Этапы развития психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 06:43, контрольная работа

Описание работы

Первое систематическое изложение психологических явлений было предпринято древнегреческим ученым Аристотелем в его трактате «О душе». Но собственно научное экспериментальное исследование психических явлений и их закономерностей началось по сути дела с середины XIX в., а подлинно научная психология начала складываться и того позднее – на рубеже XIX-XX вв. Условно выделяют четыре основных этапа становления психологии как науки.

Содержание работы

1. Этапы развития психологии.................................................................................2
2. Психологические особенности диалога............................................................19
Список литературы..................................................................................................24

Файлы: 1 файл

1.docx

— 50.21 Кб (Скачать файл)

Задача человека, по Маслоу, стать тем, чем возможно – а  значит, быть собой в обществе, где  условия не способствуют этому. Человек  оказывается высшей ценностью в  человеческом обществе.

Понятие самоактуализации оказывается  в центре концепции одного из наиболее популярных психологов XX века (в основном среди практиков – терапевтов и педагогов) Карла Роджерса (1902–1987). Для него, однако, понятие самоактуализации оказывается обозначением той силы, которая заставляет человека развиваться  на самых различных уровнях, определяя  и его овладение моторными  навыками и высшие творческие взлеты.

Человек, как и другие живые организмы, полагает Роджерс, имеет врожденную тенденцию жить, расти, развиваться. Все биологические  потребности подчинены этой тенденции  – они должны быть удовлетворены  в целях позитивного развития, и процесс развития протекает  несмотря на то, что на его пути встают многие препятствия – есть много  примеров того, как люди, живущие  в жестких условиях, не только выживают, но продолжают прогрессировать.

По Роджерсу, человек не таков, каким предстает в психоанализе. Он полагает, что человек изначально добр и не нуждается в контроле со стороны общества; более того, именно контроль заставляет человека поступать плохо. Поведение, ведущее  человека по пути к несчастью, не соответствует  человеческой природе. Жестокость, антисоциальность, незрелость и т.п. – результат  страха и психологической защиты; задача психолога – помочь человеку открыть свои позитивные тенденции, которые на глубоких уровнях присутствуют у всех.

Актуализирующая тенденция (так иначе обозначается потребность  в самоактуализации в динамике ее проявления) – причина того, что  человек становится более сложным, независимым, социально ответственным.

Первоначально все переживания, весь опыт оцениваются (не обязательно  сознательно) через тенденцию к  актуализации. Удовлетворение приносят те переживания, которые соответствуют  этой тенденции; противоположных переживаний  стараются избегать. Такая ориентация характерна для человека как ведущая  до тех пор, пока не формируется структура  «Я», т.е. самосознание.

Проблема же заключается, по Роджерсу, в том, что вместе с  формированием «Я» у ребенка  возникает потребность в положительном  отношении к себе со стороны окружающих и потребность в положительном  самоотношении; однако единственный путь выработки положительного самоотношения  связан с усвоением таких способов поведения, которые вызывают положительное  отношение других.

Такая ситуация отказа от собственных  оценок в пользу чьих-то создает  отчуждение между опытом человека и  его представлением о себе, их несоответствие друг другу, что Роджерс обозначает термином «неконгруэнтность»; это означает – на уровне проявлений – тревогу  ранимость, нецельность личности. Это  усугубляется и ненадежностью «внешних ориентиров» – они нестабильны; отсюда Роджерс выводит тенденцию  примыкать к относительно консервативным в этом отношении группам –  религиозным, общественным, малым группам  близких друзей и пр.

Возможно ли развитие на основе самоактуализации, а не ориентации на внешнюю оценку? Единственный путь невмешательства в самоактуализацию ребенка, полагает Роджерс, — безусловное  позитивное отношение к ребенку, «безусловное принятие»; ребенок должен знать, он любим, независимо от того, что  он делает; тогда потребности в  положительном отношении и самоотношении  не будут в противоречии с потребностью в самоакгуализации; лишь при этом условии индивид будет психологически цельным, «полностью функционирующим».

