Этапы развития психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 17:15, реферат

Описание работы

Возникновение элементов психологического знания следует отнести к тем временам, когда человек впервые осознал, что человек, существенно отличается от всего другого в окружающем мире. В научном знании формирование психологической идеи всегда шло в процессе развития главенствующей концепции миропонимания. Идея души выступает в качестве одного из центральных моментов в философских системах Сократа, Платона, Аристотеля. Развитие философии во все последующие века сыграло важную роль в становлении психологического комплекса знаний.

Содержание работы

Введение.............................................................................................................. 3
Этапы развития психологии:............................................................................. 4
Развитие психологии в период античности........................................... 7
Развитие психологии период средневековья и эпохи возрождения.... 9
Развитие психологии в новое время...................................................... 12
Вывод................................................................................................................... 15
Список используемой литературы................................................................... 16

Файлы: 1 файл

психология.docx

— 39.80 Кб (Скачать файл)

Содержание: 

Введение.............................................................................................................. 3

Этапы развития психологии:............................................................................. 4

  • Развитие психологии в период античности........................................... 7
  • Развитие психологии период средневековья и эпохи возрождения.... 9
  • Развитие психологии в новое время...................................................... 12

Вывод................................................................................................................... 15

Список  используемой литературы................................................................... 16  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

 
     

Возникновение элементов психологического знания следует отнести к тем временам, когда человек впервые осознал, что человек, существенно отличается от всего другого в окружающем мире. В научном знании формирование психологической идеи всегда шло  в процессе развития главенствующей концепции миропонимания. Идея души выступает в качестве одного из центральных  моментов в философских системах Сократа, Платона, Аристотеля. Развитие философии во все последующие  века сыграло важную роль в становлении  психологического комплекса знаний.     

Процесс развития знаний о психике человека, системе его психики, характере, темпераменте продолжался на протяжении столетий, и сам этот процесс также  важен, как и результат - наука  психология.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этапы развития психологии  

 

 

     В своем развитии психология прошла несколько  этапов.   
Донаучный период заканчивается примерно в VII-VI вв. до н. э., т. е. до начала объективных, научных исследований психики, ее содержания и функций. В этот период представления о душе основывались на многочисленных мифах и легендах, на сказках и первоначальных религиозных верованиях, связывающих душу с определенными живыми существами.  
Второй, научный период начинается на рубеже VII-VI вв. до н.э. Психология в этот период развивалась в рамках философии, а потому он получил условное название философского периода. Также несколько условно устанавливается и его длительность - до появления первой психологической школы (ассоцианизма) и определения собственно психологической терминологии, отличающейся от принятой в философии или естествознании.   
          В связи с условностью периодизации развития психологии, естественной практически для любого исторического исследования, возникают некоторые разночтения при установлении временных границ отдельных этапов. Иногда появление самостоятельной психологической науки связывают со школой В. Вундта, т. е. с началом развития экспериментальной психологии. Однако психологическая наука определилась как самостоятельная значительно раньше, с осознания независимости своего предмета, уникальности своего положения в системе наук - как науки и гуманитарной и естественной одновременно, изучающей и внутренние и внешние (поведенческие) проявления психики. Такое самостоятельное положение психологии было зафиксировано и с появлением ее как предмета изучения в университетах уже в конце XVIII - начале XIX в. Таким образом, правильнее говорить о появлении психологии как самостоятельной науки именно с этого периода, относя к середине XIX в. становление экспериментальной психологии.   
          Но в любом случае необходимо признать, что время существования психологии как самостоятельной науки значительно меньше, чем период ее развития в русле философии. Естественно, что этот период не однороден, и на протяжении более чем 20 веков психологическая наука претерпела существенные изменения. Изменялись и предмет психологии, и содержание психологических исследований, и взаимоотношение психологии с другими науками.   
          На протяжении длительного времени предметом психологии была душа (см. табл. 1), однако в разное время в это понятие вкладывалось разное содержание. В эпоху античности душа понималась как первооснова тела, по аналогии с понятием «архе» -первоосновой мира, основным кирпичиком, из которого состоит все сущее. При этом главной функцией души считалось придание телу активности, так как, по мнению первых ученых-психологов, тело является инертной массой, которую приводит в движение именно душа. Душа не только дает энергию для активности, но и направляет ее, т. е. именно душа руководит поведением человека. Постепенно к функциям души добавилось познание, и, таким образом, к исследованию активности прибавилось изучение этапов познания, которое в скором времени стало одной из важнейших проблем психологической науки.   
         В эпоху Средневековья душа была предметом изучения прежде всего для богословия (см. табл. 1), что существенно сужало возможности ее научного познания. Поэтому, хотя формально предмет психологической науки не изменился, фактически в область исследования в то время входило изучение видов активности тела и особенностей познания, прежде всего чувственного познания мира. Регулятивная функция, волевое поведение, логическое мышление считались прерогативой божественной воли, боговдохновленной, а не материальной души. Недаром эти аспекты душевной жизни не были частями предмета научного изучения в концепциях деизма и томизма (Авиценны, Ф. Аквинского, Ф. Бэкона и других ученых).          

