Теории возникновения физической культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 13:26, реферат

Описание работы

Актуальность изучения данной темы, на наш взгляд, непосредственно связана с той ролью, которую играет физическая культура, или культура тела в жизни современного человека.
Это непосредственно связано с тем, что процесс развития культуры состоит в том, что человек одновременно и создает, творит культуру, опредмечивая в ней собственные сущностные силы, и формирует себя в качестве общественного существа, осваивая, распредмечивая предшествующую культуру.

Содержание работы

Введение
1. Теории возникновения физической культуры
2. Развитие физической культуры на отдельных этапах развития первобытнообщинного строя
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

спорт в первобытном обществе.docx

— 36.86 Кб (Скачать файл)

~ ~

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение

1. Теории возникновения  физической культуры

2. Развитие физической  культуры на отдельных этапах  развития первобытнообщинного строя

Заключение

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность изучения данной темы, на наш взгляд, непосредственно  связана с той ролью, которую  играет физическая культура, или культура тела в жизни современного человека.

Это непосредственно связано  с тем, что процесс развития культуры состоит в том, что человек  одновременно и создает, творит культуру, опредмечивая в ней собственные  сущностные силы, и формирует себя в качестве общественного существа, осваивая, распредмечивая предшествующую культуру.

И свести весь этот процесс  только к чисто «духовной» деятельности, игнорировать аспекты физической культуры, физического его развития и воспитания значит не только обеднить сам процесс, но и дать неверное толкование его  сущности.

Незавершенность полемики по проблеме структуры культуры отражается и на определении места физической культуры в рамках общей культуры. Одни относят ее к духовной культуре, другие – к материальной, третьи считают самостоятельным явлением, одно-порядковым с духовной и материальной культурой.

Нам представляются неправомерными попытки отнести физическую культуру только к материальной или только к духовной культуре или вывести  ее вообще за рамки культуры.

Она не может быть отнесенной только к материальной культуре, так  как отражение материального  бытия общества и даже отдельного человека не является единственной или  главной ее характеристикой как  социального явления. Но по этой же причине она не может быть и  частью духовной культуры, хотя в ее сфере и находит свое отражение  общественное сознание.

Физическая культура –  это особая и самостоятельная  область культуры. Она возникла и  развивалась одновременно с общей  культурой человека. Исторический подход позволяет выявить генетические связи физической культуры в элемент  системы культура.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теории возникновения физической  культуры

 

Вопрос о возникновении  и развитии физической культуры на первом этапе человечества – один из основных в истории физической культуры.

Не случайно к нему обращались многие ученые.

Существует несколько  позиций при обсуждении проблемы возникновения физической культуры:

1. В конце XIX – начале XX в. немецкий философ Шиллер выдвинул теорию игры. Сторонниками его теории были философы Бюхер и Гросс (Германия), Спенсер (Англия), Летурно (Франция). Согласно этой теории, человек развивался физически и умственно благодаря труду, а трудовой процесс возник из игры. Таким образом, по мнению ученых, в жизни общества «игра старше труда», а «труд есть дитя игры».

2. Теория магии впервые  изложена английским ученым Рейнаком. Сторонники этой теории – К. Дим и В. Кербе (ФРГ). Б. Жиллет (Франция) выдвигает, более современную теорию происхождения физической культуры – «физические упражнения и игры имеют культовое и животнообразное происхождение».

3. Теория излишней биологической  энергии выдвинута ученым Спенсером  (США). Основное положение его  теории в том, что физическая  культура – это инстинкт, но, по  мнению других ученых, если это  инстинкт, то общество не несет  ответственности за те пороки, которые оно порождает.

4. Материалистическая, марксистско-ленинская  теория, изложена в работах Г.В. Плеханова, Н.И. Пономарева.

Согласно их теории, в  основе возникновения физической культуры лежат два фактора – объективный  и субъективный.

К объективному фактору относится  то, что в процессе трудовой деятельности (охота, рыболовство, собирательство) человек  постоянно вынужден был развивать  свои навыки.

Упражняясь, он совершенствовал  свои физические качества (ловкость, выносливость, быстроту, силу).

