Этапы развития психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 06:43, контрольная работа

Описание работы

Первое систематическое изложение психологических явлений было предпринято древнегреческим ученым Аристотелем в его трактате «О душе». Но собственно научное экспериментальное исследование психических явлений и их закономерностей началось по сути дела с середины XIX в., а подлинно научная психология начала складываться и того позднее – на рубеже XIX-XX вв. Условно выделяют четыре основных этапа становления психологии как науки.

Содержание работы

1. Этапы развития психологии.................................................................................2
2. Психологические особенности диалога............................................................19
Список литературы..................................................................................................24

Файлы: 1 файл

1.docx

— 50.21 Кб (Скачать файл)

Содержание:

1. Этапы развития психологии.................................................................................2

2. Психологические особенности  диалога............................................................19

Список литературы..................................................................................................24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Этапы развития психологии.

Первое систематическое  изложение психологических явлений  было предпринято древнегреческим  ученым Аристотелем в его трактате «О душе». Но собственно научное экспериментальное  исследование психических явлений  и их закономерностей началось по сути дела с середины XIX в., а подлинно научная психология начала складываться и того позднее – на рубеже XIX-XX вв. Условно выделяют четыре основных этапа становления психологии как науки.

I этап (IV в. до н.э. - середина XVII в. н.э.) психология как наука  о душе. Наличием души пытались  объяснить все непонятные явления  в жизни человека: сон, сновидения, состояния транса, овладение магическими  умениями (например, удачей в охоте), смерть и т.п. На этом этапе  психология была донаучной, так  как она не имела своих собственных  методов исследования, а пользовалась  философским методом логических  рассуждений.

Представления о том, что  в человеке живет нечто особенное, отличное от его физического тела, сложились в глубокой древности. Общая черта первичных взглядов на психические явления заключалась в неизменном придании им таинственности, сакральности. Другая важнейшая характеристика этих взглядов – анимизм – вера в то, что каждый объект не только живой, но и неживой природы непременно обладает душой и, кроме того, души могут существовать независимо от объектов и представляют собой особые существа. Учение о душе исходно складывалось в рамках древнегреческой философии и медицины. В философии древней Греции душа (при сохранении взгляда на нее как на нечто, дающее возможность движения, ощущений, мышления, переживаний) часто предстает как некое начало, родственное определенной стихии, или ее воплощение. Успехи, достигнутые античными философами и медиками в развитии учения о душе, послужили фундаментом всех дальнейших разработок психологического знания, которые на этом этапе в основном сводились к расширению круга рассматриваемых феноменов. Так начиналась психология, так были сделаны первые умозрительные попытки найти ответы на вопросы: что такое душа? Каковы ее функции и свойства? Как она соотносится с телом? Так сформировался исторически первый предмет психологии – душа как нечто, отличающее живое от неживого, дающее возможность движения, ощущения, страсти, мысли. Теперь мы минуем много столетий и обратимся к Новому времени, к европейскому XVII веку. Конечно, это не означает, что ученые средневековья и раннего Возрождения не размышляли о природе души; однако именно в XVII веке, в работах ведущих философов сложились концепции нового типа, пытавшиеся рационально, т.е. на основе разума (и веры в его могущество) сформулировать представления о мире и человеке; к этому же времени принадлежат и развернутые попытки создания системы обоснованных (не только на уровне формальной логики) правил, методов рассуждения в науке.

II этап (середина XVII в., - середина XIX в.) – психология как наука  о сознании. Возникает в связи  с развитием естественных наук. Способность думать, ощущать, чувствовать,  желать назвали сознанием. Основным  методом изучения психических  явлений считается наблюдение  человека за самим собой (метод  интроспекции) и описание фактов. Философская дискуссия перестает  быть единственным инструментом  познания.

Становление психологии в  этот период связано с несколькими  выдающимися именами.

