Этапы развития науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 19:07, реферат

Описание работы

В ранних человеческих обществах познавательные и производственные моменты были неразделимы, первоначальные знания носили практический характер, выполняя роль руководства определенными видами деятельности человека. Накопление таких знаний составило важную предпосылку будущей науки.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПРЕДНАУКА 4
2. АНТИЧНАЯ НАУКА 5
3. СРЕДНЕВЕКОВАЯ МАГИЧЕСКАЯ НАУКА 7
4. НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И КЛАССИЧЕСКАЯ НАУКА 8
5. НЕОКЛАССИЧЕСКАЯ НАУКА 10
ВЫВОД 12
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 13

Файлы: 1 файл

реферат наука.docx

— 36.56 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки, молодежи и  спорта Украины

 

Харьковский торгово-экономический  институт

КИЕВСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО

ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

 

 

 

 

 

Кафедра финансов

 

 

 

 

 

 

 

 

реферат

по дисциплине

"Основы научных исследований"

на тему «Этапы развития науки»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила работу

Студентка группы ТМ-12       В. О. Назарько

 

Руководитель: к.э.н., доц.       М. Н. Будник

 

 

 

 

 

 

Харьков 2012 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ПРЕДНАУКА 4

2. АНТИЧНАЯ НАУКА 5

3. СРЕДНЕВЕКОВАЯ МАГИЧЕСКАЯ НАУКА 7

4. НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И КЛАССИЧЕСКАЯ НАУКА 8

5. НЕОКЛАССИЧЕСКАЯ НАУКА 10

ВЫВОД 12

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 13

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

В ранних человеческих обществах познавательные и производственные моменты были неразделимы, первоначальные знания носили практический характер, выполняя роль руководства определенными видами деятельности человека. Накопление таких знаний составило важную предпосылку будущей науки.

Для возникновения  собственно науки нужны были соответствующие  условия: определенный уровень развития производства и общественных отношений, разделение умственного и физического  труда и наличие широких культурных традиций, обеспечивающих восприятие достижений других народов и культур.

Традиционно Древняя Греция считается колыбелью  научного знания. Однако, другие цивилизации, например, Египет, Вавилон, Месопотамия, Индия, Китай накопили гигантский производственный опыт.

Для чего же нужна наука человечеству и каковы причины её появления? Первой и главной причиной возникновения науки является формирование субъектно-объектных отношений между человеком и природой, между человеком и окружающей его средой. Это связано, в первую очередь, с переходом человечества от собирательства к производящему хозяйству.

Второй  причиной формирования науки является усложнение познавательной деятельности человека. «Познавательная», поисковая  активность характерна и для животных, но в силу усложнения предметно-практической деятельности человека, освоения человеком  различных видов преобразующей  деятельности, происходят глубокие изменения  в структуре психики человека, строении его мозга, наблюдаются  изменения в морфологии его тела.

 

1 ПРЕДНАУКА

 

 

Преднаука – подготовительный этап на пути становления  науки, рассматривающий возникновение  собственно научного знания к XVII веку. Согласно такой позиции на пути формирования науки выделяют два этапа: подготовительный и собственно научный. Преднаучный  этап способствовал формированию научного мышления в Древней Греции, где  человек открыл возможность создавать  мысленно-идеальные образы, что связано  с формированием рациональности. В античном мире преднаука возникла как особая форма духовной культуры. Появилась группа людей, специализировавшихся на получении нового знания. Но в целом знание носило умозрительный характер, не было связано с экспериментом и только эпизодически имело выход на практику. В качестве преднауки выступала натурфилософия, представляющая собой сплав античного естествознания, математики, астрономии и других наук. Античная преднаука внесла серьёзный методологический вклад в дальнейшее развитие теоретических знаний: открытие Сократом метода индукции, Аристотелем метода дедукции и формальной логики, применение аксиоматического метода изложения научных теорий Эвклидом. В средние века в схоластики оттачивались логические приёмы мышления, значительные достижения были сделаны в области техники (создание механизмов водяных и ветряных мельниц, механических часов, компаса, бумаги, компаса, очков, пороха, бумаги). Таким образом, этап преднауки способствовал становлению науки в собственном смысле слова, формируя научный стиль мышления [1, 3, 5].