К субъективному фактору  относится собственно сознание человека, который придумывал упражнения для  подготовки к трудовой деятельности, устанавливал связь между предварительной  подготовкой и результатами охоты, а также организовывал передачу опыта полученных навыков, то есть воспитывал.

Ошибка сторонников первых трех теорий, которые пытались доказать, что зачатки физического воспитания имеются уже в животном мире, заключалась  в том, что они не находили различий между инстинктивным поведением животных и сознательной деятельностью  людей.

Ученые, пытавшиеся доказать, что физическая культура возникла из религиозных обрядов первобытных  людей, также ошибались, так как  человек стал применять физические упражнения раньше, чем появилась религия. Наукой доказано, что общественно-исторической основой происхождения физической культуры является труд.

Именно об этом и говорили Г.В. Плеханов и Н.И. Пономарев в своей теории возникновения физических упражнений.

Физическая культура возникла из потребностей первобытных людей  в подготовке к тому или иному  роду трудовой деятельности.

Поскольку в самом раннем периоде своего становления человек  занимался охотой, и именно она  была серьезным физическим испытанием, связанным с необходимостью подолгу  бегать, метать, плавать, переносить тяжелые  туши убитых животных.

Но эти действия еще  нельзя считать физическими упражнениями, так как они применялись с  целью воздействия на окружающий мир, на природу ради добывания пищи, одежды и других материальных благ.

Физическими упражнениями эти  действия стали лишь тогда, когда  человек начал сознательно использовать их в целях развития собственных  физических качеств, выделив из трудовых действий в относительно самостоятельный  вид деятельности.

Например, перед охотой многократно  повторять наиболее важные охотничьи  действия, образно выражаясь «играть  в охоту». Превращение трудовых действий в физические упражнения позволило  эффективно влиять, с одной стороны, на физическое совершенствование человека, а с другой – на повышение его  трудоспособности.

Таким образом, анализ теорий возникновения физической культуры позволяет сделать ряд следующих  выводов.

Физвоспитание в этих условиях первобытного общества должно выполнять  функцию подготовки не только к трудовой деятельности, но и к военному делу. Появляются зачатки военного воспитания.

Так, дети австралийцев с  ранних лет упражнялись в стрельбе из лука, метании различных предметов, ходили вместе с взрослыми на охоту  и рыбную ловлю.

Австралийцам широко были известны разнообразные игры и развлечения. В воспитании практиковались метание  бумеранга, игра в мяч одной фратрии (совокупность нескольких родов) против другой. У первобытных народов  Америки (индейцев, эскимосов и др.) были известны игры с бросанием мяча в цель. Бег на большие расстояния, поднимание тяжестей (камней). Первобытные  племена Африки широко применяли  в воспитании детей, подростков и  юношей фехтование на палках, борьбу, игры с бегом и прыжками, стрельбу из лука, упражнения с раскачиванием  на лианах с последующими прыжками. Племена бушменов отличались быстротой  бега и большой выносливостью.

Мужские игры у них имели  соревновательную направленность, а  пляски носили атлетический характер.

 

 

 

2. Развитие физической культуры  на отдельных этапах развития  первобытнообщинного строя

 

Первобытнообщинный строй  является первой социально-экономической  формацией, начало которой – появление  человека разумного, конец – установление рабовладельческого строя [2, с. 24].

В истории первобытного общества выделяют три периода:

1) раннеродовой;

2) развитый родовой;

3) позднеродовой.

Особенности родового общества: ведение общего хозяйства; четкое разделение труда между полами; эпизодическое  столкновение между племенами, то есть появляется военная организация  родовой общины; возникают новые  виды трудовой деятельности – земледелие, скотоводство, ремесло.

Возникновение физической культуры историческая наука относит к  начальному периоду развития первобытной  общины.

Самой ранней формой физического  воспитания были коллективные игры, носившие натуралистический, подражательный характер. Они почти полностью повторяли  трудовой процесс. Играя, первобытные  люди учились охотиться, подражая действиям  охотников. В этих играх использовались предметы охотничьего инвентаря  и живые цели.

Шаманизм и мистицизм  также возникли из игровых попыток  человека осознать и обозначить границы  мира, найти для всего окружающего  четкую роль, связать предметы и  явления в единую картину мира – и найти способы преодоления  враждебной среды.

