Теории возникновения культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 19:29, доклад

Описание работы

Описаны основные теории возникновения культуры.

Файлы: 1 файл

Теории возникновения культуры.docx

— 18.56 Кб (Скачать файл)

Теории возникновения  культуры

Орудийно-трудовая теория, Ф.Энгельс.

Орудийно-трудовая теория рассматривает  в качестве основы возникновения  культуры человеческий труд. Эта теория изложена в работе Ф. Энгельса “Роль  труда в процессе превращения  обезьяны в человека” 

Наиболее полно и последовательно  эта теория разработана в марксистской традиции. По мнению К. Маркса и Ф. Энгельса, труд сделал обезьяну человеком, ибо  в процессе трудовой деятельности, в связи с необходимостью организовать совместные усилия и согласовать  их, возникла потребность в средстве общения. Язык и сознание, развивавшиеся параллельно, привели к переходу человека в совершенно иное качество. В конечном счете труд породил культуру. Однако орудийно-трудовая теория не способна объяснить некоторые факты, касающиеся возникновения культуры.

Натуралистическая теория, Ч.Дарвин, Г.Спенсер, К.Лоренц.

Культура как естественное выражение эволюции человеческого  рода. Натуралистические предпосылки  лежат в основе концепций возникновения  культуры как следствия саморазвития человеческого рода, как естественного  выражения его эволюции. При этом основные “схемы” культурного движения человечества обнаруживают родство  с процессами в животном мире, а  человеческие феномены имеют, условно  говоря, аналоги с теми явлениями, которые известны из жизни животных объединений. Таким образом, структура  человеческой психики однотипна  на всех этапах развития общества, а  законы мышления универсальны и неизменны. Особенно много сторонников натуралистической  концепции среди эволюционистов, представителей естественнонаучного  знания, врачей и т.п. К данному  направлению принадлежат Ч. Дарвин, Г. Спенсер, К. Лоренц и др.

Игровая теория, Й.Хёйзинга, Г.Гадамер.

Культура  возникает как реализация человека играющего. Состязательный характер игры. Целый ряд исследователей развивает игровую концепцию, согласно которой культура возникает как реализация “человека играющего”. Данная идея легла в основу теории голландского историка культуры И. Хёйзинги, который посвятил ее развитию работы “О границах игры и серьезного в культуре” (1933) и “Homo ludens” (1950). Хёйзинга рассматривает природу и значение игры как культурного феномена, выражение этого понятия в языке; так, мы говорим об игре света, игре мыслей, что отражает понимание игры как специфической организации. Хёйзинга анализирует соотношение игры и состязания, игры и войны, игры и науки, игры и поэзии (искусства), в связи с чем рассматривает так называемые игровые формы философии и искусства. Он также рассматривает феномен игры и в историческом ракурсе, анализируя смену культур и эпох с точки зрения игры и вскрывая игровой элемент современной культуры. Так, например, можно с позиции игры рассматривать популярное сегодня понятие имиджа как обозначение явления, уведенного от сущности и даже противоречащего ей с некой определенной целью.

7 Теория магического происхождения культуры, Дж.Фрэзер, Л.Леви-Брюль, Б.Малиновский.

Специфика первобытного мышления – в неразвитости логических компонентов  и доминировании магических представлений, компенсирующих недостаточность знаний о мире.Неандертальцы (250 тыс. лет назад): первые примитивные элементы религиозного сознания – хоронили мёртвых, совершали простые обряды. Ритуалы, основанные на психологическом воздействии на людей и животных посредством замещающих их символических объектов.Психологическая основа магии – ассоциация идей, между которыми не существует реальной причинной связи (Фрэзер).Теория магического происхождения культуры исходит из того, что первобытное мышление и поведение были пронизаны магическими представлениями и действиями. Неразвитость логических компонентов мышления, недостаточность знаний о мире приводили к тому, что человек восполнял недостающее знание фантазией и объединял события и явления вымышленными связями. Желание повлиять на ход событий, организовать их развитие в нужном направлении приводило к организации специальных действий, которые как бы программировали нужный результат, или к созданию особых словесных формул (заклинаний, молитв, заговоров), непосредственно призывающих силы стихий или духов вещей. Одушевление сил природы, за которыми древнему человеку виделись некие сверхъестественные силы, приводило к формированию первичных религиозных переживаний. Действительность реальная и действительность воображаемая обладали одинаковой силой, и ритуальные имитации сцен охоты должны были воздействовать на реальность и тем создавали уверенность в нужном исходе

7 Символическая теория, Э.Кассирер, К.Г.Юнг.

