Этапы развития психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 17:15, реферат

Описание работы

Возникновение элементов психологического знания следует отнести к тем временам, когда человек впервые осознал, что человек, существенно отличается от всего другого в окружающем мире. В научном знании формирование психологической идеи всегда шло в процессе развития главенствующей концепции миропонимания. Идея души выступает в качестве одного из центральных моментов в философских системах Сократа, Платона, Аристотеля. Развитие философии во все последующие века сыграло важную роль в становлении психологического комплекса знаний.

Содержание работы

Введение.............................................................................................................. 3
Этапы развития психологии:............................................................................. 4
Развитие психологии в период античности........................................... 7
Развитие психологии период средневековья и эпохи возрождения.... 9
Развитие психологии в новое время...................................................... 12
Вывод................................................................................................................... 15
Список используемой литературы................................................................... 16

Файлы: 1 файл

психология.docx

— 39.80 Кб (Скачать файл)

Все большее влияние на психологию Средневековья  начинали оказывать и работы Платона  и Аристотеля, концепции которых  постепенно приобретали все более  ортодоксальный характер. Многие крупные  ученые того времени (Ибн Рушд, Ф. Аквинский) были последователями Аристотеля, доказывая, что именно их толкование этой теории единственно верное.     

К кругу традиционных психологических  проблем, исследуемых в средневековой  науке, относится, прежде всего, изучение процесса мышления и его взаимосвязи  с речью. Анализируя становление  понятийного мышления, ученые ставили  вопрос о происхождении общих  понятий (универсалии). Наряду с вопросом о взаимосвязи знания и веры он становится одним из центральных  в период схоластики. При этом реалисты (Эриугена, Гильом, Ансельм Кентерберийский) доказывали, что общие понятия  реально существуют еще до вещей, в уме у Бога. Такой подход перекликался с позицией Платона, утверждавшего, что общие понятия существуют в мировой душе, являясь образцом для реальных предметов. Номиналисты (Росцелини, позднее Д. Скот, У. Оккам), напротив, считали, что общие понятия  не существуют в реальности, есть лишь «дуновение голоса», т.е. слово, которым  для удобства общения фиксируют  группу сходных предметов. Основатель концептуализма (направления, примыкавшего к номинализму) П. Абеляр доказывал, что общие понятия существуют и вне вещей, в уме человека, т.е. слово - это не только звук, но и  значение, которое, оставаясь в названиях, передается людям. При этом он одним  из первых (наряду с Эриугеной) отстаивал  верховенство разума над верой, говоря о том, что надо понимать, чтобы  верить. Так к XI-XII вв. в науке начал  возрождаться рационализм, который  стал ведущим направлением в психологии и философии Нового времени.     

В то же время наряду с продолжением исследования традиционных для античной науки вопросов психология Средневековья  занимается и новыми проблемами. Прежде всего к ним относится изучение взаимосвязи психических и соматических болезней, проводившееся известным  арабским психологом и врачом Ибн  Синой. Эти работы заложили основы современной  психофизиологии, впервые вскрыли  природу стрессов и их влияние  на состояние психики.     

В церковной психологии также проводились  важные исследования, направленные на изучение способов манипуляции большой  массой людей, приемов снижения психического напряжения. Однако в трудные для  человека моменты, во время социальных катаклизмов (войн, эпидемий и т.д.), случавшихся достаточно часто, особенно на протяжении VI-Х вв., этих естественных регуляторов психологической стабильности оказывалось недостаточно. Поэтому  было необходимо разработать способы  эмоциональной разрядки, очищения от страха и чувства вины. Такие способы  были найдены в самой церковной  культуре. Это были, прежде всего, обряды исповеди и покаяния; они давали людям уверенность в возможности  очищения, снятия вины за свои поступки, за нарушения правил, неизбежные в  реальной жизни, в возможности прощения и искупления тех ошибок, которые  были ими сделаны. Таким образом, недовольство собой не накапливалось, снималась напряженность от осознания  своих грехов, что способствовало укорененности и с собой, и  с другими, предотвращало снижение самооценки. Терапевтический эффект этих обрядов был тесно связан с глубокой верой, надеждой на загробное  воздаяние, которые служили в  этом случае основой для катарсиса.     

На  вере основывались и способы лечения  некоторых психосоматических заболеваний (например, истерии), которые использовались многими священнослужителями в  средние века. Уверенность людей  в том, что данный священник действительно  может им помочь, приводила к тому, что наложение рук, прикосновение  к одежде и т. п. становились мощным стрессовым фактором, излечивавшим больного. Технология внушения, помогающая при  подобных заболеваниях, впоследствии была использована и в психоанализе.    