 В Новое время психология, как и другие науки, избавлялась  от диктата богословия. Наука  стремилась снова, как и в  период античности, стать объективной,  рациональной, а не сакральной, т.  е. основанной на доказательствах,  на разуме, а не на вере. Проблема  предмета психологии снова встала  со всей актуальностью. В это  время еще было невозможно  полностью отказаться от богословского  подхода к пониманию души. Поэтому  психология меняет свой предмет,  становясь наукой о сознании, т.е. о содержании сознания  и путях его формирования. Это  позволило отделить предмет психологии  от предмета богословия в исследованиях  души и ее функций.   
         Однако этот переход привел к тому, что уже к XVIII в. фактическим предметом психологии стали познавательные процессы, в то время как поведение, а также эмоциональные процессы, личность и ее развитие не вошли в этот предмет. Такое ограничение области исследования на первых порах имело и положительное значение, так как давало психологии, как уже говорилось, возможность избавиться от сакральности, стать объективной, а позднее и экспериментальной наукой. Это также позволяло ей выделиться в самостоятельную науку, отделив свой предмет, свою область исследования от предмета философии. С другой стороны, такой подход начинал препятствовать развитию психологии, поэтому уже к середине XIX в. он был пересмотрен.   
          Благодаря развитию биологии, в том числе теории эволюции Ч.Дарвина, работам Г.Спенсера и других исследователей, психология не только отошла от философии, идентифицировав себя с естественными дисциплинами, но и расширила свой предмет, выведя его, как сказал И.М.Сеченов, «из поля сознания в поле поведения». Таким образом, кроме познавательных процессов в предмет психологии были включены поведение и эмоциональные процессы. Важно, что стремление стать объективной наукой не привело еще к появлению новых методов исследования психики, так как до 80-х годов XIX в. ведущей остается интроспекция.   
Важнейший этап в развитии психологии связан с появлением экспериментальной лаборатории В.Вундта, сделавшего психологию не только самостоятельной, но и объективной, экспериментальной наукой. Однако ассоцианистический подход, на базе которого и выстраивал свою модель психологии В. Вундт, не мог уже объяснить новые факты душевной жизни, не мог быть распространен на изучение структуры личности, эмоциональных переживаний, творческой активности человека. Ограниченным было и применение тех экспериментов и тестов, которые существовали в психологии в начале XX в.   
Это заставило ученых искать новый предмет и новые методы исследования психики. Первые школы, зародившиеся в то время (структурализм, функционализм, Вюрцбургская школа), просуществовали недолго. Однако они показали, что среди психологов не существует уже единого мнения о том, что и как должна изучать психология. Так начался период исканий психологии, адекватной новой ситуации и требованиям времени, который получил название периода методологического кризиса (см. табл. 1).   
Невозможность прийти к единой точке зрения привела к тому, что уже в 10-30-х годах XX в. психология разделилась на несколько направлений, в каждом из которых был свой предмет и свой метод исследования того, что понималось данным психологическим направлением под психикой. Так, в психологии появляются: глубинная психология, бихевиоризм, гештальтпсихология, марксистская психология, а также такие школы, как французская социологическая, или понимающая, психология (см. табл. 1).   
Во второй половине XX в. возникают новые школы и направления - гуманистическая психология, генетическая (или эпистемологическая) психология, а также когнитивная психология, которая сформировалась уже в 60-е годы. Это последняя из появившихся в XX в. психологическая школа (см. табл. 1). Таким образом, можно сказать, что с середины XX в. психология вступила в современный нам этап своего развития, для которого характерно уже не дробление на все новые школы, а тенденция к объединению. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
    

