Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 17:15, реферат
Возникновение элементов психологического знания следует отнести к тем временам, когда человек впервые осознал, что человек, существенно отличается от всего другого в окружающем мире. В научном знании формирование психологической идеи всегда шло в процессе развития главенствующей концепции миропонимания. Идея души выступает в качестве одного из центральных моментов в философских системах Сократа, Платона, Аристотеля. Развитие философии во все последующие века сыграло важную роль в становлении психологического комплекса знаний.
Введение.............................................................................................................. 3
Этапы развития психологии:............................................................................. 4
Развитие психологии в период античности........................................... 7
Развитие психологии период средневековья и эпохи возрождения.... 9
Развитие психологии в новое время...................................................... 12
Вывод................................................................................................................... 15
Список используемой литературы................................................................... 16
Все большее влияние на психологию Средневековья начинали оказывать и работы Платона и Аристотеля, концепции которых постепенно приобретали все более ортодоксальный характер. Многие крупные ученые того времени (Ибн Рушд, Ф. Аквинский) были последователями Аристотеля, доказывая, что именно их толкование этой теории единственно верное.
К кругу традиционных психологических проблем, исследуемых в средневековой науке, относится, прежде всего, изучение процесса мышления и его взаимосвязи с речью. Анализируя становление понятийного мышления, ученые ставили вопрос о происхождении общих понятий (универсалии). Наряду с вопросом о взаимосвязи знания и веры он становится одним из центральных в период схоластики. При этом реалисты (Эриугена, Гильом, Ансельм Кентерберийский) доказывали, что общие понятия реально существуют еще до вещей, в уме у Бога. Такой подход перекликался с позицией Платона, утверждавшего, что общие понятия существуют в мировой душе, являясь образцом для реальных предметов. Номиналисты (Росцелини, позднее Д. Скот, У. Оккам), напротив, считали, что общие понятия не существуют в реальности, есть лишь «дуновение голоса», т.е. слово, которым для удобства общения фиксируют группу сходных предметов. Основатель концептуализма (направления, примыкавшего к номинализму) П. Абеляр доказывал, что общие понятия существуют и вне вещей, в уме человека, т.е. слово - это не только звук, но и значение, которое, оставаясь в названиях, передается людям. При этом он одним из первых (наряду с Эриугеной) отстаивал верховенство разума над верой, говоря о том, что надо понимать, чтобы верить. Так к XI-XII вв. в науке начал возрождаться рационализм, который стал ведущим направлением в психологии и философии Нового времени.
В то же время наряду с продолжением
исследования традиционных для античной
науки вопросов психология Средневековья
занимается и новыми проблемами. Прежде
всего к ним относится изучение взаимосвязи психических и
В церковной психологии также проводились
важные исследования, направленные на
изучение способов манипуляции большой
массой людей, приемов снижения психического
напряжения. Однако в трудные для человека
моменты, во время социальных катаклизмов
(войн, эпидемий и т.д.), случавшихся достаточно
часто, особенно на протяжении VI-Х вв., этих
естественных регуляторов психологической
На вере основывались и способы лечения
некоторых психосоматических
В этот период продолжалось и развитие ораторского искусства, направленного на управление чувствами слушателей, заражение их определенным эмоциональным состоянием. Если в античности эти приемы основывались главным образом на речи, то в Средневековье использовались и невербальные средства (жесты, паузы, интонации и т.д.), что было серьезным приобретением психологии того времени.
· Развитие психологии в новое время
С XVII века начинается новая эпоха в
развитии психологического знания. Она
характеризуется попытками
Попытку вновь соединить тело и душу человека, разделенные учением Декарта, предпринял голландский философ Б. Спиноза (1632-1677). Нет особого духовного начала, оно всегда есть одно из проявлений протяженной субстанции (материи). Душа и тело определяются одними и теми же материальными причинами. Спиноза полагал, что такой подход дает возможность рассматривать явления психики с такой же точностью и объективностью, как рассматриваются линии и поверхности в геометрии.