  Первыми из них мы назовем Рене Декарта (1596-1650), французского мыслителя, философа. Взгляд Декарта на соотношение души и тела определяется как дуализм, т.е. признание двух субстанций, не сводимых друг к другу и обладающих независимыми свойствами. Тело обладает, по Декарту, свойством протяженности; душа же обладает свойством мышления. Соответственно, Декарт и рассуждает о них, создавая, по сути, два разных учения. Тело, согласно его представлениям, действует по законам механики. Процессы жизни у животных – своего рода заранее «готовые» ответы на внешние воздействия. Так же механически протекают нервные процессы у человека: нервы – это трубочки, передающие животные духи как газ или ветер. Общая схема такова: от органов чувств по «чувствительным» нервам (сейчас их называют центростремительными или афферентными нервными путями) воздействие поступает в головной мозг, откуда по двигательным нервам (центробежным, эфферентным путям) животные духи поступают к мышцам, заставляя их напрягаться, что вызывает ответное движение. В этой схеме предвосхищена идея рефлекса, возникшая в науке позже, в связи с чем Декарта часто называют «отцом физиологической психологии». Итак, есть простая схема, описывающая телесное поведение. В равной ли степени она описывает животное и человека? По Декарту, нет. Люди обладают разумом: животные же бездуховны, они не мыслят. Именно разумная душа составляет сущность человека, она позволяет ему управлять своим поведением. Знаменитая фраза Декарта «Мыслю, следовательно, существую» вытекает из его попытки найти нечто, не подвергаемое сомнению; таким несомненным фактом является факт наличия самого сомнения, а следовательно, мышления. Таким образом, душа в системе Декарта оказалась интеллектуализированной; к ней относится все то, что можно помыслить, наблюдать, осознать. Тем самым душа оказалась равной сознанию, тому, что человеку дано в его мышлении о своем внутреннем мире; эта традиция сохранилась в психологии надолго. Начиная с Р. Декарта психология стала трактоваться не как наука о душе, а как наука о сознании. Идеи Р. Декарта надолго определили ход развития философского учения о познании, а затем послужили важным фактором образования и развития научных парадигм в психологии.

К середине XVII в. сложилось  и стало доминировать представление, что знание основывается на опыте, а  идеи, которые составляют содержание сознания, появляются на основе опыта. Эта точка зрения восходит к сенсуализму, учению, сложившемуся еще в античности, согласно которому нет ничего в разуме, чего раньше не было бы в чувстве. И.М. Сеченов (1829-1905) на основе представления о рефлексе сформулировал одну из первых программ превращения психологии в научную дисциплину. Сеченов радикально преобразовал само понятие рефлекса, во-первых, рассматривая событие, запускающее рефлекс не как собственно физический стимул, а как раздражитель, имеющий для организма определенное сигнальное значение, соответствующее возможностям организма и отражающее свойства среды, и, во-вторых, сам рефлекс воспринял не просто как распространение возбуждения по нервам от рецептора к эффектору, а как целостный развивающийся акт организма. Это позволило использовать трансформированный им принцип рефлекса для объяснения явлений мышления и воли. Сеченов обосновывал необходимость замены субъективного метода интроспекции на объективный, включения в сферу исследования не только феноменов сознания, но и двигательной активности. В этот период важнейшей проблемой становилась выработка отношения психологии к таким общенаучным ценностям, сформировавшимся к тому времени в естественнонаучных дисциплинах, как приемы экспериментального исследования, требования к его обобщенности, объективности, количественному характеру знания. Таким образом, в этот период формирования психологического знания в рамках других научных дисциплин были изжиты донаучные представления о душе как нематериальной бестелесной субстанции, произошел отказ от умозрительного решения вопросов о природе души в пользу изучения феноменов сознания, опыта человека на основе самонаблюдения; сформулирована необходимость перехода от исследований теоретико-познавательного философского типа к конкретно-научным. В исследованиях, выполненных в этот период, сложились основные объяснительные принципы — развития, детерминизма, целостности, активности, даны их разнообразные трактовки, которые наряду с понятиями, сформулированными для описания изучаемой реальности (характер, темперамент, восприятие, апперцепция, самонаблюдение, сознание, опыт, поведение и т. д.), на следующем этапе развития психологии играли важнейшую роль при формировании парадигм. К концу этого периода наметилась ориентация организации исследований на общенаучные ценности и нормативы, сложились контакты с уже сформировавшимися самостоятельными науками, были разработаны первые научные программы исследований, которые составили основные необходимые предпосылки формирования психологии как самостоятельной научной дисциплины и парадигм как ее структурных компонентов.  Но все же в этот период не было завершено формирование необходимых составляющих структуры научного знания — собственного предмета и метода, таких институтов, как специализированные лаборатории, научные периодические издания, обеспечивающие коммуникацию научного сообщества, не существовало и самого сообщества профессиональных психологов.

III этап (середина XIX в. –  середина XX в.) – психология как  наука о поведении.

С 60-х гг. XIX в. начался новый  период развития психологической науки. В это время возникает много  разных «психологий» со своими принципами и языком; первоначально они с  трудом взаимодействовали, чаще всего  существуя в противопоставлении друг другу (на современном этапе  эти течения – в их нынешних вариантах – часто стремятся, если не к объединению, то к заимствованию  методов, понятий и пр.). Этот период часто называют периодом открытого  кризиса в психологии. Происходит трансформация предмета психологии, представления о «душе» и «сознании» оказываются недостаточными. В этот период зарождается психология не только теоретическая, но практическая.