·  Развитие  психологии в период античности   
     

Появление психологии в Древней Греции на рубеже VII-VI вв. до н.э. было связано с необходимостью становления объективной науки  о человеке, рассматривавшей душу не на основе сказок, мифов, легенд, а  с использованием тех объективных  знаний, которые возникли в тот  период. В то время психология входила  в науку, изучавшую общие закономерности общества, природы и человека. Эта  наука получила название натурфилософии (философии), в течение долгого  периода времени, почти 20 веков, психология оставалась частью философии. Естественно, что в обширном предмете философии  к психологии относилась область, связанная  в первую очередь с человеком, да и само исследование души (психики) связывалось преимущественно с  особенностями психики человека. В то же время область психического не ограничивалась человеком, но распространялась на весь мир. Такой подход получил  название панпсихизм - направление, которое  считает весь мир одушевленным и  наделенным душой. В течение нескольких веков (примерно до III в. до н.э.) разница  между психикой человека и животных рассматривалась как чисто количественная, а не качественная.     

Несколько позже появилась идея о том, что  конкретный материальный объект (вода, земля или воздух), даже очень  важный для мира и жизнедеятельности, не может быть первоосновой. В теориях  Левкиппа и Демокрита (V-IV вв. до н.э.) возникла идея атомов, мельчайших, невидимых  миру частиц, из которых и состоит  все окружающее. Атомистическая теория, разработанная этими учеными, была весьма распространена и являлась составной  частью психологических учений многих ученых не только Древней Греции, но и Рима.    

Среди важнейших функций души психологи  античности называли познание мира. Сначала  в процессе познания выделялось всего  две ступени - ощущение (восприятие) и мышление. При этом для психологов того времени не существовало разницы  между ощущением и восприятием, выделение отдельных качеств  предмета и его образа в целом  считалось единым процессом. Постепенно изучение процесса познания мира становилось  все более значимым для психологов, а в самом процессе познания выделялось уже несколько этапов. Платон впервые  выделил память как отдельный  психический процесс, подчеркнув ее значение как хранилища всех наших  знаний. Аристотель, а вслед за ним  и стоики, выделили еще и такие  познавательные процессы, как воображение  и речь. Таким образом, к концу  античного периода представления  о структуре процесса познания были близки к современным, хотя мнения о  содержании этих процессов, конечно, существенно  различались.     

В это время ученые впервые стали  задумываться над тем, как же происходит построение образа мира, какой процесс - ощущение или разум - является ведущим  и насколько построенная человеком  картина мира совпадает с реальной. Иначе говоря, многие вопросы, которые  и сегодня остаются ведущими для  когнитивной психологии, были поставлены именно в то время.     

В VII-IV вв. до н.э. появились первые научные  концепции психики, в которых  она рассматривалась, прежде всего, как источник активности тела. При  этом считалось, что душа человека и  души других живых существ имеют  чисто количественные различия, так  как человек, как любое живое  существо, подчиняется тем же законам, что и все в природе. В это  же время возникли и первые теории познания, в которых преимущество отдавалось эмпирическому знанию. Эмоции рассматривались в качестве основного  регулятора поведения. Главное, что  уже в этот период были сформулированы ведущие проблемы психологии: в чем  заключаются функции души, каково ее содержание, как происходит познание мира, что является регулятором поведения, есть ли у человека свобода этой регуляции.     

Античные  ученые поставили проблемы, веками направляющие развитие наук о человеке. Именно они впервые попытались ответить на вопросы, как соотносятся в  человеке телесное и духовное, разумное и иррациональное и многое иное.    

