Теория адаптивной физической культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 17:38, реферат

Описание работы

Целью АФВ является формирование и развитие двигательной активности, физических и психических способностей, обеспечивающих адаптацию личности к своему состоянию здоровья, окружающей среде, обществу и различным видам деятельности.
Именно эти процессы вскрыли одну из самых сложных проблем современности - проблему инвалидности, привлекли к ней внимание широких слоев населения нашей страны, включая политиков, ученых, общественных деятелей, работников средней и высшей школы.
Однако проблема инвалидности - это проблема мирового масштаба, существующая во всех странах независимо от уровня их экономико - социальной политике относительно инвалидов судят о его цивилизации.

Содержание работы

Введение
Понятие «культура», «физическая культура», «адаптивная физическая культуру».
Основные компоненты (виды) адаптивной физической культуры.
Врачебно-педагогический контроль в АФВ.
Профилактика травматизма в АФВ.
Материально - техническое обеспечение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Тимафк.docx

— 69.88 Кб (Скачать файл)

Уральский государственный  университет физической культуры

Колледж физической культуры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

Теория адаптивной физической культуры

 

                                              

                                                                

                                                                  

 

                                                                        Выполнила: студентка 33 гр

                                                                        Сухарева  Екатерина                                                     

                                                                        Проверил: Галюков  И. А.

 

 

 

 

Челябинск, 2013

Содержание

Введение

  1. Понятие «культура», «физическая культура», «адаптивная физическая культуру».
  2. Основные компоненты (виды) адаптивной физической культуры.
  3. Врачебно-педагогический контроль в АФВ.
  4. Профилактика травматизма в АФВ.
  5. Материально - техническое обеспечение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время человек, его  культура, образование, научное развитие, здоровье, личностные качества рассматриваются  не только как средство, инструмент той или иной деятельности по преобразованию природы и общества но, прежде всего  как цель, результат, смысл этих преобразований и существования самого общества Это обусловлено сменой парадигмы развития общества господствовавшей в нашей стране в течение десятилетий, на новую концепцию систему взглядов, в соответствии, с которой именно ЧЕЛОВЕК со всеми его уникальными свойствами и особенностями образует центр теоретического осмысления социальных явлений (В. Т. Пуляев, 1993-1995 и др.). В свою очередь, такая переоценка роли личности в развитии нашего общества связана с происходящими процессами гуманизации, демократизации, либерализации, увеличение гласности.

Адаптивное ФВ - новое направление  в отечественной системе образования  и науки, изучающая аспекты ФВ людей, имеющих в результате заболеваний или травм различные стойкие нарушения жизненно важных функций организма и ограничения физических возможностей.

Целью АФВ является формирование и  развитие двигательной активности, физических и психических способностей, обеспечивающих адаптацию личности к своему состоянию  здоровья, окружающей среде, обществу и различным видам деятельности.

Именно эти процессы вскрыли  одну из самых сложных проблем  современности - проблему инвалидности, привлекли к ней внимание широких  слоев населения нашей страны, включая политиков, ученых, общественных деятелей, работников средней и высшей школы.

Однако проблема инвалидности - это  проблема мирового масштаба, существующая во всех странах независимо от уровня их экономико - социальной политике относительно инвалидов судят о его цивилизации.

Наблюдающий рост инвалидности в большинстве  стран мира связан с усложнением  производственных процессов, увеличением  количества и интенсивности транспортных потоков, возникновение военных  конфликтов и теоретических актов, ухудшением экологических факторов, сокращением двигательной активности и увеличением фармакологических  средств коррекции состояния здоровья человека и с целым рядом других причин.

Всё это приводит к необходимости  разработки комплексных программ по социальной защите данной категории  населения, обоснования новых областей человеческих знаний, открытия новых  учебных дисциплин, направлений  и специальностей подготовки специалистов.

В последние годы в РФ и РБ этот процесс развивается довольно быстрыми темпами. Не осталась в стороне и  отрасль физической культуры, которая  в' советский период занималась в  основном здоровым населением и двигательно-одаренными детьми, юношами и девушками, способными в перспективе стать олимпийскими чемпионами и прославить свою страну спортивными достижениями.

