Этапы развития юридической психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 18:23, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование этапов зарождения и развития такой науки, как юридическая психология.
В работе будут исследованы такие этапы как:
Юридическая психология на ранних этапах
Становление основ юридической психологии
Оформление юридической психологии как науки
Юридическая психология в XX столетии

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ НА РАННИХ ЭТАПАХ…………………………………………………………………….... 5
Раздел 1.1. Истоки и предпосылки возникновения юридической психологии. Античный период…………………………………………………………….. 5
Раздел 1.2. Средневековье…………………………………………………… 8
Раздел 1.3. Юридическая психология в XVIII – XIX вв. ………………….. 10
ГЛАВА 2. СТАНОВЛЕНИЕ ОСНОВ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ……………………………………………………………..... 16
ГЛАВА 3. ОФОРМЛЕНИЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ………………………………………………………………………... 20
ГЛАВА 4. ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ В XX СТОЛЕТИИ………………………………………………………………….... 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………. 35

Файлы: 1 файл

основ часть1.doc

— 160.00 Кб (Скачать файл)

Р. Гарофало пытался так же, как и Ч. Ломброзо, выработать понятие преступления, не связанное с правовым определением. В книге «Криминология» он рассматривал преступление как «оскорбление основополагающих альтруистических чувств – милосердия и справедливости», являющихся непременным условием социальной адаптации индивида среди равных себе. Р. Гарофало в отличии от Э. Ферри, называвшего преступников «больными» и требовавшего их лечения, пытался дать социологическое определение преступности, выделить «естественные» и «искусственные» преступления. «Естественные» преступления он связывал с посягательством на два главных, по его мнению, человеческих чувства: а) отвращение к причинению другим людям страданий; б) уважение к чужому праву собственности. Как и Ч. Ломброзо, он считал, что преступник имеет черты «дикарей» и умственную недоразвитость.

В конце XIX в. в связи с формированием криминалистики и криминологии интенсивно формируется судебная, а затем и юридическая психология. Известный психолог Э. Клапаред, читавший курс лекций по судебной психологии в Женевском университете, значительно расширил круг судебно-психологических проблем и в начале XX в. ввел термин «юридическая психология». Основоположник криминалистики Ганс Гросс создал фундаментальный труд «Криминальная психология». Г. Гросс рассматривал судебную психологию как прикладную отрасль общей психологии. «Чтобы знать правила, которые руководят психическими процессами в судебной деятельности, требуется особая отрасль прикладной психологии. Эта последняя занимается всеми психологическими факторами, которые могут идти в расчет при установлении и обсуждении преступления».

Г. Гросс познакомил юристов с современными ему достижениями в экспериментальной психофизиологии, с особенностями психомоторных реакций человека, с закономерностями мышления, памяти и др. Получает развитие психология формирования и получения показаний (Марбе, Штерн, Вертгеймер). Альберт Хельвинг разрабатывает психологию допрашивающего (полицейского, судьи, эксперта) и допрашиваемого (обвиняемого, потерпевшего, свидетеля),разрабатывает психологическую технику допроса.

Однако вплоть до возникновения глубинной психологии в первой половине XX в. судебная психология оставалась в основном эмпирической, описательной наукой. Преступная личность, ее мотивационная сфера описывались такими аморфными понятиями, как жестокость, агрессивность, месть, корысть, бессовестность, склонность к садизму и т. п. социально-психологические закономерности долгое время оставались в забвении. При массовых обследованиях причин преступлений полагались на мнение самих преступников. На очереди стояла проблема психодиагностики личности преступника, психологический анализ лиц, совершивших однородное преступление. Появляется ряд специальных исследований. Так А. Бьерре на большом эмпирическом материале (заключенных центральной стокгольмской тюрьмы) провел исследование «Психология убийства», проанализировал психически «слабые места» этой категории преступников, особенности их социальной дезадаптации, социальной отчужденности [7, с.18-20].

 

ОФОРМЛЕНИЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ

 

Под влиянием психоаналитической теории Зигмунда Фрейда судебные психологи стали предпринимать попытки проникновения в подсознательную сферу преступников, раскрытия глубинных личностных образований ( Франц Александер, Гуго Штауб, Альфред Адлер, Вольтер Бромберг и др.). Заключенные обследовались психодиагностическими тестами и другими психоаналитическими методами (Л. Хаблин – Смит и др. ). Психологи и криминологи приходят к выводу, что у большинства преступников не развита психическая сфера личности, именуемая З. Фрейдом как Супер-Эго (Сверх-Я), разорвана внутренняя структура социального самоконтроля, наличествует дисбаланс во взаимодействии тормозных и возбудительных процессов. Преступная наклонность формируется, по мнению указанных авторов, в результате неудач в стабилизации Эго, вследствие ранней психической травматизации.