То, что современному человеку показалось бы игрой, для древних  людей было очень серьезным, ответственным  действом – ритуальные танцы, гадания, поклонения фетишам и подношения духам. В этой первобытной игре от случайных факторов (искр костра, дуновения  ветра, падения костей) зависело, жить или умирать жертве, выходить на охоту или голодать, начинать или  не начинать войну. И люди относились к этим играм с трепетом – потому что они лежали в основе их жизни  и были самым важным механизмом, регламентирующим ее.

Позже, в связи с начавшимся разделением труда по возрастным и половым признакам, происходила  дальнейшая эволюция игр.

Они постепенно теряли подражательный характер, становились имитационными, символическими.

Игры по-прежнему имитировали  трудовой процесс, но живые цели заменялись движущимися мишенями – чучелами, мячами сделанными из шкуры животного  и набитыми шерстью, а охотничий инвентарь заменялся специальным, игровым. Например, появилось копье с тупым наконечником,

вместо палки стали  использоваться клюшки.

На последней ступени  развития первобытного общества возникли игры, которые почти полностью  абстрагировались от труда. Игравшие стали  делиться на команды, появились специальные  площадки для игр, совершенствовался  игровой инвентарь. Игры стали регламентироваться простейшими правилами, появились  спортивные судьи и зрители.

Процесс развития физической культуры постепенно привел к выделению  из игр и обособлению в качестве самостоятельных физических упражнений – бег, метание, прыжки, плавание и  другие виды движений. Все они, так  или иначе, были связаны с подготовкой  членов общины к труду.

Возникли специальные  приемы обучения физическим упражнениям  подростков и молодежи, т. е. появилось физическое воспитание.

В родовом обществе физическое воспитание носило высокий уровень  развития. Этнографические исследования показывают, что каждой народности были присущи свои формы и виды упражнений.

У австралийцев – игры, метание  бумеранга и палки, игры в мяч, борьба, пляски «корроби». У индейцев Америки – упражнения: ходьба, бег, плавание, гонки на лодках, метание  и метательные игры, игры с мячом.

Игр с мячом насчитывалось  более десяти, проводились они  в течение нескольких дней и участвовало  в них более 100 человек. Также известны индейские пляски, носившие многофункциональный  характер. В африканских племенах проходило метание в цель, фехтование палками, бег, прыжки, метание копья  на расстояние и высоту, военные  игры, пляски. Мужчины играли с мячом.

У тунгусов (эвенков) можно  выделить две стадии подготовки: 1 я стадия – все мужское население занималось стрельбой, бегом, увертыванием от стрел, управлением лодкой; 2 я – только для тех мужчин, которые хорошо были обучены военному делу.

Одной из форм физического  воспитания являлись инициации –  проверки физической готовности членов общины.

Например, таким обрядом  в африканских племенах являлось удаление юноши в джунгли на несколько  месяцев.

Из древнего периода до нас дошли следующие методические приемы обучения: например, у индейцев учитывались половые особенности, у чукчей – женщины участвовали  в беге на более короткие, чем  у мужчин, дистанции, эскимосы постепенно увеличивали вес камня и расстояние при обучении метанию, меняли размер лука, лыж, лодок.

В период разложения родового строя происходит военизация физических упражнений. Например, кулачный бой, тренировка с оружием, состязание колесниц, прыжки через меч, копья. В этот период появляются начальные формы учреждений общественного  воспитания – тайные союзы и дома молодежи, которые существовали только для физического воспитания юношей.

Характерной особенностью данного  периода является также появление  мест для проведения соревнований по игре в мяч, то есть первых спортивных сооружений, а также двух типов  школ – для богатых и бедных, а главной чертой воспитания становится его направленность на военно-физическое обучение.

Таким образом, в родовом  обществе физическое воспитание имело  важное значение и являлось одной  из функций родовой общины. Главной  чертой физического воспитания можно  считать его всеобщность. Оно  было равным для всех (имело лишь разделение по полу и строго обязательным).

Во время разложения родового строя и образования классов  физическое воспитание утрачивает свое единство, военизируется, подвергается действию культа, приобретает сословно-классовые  признаки и классовый характер.

Информация о работе Теории возникновения физической культуры