В настоящее время в Российской Федерации физическая культура и  спорт для лиц с отклонениями здоровья (включая инвалидов) представлена в системе среднего (как для  базового, так и повышенного уровней), высшего (как специальность и  как часть направления) профессионального  образования; в специальности научных  работников; как сфера профессиональной деятельности (должности тренер —  преподаватель и инструктор методист по адаптивной физической культуре); как основное проблемное поле журнала «Адаптивная физическая культура». Все это позволяет сделать вывод о том, что в России к настоящему времени сформированы основные контуры образовательного, научного, правового и информационного пространства адаптивной физической культуры.

Многие вузы, техникумы и колледжи осуществляют образовательную деятельность по адаптивной физической культуре; профессорско-преподавательский  состав, научные работники, аспиранты  и докторанты проводят научно - исследовательскую  работу в этой области.

Однако быстрое развитие и внедрение  адаптивной физической культуры в образовательные  и научные организации и учреждения России и РБ наличие существенно  отличающихся, а иногда альтернативных концепций данной сферы социальной практики в различных странах, терминологические  трудности, развивающиеся интегративной  учебой и научной дисциплиной  породили целый ряд объективных  и субъективных проблем, обусловленных  недостаточной теоретической разработанностью, ее проблемного поля, методологических основ, принципов, функций, приоритетности задач и др.

Все это приводит к различным  трактовкам сущности адаптивной ФК, что  предопределяется научными предпочтениями педагогов и научных сотрудников, предшествующим опытом деятельности представителей ФК, медицины, коррекционной педагогики, социальной работы.

В настоящее время в России и  РБ наибольший опыт применения средств  и методов ФК проводят с людьми, имеющими отклонения в состоянии  здоровья, включая инвалидов. накоплен в лечебном и образовательном направлениях (особенно специальном образовании), что приводит к смещению центра тяжести всей совокупности проблем этого вида социальной практики именно в эти направления. Поэтому очень часто адаптивную ФК трактуют как часть ЛФК или сводят ее только к адаптивному. ФВ в специальных (коррекдионных), образовательных учреждениях для детей с отклонении в развитии. Признавая бесспорные достижения отечественных специалистов в обозначенных направлениях, авторы учебника считают неверным сужением функций такого емкого и широкого социального феномена, которым является адаптивная физическая культура

При этом доминирование многочисленных научных исследований частных проблем  адаптивной ФК приводит к вполне естественному  дублированию, преобладанию в этих работах, методов исследования той  или иной устоявшейся области  знания и безусловному снижению эффективности  проводимых исследований и. особенно, распространению и внедрению  в практику результатов научных  изысканий и передового опыта  педагогов - новаторов.

Описание сущности адаптивной физической культуры, конкретизация объекта, целей, задач, средств, методов. содержания, ее основных видов, функций, принципов и других компонентов проводились исходя из концепции, разработанной на кафедре теории и методики адаптивной физической культуры Санкт-Петербургской государственной академии ФК им. П. Ф. Лесгафта. где она реализуется уже в течение нескольких лет, начиная с 1995 года. 

 

 

 Основные  установочные положения этой концепции  сводятся к следующему.

1.       Адаптивная физическая культура является новой для РБ и России, активно развивающейся интегративной области образования, науки, культуры, социальной практики.

2.       Адаптивная ФК включает в себя как минимум три крупных области знания - физическую культуру, медицину, коррекционную педагогику, и большое количество сведений медико-биологических и социально психологических учебных и научных дисциплин. При этом в ней не только обобщается сведения перечисленных областей и дисциплин, но и формируется новые знания, представляющие собой результат взаимопроникновения знаний каждой из этих областей и дисциплин.

3.       Адаптивная ФК представляет собой значительно более емкое и широкое явление по сравнению с лечебной физической культуры и физическим воспитанием детей с отклонением в развитии. Она объединяет в себе, помимо названных направлений, адаптивный спорт, адаптивную двигательную реакцию, адаптивное физическое воспитание учащихся и студентов специальных медицинских групп общеобразовательных школ и вузов.

