История еврейской культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 12:09, доклад

Описание работы

Еврейская культура - не есть явление чисто религиозное, хотя фундамент многих представлений, содержащихся в еврейской культуре, составляют тексты, которые традиция относит к религиозным книгам.
Быть евреем значит не только и не столько принадлежать к еврейской национальности(как это определялось советской системой), сколько разделять культуру: нормы, традиции,представления о мире и своем месте в нем.

Файлы: 1 файл

евреи.docx

— 25.45 Кб (Скачать файл)

История еврейской  культуры

Еврейская культура - не есть явление чисто религиозное, хотя фундамент многих представлений, содержащихся в еврейской культуре, составляют тексты, которые традиция относит к религиозным книгам.

Быть евреем значит не только и не столько принадлежать к еврейской национальности(как это определялось советской системой), сколько разделять культуру: нормы, традиции,представления о мире и своем месте в нем.

Говоря о евреях, имеют  в виду, не столько национальность, сколько группу людей, чье самосознание которой определяется отношением к  книге и, в частности, к Книге (библио - книга по-гречески), а также принятием на себя той роли, которую Бог возложил, согласно Библии, на еврейский народ - роли носителя божественных предписаний для человечества.

Как пишет А. Мень в своем учебнике “История религии”: “На горе Синай еврейскому народу, вышедшему из Египта (из “дома рабства”, ХIII век до н.э.), была вручена Богом Тора - Его учение. Вручена, правда, еще не означает принята. Принятие происходит очень индивидуально и ежемоментно. И если бы вдруг весь народ разом принял Тору... тогда бы мир изменился и пришел Мессия! Принять означает выполнить”.

Часть Торы, которую Бог  даровал Израилю на Синае, была Моисеем записана (не написана!). Она получила название Письменной Торы. Часть была рассказана пророком своим ученикам, те впоследствии рассказали ее своим, и это предание носит имя Устной Торы. Само по себе слово “тора”, равно как и слово “брит” не означает ничего возвышенно божественного. В переводе с иврита - это учение, концепция, теория. Можно сказать “тора (теория) Эйнштейна”. Но вот когда по-русски пишут просто Тора - это означает Божественный закон, Божественное учение.

Торой называют 5 книг, которые  были записаны Моисеем. Позже в Письменную Тору вошли ряд пророческих книг и так называемых Писаний. Письменная Тора называется еще Танах. Это аббревиатура 3 слов: Тора, Пророки, Писания. Итак, Бог в Торе, дарованной Им у горы Синай еврейскому народу, выразил Свою волю, выставил Свои требования, по заключаемому договору. В их число входят известные всем Десять Заповедей. Согласно учению законоучителей периода Второго Храма, эти Десять чрезвычайно важны, но ничуть не более прочих. Общее же число всех заповедей - мицвот - 613.

Содержащиеся в них  повеления охватывают всю жизнь  человека: с момента рождения до момента смерти; с момента, когда  человек просыпается утром, - до момента, когда он ложится спать вечером. Поскольку выполнение практически  всех повелений сопровождается благословением, жизнь соблюдающего их превращается в непрестанное освящение мира. При таком подходе исчезает грань между религиозным и житейским: нет ничего отдельного от Бога, буквально каждый шаг человека должен быть посвящен Ему. Однако эти повелениятребуют не бегства от жизни общества, а, напротив, активного участия в ней. Так, отказ от семейных уз, от сексуальных отношений расценивается как нарушение категорических повелений: “и прилепится (муж) к жене своей и будут двое плоть едина” и “плодитесь и размножайтесь”.

Еврейский народ  добровольно принял к исполнению 613 заповедей, за что, согласно заключенному Союзу, несет полную ответственность. Это еврейские обязательства. Каковы же обязательства их Всемогущего Союзника? Он обязуется быть Богом избранного Им народа. То есть, не переставая быть Богом каждого (независимо от национальности) человека и всех народов, всего человечества в целом, Он вступает с еврейским народом в особые отношения.

Анализируя и систематизируя Тору, законоучители вырабатывали общеобязательные правила общественной жизни. Это  дало возможность еврейскому народу, рассеянному по всей земле, в условиях национального и религиозного унижения сохранить свое духовное лицо, свою неповторимость.

Стремясь как  можно лучше выполнить все, что  написано в Торе, мудрецы Израиля в течение веков обсуждали и комментировали ее. Исходя из Торы, они выносили юридические решения, имеющие для народа обязательный характер. Дискуссии, объяснения, комментарии, выводы передавались устно от учителя к ученику.

Талмуд - в переводе с иврита эта слово означает законченное, завершенное учение. Общий объем  Талмуда поистине огромен: он занимает около 20 томов!