В первой половине ХХ в. Судебная психология особенно интенсивно развивается в Германии. Немецкие криминологи перенесли центр тяжести в своих исследованиях на изучение личности преступника, среды его обитания (Ф. Лист, М. Липман и др.). Внимание зарубежных юристов к личности преступника резко возросло после опубликования в 1903 г. Книги Густава Ашаффенбурга «Преступность и борьба с ней»(русский перевод в 1912 году). В 1904 году Г. Ашаффенбург основал «Ежемесячный журнал по проблемам судебной психологии и реформы уголовного права». Преступность Ашаффенбург объяснял различными индивидуальными проявлениями социальной непригодности преступников.

В немецкой судебной психологии и криминологии утвердились психопатологические и биологические направления. Основные причины преступлений стали усматриваться в психологический и психопатических факторах: аномалии воли, мышления, неустойчивость настроения и т.п.

Э. Зеелинг и К. Вайндлер сделали одну из первых попыток классификации типов преступников, пологая, что только на этом пути можно выявить подлинные причины преступности. Они выделили восемь типов преступников: профессиональные, имущественные, сексуальные, случайные, примитивное реагирующие, злостные, хулиганствующие, не желающие работать. Личностные особенности этих преступников должны изучаться, по их мнению, комплексом наук – биологией, психологией и психиатрией.

В США юридическая психология традиционно тесно связана с криминалистикой. Эти исследования сосредоточены в университетах, но общее руководство или осуществляется федеральным министерством юстиции. В пенитенциарно-психологических исследованиях США интенсивно разрабатывается методика обучения социально-конформистскому поведению в обществе. Тюремные психологи объединены в Американской ассоциации психологов исправительных заведений.

В Италии судебная психология традиционно ориентирована на клиническое направление, во Франции – на социально психологическое и социологическое направление. В Бельгии и во Франции функционируют центры изучения подростковой преступности. Исследование преступность в Японии ориентирован в основном на психиатрию.

Среди социально-психологических факторов преступности в современных выделяются дефекты социального контроля, разрушение социальных связей, условия, содействующие криминальному научению, дефекты социализации.

Одной из основных причин девиантного поведения признается отсутствие систематического и целенаправленного обучения социально-конформному поведению (в рамках теории контроля эта проблема разработана Рейсом, Наемю, Гоулдом и др.). Представитель данной теории полагают, что даже вульгарное мышление, заниженный уровень самооценки могут быть криминогенными факторами.

Представители теории стигматизации (клеймления) (Э. Лемерт, Ф. Сакк, Г. Штейнерг, Э. Шур и др.) считают, что девиантность личности усиливается, если внешне приклеенный ярлык совпадает с внутренней самооценкой личности. В криминально-психологической теории интеракции (межличностного взаимодействия на основе принятия роли другого) разрабатывается проблема значения общественной реакции на поступки отдельного индивида (Г. Беккер, Г. Блумер, Н. Христи и др. ).

Общим недостатком вышеуказанных теорий, как считают исследователи, является их фрагментарность, отсутствие необходимой системности, комплексного подхода к анализу человеческого поведения. Системных исследований по комплексу психолого-юридических проблем сравнительно немного.

Авторами наиболее крупных работ в области зарубежной юридической психологии являются: Г. Тох (Правовая и криминальная психология. Нью-Йорк, 1961), М. Липман (Основы психологии для юристов, Лейпциг, 1914), Д. Арахамсен (Криминальная психология, Нью-Йорк, 1967), бельгийский криминалист и психиатр Р. Луваж (Психология и преступность, Гамбург, 1956), Н. Джонстон (Психология наказания и преступления, Лондон, 1970), Г. Тосб (Психология преступности и уголовного правосудия, Нью-Йорк, 1979) и др. В этих работах широко используются социально-психологические и криминологические идеи французских социологов Г. Трада (1843-1904) и Э. Дюркгейма (1858-1917).

Развитию современной юридической психологии содействуют психологические ориентированные криминологические исследования. Отметим среди них исследования В. Фокса «Введение в криминологию», К. Уэды «Преступность и криминология в современной Японии», Г. Кайзера «Криминология. Введение в основы» и др.

Смежной кардинальной проблемой юридической психологии и криминологии является социальная и социально-психологическая обусловленность криминального типообразования. Эта проблема выдвинута на передний план в Институте криминологии при Кембриджском университете и в канадском международном Центре по проблемам сравнительной криминологии при Монреальском университете [ 7,с.33-35].

 

ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ В XX СТОЛЕТИИ

 

Конец ХIХ – начало ХХ вв. характеризуется социологизацией криминологического знания, когда причины преступности как социального явления начали изучать буржуазные социологи Ж. Кетле, Э. Дюркгейм, П. Дюпопи, М. Вебер, Л. Леви-Брюль  и другие, которые, применив метод социально статистики, предопределили антропологический подход в объяснении природы преступного поведения, показав зависимость отклоняющегося поведения от социальных условий существующего общества. Эти работы были прогрессивными явлениями своего времени.

Солидный статистический анализ различных аномальных проявлений (преступности, самоубийств, проституции), проведенный, частности, Жаном Кетле, Эмилем Дюркгеймом за определенный исторический отрезок времени, показал, что число аномалий в поведении людей всякий раз неизбежно возрастало в период войн, экономических кризисов, социальных потрясений, что убедительно опровергало теорию «врожденного» преступника, указывая на социальные корни этого явления.

