Адаптивная физическая культура в России и за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 16:24, реферат

Описание работы

Адаптивная физическая культура - это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию, и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества.
В системе мер социальной защиты инвалидов все большее значение приобретают ее активные формы, наиболее эффективной из которых является реабилитация и социальная адаптация средствами физической культуры и спорта.

Файлы: 1 файл

физ-ра 2013 (2).docx

— 34.65 Кб (Скачать файл)

Введение:

 

  Адаптивная физическая  культура - это комплекс мер спортивно-оздоровительного  характера, направленных на реабилитацию, и адаптацию к нормальной социальной  среде людей с ограниченными  возможностями, преодоление психологических  барьеров, препятствующих ощущению  полноценной жизни, а также  сознанию необходимости своего  личного вклада в социальное  развитие общества.

  В системе мер социальной  защиты инвалидов все большее  значение приобретают ее активные  формы, наиболее эффективной из  которых является реабилитация  и социальная адаптация средствами  физической культуры и спорта. Интеграция в жизнь общества  лиц с ограниченными возможностями  сегодня немыслима без их физической  реабилитации. Последняя является  не только составной частью  профессиональной и социальной  реабилитации инвалидов, но и  лежит в их основе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§1. Предпосылки  адаптивной физической культуры

 

  Закон РФ «Об образовании» (1996) выдвинул на первый план  проблему внедрения в практику  работы образовательных учреждений  комплекса мер, направленных на  своевременное обеспечение каждому  ребенку адекватных возрасту  условий для развития и формирования  полноценной личности, включая физкультурное  воспитание. Решение этой проблемы  приобретает особую социальную  и педагогическую значимость  в работе с детьми, имеющими  нарушения в развитии. Методика  адаптивной физической культуры  имеет существенные отличия, обусловленные  аномальным развитием физической  и психической сферы ребенка.  Именно эти базовые положения,  касающиеся медико-физиологических  и психологических особенностей  детей разных нозологических  групп, типичных и специфических  нарушений двигательной сферы,  специально-методические принципы  работы с данной категорией  детей, коррекционная направленность  педагогического процесса определяют  концептуальные подходы к построению  и содержанию частных методик  адаптивной физической культуры. В 1997 году был утвержден госстандарт  высшего профессионального образования  по специальности "адаптивная  физическая культура". Проект  госстандарта был разработан  на кафедре теории и методики  АФК СПБГУ физической культуры  им.П.Ф. Лесгафта.

 

 

 

 

 

 

§2. Организационно- управленческая структура адаптивно  физической культуры в России и за рубежом

 

  Организационно-управленческая  структура адаптивной физической  культуры является частью государственной  социальной политики, которая возникает  и развивается как особая форма  отражения ценностных ориентации  государства и культурных норм  общества по отношению к лицам  с отклонениями в состоянии  здоровья, включая инвалидов. Это  отношение и определяет деятельность  всей системы социальных институтов, включенных в решение проблем  данной категории населения: обслуживания, образования, трудовой деятельности, культуры, отдыха, спорта и др.

  В настоящее время  в России и за рубежом действуют  принятые в 1993 году Организацией  Объединенных Нации «Стандартные  правила обеспечения равных возможностей  для инвалидов». Политической и  моральной основой «Стандартных  правил» являются: Международный  билль о правах, включающий Всеобщую  декларацию прав человека; Международный  пакт о гражданских и политических  правах; Конвенция о правах ребенка,  запрещающий дискриминацию по  признаку инвалидности и предусматривающая  принятие специальных норм для  обеспечения прав детей-инвалидов;  Всемирная программа действий  в отношении инвалидов; и ряд  других международных документов, под которыми стоит подпись  России.

  В этих документах  признается не только равенство  людей вне зависимости от состояния  здоровья и наличия особенностей  развития, но и их право на  самоопределения, выбор собственного  пути самоактуализации.

  Применительно к системе  образования, в которой роль  и значение адаптивной физической  культуры наиболее велики, все  большее признание завоевывает  идея интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в массовые школы и другие образавательные учреждения.