Психоанализ, бихевиоризм  и гуманистическая психология представлена А. Маслоу как «три силы» в психологии. На роль «четвертой силы» претендует появившаяся в 60-е годы «трансперсональная психология», ищущая новую теоретическую  парадигму, позволяющую описывать  явления, не получившие достаточного обоснования  в рамках «первых трех сил». В  первую очередь это относится  к предельным возможностям человеческой психики, к тому, что называется «мистическими  переживаниями», «космическим сознанием» и т.п., т.е. формам особого духовного  опыта, требующим при анализе  взгляда на человека с нетрадиционных позиций; в центре трансперсональной  психологии (т.е. «психологии за пределами  личности») – так называемые измененные состояния сознания, переживание  которых может привести человека к смене фундаментальных ценностей, духовному перерождению и обретению  целостности. Лидером этого направления  является Станислав Гроф, разработавший  метод холотропного дыхания (холотропный  – ведущий к целостности), именуемый  также ребефингом (возрождение), что  имеет и прямой смысл, так как  в измененном состоянии сознания возможно повторное переживание  момента собственного рождения, и  символический – духовное воскресение. При этом методе измененное состояние  сознания достигается вследствие организации  интенсивного дыхания и «отключения» сознания под воздействием специальной  музыки (часто говорят, что трансперсональная  психология возрождает традиции язычества). Согласно представлениям представителей этого направления, проживание рождения, смерти, возрождения, других событий  в измененном состоянии сознания (что часто может быть связано  со страданием и его преодолением)  ведет к высвобождению, выходу за пределы себя (трансценденции) и вступлению в иные, более целостные отношения с миром. Основными теоретическими источниками трансперсональной психологии признаются, как правило, психоанализ и восточные философские системы, в частности, даосизм, с выработанными в них представлениями об энергетической основе мира.  

 

2 Психологические особенности  диалога

Диалог - естественная форма общения с собеседником, предполагающая наличие двух равноправных участников общения.

При диалоге мало просто слушать, нужно  еще и услышать. Мало просто понимать собеседника, нужно еще и принять (пусть на время) его взгляды и  ценности. Продуктивный диалог всегда предусматривает двустороннее творчество.

Диалог всегда подразумевает желание  собеседников слышать и понимать друг друга. На этом, собственно, построен сам принцип общения. Если разговаривающие  слышат только самих себя, - это уже  не диалог, а два параллельных монолога, не имеющих никаких точек соприкосновения.

Общение характеризует - взаимодействие людей, в котором они, побуждаемые  теми или иными мотивами и пользуясь  речевыми или неречевыми средствами, осуществляют свои цели, и одновременно показывается влияние, которое оказывает  на наши контакты с другими людьми имеющиеся у нас отношения  и, с другой стороны, как ход и  результаты самого общения воздействуют на отношения, которые были характерны для его участников. Занимая такое  заметное место в структуре личности, отношения оказывают влияние  на особенности познавательных процессов  человека, когда они обращены на других участников общения, и всегда сказываются на обращении последних  друг с другом. Как, впрочем, и результаты по знания, тем более, если они неожиданны, могут более или менее сильно скорректировать характер отношения.

Вместе с тем, какой у человека опыт познания людей, насколько хорошо он систематизирован и насколько  близко к действительности содержание оценочных эталонов, на которые он опирается в своем общении  с другой личностью, от этого в  немалой степени зависят полнота  и точность расшифровки им внутреннего  мира этой личности и выбор способов обращения с этой личностью во время контактов с нею. Общение  людей может быть ситуационным (например, обращение одного пассажира автобуса к другому с просьбой прокомпостировать  билет или обращение в магазине покупателя к продавцу с вопросом: какой хлеб в продаже - свежий или вчерашний?). Оно может быть деловым и одновременно ярко выраженным ролевым (когда, например, учитель объясняет ученику, как доказывается теорема Пифагора, или когда начальник излагает суть задания, которое должен выполнить подчиненный). И оно может быть межличностным, очень неформальным, когда участники общения стараются до тонкостей учесть индивидуальные особенности друг друга и очень творчески выбрать способы обращения друг с другом.

Поскольку каждый из этих видов общения  требует от их участников определенной подготовленности - в одних случаях, прежде всего, профессиональной, в других социально-гражданской, в третьих  индивидуально-психологической - не все  люди чувствуют себя психологически комфортно, когда включаются в тот  или иной вид общения.

И по объективным и по субъективным причинам возникают психологические  трудности общения.

Акт речевого взаимодействия, соответствующий  однократному обмену репликами, акцией и реакцией, мы и будем считать  основной единицей диалога. Его связность  задается целенаправленностью акции  и целесообразностью реакции. Очевидно, возможны две основные модели акта речевого взаимодействия: одна, фатическая, включающая двух собеседников, обменивающихся взаимонаправленными речевыми действиями, и другая, информативная, содержащая еще и объект их действий, – то, о чем идет речь, предмет речи.

Развитие диалога основано на содействии общению, стремлении к взаимопониманию. Если цель общения, которую ставит инициатор  диалога, не осуществлена в рамках одного акта, диалог продолжается как сцепление  актов, в которых реакция одного акта служит акцией для последующего.