Эти факты нашли свое отражение, в частности, в ряде социально-психологических теорий преступности американских социальных психологов этого периода – Р. Мертона, Ж. Старленда, Д. Матса, Т. Сайкса, Э. Глюка и др. В работах этих авторов представлены многообразные подходы к объяснению природы делинквентного поведения за счет различных социально-психологических механизмов и феноменов, регулирующих взаимодействие и повеление людей в группе. Характерная черта различных буржуазных социально-психологических теорий преступности – отсутствие единой методологической платформы, игнорирование социально-экономической детерминированности преступности и других негативных социальных явлений.

Анализу психологии отдельных категорий преступников и психологическому изучению преступления и наказания посвящены работы Ф. Вульфена «Психология преступника» и П. Кауфмана «Психология преступности». Знаменитым достижением в развитии юридической психологии была книга Г. Гросса «Криминальная психология»(1905), ставшая продолжение его «Руководства для судебных следователей» и посвященная анализу психологии допроса свидетелей, обвиняемых, психологии судебной деятельности. Автор определял судебную психологию как совокупность психологических знаний, которые могут пригодиться криминалисту. Г. Гроссом был собран значительный материал наблюдений в разных областях судейской деятельности. В структуре судебной психологии он выделял субъективную психологию, под которой понимал психическую деятельность судьи, и объективную, под которой понимал психическую деятельность тех участников судебного процесса, которые обеспечивают судье материал окончательных его выводов и суждений, необходимых для вынесения приговора. Сюда он относил психологию свидетелей, обвиняемого.

Психическую деятельность судьи Г. Гросс делил на воспринимающую и конструктивную. Воспринимающую затем делил на на три части. К первой относил психологическое наблюдение в суде, ко второй – самодисциплину в отношении всех участников процесса, к третьей – феноменологическое изучение явлений. Конструктивная деятельность судьи состоит из умозаключений и выводов, а также имеющихся у суда сведений по обстоятельствам дела. Приведенные соображения Г. Гросса весьма ценны, они положили начало теоретическому обоснованию в юридической психологии. И хотя речь не шла о судебной психологии как самостоятельной, обособленной науке, теоретические выкладки не подтверждались экспериментальными исследованиями, роль Г. Гросса в развитии юридической психологии бесспорна и значительна.

Клепард в 1906 г. Провел анализ основных направлений применения психологии в праве и выделил как науку юридическую психологию, указав, что она занимается психологией судебной деятельности, а криминальная психология является наукой о психологии преступника. Вместе обе эти дисциплины составляют судебную психологию. Таким же подходом отличается и работа Г. Райха «О направлениях психологии». К. Марбе в книге «Принципы судебной психологии» (1913) и О. Липмана в книге «Основы психологии для юристов» (1914) поднимали теоретические и практические вопросы применения психологии в юриспруденции.

Этому же были посвящены и написанные ранее «Сознание обвиняемого» П.Блюнелли (1902), «Экспериментальные исследования о воспитываемости и верности показаний» М. Броста (1907) и др.

Отличительная особенность современного криминологического знания – это системный подход к рассмотрению и изучению причин и фактов отклоняющегося поведения, разработка проблемы одновременно представителями различных отраслей науки: юристами, социологами, психологами, медиками.

Это в свою очередь позволяет комплексно подходить к практике предупреждения преступлений. Немалую роль при этом играет психолого-педагогические оснащение тех социальных институтов, которые на практике осуществляют правоохранительную, превентивную, пенитенциарную деятельность.

Современные биологизаторские криминологические теории далеко не так наивно, как Ломбозо, объясняющий природу преступного поведения. Они строят свои аргументы на достижениях современных наук: генетики, психологии, психоанализа. Так, в частности, одно их сенсаций 70-х годов было открытие так называемого синдрома Клайнфельтера: хромосомные нарушения типа 74ХVV при нормальном обороте хромосом у мужчин 46ХУ среди преступников встречаются в 36 раз чаще.

Была проведена также проверка гипотезы, согласно которой хромосомные аномалии чаще встречаются не вообще у всех преступников, а прежде всего среди лиц высокого роста. Американский национальный центр психического здоровья в 1970 г. Опубликовал доклад, включающий обзор 45 исследований предполагаемой связи хромосомных аномалий с преступностью. Всего было исследовано 5342 преступника, при этом специально была подобрана группа лиц высокого роста, что якобы чаще всего с агрессивным поведением при хромосомных нарушениях. Среди этих лиц лишь у 2% были обнаружены хромосомные нарушения, среди преступников любого роста – 0,7 %, среди контрольной группы законопослушных граждан, которая составляет 327 человек – 0,1 %. По существу это исследование установило некоторую минимальную связь хромосомных аномалий не столько с преступностью, сколько с душевными заболеваниями.

Информация о работе Этапы развития юридической психологии