Этапы развития психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 16:40, реферат

Описание работы

Психология и педагогика изучают факты и закономерности психической жизни и процессов воспитания и обучения. Эти науки взаимосвязаны, так как без знания психологии, которая является своеобразной методологической базой педагогики, нельзя понять законы и способы адекватного воспитательного воздействия на других, в том числе и на детей, невозможна и разработка методик обучения. В то же время психологии необходима практическая проверка ее теоретических концепций, что и происходит в педагогическом процессе. Взаимодействие этих наук обеспечивает развитие теории и практики, позволяющее лучше понять человека, его поведение и переживания, причину его радостей и тревог.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Этапы развития психологии……………………………………………………4
Заключение………………………………………………………………………8
Список используемой литературы…………

Файлы: 1 файл

Этапы развития психологии.docx

— 111.46 Кб (Скачать файл)

Нижегородский Государственный Технический 

Университет им. Р.Е. Алексеева

Кафедра “Менеджмент”

 
 

Реферат по психологии

на тему:

«Этапы развития психологической науки» 
 
 
 
 
 
 

Выполнил: студент гр. 09-МТЭ

                                                                           Жучок М.Р.

                                   Проверила: Куликова Л. Г. 
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           

Н. Новгород

20011 год  

     Содержание

     

     

Введение…………………………………………………………………………3

Этапы развития психологии……………………………………………………4

Заключение………………………………………………………………………8

Список используемой литературы……………………………………………..9 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Психология  и педагогика изучают факты и  закономерности психической жизни  и процессов воспитания и обучения. Эти науки взаимосвязаны, так  как без знания психологии, которая  является своеобразной методологической базой педагогики, нельзя понять законы и способы адекватного воспитательного  воздействия на других, в том числе  и на детей, невозможна и разработка методик обучения. В то же время  психологии необходима практическая проверка ее теоретических концепций, что  и происходит в педагогическом процессе. Взаимодействие этих наук обеспечивает развитие теории и практики, позволяющее  лучше понять человека, его поведение  и переживания, причину его радостей и тревог.

     С одной стороны, содержание этого  предмета, по сути, является основой  культуры, необходимой для человека в любой области его деятельности. И психология, и педагогика связаны  с многими гуманитарными науками – этнографией, социологией, теорией культуры, искусствоведением, логикой, языкознанием. Все дисциплины, которые практически или теоретически имеют дело с человеком, приходят, в конце концов, к психологии, чтобы затем, исходя из нее, обогатить эти науки.

     Осознание уникальности любого человека приводит к мысли о тех сильных и  слабых сторонах, которые есть у  каждого и которые надо сознавать  и уметь уравновешивать. Не менее  значимыми являются и проблемы способностей, определяющих склонности и возможности  людей, а также закономерностей  процесса познания мира и тех сложностей, что встают перед людьми на этом пути. 

 

     

Этапы развития психологии 

     Психология, ее категориальный аппарат и принципы прошли длительный путь развития. Изменялся  и предмет психологии, методы следования психики.

     Первый  этап – донаучный – примерно до VII-VI вв. до н.э., т.е. до начала объективных, научных исследований психики, ее содержания и функции. В этот период представления о душе основывались на многочисленных мифах и легендах, на сказках и первоначальных религиозных верованиях, связывающих душу с определенными живыми существами (тотемами).

     Второй, научный этап начинается на рубеже VII-VI вв. до н.э. Психология в этот период развивалась в рамках философии, а потому он получил условное название философского периода. Также несколько условно устанавливается и его длительность – до появления первой психологической школы (ассоцианизма) и определения собственно психологической терминологии, отличающейся от принятой в философии или естествознания.

     

     В связи с некоторой условностью  периодизации процесса развития психологической  науки возникают и некоторые  разночтения при установлении временных  границ отдельных этапов. Иногда появление  третьего этапа, т.е. выделение психологии в самостоятельную науку, связывают  со школой В. Вудта, т.е. с началом развития экспериментальной психологии. Однако психологическая наука определилась как самостоятельная значительно раньше, с осознания независимости свого предмета, уникальности своего положения в системе наук – как науки и гуманитарной, и естественной одновременно, изучающей и внутренние, и внешние (поведенческие) проявления психики. Такое самостоятельное положение психологии было зафиксировано и с появлением ее как предмета преподавания в университетах уже в конце XVIII-начале XIX в. Таким образом, представляется более точным говорить о появлении самостоятельной психологии именно с этого периода, относя к середине XIX в. Становление экспериментальной психологии, и переходе ее на четвертый этап развития.

     В течение длительного времени  предметом психологической науки  бала душа, однако в разное время  в это понятие вкладывалось разное содержание. В эпоху античности душа понималась как первооснова тела, по аналогии с понятием «архе» – первооснова мира, основной кирпичик, из которого состоит все сущее. При этом главной функцией души считалось придание телу активности, так как, по мнению первых ученых-психологов, тело является инертной массой, которую приводит именно душа. Душа не только дает энергию для активности, но и направляет ее, т.е. именно душа руководит поведением человека. Постепенно к функциям души добавилось и изучение этапов познания, которое в скором времени стало одной из важнейших проблем психологической науки.

