Этапы развития юридической психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 18:23, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование этапов зарождения и развития такой науки, как юридическая психология.
В работе будут исследованы такие этапы как:
Юридическая психология на ранних этапах
Становление основ юридической психологии
Оформление юридической психологии как науки
Юридическая психология в XX столетии

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ НА РАННИХ ЭТАПАХ…………………………………………………………………….... 5
Раздел 1.1. Истоки и предпосылки возникновения юридической психологии. Античный период…………………………………………………………….. 5
Раздел 1.2. Средневековье…………………………………………………… 8
Раздел 1.3. Юридическая психология в XVIII – XIX вв. ………………….. 10
ГЛАВА 2. СТАНОВЛЕНИЕ ОСНОВ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ……………………………………………………………..... 16
ГЛАВА 3. ОФОРМЛЕНИЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ………………………………………………………………………... 20
ГЛАВА 4. ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ В XX СТОЛЕТИИ………………………………………………………………….... 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………. 35

Файлы: 1 файл

основ часть1.doc

— 160.00 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………          3              

ГЛАВА 1. ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ НА РАННИХ ЭТАПАХ……………………………………………………………………....         5

Раздел 1.1. Истоки и предпосылки возникновения юридической психологии. Античный период……………………………………………………………..         5

Раздел 1.2. Средневековье……………………………………………………         8

Раздел 1.3. Юридическая психология в XVIII – XIX вв. …………………..       10

ГЛАВА 2. СТАНОВЛЕНИЕ ОСНОВ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ…………………………………………………………….....       16

ГЛАВА 3. ОФОРМЛЕНИЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ………………………………………………………………………...       20

ГЛАВА 4. ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ В XX СТОЛЕТИИ…………………………………………………………………....       24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..      34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….      35   

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Юридическая психология включает в себя различные области научных знаний, является прикладной дисциплиной и в равной мере принадлежит как к психологии, так и к юриспруденции [19, с.4].

Юридическая психология – это научно-практическая дисциплина, которая изучает психологические закономерности системы «человек - право», разрабатывает рекомендации, направлена на повышение эффективности этой системы [1, с.14].

Она занимает важное место в работе адвоката, следователя, судьи, прокурора и т. п., поскольку психологические познания необходимы в их повседневной профессиональной деятельности.

И для того чтобы правильно понять современное состояние той или иной науки, определить пути ее развития, необходимо прежде всего изучить историю возникновения и развития этой науки. В. И. Ленин прямо предупреждал, что необходимо «...не забывать основной исторической связи, смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии это явление проходило, и с точки зрения этого его развития смотреть, чем данная вещь стала теперь» Такой исторический подход необходим и при изучении юридической психологии.

История юридической психологии — это история попыток применения в судебных целях сначала знаний общежитейской психологии, а затем устанавливаемых закономерностей психологической науки. 
При изучении истории надо иметь в виду, что развитие судебной психологии несет на себе и следы той борьбы между идеализмом и материализмом, которая происходила в процессе развития вообще философской, психологической науки. Состояние психологической науки в тот или иной исторический период определило и пути, средства применения психологии в судебных целях. Только такой подход позволяет правильно оценивать различные периоды и изменения в истории развития и становления юридической психологии, предостеречь от ошибочной оценки фактов    [2, с.7 ].

Целью данной работы является исследование этапов зарождения и развития такой науки, как юридическая психология.

В работе будут исследованы такие этапы как:

    1. Юридическая психология на ранних этапах
    2. Становление основ юридической психологии
    3. Оформление юридической психологии как науки
    4. Юридическая психология в XX столетии

 

 

ГЛАВА 1. ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ НА РАННИХ ЭТАПАХ ФОРМИРОВАНИЯ

 

Развитие юридической психологии исторически первоначально осуществлялось как развитие правовой психологии – правового мировоззрения. С возникновением права, закона стала развиваться совокупность взглядов, идей, выражающих отношение человека к праву, законности, правосудию, формировались общечеловеческие представления о справедливости и правомерности.

Развитие правосознания в историческом плане связано с углублением правопонимания, историческими этапами в трактовке сущности права.

Основы теоретического осмысления сущности права и правопонимания были заложены выдающимися древнегреческими философами. Уже тогда эффективность закона связывалась с естественными (психологическими) законами поведения людей [4, с.5]. 