Цель общения задает общую стратегию  инициатора диалога – это управление или поиск содействия; ответные стратегии  – подчинения, содействия или противодействия. Цели сообщения могут определять тактические ходы участников диалога, характер их речевых действий на основании  выбранной стратегии.

В соответствии с этими целями (общения  и сообщения) речевые действия могут  быть разложены на элементарные составляющие: речевое воздействие, объектом которого является собеседник, и собственно коммуникативное действие, объектом которого является предмет речи. То, что делается по отношению к нему как к некоторой пропозиции (утверждение, отрицание, предположение, выражение  желательности, необходимости, неизбежности некоторого положения дел во внешней  ситуации, которая мыслится отличной, отдельной от ситуации общения) и  рассматривается как коммуникативное  действие. В языке такие действия фиксируются в глаголах с валентностью на объект речи: доказывать гипотезу, отрицать факт, предсказывать будущее, сомневаться  в успехе и т.п.

Речевое воздействие – это то, что является движущей силой диалога: некоторое приглашение к взаимодействию (А.Н. Баранов и Г.Е. Крейдлин обозначают его термином "иллокутивное вынуждение"). Даже самое обычное высказывание, не содержащее просьбы или вопроса, уже требует ответа самим фактом обращенности к собеседнику. В различных  своих формах это может быть просьба  и отказ, вопрос и разъяснение, приветствие  и извинение. Для глаголов, выражающих речевое воздействие, характерно наличие  актанта – адресата речи: просить  кого о чем, разрешать кому что, докладывать  кому о чем, благодарить кого.

Речевое воздействие в современных  исследованиях (П.Б. Паршин, А.Н. Баранов, А.А. Котов) часто понимается как  манипулирование, обман, скрытое внушение. Но само понятие шире и не обязано  иметь такой морально-оценочный  аспект.

Если исходить из начального представления  о речевом воздействии – то это воздействие словом, высказыванием  на поведение или образ мыслей собеседника, некоторый способ управления им, стремление подчинить своей воле. Доречевое воздействие – взглядом, жестом – на уровне психологического контакта – осуществляет порой бессознательное  подчинение. Пара, связанная таким  контактом, представляет как бы единый механизм, остатки которого и в  речевом общении проявляются  в автоматизме, естественности ответа на обращение, отклика на оклик, если только не активизированы силы противодействия общению, препятствующие контакту. Обычно не отвечать труднее, чем ответить. Первичная форма речи – команда по Ю.В. Кнорозову, интердикция (запрет) по Б.Ф. Поршневу – это управление поведением адресата. Речевое, знаковое воздействие можно поместить где-то между физическим, непосредственным, и психологическим, доречевым. Речевое воздействие усиливается при непосредственном, зрительном контакте (это используется при гипнозе).

Вступая в общение с людьми или  общностями, человек обнаруживает определенную направленность. Готовность человека к полноценному межличностному общению - это сложнейший многокомпонентный  процесс, который предполагает одновременное  развитие психики человека по нескольким взаимосвязанным направлениям. Главное  в нем формирование гуманистического по своему характеру коммуникативного ядра личности, т.е. достижение такого уровня отражения любого человека, отношения к нему и поведения, когда он воспринимается как самая  большая ценность.

Психологические факторы обеспечивающие успешность или затрудненность общения. Сформированность в личности направленность на человека способствует успешности общения, выбору наиболее соответствующих  особенностям другого человека способов взаимодействия с ним, если в этой направленности проявляется отношение, которое порождает в личности ориентировку, прежде всего на положительные  качества в другом человеке. А такая  ориентировка важна для общения, т.к. она способствует раскрытию  личностного потенциала человека, с  которым мы общаемся. Помимо направленности на людей - своеобразной психологической "повернутости" к ним, человек, чтобы грамотно общаться, должен иметь  в своем интеллекте, а также  в своих эмоциональной и волевой  сферах целый ряд характеристик, которые все вместе такое общение  и обеспечивали. Чтобы хорошо общаться с другими людьми, мы должны развивать  у себя воображение. Воображение  в этом случае проявляется в нашем  умении ставить себя на место другого  человека. Важнейшим компонентом  успешного общения, также является умение выбирать по отношению другому  человеку наиболее подходящий способ поведения, способ обращения с ним. Наше обращение с другими людьми, наше отношение к ним и наше понимание их обычно тесно друг с другом связаны. Очень многое в нашей способности правильно настраиваться на другого человека и выбирать наиболее отвечающий обстоятельствам способ поведения зависит от нашего знания не только другого человека, но и, прежде всего - самих себя, от нашего умения на основе этого знания сознательно управлять своим поведением в различных ситуациях общения.

Информация о работе Этапы развития психологии