Сознание связано с  символами, через которые оно  оформляет свой опыт общения с  миром. Символ – исходная форма культурного  выражения мира. О символической  природе культуры говорят в своих  теоретических построениях Э. Кассирер, К.Г. Юнг. О символических “шифрах” пишет М. Хайдеггер. Сознание по своему происхождению, по своей природе связано с символами, через которые оно “оформляет” свой опыт общения с миром и его освоения. Символ связывает бытийность и рефлексивность в функционировании сознания и осуществления деятельности. Символ, в отличие от слова, относится не к предмету, а к означению его смысла, который выделяется на основе деятельности путем ее рефлексии. Как считает П.А. Флоренский, именно через символ осуществляется трансформация идеи в инструмент и инструмента в идею. Через символ происходит одухотворение вещи, т.е. открытие за ее предметным планом плана ее значения, смысла, ее духовного бытия для человека. Символы сознания воплощают интегрирующую функцию по отношению к уровням сознания; “систематизация” сознания и его деятельности непосредственно отражается в культурном проявлении человека, означая развитие нового уровня взаимодействия человека с миром.

Трансцендентальная  теория, П.А.Флоренский, В.С.Соловьев.

Источник культуры – не в самой земной жизни, а привнесен  в нее свыше. О трансцендентальной природе культуры, возникновение  которой могло быть определено извне  или свыше, пишет целый ряд  религиозно ориентированных философов. Источник культуры они полагают не в самой земной жизни и естественном развитии человека, а в некоем импульсе или замысле, который и привносит  идею культуры в человеческое общество.

Космологическая теория, В.И.Вернадский, Л.Н.Гумилев, П.Тейяр  де Шарден.

Причина возникновения культуры – в действии особых космических  факторов, благодаря которым складываются благоприятные условия для развития человека. Космологические теории культурогенеза усматривают причину возникновения культуры в действии особых космических факторов, благодаря которым на Земле складываются благоприятные условия для прогрессивного развития человека, для повышения уровня его духовного напряжения, способствующего проявлению тех его особых качеств, которые приводят к возникновению культурного качества его жизни. Подобные теории развивались в русле учения русского космизма (идея “пневматосферы”, т.е. особой части вещества, вовлеченной в круговорот культуры, у П.А. Флоренского, ноосферы В.И. Вернадского), в учениях П. Тейяра де Шардена, Л.Н. Гумилева, подтверждались уже упоминавшимся антропным принципом в астрофизике.

Теории происхождения  культуры

Теория

Авторы

Основная идея

орудийно-трудовая

Ф.Энгельс, К. Маркс

Труд – единственный первоисточник  материальной и духовной культуры общества.

натуралистическая

Ч.Дарвин, Г.Спенсер, К.Лоренц

Культура как естественное выражение  эволюции человеческого рода.

магическая

Дж. Фрэзер, Л.Леви-Брюль, Б.Малиновский

Специфика первобытного мышления –  в доминировании магических представлений, компенсирующих недостаточность знаний о мире

игровая

Й.Хёйзинга, Г.Гадамер

Культура возникает как реализация человека играющего.

символическая

Э.Кассирер, К.Г.Юнг

Символ – исходная форма культурного  выражения мира.

трансцендентальная

П.А.Флоренский, В.С.Соловьев

Источник культуры – не в самой  земной жизни, а привнесен в нее  свыше.

космологическая

В.И.Вернадский, Л.Н.Гумилев, П.Тейяр  де Шарден.

Причина возникновения культуры –  в действии особых космических факторов.



Информация о работе Теории возникновения культуры