В этот период продолжалось и развитие ораторского искусства, направленного  на управление чувствами слушателей, заражение их определенным эмоциональным  состоянием. Если в античности эти  приемы основывались главным образом  на речи, то в Средневековье использовались и невербальные средства (жесты, паузы, интонации и т.д.), что было серьезным  приобретением психологии того времени. 

·  Развитие  психологии в новое  время      

С XVII века начинается новая эпоха в  развитии психологического знания. Она  характеризуется попытками осмыслить  душевный мир человека преимущественно  с общефилософских, умозрительных  позиций, без необходимой экспериментальной  базы. Р. Декарт (1596-1650) приходит к выводу о полнейшем различии, существующем между душой человека и его  телом: тело по своей природе всегда делимо, тогда как дух неделим. Однако душа способна производить в  теле движения. Это противоречивое дуалистическое учение породило проблему, названную психофизической: как  связаны между собой телесные (физиологические) и психические (душевные) процессы в человеке? Декарт заложил  основы детерминистской (причинностной) концепции поведения с ее центральной  идеей рефлекса как закономерного  двигательного ответа организма  на внешнее физическое раздражение.    

Попытку вновь соединить тело и душу человека, разделенные учением Декарта, предпринял голландский философ Б. Спиноза (1632-1677). Нет особого духовного начала, оно всегда есть одно из проявлений протяженной субстанции (материи). Душа и тело определяются одними и теми же материальными причинами. Спиноза  полагал, что такой подход дает возможность  рассматривать явления психики  с такой же точностью и объективностью, как рассматриваются линии и  поверхности в геометрии.    

Немецкий  философ Г. Лейбниц (1646-1716), отвергнув  установленное Декартом равенство  психики и сознания, ввел понятие  о бессознательной психике. В  душе человека непрерывно идет скрытая  работа психических сил – бесчисленных малых перцепций (восприятий). Из них  возникают сознательные желания  и страсти.    

Психология  в этот период, так же как и  на первых этапах развития античной науки, укрепила свою связь с философией. Это объяснялось тем, что, оставаясь  в рамках науки о душе (своего собственного предмета), психологии сложнее  было избавиться от схоластических догм, отделиться от богословия. Однако ориентация на философию в то время сужала предмет психологии, которая рассматривала  в основном общие закономерности развития психики человека, а не живого мира в целом. Развитие же естествознания в то время еще не давало возможности  выстроить полноценную концепцию  психического (особенно психики человека) на его основе.    

Однако  тесная связь с философией не означала, что психология в это время  не искала собственного предмета исследования, конкретного определения области  своей деятельности. Эта область  понималась, прежде всего, как исследование путей становления у человека картины окружающего мира и самого себя. Причем эта картина, как представлялось, должна была быть осознанной. В осознанности души, в разуме, вслед за психологами  Средневековья, ученым виделось отличие  человека от других живых существ. Так  уточнялся предмет психологии, которая  становилась наукой о сознании. При  этом из нескольких вопросов, исследовавшихся  психологией античности, - о познании, о движущих силах и закономерностях  психики, о механизмах регуляции  поведения - на первый план выходили именно проблемы познания.    

Это было связано с несколькими причинами. Первая, о которой говорилось выше, - стремление доказать возможности  человека в постижении истины на основе знания, а не веры. В связи рассматривалось  психологами античности как одна из составляющих душевной жизни. Таким  образом, из исследования на некоторое  время выпадали проблемы движущих сил  и регуляции внешней деятельности. В то же время вопросы о содержании и пункциях сознания подвели ученых к изучению его роли в человеческой жизни, следовательно, и в поведении  человека. Так вновь перед психологией  вставала необходимость проанализировать разницу между разумным и неразумным (аффективным) поведением, границы свободы  человека.    

Таким образом, анализ становления предмета психологии в этот период дает противоречивую картину. С одной стороны, методологически  психология ограничивалась вопросами  сознания и путей его формирования, этапов развития образа мира и себя. С другой стороны, изучение содержания и функций сознания приводило  к фактическому включению поведения, движущих сил и регуляции не только внутренней, но и внешней активности в круг исследования ведущих психологов того времени.    

При этом если в конце XVI в. на первый план выходили проблемы предмета психологии, объективности методов исследования психики, анализа полученных данных, которые были центральными для теории Ф. Бэкона, то, начиная с Р. Декарта, не менее значимыми становятся проблемы функций души, ее роли в познании и поведении.    

В начале Нового времени, несмотря на усилия Ф. Бэкона, более распространенным был  рационалистический подход, который  разрабатывался такими известными учеными, как Р.Декарт, Г.В. Лейбниц. Во многом это было связано с необходимостью для психологии и философии преодолеть последствия схоластики. Однако уже  к середине века бурное развитие наук, промышленности сделало очевидной  необходимость учитывать в психологии и новые требования, а потому все  большее распространение стал получать сенсуализм, представленный в то время  в концепциях Д. Локка и Т. Гоббса.     