Роль традиции.

Итак, именно отношение к  Торе играет определяющую роль в еврейской  культуре, причем это отношение –  нормативное: знания, изложенные в этой книге, налагают обязательства на человека, принадлежащего к еврейской культуре.

Может создаться впечатление, что верность еврейской культуры жестким рамкам традиций сужает поле возможностей для представителей этой культуры достигать успехов в  реальной, современной жизни. Ведь меняются времена и меняются обстоятельства жизни...

Но еврейская культура удачно избегает косности, опираясь на 2 соображения.

Во-первых, именно устная традиция обеспечила гибкость традициям еврейской культуры. Моисей получил на горе Синай не только письменную Тору, но и устную, которая затем передавалась параллельно от поколения к поколению и в которой трактовались положения, изложенные в Торе.

Давая толкование законам  письменной Торы, устная Тора неизбежно  включала современные условия жизни, конкретные обстоятельства бытия.

В Торе написано: “Если будет  у вас спор, идите к судье  своего поколения”. Таким образом, еврейская традиция носит антифундаменталистский характер, она не только не требует возвращаться к тому, что и как делали раньше, но напротив, говорит, что этого не следует делать.

В Талмуде есть такая история. Моисей, будучи в раю, попросил у  Бога разрешение спуститься в мир  живых, чтобы послушать знаменитого  толкователя Торы. Он пришел, начал  слушать и обнаружил, что ничего не понимает. Он спросил у рабби: “Откуда вы все это взяли?”. - Рабби ему отвечает: “Разве вы не знаете? Моисей получил эти заповеди на горе Синай”. - Моисей отошел в сторонку и подумал: “Я же ничего подобного не получал”. И Бог ему говорит: “Замолчи и уходи отсюда”. - Это означает, что не нужно “прыгать” через поколения, и Моисей просто не понимал в свое время, что через тысячу лет все будет именно так.

Талмуд не является структурированным  философским трактатом, он содержит сказки и притчи, показывающие логику поведения, требования и ограничения, налагаемые Торой на каждого.

Сказки и притчи, определяющие обязанности и права людей, лежат  и в основе воспитания детей - из них дети узнают о том, что хорошо, а что плохо, о том, к каким  последствиям приведет исполнение или  неисполнение законов. Но, как всякая сказка, притча и миф, эти притчи содержат общие представления об одобряемом поведении, о приоритетах.

Приоритеты как  раз и составляют второй элемент еврейской культуры, помогающий ей обойти косность. Соблюдения требует “более важное” правило: например, в еврейской культуре нельзя говорить дурно о другом человеке. Но если кому-либо необходимо получить информацию о деловом партнере, то еврейские обычаи обязывают дать ему полные и истинные сведения о том, с кем он хочет вести дела.

Эти приоритеты определены Торой, а Талмуд и устная традиция дают возможность применения их в  повседневной, ежеминутной жизни.

Так, главнейшей жизненной  задачей для еврея является изучение Торы. Труд и заработок важны лишь в той мере, которая необходима, чтобы прокормить семью, чтобы обеспечить достойное существование. На первом же месте - изучение Торы, традиций и закона, постижение мудрости, и именно для этого адепт еврейской культуры живет и ради этого заботится о своем успехе.

Связь времен.

Что такое - история, история  народа или человека? Механистическое  понимание этого процесса описывает  его как поступательное движение вперед, как шаги по дороге с односторонним  движением.

Еврейская традиция толкует  историю не механистически, а, скорее, биологически - как рост живого организма: “Как дни дерева, так будут дни  народа Моего”.

Раввин Адин Штейнзальц так трактует эти слова. Дерево - это и молодые свежие ростки, тянущиеся ввысь, и старые, утратившие гибкость ветки, и омертвелые участки коры, и даже высохшие сучья. Могучий ствол и крепкие корни придают дереву устойчивость, содержат в себе его прошлое. Юные гибкие ростки, нежные, еще не сформировавшиеся побеги - его настоящее, его сегодняшний рост. И есть еще почки, едва наметившая завязь - будущее дерева, его надежда.

Каждый организм переживает период становления, когда любое  событие или воздействие оставляет  глубокие следы. Созревая, организм приобретает  устойчивость, и тогда лишь редким ударам исключительной силы удается  изменить его.

“Избранные”.

Пожалуй, отношение всех других народов и культур к  еврейскому народу в существенной мере определяется его выделением среди  других народов.

Евреев не всегда выделяли как народ святой, которому Бог дал свои заповеди на горе Синай (по-еврейски святой - значит, выделенный, отделенный), но выделяли всегда. В России для них существовала черта оседлости, почти во всех европейских городах мы найдем еврейские кварталы.

