Теория культуры, школы культурологии, история культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 15:32, контрольная работа

Описание работы

Самая серьезная проблема коммуникации заключена в переводе смыслов с одного языка на другой, каждый из которых имеет множество семантических и грамматических особенностей. В культурологии эта проблема эффективности культурного диалога как на «вертикали», т. е. между культурами разных эпох, так и по «горизонтали», т. е. диалога разных культур, существующих одновременно, между собой, осмысливается как проблема понимания. Термин «понимание» используется в двух смыслах как фактор интеллектуальный, познавательный, но и как сопереживание, в чувствование.

Файлы: 1 файл

КУЛЬТУРОЛОГИЯ.docx

— 64.42 Кб (Скачать файл)

На обыденном уровне и  даже в некоторых научных теориях  первобытное общество (как и современные  «застойные цивилизации») представляется как «доистория» – происходит недооценка достижений «дикаря» в соревновании с природой. Однако следует помнить, что в первобытном обществе возникло множество явлений современной жизни – жилища, одежда, земледелие, скотоводство, общественное разделение труда, брак и семья, нравственность и этикет, наука и искусство. И эти достижения при сравнении с уровнем интеллектуального развития человека времен каменного века имели ничуть не меньшее значение, чем современные научно-технические открытия. Именно в первобытном обществе был создан фундамент современной цивилизации, т.е. запас знаний, практического опыта, интеллекта и психофизических достоинств человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Факторы формирования

Социальный: Один из первичных. Он проявлялся в случаях, когда социумом навязывалась некая идея, в связи с этим человек начинал думать как окружающая среда. Их гипотезы становились его аксиомами, которые в последствии переходили по роду.

 

Материальный: Материальное неравенство было, есть и будет всегда. Именно поэтому, материальный фактор также отыгрывал некую роль. Человек, не имеющий никаких материальных благ, надеялся, веровал в лучшую жизнь после смерти.

 

Подсознательный: Человек до конца не мог объяснить множество вещей, происходящих в мире, поэтому, всё то, что не входили в рамки ума относились к деяниям богов.

 

Политический: Не секрет, что во времена политических крушений, именно религия не давала допустить полного краха, объединяя и группируя народ.

Именно они оказывали  наибольшее влияние на сознание человека, навязываясь, порой как неоспоримые  факты. Одним из примеров можно привести «Крещение Руси». Ведь именно так  Владимир, только с взглядов на общие  политические интересы с выгодными  ему государствами, такими как Византия, принял крещение, а вскоре и насильно окрестил весь народ русский.

Почему не отрекаются от религии?

Религия сама по себе навязывалась на протяжении многих сотен лет, поэтому  процесс его искоренения не может  быть моментальным, а с той политикой, которую ведет большинство государств – и вовсе нереален. Тем более  что до тех пор, пока усилий человека не будет хватать на что-то – он будет наедяться, а значит и верить…

В каких формах будет выражаться эта вера – вопрос, но то что она при любых условиях будет присутствовать – факт.

Влияние религии на экономику  и как следствие на культуру общества вытекает уже, из развития экономики  и станет очевидным в ходе описания. В экономике в настоящее время  имеются критерии, по которым можно  оценить ее развитие. Культура еще  не обладает такими критериями, и оценить  ее развитие весьма трудно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Особенности экономической  культуры в религии

Впервые на связь между  экономикой с религией указал Мах  Вебер. В его работе «Протестантская  этика и дух капитализма» на основании  анализа статистики, он показал, что  «дух капитализма» развивается в  районах заселенных протестантами. В продолжение этой работы Мах  Вебер написал сравнительный  анализ наиболее значимых религий и  проанализировал взаимодействие экономических  условий, социальных факторов и религиозных  убеждений. Впервые данное произведение было опубликовано в 1905 г. в Германии и с тех пор является одной  из лучших работ по анализу причин возникновения современного капитализма  или лучше сказать лучшая работа устанавливающая связь между  религией и экономическим и культурным развитием.

Вслед за работой Маха Вебера появилась работа тоже немца Вернера  Зомбарта «Евреи и хозяйственная жизнь». (СП(б). Книгоиздательство «Разум», 1912.) Вернер Зомбарт вслед за Вебером показал, что евреи очень хороши для развития «духа капитализма».