     В эпоху Средневековья душа стала  предметом, прежде всего богословия, что существенно сужало возможности  ее научного изучения. Поэтому, хотя и  формально в то время предмет  психологической науки и не изменялся, фактически в область исследования в то время входило изучение видов  активности тела и особенностей познания, прежде всего чувственного познания мира. Регулятивная функция, волевое  поведение, логическое мышление считались  прерогативой божественной воли, боговдохновленной, а не материальной души. Недаром эти аспекты душевной жизни не были частями предмета научного изучения в концепциях деизма и томизма (Авиценны, Ф. Аквинского, Ф. Бекона и других ученых).

     

     В новое время психология, как и  другие науки, избавлялась от диктата  богословия. Наука стремилась снова, как и в период античности, стать  объективной, рациональной, а не сакральной, т.е. основанной на доказательствах, на разуме, а не на вере. Поэтому проблема предмета психологии снова встала со всей актуальностью. В это время  еще не было возможности полностью  отрешиться от богословского подхода  к пониманию души. Поэтому психология меняет свой предмет, становясь наукой о сознании, т.е. о содержании нашего сознания и путях формирования этого содержания. Это давало возможность для психологии отделить свой предмет от предмета богословия в исследованиях души и ее функций.

     Однако  этот переход привел к тому, что  уже к XVIII в. фактическим предметом психологии стало изучение познавательных процессов, в то время кА поведение, а также эмоциональные процессы, личность и ее развитие, не вошли в этот предмет. Такое ограничение области исследования на первых порах имело и положительное значение, так как давало психологии, как уже говорилось, возможность выделиться в самостоятельную науку, отделив свой предмет, свою область исследования от предмета философии. В то же время такой подход начинал и препятствовать психологии в ее развитии, и поэтому уже к середине XIX в. был пересмотрен.

     Благодаря развитию биологии, в том числе  теории эволюции Ч. Дарвина, работам  Г. Спенсера и других исследователей, психология не только от философии, идентифицировав  себя с естественными дисциплинами, но и расширила свой предмет, выводя его, по словам Сеченова, «из поля сознания в поле поведения». Таким образом, кроме познавательных процессов  в предмет психологии входят и  поведение, и эмоциональные процессы. Важным моментом этого этапа является то, что стремление стать объективной  наукой не привело еще к появлению  новых методов исследования психики, тек как до 80-х гг. ХIХ в. ведущей остается интроспекция.

     

     Важнейший этап в развитии психологии связан с появлением экспериментальной  лаборатории В. Вундта, сделавшего психологию не только самостоятельной, но и объективной, экспериментальной наукой. Однако ассоцианистический подход, на базе которого и выстраивал свою психологию В.Вундт, не мог уже объяснить новые факты душевной жизни, не мог быть распространен на изучение структуры личности, эмоциональных переживаний, творческой активности человека. Ограниченным было и применение тех экспериментов и тестов, которые существовали в психологии в начале ХХ в.

     Это привело ученных к поиску нового предмета, и новых методов исследования психики. Первые школы, зародившиеся в  то время (структурализм, функционализм, Вюрцбургская школа), просуществовали недолго. Однако они показали, что среди психологов не существует единого мнения о том, что и как должна изучать психология. Так начался период исканий психологии, адекватной новой ситуации и требованиям времени, который получил название «период методологического кризиса»

     Невозможность прийти к единой точке зрения привела  к тому, что уже в 1910-1920-х гг. психология разделилась на несколько  направлений (пятый этап развития), в каждом из которых был свой предмет  и свой метод исследования того, что понималось данным психологическим  направление под психикой. Так  в психологии появляются: глубинная  психология, бихевиоризм, гештальтпсихология, марксистская психология, а также  такие школы, как французская  социологическая или понимающая психология.

Со второй полвины  ХХ в. связывают шестой этап развития психологии, когда появляются новые  школы и направления – гуманистическая  психология, генетическая (или эпистемологическая) психология, а также когнитивная психология, которая сформировалась уже в 60-е гг. Это последняя, появившаяся в ХХ в. психологическая школа. Таким образом, можно сказать, что середины ХХ в. психология вступила в современный (седьмой) этап своего развития, для которого характерно уже не дробление и появление все новых школ, но и тенденции к объединению. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Человек – это социальное существо, и  он не может жить вне общества, без  контактов с окружающими. В практике живого общения каждый человек постигает  многие психологические законы. Так, каждый из нас уже с детства  умеет «читать» по внешним проявлениям  – мимике, жестам, интонации, особенностям поведения – эмоциональное состояние  другого человека. Таким образом, каждый человек – своего рода психолог, поскольку в обществе невозможно жить без определенных представлений  о психике людей.

     Психические процессы выступают в качестве первичных  регуляторов поведения человека. Психические процессы имеют определенное начало, течение и конец, т.е. обладают определенными динамическими характеристиками, к которым, прежде всего, относят  параметры, определяющие длительность и устойчивость психического процесса. На основе психических процессов  формируются определенные состояния, происходит формирование знаний, умений и навыков.

     Предметом психологии являются психика и психические  явления как одного конкретного, так и психические явления, наблюдаемые  в группах и коллективах. В  свою очередь, задачей психологии является исследование психических явлений. Характеризуя задачу психологии, С.Л. Рубинштейн пишет: «Психическое познание – это  опосредованное познание психического через раскрытие его существенных, объективных связей». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  Литературы 

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. – Введение в общую психологию – Москва – 2007 г.
  2. Лурия А.Р. – Эволюционное введение в психологию – Москва – 2007 г..
  3. Немов Р.С. – Общие основы психологии – Москва – 2008 г.

Информация о работе Этапы развития психологии