 

Раздел 1.1. Истоки и предпосылки возникновения юридической психологии. Античный период

 

В античной Греции Демокрит (460 – 370 гг. до н. э.) размышлял и писал о сущности законоисполнительного поведения. Закон, по его мнению, направлен против тех, кто в силу нравственных и умственных пороков добровольно не побуждается к добродетели внутренним влечением. «… Тот, кто воздерживается от несправедливости, только подчиняется закону, будет, вероятно, грешить в тайне; тот же, кого побуждают поступать должным образом его убеждения, вряд ли станет делать что-нибудь неподобающее, все рано тайно или явно».

Рациональные идеи о природе человеческого поведения высказаны Сократом (469-399 гг. до н. э.). Его представление о необходимости совпадения справедливого, разумного и законного были развиты Платоном и Аристотелем. Платон (427-347 гг. до н. э.) впервые различил два явления, которые лежат в основе развития общества, - это потребности и способности людей. Так, закон должен отвечать потребностям общества, а организация общества должна быть осуществлена в соответствии со способностями членов общества. Государственные формы по Платону, могут ухудшаться как по экономическим, так и по душевным (психологическим) причинам. Законом именуется основные определения разума, - на этом платоновском постулате зиждется последующее развитие рационалистического направления в философии права.

В своем диалоге «Государство» Платон утверждает, что трем, особенностям человеческой души – разуму, яростности и вожделению – соответствуют три начала государственного устройства – совещательное, защитное и деловое, которое реализуется тремя сословиями – правителями, воинами и производителями (ремесленникам и землевладельцам). Социальная справедливость, согласно Платону, состоит в том, чтобы каждое сословие занималось своим делом и находилось в иерархической соподчиненности. Постулируемые античным философом пять видов государственного устройства (аристократическое, тимократическое, олигархическое, демократическое и тираническое) он соответственно связывает с пятью разновидностями душевного (психического) склада людей.

Каждая форма государства гибнет, по мнению Платона, из-за недостатков, присущих тому или иному психическому складу людей, стоящих у власти. Так, тиранию губит произвол и насилие, а демократию –«опьянение свободой в неразбавленном виде». Все кандидаты на должности правителей должны проходить «докимасию» - проверку правомерности их притязаний. В «Законах» Платон подчеркивает, что справедливые законы – это не только определения разума, но такие законы, которые обеспечивают общее благо всех граждан. Законы, по Платону, - основное средство совершенствования человека [7, с 7-8].

 Аристотель (384 – 322 гг. до н. э.), ученик и философский оппонент Платона считал, что человек – существо политическое и только в политическом общении завершается его сущностное формирование.

Право было подразделено Аристотелем на естественно и волеустановленное. Естественное право (в последующем - позитивное) везде и всегда имеет одинаковое значение – оно обусловлено всеобщей природой людей. Качество закона определяется его соответствием естественному праву. Закон основанный только на насилии, не является правовым законом. Политическое правление – правление правового закона, а не людей; люди подвержены чувствам, закон – уравновешенному разуму.

Идеи Сократа, Платона и Аристотеля оказали решающее влияние на дальнейшее формирование правового мировоззрения, на понимание права как мерила справедливости и равенства. Уже у самых своих истоков научное правоведение смыкалось с человековедением.

В начале в. III до н. э. в Древнем Риме возникла светская юриспруденция. Известные римские юристы ( Папиан, Ульпиан, Павел, Модестан и другие ) закладывали теоретические основы правопонимания, разрабатывали систему права.

Величайшим гуманистическим достижением древнеримского правоведения было разделение права на публичное и частное. Частное право стало трактоваться как право, соотнесенное с пользой отдельных лиц. Началось мощное движение за централизацию в праве интересов личности.

В связи с выделением частного права стало интенсивно развиваться гражданское право. Уже в I в. юрист Цельс трактует право как искусство добра и эквивалента. В основу права древнеримские юристы заложили нравственно-психологическую категорию справедливости [4, с.6].

 

Раздел 1.2. Средневековье

В раннем Средневековье правовые идеи подвергались клерикализации. Крупнейшим  мыслителем того периода был Аврелий Августин (345 - 430). В трактате «О свободной воле» он провозгласил: «человек, живущий по человеку, а не по Богу, подобен дьяволу», «всякая неупорядоченная душа сама по себе несет свое наказание» [7, с.9].

Применение психологического знания в целях обеспечения правосудия и других направлений правоохранительной деятельности было во многом связано с испытаниями участников процесса, носившим порой мистический характер. Но в значительной мере в этом был синтезирован эмпирическим исследованием было испытание рисом у китайцев, или там-тамом у африканцев. Правда, и в античном, и в средневековом процессе основным доказательством было личное признание подозреваемого.