Отделенность, выделенность - одна из важнейших черт еврейского народа. И в этом, возможно, сходство еврейской нации с русской. В рамках еврейской культуры евреи - народисключительный потому, что бог именно этому народу дал свои заповеди. Русская же нация всегда ощущала себя исключительной, поскольку находилась в “центре” мира: между Востоком и Западом, как между двумя мощными фокусами культуры.

Но было бы ошибкой  считать, что концепция "избранного народа" или "избранностиИзраиля" учит о превосходстве евреев.

Так, Джон Фишер, доктор философии  и теологии, пишет: “Мы верим в  то, что нации и народы мира обладают божественным предназначением и  своей предначертанной ролью, которую  также необходимо исполнить, потому что Бог является Богом всего  мира, а не только евреев. Мы видим  и свою предписанную Богом задачу, передающую нам уникальную роль, о  которой свидетельствует сама история. Это особая цель в жизни и смысл  нашего существования. Эта цель состоит  не в том, чтобы сделать весь мир евреями, но привести всех в мире людей, не смотря на различность их взглядов, к принятию  
 
верховного Бога и основных ценностей, открытых нам этим Богом. Только такая специфика, возможно, с элементом сверхъестественного будет правдоподобным объяснением того факта, что Израилю удалось выжить при всех препятствиях и угрозах самому его существованию... Такой аргумент обнаруживает логику даже в исторических страданиях и рассеянии Израиля, как и в его достижениях, достоинствах и восстановлении Сиона”.

И тем не менее, трудно не согласиться с простым психологическим  соображением, что усваиваемое с  детства чувство собственной  исключительности весьма способствует тому, что ребенок вырастет талантливым  и смелым человеком, способным доказать и отстоять свою точку зрения, в  том числе и новую, отличную от распространенных взглядов.

Вряд ли можно объяснить  пресловутые успехи представителей еврейской культуры в самых разных областях деятельности, и прежде всего, науки - как сферы, непосредственно  связанной со знанием, с несением Слова в мир.

Евреи часто вынужденно оказывались в положении маргинализма. Долгое время и во многих странах существовали ограничения для евреев заниматься тем или иным видом деятельности. Это привело к тому, что евреи были вынуждены заниматься неразвитыми и непопулярными областями. Нередко это были области, смежные с развитыми, или сферы на стыке разработанных областей. Именно это позволяло им сделать многие знаменитые открытия, достичь успеха в самых разных областях деятельности. Отчасти поэтому среди знаменитых ученых мы сегодня видим многих представителей еврейской культуры (примером может быть Зигмунд Фрейд, работавший в конце прошлого века с неврозами).

Кроме того, эта позиция  маргинала приводила к тому, что  евреи смотрели на многие вещи по-другому, не лучше или хуже, а просто иначе - и это позволяло им увидеть  то, что подчас было слишком очевидно или, напротив, что не могли увидеть  представители иных культур.

“Можно все. Важно - как!”

Эта пословица - английского  происхождения. Но она отражает очень  важное свойство культуры, причем, свойство, особенно ярко выражающееся в культуре еврейской - это функция культуры канализировать желания, предоставлять  выход порывам и стремлениям, которые неизбежно возникают  в человеке.

Функцией культурных норм любой цивилизации является, в частности, управлениеинстинктами и желаниями человека. Но если в некоторых религиях и культурах существует значительное число запретов, табу, того, что “не должно”, то еврейская культура признает наличие желаний и стремлений и их “давление” на волю человека.

Еврейская культура показывает способы взаимодействия между этими  желаниями и человеческой волей, она дает им русло, рамки, чтобы удовлетворить их таким способом,который будет приемлемым и для желающего, и для окружающих его людей, его близких и общества в целом.

При этом именно для еврейской  культуры характерно, что ни желания, ни воля не подавляются полностью  культура дает возможность, своего рода, договора между соображениями разумными и эмоциональными, между волей и желанием.

Ответственность

Важным элементом еврейской  культуры является ответственность  еврейского народа за выполнение полученного  закона. Ответственность за свою жизнь  – при этом, в еврейской культуре “моя жизнь” не является полностью  “моей”, но дана мне, чтобы нести  в мир законы человеческой жизни, данные Богом Моисею. 

 

От выполнения и невыполнения заповедей каждым отдельным человеком  зависит гармония и совершенство мира, поэтому на плечах каждого  лежит ответственность не только за человечество, но и за вселенную.

Поэтому любой материальный акт представляет собой духовное действие, выражение закона, воплощение божественных заповедей.


Информация о работе История еврейской культуры