Основателем научной психологии принято считать знаменитого  немецкого исследователя Вильгельма Вундта (1832-1920), открывшего в 1879 г. первую в мире экспериментальную психологическую  лабораторию в Лейпциге. Соответственно этот год считается годом рождения психологии как науки – Вундт  как бы узаконил право эксперимента на участие в изучении сознания

  Важнейшая роль В. Вундта в становлении психологии как самостоятельной научной дисциплины состояла в том, что именно он организовывал первые специализированные институты психологической науки. В 1879 г. Вундт основал научную лабораторию в Лейпциге (Институт экспериментальной психологии), в которой проводились исследования и обучение специалистов-экспериментаторов (подготовлено более 150 психологов из 6 стран мира), а в 1881 г. — научный журнал «Философские исследования» (Philosophische Studien), вопреки названию целиком посвященный психологическим проблемам.

Другим крупным психологом того времени – и вклад этого  мыслителя в психологию, как и  в философию, совершенно уникален –  был американский ученый Уильям Джеймс (1842 – 1910), создатель теории «потока  сознания». Он не был экспериментатором, однако, на основе самонаблюдения других людей, клиническом материале и наблюдении создал особый подход к сознанию и собственную теорию; ряд его идей (очень небесспорных порой) послужил основой для новых направлений психологической мысли, а по тем временам их оригинальность была удивительна.

  У. Джеймс полагал, что, помимо вопроса о том, как устроена душа, что лежит в ее основе, как она меняется и по каким причинам и т.д., не менее, а возможно, и более – важен вопрос о том, какую ценность она составляет для человека, чему она служит (это направление получило название «функционализм»). По Джеймсу, основное заключается в том, что душа позволяет человеку приспособиться к миру, по возможности комфортно себя в нем чувствуя.

Именно к Джеймсу восходят первые исследования самосознания и  самооценки; он выдвинул ряд положений, актуальных и до настоящего времени (например, о двойственности «Я», которое  выступает и как объект оценки, и как оценивающий субъект; проанализируйте  в этом отношении фразы типа «Я недоволен собой»).

К концу XIX в. было обнаружено, что метод интроспекции не раскрывает основных сторон психики хотя бы потому, что круг изучаемых в психологии явлений не исчерпывается феноменами сознания. Уже эти обстоятельства лишают интроспекцию статуса метода. Не менее важно, что интроспекция может быть применима лишь к небольшому числу объектов, соответствующих  предмету психологии. Должны быть исключены  объекты, у которых не сформирована, нарушена или отсутствует способность  к самонаблюдению: дети представители  некоторых культур, лица с психологическими и неврологическими поражениями, лица, находящиеся в специфических  состояниях (сон, стресс, включенность в ответственную деятельность) или  подлежащие судебно-медицинской экспертизе, группы и коллективы как предмет  психологического исследования, животные.

Применение самонаблюдения как методики сталкивается с непредсказуемой  зависимостью результатов интроспекции от следующих факторов: 1) культурная принадлежность субъекта; 2) степень овладения самонаблюдением, которая ограничивается возрастными особенностями, языковой компетенцией и т. д.; 3) соотнесение нескольких внутренних планов при совмещении основной деятельности и самонаблюдения, от чего не спасает и ретроспективная интроспекция; 4) установка испытуемого на участие в исследовании, его роли во взаимоотношениях с исследователем и др.

  Поэтому интроспекция также не является и методикой психологического исследования, а может рассматриваться лишь как неизбежное условие применения некоторых методик психологии (например, опросников) или вспомогательный прием сбора эмпирического материала (рассуждения вслух при решении задач, отчеты испытуемых).

Существенные изменения  в представления о предмете и  методе психологии были внесены 3. Фрейдом (1856-1939), который основал парадигму психоанализа.

Идея неосознаваемых психических  явлений, бессознательного, которое  составляет предмет изучения психоанализа, была введена в психологию Г. В. Лейбницем  и развита Г. Гельмгольцем (теория бессознательных умозаключений), а  также Г. Фехнером, который полагал, что большая часть психической  деятельности не обнаруживает себя в  сознании. Другие – источники психоанализа – неврология (область, в которой  специализировался 3. Фрейд), применение гипноза в лечении истерии  французскими врачами Ж. Шарко и  П. Жане в парижской клинике «Сальпетриер», где Фрейд проходил стажировку, и  др.

Информация о работе Этапы развития психологии