4.    В основу теории адаптивной физической культуры, определения ее целей, задач, основных видов, принципов, функций и др. должно быть положено учение об естественных и социальных потребностях личности каждого конкретною человека с отклонениями в состоянии здоровья (в том числе имеющею инвалидность), а не только государства, семьи, общественных организаций и институтов.

5.    Признание инвалидов как равноправных членов общества, их самоценности, а также обязанностей государства по созданию особых условий для их воспитания и развития, творческой самореализации - основа для формирования отношении с данной

категорией населения в процессе занятий адаптивной физической культурой.

6.    Формирование потребности в здоровом образе жизни, соответствующих мотивов и ценностных ориентации, подбор средств, методов, видов адаптивной физической культуры для инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья должны осуществляться с учётом и исходя из конечных целей индивидуального существования, определяющих всю систему жизненных установок (аксиологической концепции их жизни), а также непременно выполнением правила «здесь и сейчас», предписывающего исходить из реальных ситуаций (материальных возможностей возрастных особенностей, состояния занимающихся).

7.    Человек с отклонением в состоянии здоровья (в том числе имеющий инвалидность) рассматривается в адаптивной ФК, как принципиально неделимое и целостное единство, как индивид, обладающий уникальными свойствами. Его невозможно разделить на биологическое и социальное, телесное и психическое и т.п. как научной, так и, особенно, в практической деятельности. Принципиально неприемлемым является так называемый дихотомический подход к изучению его сущности, когда он «расчленяется» на отдельные субстанции, определяемые методы исследования конкретных наук. Поэтому в адаптивной ФК акцент делается не на «физическое совершенствование» занимающихся, «формирование физической готовности в жизни», а на их всестороннее развитие и совершенствование (интеллектуальное, эмоционально-волевое, эстетическое, этическое, физическое и др.) в процессе занятии физическими упражнениями.

8.    Эффективное развитие и внедрение программ по адаптивной ФК как в стране, так ив отдельно взятом регионе возможно только в случае учета конкретных социально - экономических условий, национально-этнических особенностей менталитета населения, климатогеографических и ряда других факторов. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие «культура», «физическая  культура», «адаптивная физическая культуру».

 

Перечисленные понятия являются очень  сложными. многогранными и имеют большое количество различных определений, трактовок.

Так, Л. П. Матвеев (1983, 1984) подчеркивает, что при истолковании общего понятия  «культура» его обычно противопоставляют  понятию «природа». К природе  же относятся все, что существует по естественным законам, не зависящим  от человека, и не является результатом  его деятельности (все не живое  и живое в мире, не преобразованное  человеком). К явлению культуры относят  продукты, результаты и способы преобразовательной деятельности человека (общества), т.е. деятельности. направлены на преобразования природы для удовлетворения человеческих потребностей. 

 

В. М. Выдрин (1999) выделяет следующие, наиболее близкие для теории ФК определение  культуры:

Ø  культура - это творение человека, то, что не создано в таком виде природы.

Ø  культура - это мера и способ развития человека.

Ø  культура - это качественная характеристика деятельности человека и общества.

Ø  культура - это процесс и результат хранения, освоения, развития и распространения материальных и духовных ценностей. 

 

Каждое из перечисленных определений  может быть взято за основу при  рассмотрении понятия «физическая  культура».

Культура неразрывно связана с  деятельностью и потребностями.

Деятельность - это различные виды и способы процессы освоения мира, его преобразования, изменения для  удовлетворения потребности человека и общества. При этом человек, усваивая окружающий мир, всякий раз наполняет  его смыслом, придает ему новое, ценностно-смысловое измерение, всякий раз как бы заново порождает его  и тем самым порождает себя, обретает себя в этом очеловеченном  мире (И. М. Быховская, 1993).

Потребность - это нужда в чем - то, жизненная или бытовая необходимость, важнейшие источники и условия  развития личности и общества, побудительные  причины социальной деятельности людей.

Обычно выделяют два класса потребностей - естественные и социальные.

Информация о работе Теория адаптивной физической культуры