 

2 АНТИЧНАЯ НАУКА

 

 

Античная  наука (этап развития науки с VI в. до н.э. до VI в.н.э.). Древняя Греция является прародительницей науки (здесь впервые появляются научные школы – милетская, пифагорейский союз, элейская, ликей, сады и др.). Учёные были одновременно и философами. Возникшая наука о природе была натурфилософией, исполняя роль «науки наук» (была вместилищем всех человеческих знаний об окружающем мире, а естественные науки были только её составной частью). Этот этап развития науки характеризовался:

1) попыткой целостного охвата  и объяснения действительности;

2) созданием умозрительных конструкций  (не связанных с практическими  задачами);

3) вплоть до XIX в. отсутствием дифференцированостью наук (только в XVIIIв. самостоятельными областями науки стали механика, математика, астрономия и физика; химия, биология и геология – только начали формироваться);

4) отрывчатостью знаний об объектах природы (оставалось место для вымышленных связей).

Античная  натурфилософия прошла несколько этапов в своём развитии: ионийский, афинский, эллинистический, римский. Развитие науки в античном мире, как обособленной сферы духовной культуры было связано с появлением людей, которые специализировались на получении новых знаний. Естественные науки существуют и развиваются неотделимо от философии в форме натурфилософии, знания носят умозрительный (рациональный) и теоретический характер. Экспериментальная база наук практически отсутствует. Методологической основой античности является создание дедуктивного метода исследований («Логика» Аристотеля) и аксиоматического метода изложения научных теорий («Начала» Эвклида). В античной науке формируются умозрительные догадки, обоснованные в более поздние времена: атомизм, гелиоцентрическое устройство мира и др. Формируются традиции научных школ, основными долгожителями которых являются Академия Платона и Ликей Аристотеля. Огромное значение для развития науки имело возникновение письменности на основе более совершенного, нежели древневосточный папирус, писчий материал – пергамент. Возникают библиотеки, крупнейшей из которых была Александрийская библиотека. Письменность входит в повседневный быт и процесс обучения. Научные труды античности были оформлены в форме литературных произведений, то есть имели гуманитарную составляющую. Основными заказчиками научных исследований являются правители, используя их в основном для военных целей. Зарождается техника: строительное дело (благоустройство городов требовало создание системы водоснабжения и канализации, строительство бань, цирков, театров), механика, промышленное производство металлов способствовало изготовлению инструментов и оружия. На этой основе формируется знание в области химии [3, 5].

 

3 СРЕДНЕВЕКОВАЯ МАГИЧЕСКАЯ НАУКА

 

 

Для средневековой  формы знаний характерна идея креационизма: сотворения мира Богом. Поэтому знание – теоцентричное. Главное для него – письменно-фиксированное слово Бога, то есть Библейский текст, Священное Писание. Знание, преимущественно, есть толкование, комментарий к Библейскому тексту. Принцип - «argumentum ex verbo»: апелляция к слову (Священного Писания). Часто говорят о средневековой учёности, а не науке. Она характеризуется следующим.

- Энциклопедическое образование – знание обширных авторитетных текстов отцов церкви и способность их дословно цитировать.

- Умение надлежащим образом толковать эти тексты, адаптировать идеи текстов к текущей практике. Бытовало выражение «спасать феномен», появившееся в связи с одним учёным, который пытался обнаружить ссылку в текстах на любое явление, чтобы его оправдать, «спасти».

- Ведение диспутов: противники ловили друг друга на противоречиях, парадоксах. Диспут – одна из характерных форм существования знания в средневековой Европе.

Средневековое знание, мышление являлось антитетическим (противоречивым, парадоксальным): Бог  наделялся атрибутом бесконечности, а человеческий разум считался конечным. С 13 века на передний план вышла логика. Опыт астрологии, алхимии и натуральной магии оценивался как промежуточное звено между техническим мастерством и натурфилософией и являлся зародышем экспериментальной науки. С экспериментом связывалось намерение содействовать воле Бога. Так осуществлялся переход к науке Нового Времени.