Следует заметить, что Зомбарт был поклонником Карла Маркса и был такой же, как Карл Маркс антисемит, Это не помешало Зомбарту отметить положительную роль евреев. Впоследствии после прихода в Германии к власти Гитлера и нацистов книги Вернера Зомбарта были запрещены, а сам он проклят. В этом проклятии нет чего-либо особенного. Гитлер конфликтовал и с религией.

 

 

 

 

3.Особенности экономической культуры и религия

Традиционные формы переплетения политики и религии, выявившиеся  в истории России, основные направления  их взаимодействия сводятся к следующему:

1. Воздействие религии  на политику неизменно ощущается прежде всего в том, что религия как определенная мировоззренческая система, включающая обязательные общественно-нравственные установки, влияет на умонастроения своих последователей, их жизненные устремления, социальное поведение, политические действия.

Разумеется, воздействие  это тем сильнее, чем глубже вера приверженцев данной религии, чем больше их готовность следовать ее нормам в повседневной жизни.

Это наблюдалось на протяжении всей истории, особенно наглядно при  бурных социальных и национальных выступлениях. То же имеет место и сегодня.

Проводимые Исследовательским  центром «Религия в современном  обществе» РНИСиНП1 на протяжении ряда лет социологические исследования выявили некоторые характерные  особенности политического поведения  верующих.Так, верующие в относительно большей мере склонны придерживаться более мягких способов возможных политических действий. Их социальная реакция более толерантна даже по отношению к тем явлениям и процессам, которые они оценивают отрицательно. Например, они не предрасположены к очередной экспроприации: за насильственное изъятие у «новых русских» неправедно нажитых состояний неизменно выступают на 10—15% меньше верующих в Бога, чем неверующих. Аналогичным образом превалирует число неверующих над верующими, выступающих за забастовки, за жесткие формы протеста, включая готовность взяться за оружие для отстаивания своих интересов. Противоположная ситуация наблюдается при ответах на вопрос: готовы ли терпеть, никак не реагируя на ухудшение жизни? В этом случае верующие превалируют над неверующей частью населения.

2. Среди элементов религиозного  комплекса, оказывающих воздействие  на политику, особое место принадлежит  конфессиональной организации, деятельности  самих священнослужителей. В зависимости  от особенностей данной религии  это воздействие бывает открытым  и всеобъемлющим или преобладающим  (например, в ряде мусульманских  регионов). Чаще, однако, особенно в  регионах с развитыми светскими  традициями, руководство религиозных  объединений высказывается за  неучастие в политической жизни,  против вмешательства в политику  партий, в государственные дела.

На деле же, как правило, определенную политику осуществляют не только собственно религиозные учреждения, но и примыкающие к ним специфические  общественно-политические институты, в первую очередь, различные созданные  по конфессиональному признаку движения и структуры.

Формы осуществления политики во многом определяются организационными и догматическими особенностями  конфессиональных объединений России. Так, по протестантскому вероучению важнейшим условием спасения души является индивидуальная вера в Иисуса Христа, что ослабляет роль духовенства как особого посредника между Богом и человеком, тем самым ослабляется общественный авторитет духовенства, а стало быть его политические возможности.

Иные более широкие  возможности у религиозных организаций, располагающих сугубо политическими рычагами и средствами воздействия на население. К примеру, объединению широких масс чеченского общества под зеленым знаменем ислама во время кавказской войны в прошлом веке, как и в ходе войны в наши дни, способствовало то, что духовные лидеры играли и играют здесь довольно авторитетную общественно-политическую роль. В современной России в условиях в целом демократического законодательства в области свободы совести руководство многих конфессий неоднократно заявляло о своей приверженности конституционному принципу отделения религиозных организаций от государства, неприемлемости установления государственной религии, вмешательства властей в их внутренние дела, как и их участие в политике.

Однако на практике наблюдаются  отступления от светских правовых норм, хотя восприятие многих из них общественным мнением (как и в прошлом) положительное. Ряд сугубо общественно-политических действий духовенства не рассматриваются  в качестве противоправных, наоборот, встречают широкую поддержку  как направленные на общенародное благо.Это наглядно проявилось в годы Великой Отечест-венной войны в отношении политической патриотической деятельности Русской Православной Церкви, других религиозных организаций нашей страны. Патриотизм, идея превалирования единства над удельными интересами, призывы к сплочению населения против чужеземных захватчиков свойственен православной церкви во все периоды отечественной истории.