  В странах Западной  Европы идея интеграции детей  с отклонениями в развитии  в общеобразовательные учреждения  стала следствием окончательного  законодательного решения проблемы  неравенства лиц с ограниченными  возможностями здоровья, произошедшего  в 70-е годы ХХ века. Борьба  против дискриминации способствует  формированию новой культурной  нормы - плюрализма - уважения к  различным точка зрения на  природные и общественные явления,  а так же к различиям между  людьми по расовому, половому, национальному,  религиозному и другим признакам.

  Именно в этом широком  антидискриминационном движении  специальные школы (тем более  интернаты, детские дома и другие  изолированные учреждения) признаются  сегрегационными, а вся система  специального (дифференцированного,  отдельного от массового) образования  - дискриминационной. И если на  предшествующих этапах общество  боролось за организацию специальных  учебных заведений, то теперь  оно стало рассматривать помещение  ребенка в специальную школу  как нарушение его прав и  «навешивание ярлыков»(Малофеев  Н.Н.,2001)

  Поэтому в странах  Западной Европы, начиная с 70-х  годов, ведущей тенденцией развития  системы образования для детей  с особыми потребностями становится  «включения в общий поток»  интеграция. Подробные процессы  происходят и в других экономически  развитых странах мира (США, Канада, Япония и др.)

  Разумеется, такой сложный  социальный прогресс, как интеграция, не может проходить гладко, безболезненно.  Постоянно проходят дискуссии  о полезности и целесообразности  интеграции для большого количества  детей, появляются противники  интеграции как среди родителей,  так и среди специалистов. Однако  необходимо иметь в виду, что  современный период эволюции  отношения общества и государства к лицам с особыми потребностями начался всего лишь около трех десятилетий назад си является незавершенными, масштабная реализация заявленных ценностей открытого мира придется на ХХI век (Малофеев Н.Н.,2001.)

  Что же касается  организационно-управленческой структуры  физической культуры для деятельностилиц  с отклонениями в состоянии  здоровья (адаптивной физической  культуры), то она строится за  рубежом в соответствии с общими  тенденциями отношения общества  с данной категории населения.  В большинстве стран организация  адаптивной физической культуры  и управление ею осуществляются  в русле двух направлении: государственном  и общественном (в рамках филантропически-благотворительной  деятельности различных фондов, ассоциаций, церкви и др.).

  Безусловно, выделение  этих направлений весьма условно,  поскольку многие учреждения  и организации представляют собой  структуры взаимного пересечения  финансовых потоков, интересов  и влияний государства, общественных  организации, частных (физических) лиц. Однако в таких сферах, как образование, здравоохранение,  социальное обеспечение населения  в большинстве стран государственного  сектора наиболее выражено. Что  же касается таких направлений  социальной деятельности, как культура, отдых, спорт и других, то здесь  чаще доминируют общественные  и частные организации.

  Занятия адаптивной  физической культурой проводится  с лицами с отклонениями в  состоянии здоровья в учреждениях  общего (массового) и социального  образования, различных уровней,  здравоохранения и социального  обеспечения всех звеньев «возрастной  вертикали». В данных учреждениях  занятия проводится по авторским  программам и методикам, ориентированным  на максимальное использование  функциональных возможностей занимающихся. В разных странах наблюдаются национальные особенности содержания занятий адаптивной физической культурой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§3. Общие черты  направленности занятий адаптивно  физической культуры

 

  Наиболее общими чертами  направленности занятий являются  следующие.

  В учреждениях здравоохранения  доминирует так называемый лечебный (реабилитационный) подход, основная  направленность которого заключается  в активизации деятельности различных  органов и систем и коррекции  имеющихся дефектов развития  занимающихся.

  В учреждениях образования  как общего, так и социального,  превалируют образовательно-оздоровительные  задачи и задачи формирования  жизненной компетенции учащихся  и студентов (навыков самообслуживания, пространственно-временной ориентировки, коммуникативной деятельности, социально-бытовой  ориентации, социальной мобильности,  самосознания и сознательной  регуляции собственного поведения  в социуме и т.п.).