Окончился этот период в III-IV вв., когда зарождающаяся  религия начала доминировать над  научными концепциями и стал возвращаться сакральный подход к знаниям, которые  рассматривались не с точки зрения их доказательности, а с точки  зрения веры или неверия. Наступал период Средневековья.  

 

 

 

 

 

 

 

 
  
 

·  Развитие  психологии в период средневековья и  эпохи возрождения      

Под влиянием атмосферы, характерной для  средневековья (усиление церковного влияния  на все стороны жизни общества, включая и науку), утвердилось  представление, что душа является божественным, сверхъестественным началом, и потому изучение душевной жизни должно быть подчинено задачам богословия. Человеческому  суждению может поддаваться лишь внешняя сторона души, которая  обращена к материальному миру. Величайшие таинства души доступны лишь в религиозном (мистическом) опыте.     

После упрочения господства христианской церкви появилась необходимость  внести дополнения, разъяснения или  трансформировать некоторые положения  христианства. Нужно было и канонизировать постулаты, вытекающие из реалий, для  того чтобы предотвратить распространение  ереси, несущей церкви раскол. Так  возник новый этап - патристика, учение отцов церкви, в котором богословие начинает обращаться к знаниям, накопленным  в античности. С этого времени  и почти до XII-XIII вв. взаимоотношения  церкви и науки снова изменяются, причем церковь становится одним  из главных хранителей и распространителей  знаний.

Монастыри становились оплотом науки, в  них хранили книги и обучали  грамоте. Вообще единственными грамотными людьми, как правило, были монахи, а  светские люди, феодалы, даже высшая знать, часто не умели писать и считать. В монастырях хранились не только церковные, но и светские книги, в  том числе списки с книг античных психологов. Эти работы изучались  и развивались в трудах церковных  ученых, обычно работавших при монастырях. Важным было и то, что в это  суровое время монастыри давали защиту, охраняли от голода и многих болезней, от военных грабежей. Несмотря на противодействие императоров, власть пап оставалась достаточно крепкой, чтобы противодействовать любым  попыткам пошатнуть авторитет церкви. Этому способствовало и то, что, несмотря на остатки языческих верований, большинство светских властителей  также были глубоко верующими  людьми.     

Такое положение просуществовало несколько  веков, однако уже к XII-XIII вв. оно начало изменяться. Однако для взаимоотношений  науки и религии этот поворот  оказался не столь благоприятным, так  как духовенство перестало быть единственным оплотом культуры. В  это время стали появляться первые светские университеты, начала в Болонье, а затем в Париже. Открывались  и светские школы - т.е. грамотными уже  были не только монахи, но и аристократия купцы и ремесленники. Усиление городов  с их самоуправлением, для которого необходимо высокое мастерство и  выполнение цеховых правил, требовало  и новой культуры, нового самосознания человека. Появилась и сильная  светская власть, которая подчинила  себе церковную.     

Именно  в это время и зародилась схоластика, которая в этот момент была достаточно прогрессивным явлением, так как  предполагала не только пассивное усвоение старого, но и активное разъяснение  и модификацию готового знания, развивала  умение логически мыслить, приводить  систему доказательств и строить  свою речь. Тот факт, что это знание уже готовое, т.е. схоластика связана  с использованием репродуктивного, а не творческого мышления, тогда  мало настораживал, так как даже репродуктивное мышление направлено на получение и доказательство знания. Однако со временем схоластика начала тормозить развитие новых знаний, приобрела догматический характер и превратилась в набор силлогизмов, которые не позволяли опровергнуть старые, неправильные или неверные в новой ситуации положения. Точно  так же и церковь, бывшая в VI-Х  вв. во многом хранительницей знаний, становилась  тормозом на пути развития науки. В  стремлении сохранить за собой приоритетные позиции церковь препятствовала развитию новых концепций, которые  противоречили ее многочисленным догмам, причем со временем этих противоречий становилось все больше, а неприятие  возрастало. Именно в позднем Средневековье  приобретала все большее значение инквизиция, которая пыталась отстоять прежние позиции церкви во власти и науке.     

Информация о работе Этапы развития психологии