Например, при поворотном событии в истории Руси — Куликовской  битве — православная церковь, ее деятели — митрополит Алексий, Сергий Радонежский — выступили поборниками  освобождения русских земель от монгольского ига.

Позитивное отношение  наблюдается и к другим общественно-политическим, в первую очередь миро-творческим действиям религиозных лидеров  во время социальных и национальных конфликтов православных и мусульманских руководителей при урегулировании противоречий, возникавших в связи с суверенизацией Татарстана, против войны в Чечне и т.д.), к их выступлениям в защиту нравственности, за разрешение демографических и экологических проблем, против коррупции, наркомании и т.д.

В выступлениях православных, мусульманских, буддистских и других религиозных деятелей России значительное внимание уделяется теоретическому обоснованию миротворческой деятельности, осуждению политического насилия, приверженности мирному способу  разрешения споров, заботе о справедливом мире и благоденствии для всех страдающих от конфликтов людей, независимо от их национальности и вероисповедания.

Так, религиозные деятели  России осудили агрессию НАТО в Югославии  в связи с событиями в Косово.

В современной России общественно-политическая деятельность представителей традиционных религий (православия, ислама, буддизма, иудаизма и др.) связана также  с сохранением этнического самосознания, традиций и ценностей населяющих ее народов, с неприятием ныне пропагандируемых установок общества потребления, индивидуалистических, сугубо утилитарных, прагматических ориентаций.

Русское православие, например, всячески противопоставляет таким  ориентациям традиционные российские духовные ценности, в том числе  коллективистские, соборные начала, выступает  защитником национальной культуры, истории.

Вместе с тем наблюдаются  и случаи прямого вмешательства  религиозных деятелей в политические события на стороне тех или  иных политических сил.

Известна, например, активная защита самодержавия Русской Православной Церковью, другими религиозными организациями. В настоящее время некоторые священнослужители — сторонники как власти, так и оппозиции — участвуют в политических собраниях и уличных митингах, со страниц печати призывают голосовать за политически близкие им движения.

Руководство Русской Православной Церкви недвусмысленно поддержало во время предвыборной кампании 1996 г. действующего президента (хотя в определении Архиерейского  Собора 1994 г. говорилось «о не предпочтительности для Церкви какого-либо государственного строя, какой-либо из существующих политических доктрин, каких-либо кон-кретных общественных сил и их деятелей, в том числе находящихся у власти»), периодически поддерживает существующую власть (освящение Белого дома, участие в инаугурации президента и т.д.). Отдельные священнослужители устно и в прессе высказываются за введение государственной религии. Вопреки принципам светскости государства заметны тенденции распространения конфессионального влияния на армию, учебные учреждения.

Проявляют в той или  иной мере политическую активность также  партии и движения, созданные по конфессиональному признаку, хотя прямо  не связанные с религиозными центрами (Христианско-демократический союз — Христиане России, Российское христианско-демократическое движение, Православное политическое совещание, Буддийско-христианский союз, мусульманское движение «Нур», общественно-политическое движение «Союз Мусульман России», «Мусульмане России» и др.). Правда, сколько-нибудь заметного влияния на политическую жизнь они пока не могли оказать. Об этом свидетельствуют и результаты выборов.

Получает распространение  религиозный экстремизм в качестве составляющей политического экстремизма. Религиозно-экстремистское движение, нередко при зарубежной поддержке (например, ваххабиты на Северном Кавказе), используют религиозные идеи в сугубо политических целях — нарушения территориальной целостности России, свержения в отдельных регионах государственной власти, навязывания клерикальных порядков.

Значителен и политический резонанс от реальных или мнимых незаконных действий ряда новых религиозных  культов и движений, преимущественно  зарубежного происхождения. Вокруг них наблюдается неправомерный  ажиотаж, вызываемый как незаконными  действиями властей разного уровня, так и усилиями западной пропаганды, да и некоторых российских граждан.

Информация о работе Теория культуры, школы культурологии, история культуры