  В учреждениях социального  обеспечения основная направленность  занятий сводится к формированию  доступной для воспитанников  жизненной компетенции

  В качестве примера  положительной общественно-управленческой  структуры адаптивной физической  культуры можно привести систему  деятельности благотворительной  организации «Спешиал Олимпикс»,  которая занимается адаптивным  спортом с лицами, имеющими поражения  интеллекта. Самое активное участие  в финансировании этой организации  принимает «Фонд Кеннеди».

  Международная организация  «Специальной Олимпиады» - «Special Olympics International» - Объединяет 162 страны и  реализует самую большую международную  программу в мире по организации  круглогодичных тренировок и  соревнования для детей и взрослых  с нарушением интеллекта.

  Из философии специального  олимпийского движения вытекает  основная направленность занятий  - формирование жизненной компетенции  занимающихся, их адаптация к  социуму с целью облегчения  процесса интеграции в общественные  процессы и повышения уровня  качества жизни. Эта благотворительная  организация имеет достаточно  сложную организационно-управленческую  структуру, не зависимую от  государства.

  В Российской Федерации  организационно-управленческая структура  адаптивной физической культуры  в настоящее время переживает  период активного развития.

  Чтобы понять особенности  этого периода, принять деятельное  участие в формировании современной  структуры организации и управления  адаптивной физической культурой,  будущим специалистам этой сферы  социальной практики необходимо  учитывать сложившуюся ситуацию  в стране, специфику эволюции  и происходящей сейчас модернизации  специального образования, осуществляемой  в контексте либерально-демократических  реформ всего общества.

  Для России период  зарождения специального образования  (образования для детей с отклонениями  в развитии) уникален тем, что  в это время произошли две  революции, коренным образом изменившие  устройство государства и общества.

  Предпосылки формирования  национальной системы специального  образования начали складываться  в одном типе государства - монархической России, а оформляется  она в государстве другого  типа - социалистическом. С этого  момента данная система коренным  образом отличается от западных, так как строиться в логике  социалистического государства  на принципиально новых идеологических, философских основаниях, ценностных  ориентациях, ином понимании прав  и свобод человека (Малофеев Н.Н.,2001).

  На протяжении этого  периода в России, как в Европе, развиваются три основных направления  помощи детям с отклонениями  в развитии: христианско-благотворительное,  лечебное, или лечебно-педагогическое, и педагогическое.

  После Революции 1917 года система специального образования  строится «в борьбе с филантропическими  принципами воспитания и обучения  аномальных детей» и ставит  перед собой следующие цели: «подготовка  через школу и труд к общественно  полезной трудовой деятельности».

  Исходя из концепции  «социальной полезности» людей  с отклонениями в состоянии  здоровья, в России оформление  системы специального образования  осуществляется в соответствии  с идеологией государства диктатуры  пролетариата, при отсутствии закона  о специальном образовании, вне  диалога с общественными движениями, при запрете филантропически-благотворительной  деятельности и единственном  источнике финансирования - государственном  бюджете. А отсюда вполне логичное  заключение - государства и только  оно должно решать судьбы аномальных  детей, исключая реальное взаимодействие  с обществом.

  При этом очень  важно, что на развитии системы  специального образования, ровно  как и на формирования отношения  общества к инвалидам вообще, его ценностных ориентации относительно  данной категории, государство  ставило задачу сформировать  из аномальных детей «вполне  самостоятельных людей, полезных  членов общества», оказывать всяческую  поддержку инвалидам, осуществлять  их комплексную реабилитацию. С  другой стороны, официальная установка  на снижение по мере построения  социализма и коммунизма - самых,  как считается, прогрессивных  форм общественного устройства  всяких показателей неблагополучия, пережитков «загнивающего капитализма»  заставлял говорить о сокращении  числа нуждающихся в специальном  образовании, количества инвалидов,  затушевать их проблемы, скрывать  объективную информацию о реальном положении дел, особенно в средствах массовой информации.

Информация о работе Адаптивная физическая культура в России и за рубежом