Немецкий философ Г. Лейбниц (1646-1716), отвергнув установленное Декартом равенство психики и сознания, ввел понятие о бессознательной психике. В душе человека непрерывно идет скрытая работа психических сил – бесчисленных малых перцепций (восприятий). Из них возникают сознательные желания и страсти.
Психология в этот период, так же
как и на первых этапах развития античной
науки, укрепила свою связь с философией.
Это объяснялось тем, что, оставаясь в рамках
науки о душе (своего собственного предмета),
психологии сложнее было избавиться от
схоластических догм, отделиться от богословия.
Однако ориентация на философию в то время сужала
предмет психологии, которая рассматривала
в основном общие закономерности развития
психики человека, а не живого мира в целом.
Развитие же естествознания в то время еще не
давало возможности выстроить полноценную
Однако тесная связь с философией
не означала, что психология в это время
не искала собственного предмета исследования,
конкретного определения
Это было связано с несколькими
Таким образом, анализ становления предмета психологии в этот период дает противоречивую картину. С одной стороны, методологически психология ограничивалась вопросами сознания и путей его формирования, этапов развития образа мира и себя. С другой стороны, изучение содержания и функций сознания приводило к фактическому включению поведения, движущих сил и регуляции не только внутренней, но и внешней активности в круг исследования ведущих психологов того времени.
При этом если в конце XVI в. на
первый план выходили проблемы предмета
психологии, объективности методов
В начале Нового времени, несмотря
на усилия Ф. Бэкона, более распространенным
был рационалистический подход, который
разрабатывался такими известными учеными,
как Р.Декарт, Г.В. Лейбниц. Во многом это было
связано с необходимостью для психологии
и философии преодолеть последствия схоластики.
Однако уже к середине века бурное развитие
наук, промышленности сделало очевидной
необходимость учитывать в
Термин "эмпирическая психология" введен немецким философом XVIII в. X. Вольфом для обозначения направления в психологической науке, основной принцип которого состоит в наблюдении за конкретными психическими явлениями, их классификации и установлении проверяемой на опыте, закономерной связи между ними. Английский философ Дж. Локк (1632-1704) рассматривает душу человека как пассивную, но способную к восприятию среду, сравнивая ее с чистой доской, на которой ничего не написано. Под воздействием чувственных впечатлений душа человека, пробуждаясь, наполняется простыми идеями, начинает мыслить, т.е. образовывать сложные идеи. В язык психологии Локк ввел понятие ассоциации – связи между психическими явлениями, при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого.
Появление строго объективных методов
В начале XIX века стали складываться новые подходы к психике. Отныне не механика, а физиология стимулировала рост психологического знания. Имея своим предметом особое природное тело, физиология превратила его в объект экспериментального изучения. На первых порах руководящим принципом физиологии было «анатомическое начало». Функции (в том числе психические) исследовались под углом зрения их зависимости от строения органа, его анатомии. Умозрительные, порой фантастические воззрения прежней эпохи физиология переводила на язык опыта.
Выделение психологии в самостоятельную науку
произошло в 60-х годах XIX в. Оно было связано с созданием
В своем развитии психология прошла несколько этапов. Первые представления о психике были связаны с анимизмом (лат. анима – дух, душа) – древнейшими взглядами, согласно которым у всего, что существует на свете, есть душа. В этот период представления о душе основывались на многочисленных мифах и легендах, на сказках и первоначальных религиозных верованиях, связывающих душу с определенными живыми существами (тотемами).
Эпоха Средневековья, длившаяся почти десять веков, не имеет в истории достаточно четкой периодизации. Началом этой эпохи считают падение Римской империи, т. е. V век. В то же время все ученые отмечают, что элементы средневековой идеологии, так же как и средневековой науки, появились значительно раньше, уже в III в.
Одной из важнейших характеристик
Появление новых подходов к построению
науки в XV-XVI вв., связанных со стремлением
к рациональности и доказательности теоретических положений,
ознаменовало наступление нового этапа в процессе
становления психологии. Развитие этих
подходов стало ведущим мотивом ученых,
разрабатывавших
Список используемой литературы