В Средневековье  имели место как умозрительные  тенденции, так и эмпирические. Однако вне католической церкви ничто не имело прав на развитие. Поэтому  научный статус имела только теология. Первые ростки соединения теории и  эмпирики появились в науке эпохи  Возрождения [1, 2].

 

4 НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И КЛАССИЧЕСКАЯ НАУКА

 

 

Научная революция – перестройка оснований науки, коренное качественное преобразование системы научных знаний, которая осуществляется путём изменения философских оснований науки, её методологии идеалов и норм научной деятельности. Это процесс быстрого и существенного продвижения в познании природы, общества, вызванный появлением новых материальных или интеллектуальных средств исследования, формированием новых методов, новым пониманием предметов исследования, интенсификацией исследовательской работы. Научная революция – неотъемлемый фактор научно-технической революции и научно-технического прогресса. Классическим примером научной революции являются открытия в физике в конце XIX в. Специфическая черта научной революции – возрастание связи преобразований в науке с изменениями в обществе и системе производства. Развитие науки происходит не путем плавного и постепенного наращивания новых знаний, а через периодическую коренную смену ведущих представлений. Развитие науки – это постепенное количественное накопление новых знаний об окружающей действительности, которое приводит к переломным качественным этапам. Если процесс простого приращения знаний был присущ для периода античной натурфилософии и преднауки средневековья и Возрождения, то в XVI в. характер развития науки резко изменяется. Происходят изменения в её структуре, принципах познания, категориальном аппарате, но главное – в методах и формах её организации. Эти изменения являются показателем научной революции. Периоды нормального развития науки отражают ситуацию, когда все научные дисциплины развиваются на основе принятой системы требований и предписаний. В этот период времени формируется общность установок и видимая согласованность действий. Однако постепенно накапливаются новые факты и данные, возникают кризисные состояния, что разрушает привычную научную практику и взрывает старую научную парадигму, сформировывая новую систему предписаний и требований. Научная революция изменяет существующую картину мира, открывает новые закономерности, изменяет историческую перспективу научного анализа, заменяет стиль мышления, влияет на структуру научных работ и учебную литературу. Научная революция начинается с осознания научным сообществом того, что существующая парадигма не в состоянии осветить новые исследования природной действительности. Но научная революция – это не одномоментный акт, а длительный процесс переоценки радикальной перестройки всех фундаментальных оснований науки. По своей масштабности различают следующие научные революции:

- глобальная, которая полностью изменяет взгляд на мир;

- революция в отдельных фундаментальных науках, которые преобразуют их основы;

- микрореволюции, которые связаны с появлением новых теорий в отдельных научных сферах.

Огромное  значение в истории науки имели: революция XVII в., определившая развитие науки на два века, когда все достижения вписывались в классическую (галилеево-ньютоновскую) картину мира, и революция XX в. – основанная на теории относительности и квантовой механики, кардинально пересмотревшая представления о движении, пространстве и времени, которая, проникнув в промышленность, технику и технологию, превратилась в научно-техническую революцию.

Классическая  наука – специфическое состояние научного интеллекта, реализовавшееся как главенствующее умонастроение на масштабном историко-культурным ареале от Галилея до Пуанкаре. Эвристическое начало типических особенностей теоретизирования (способы постановки проблем, приемы исследования, описание предметных областей, характер обоснования выводов, формы подачи, изложения, фиксации результатов) на классической фазе развития науки составляли: фундаментализм, финализм, имперсональность, абсолютизм, наивный реализм, субстанциальность, динамизм, сумматизм, эссенциализм, аналитизм, механицизм, кумулятизм [2, 3].

 

5 НЕОКЛАССИЧЕСКАЯ НАУКА

 

 

Неоклассическая наука (к. XIX – пер. пол. XX) базирующаяся на принципиально иных (в отличие от классической науки) онтологических (многовариантность, альтернативность, релятивизм, вероятностность развития событий), гносеологических (взаимодействие объекта и субъекта в процессе познания, относительность истины, частичная верифицируемость научного знания), методологических (теоретический плюрализм, отказ от поиска единого и общепринятого научного метода, опора на интуицию, взаимопроникновение методологических установок естественных и гуманитарных наук, понимание субъективности как черты, присущей самой действительности) основаниях.

