наука.  На  каждом  новом  этапе  социальных преобразований она черпает из  реальности  новые  социальные  факты,  научно обобщает  их  и  дает  возможность  представить  перспективу   общественного развития.

    Это говорит  о том, что развитие социологической  мысли не  будет  стоять

на  месте.  Социология  будет  существовать  столько   же,   сколько   будет существовать сам человек.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

1)Кравченко А.И. Социология: учебник для вузов – М.: Академический проект,

2001.  – 2-е издание, переработанное  и дополненное.

2) http://referats.allbest.ru/sociology/9000172241.html

3)Маркович Д. Общая социология. Ростов-на-Дону, 1999.

4)Радугин А. А. Социология. М -  2000.

5) http://www.referat.ru/

 

 

 

 

 


Информация о работе Эволюционные этапы развития социологической мысли