Термин "эмпирическая психология" введен немецким философом XVIII в. X. Вольфом  для обозначения направления  в психологической науке, основной принцип которого состоит в наблюдении за конкретными психическими явлениями, их классификации и установлении проверяемой на опыте, закономерной связи между ними. Английский философ  Дж. Локк (1632-1704) рассматривает душу человека как пассивную, но способную  к восприятию среду, сравнивая ее с чистой доской, на которой ничего не написано. Под воздействием чувственных  впечатлений душа человека, пробуждаясь, наполняется простыми идеями, начинает мыслить, т.е. образовывать сложные  идеи. В язык психологии Локк ввел понятие  ассоциации – связи между психическими явлениями, при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого.     

Появление строго объективных методов исследования и изменение предмета психологии сказались и на понимании новым  поколением психологов понятия «душа». Так как в объяснении фактов психической  жизни она уже не играла прежней  роли, то, согласно принципу Оккама, психология в то время и не испытывала нужды  в использовании этого понятия  в своих исследованиях. Однако в  этом случае необходимо было найти  другой подход для объяснения активности тела, выявить новый источник энергии  для внутренней и внешней активности. Этому и помогли законы механики, открытые современной для того времени  физикой, законы И. Ньютона. Именно они  и были использованы Декартом для  обоснования первой в истории  психологии теории рефлекса, которая  со временем получала все большее  обоснование в открытиях в  смежных с психологией областях науки и стала одним из постулатов современной психологии. 

В начале XIX века стали складываться новые  подходы к психике. Отныне не механика, а физиология стимулировала рост психологического знания. Имея своим  предметом особое природное тело, физиология превратила его в объект экспериментального изучения. На первых  порах руководящим принципом физиологии было «анатомическое начало». Функции (в том числе психические) исследовались под углом зрения их зависимости от строения органа, его анатомии. Умозрительные, порой фантастические воззрения прежней эпохи физиология переводила на язык опыта.     

Выделение психологии в самостоятельную науку  произошло в 60-х годах XIX в. Оно  было связано с созданием специальных  научно-исследовательских учреждений – психологических лабораторий  и институтов, кафедр в высших учебных  заведениях, а также с внедрением эксперимента для изучения психических  явлений. Первым вариантом экспериментальной  психологии как самостоятельной  научной дисциплины явилась физиологическая  психология немецкого ученого В. Вундта (1832-1920), создателя первой в  мире психологической лаборатории. В области сознания, полагал он, действует особая психическая причинность, подлежащая научному объективному исследованию.  

 

                                       Вывод     

В своем развитии психология прошла несколько  этапов. Первые представления о психике  были связаны с анимизмом (лат. анима – дух, душа) – древнейшими взглядами, согласно которым у всего, что существует на свете, есть душа. В этот период представления о душе основывались на многочисленных мифах и легендах, на сказках и первоначальных религиозных верованиях, связывающих душу с определенными живыми существами (тотемами).     

Эпоха Средневековья, длившаяся почти  десять веков, не имеет в истории  достаточно четкой периодизации. Началом  этой эпохи считают падение Римской  империи, т. е. V век. В то же время  все ученые отмечают, что элементы средневековой идеологии, так же как и средневековой науки, появились  значительно раньше, уже в III в.    

Одной из важнейших характеристик средневековой  науки, в частности психологии, была ее тесная связь с религией. Точнее говоря, небогословской, внецерковной науки в то время в Европе не существовало. Ее важной особенностью в этот период было появление сакральности, от которой психология избавлялась  при переходе от мифологии к научному знанию в VII-VI вв. до н.э зависимость  от религии снова поставила вопрос о связи и взаимовлиянии знания и веры, который и стал важнейшим  для ученых на протяжении всего этого  периода.    

Появление новых подходов к построению науки  в XV-XVI вв., связанных со стремлением  к рациональности и доказательности  теоретических положений, ознаменовало наступление нового этапа в процессе становления психологии. Развитие этих подходов стало ведущим мотивом  ученых, разрабатывавших психологические  концепции в Новое время.  
  
  
  
  
  
  
  
  
 

 

 

 

 

Список  используемой литературы 

  1. Петровский  А.В. Ярошевский М.Г. История и теория психологии в 2-х томах. Т-1 1996;

 

 

  1. Петровский  А.В. Вопросы истории и теории психологии. 1998;

 

 

  1. Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности: Учебник для  студентов псих.фак.универ. М.: Педагогическое общество России 1999. – 512с.;

 

 

  1. Марцинковская Т .Д. История психологии: Учеб. пособие  для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Издательский центр "Академия", 2001;

 


Информация о работе Этапы развития психологии