Розыскной процесс, как светский вариант инквизиционного процесса, не нуждался в данных психологии. Он был основан на тайном письменном производстве. Личное признание, как основное доказательство, добивались любыми путями, в том числе использованные пытки, в основе которых лежали обобщенные эмпирические данные, бытовая психология.

Чтобы заставить человека давать показания, специально создавалась шоковая ситуация, обстановка, провоцирующая к выражению чувств, отношения к расследуемому событию. Например, подозреваемого неожиданно для него вводили в слабо освещенную комнату, где лежал труп, и там подозреваемого увещевали сказать правду, рассчитывая, что потрясенный виновник выдаст себя.

В среднем периоде средневековья, в период формирования и расцвета абсолютной монархий сложилось этатическое (от французского – государство) понимание права, произошло приравнивание его к государственной власти. В это время полагали, что в условиях местнического самочинства и самоуправства человеку лучше уступить свои права неограниченному монарху, получив от него защиту жизни и имущества. Поведение подданных стало жестко регламентироваться. Возникла цензура над жизнедеятельностью человека, установилась система жестких ограничений его жизненной активности. Государственная регламентация охватила всю гражданскую жизнедеятельность членов общества. Правом стала именоваться система государственно-нормативных  ограничений человеческого поведения. В управлении обществом возобладал принцип: «все, что не разрешено, - запрещено». Правовые нормы стали пониматься как нормы запретительные, а задачи правосудия стали трактоваться с обвинительным уклоном.

Развившийся репрессивный аппарат монархического деспотизма подавлял не только преступную волю, но и проявление любой свободной воли. В этих условиях люди, опасаясь репрессий, начинают воздерживаться от всякой инициативы, социальной позиции. Человек замыкался в себе, становится пассивным, начинает понимать, «что для него лучше, если должностные лица вовсе не будут знать о его существовании и что безопасность его личности зависит от ее ничтожества» [8, c.233].

Средневековая деформация естественного права породила состояние всеобщей зависимости, запуганности и униженности. Весь спектр общественной жизни был подчинен централизованной и мелочной регламентации. Прогрессивные мыслители начинали понимать, что оздоровление общества может произойти лишь на основе освобождения жизнедеятельности людей [7, c.9-10].

Юридическая психология в XVIII – XIX веках

В XVIII в. прогрессивные мыслители и общественные деятели (Руссо, Вольтер, Дидро, Монтескье, Кант и др.) формируют современную концепцию либерализма и правового государства. Выдающийся юрист и мыслитель эпохи Просвещения Шарль Луи Монтескье (1689-1755) считал, что «духом законов» является рационалистическая природа человека, что каждый частный закон зависит от другого, более общего закона. К естественным законам человеческой природы Ш. Монтескье относит стремление к миру, желание жить в человеческом обществе и др. Соединение доброй воли отдельных людей образует гражданское состояние общества. Положительным человеческим законом, по Ш. Монтескье, является справедливость. Политические и гражданские законы призваны реализовать справедливость. Законы данного общества объективно предопределяются характерами и свойствами людей этого общества. Законы одного народа не могут оказаться пригодными для другого народа. Эта идея в дальнейшем послужила основой для возникновения исторической школы права.

Более правильным представляется анализ предпосылок возникновения юридической психологии начинать лишь с той эпохи, когда, с одной стороны, возникают реальные социальные потребности учета в цивильном правовом регулировании психологического фактора, а с другой – в различных науках   и в правовой в практике уже начинает накапливаться эмпирический материал, который «высвечивает» роль психологических явлений в правовой области. Таким историческим периодом является эпоха Просвещения. Именно тогда в научных дискуссиях закладывались основы рационалистического подхода к объяснению причин преступности, а также осуществлялся сбор эмпирического психологического материала по деятельности суда и мест лишения свободы.

Преодоление теологических и натуралистических взглядов на преступность осуществлено в трудах французских философов-гуманистов Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Л. Монтескье, Ф.М.А. Вольтера, К. Гельвеция, П.Гольбаха, где доказывалось, что право должно быть не волей правителей, а осознаваемой обществом мерой социальной справедливости, базироваться на идеях свободы личности и соблюдения  ее естественных прав. Одновременно благодаря научно-правовым разработкам итальянского юриста Чезаре Беккариа (1738-1794), заложившего основы рационально-юридической кодификации преступлений, и английского ученого Иеремии Бентама (1748-1832), создавшего «утилитарную теорию причин преступности», все больше стал возрастать интерес к изучению факторов преступности и личности конкретных типов преступников, влиянию на них следствия, судебного процесса и наказания.

Информация о работе Этапы развития юридической психологии