В европейской  культуре второй половины XIX – начала XX в. происходил процесс глобальных изменений в структуре духовного производства, ознаменовавшийся кризисом классического рационализма и формированием нового понимания рациональности. Целый каскад выдающихся научных открытий (теория относительности, двойственная корпускулярно-волновая природа микрочастиц, принципы дополнительности и неопределенности), сделанных на рубеже веков, заставили усомниться в возможности строгого логического осмысления действительности, основанного на пресловутом «здравом смысле», и ознаменовали эру неоклассического естествознания. Несостоятельность представлений классической науки о мироздании и методов его познания становилась все более очевидной. Привычный, устойчивый мир оказался средоточием неподвластных человеку сил, непредсказуемых явлений. Сознание, постигающее действительность, прежде отчетливо чувствующее дистанцию от познаваемого объекта, ощутило свою погруженность в мир изучаемых явлений, осознало зависимость от множества обстоятельств, определявших установки познания, его ценностные и целевые ориентации.

Современная научная картина мира воссоздает реальность, с трудом воспринимаемую с точки зрения законов классической формальной логики. Появилась настоятельная потребность в формировании иного мировосприятия, новых навыков мышления и критериев научной достоверности, альтернативных картин мира и языков науки. В неоклассической науке принимаются такие типы объяснения и описания, которые в явном виде содержат ссылки на средства и операции познавательной деятельности. Например, в квантово-релятивистской физике в качестве необходимого условия объективности объяснения и описания выдвигается требование четкой фиксации особенностей средств наблюдения, которые взаимодействуют с объектом. Признается возможность одновременного существования различных теоретических систем, по-разному объясняющих один и тот же класс явлений действительности и реальности в целом и в то же время остающихся в одинаковой степени истинными, поскольку в каждой из них может содержаться момент объективно-истинностного знания.

Современное естествознание объясняет природу, подрывая установку здравого смысла, полагающего, что природа является как бы сущей сама по себе. Она  скорее является частью взаимной игры между природой и нами самими, нацеленными  на ее познание. Субъект и объект неразделимы: реальность уже не рассматривается  как совокупность объектов, которые  существуют сами по себе, независимо от сознания познающего субъекта. Синтез мировоззренческих и методологических установок естественных и социально-гуманитарных наук, допустимость многозначности в  интерпретации природных явлений, появление понятия «ценность» в  естествознании делают неоклассическую науку более гуманитарной. Если для классической науки субъективность – это то, что главным образом и препятствует достижению объективной истины, то с позиции неоклассической науки она оказывается исходным началом его познавательной способности. В рамках полицентрической науки субъективность выступает не как отношение к действительности как к чему-то внешнему, трансцендентному, но как отношение, имманентное самой действительности [1, 4].

 

ВЫВОД

 

 

В исследованиях  по истории науки обычно выделяют две стадии: первую из них называют стадией ее возникновения или  преднаукой, а вторую — наукой в собственном смысле слова или развитой наукой. Возникновение науки связано с непосредственными запросами материального производства и повседневной практики людей. Оно сопровождалось появлением первоначальных эмпирических понятий и представлений, которые постепенно приобретали более общий и абстрактный характер. Первые теоретические понятия и системы возникли в рамках древнегреческой математики, но математические методы начали широко применяться для изучения природы только в XVII веке, когда возникло экспериментальное естествознание. Элементарная математика античности, хотя достигла зрелого теоретического уровня, но изучала лишь постоянные величины. Следовательно, она не могла быть использована для изучения зависимостей между переменными величинами. А последние были необходимы для исследования простейшей формы движения — механического перемещения земных и небесных тел. Именно поэтому в ответ на запросы механики и астрономии была создана в XVII веке Ньютоном и Лейбницем математика переменных величин в форме дифференциального и интегрального исчислений.

Информация о работе Этапы развития науки