Адаптивная физическая культура в России и за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 16:24, реферат

Описание работы

Адаптивная физическая культура - это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию, и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества.
В системе мер социальной защиты инвалидов все большее значение приобретают ее активные формы, наиболее эффективной из которых является реабилитация и социальная адаптация средствами физической культуры и спорта.

Файлы: 1 файл

физ-ра 2013 (2).docx

— 34.65 Кб (Скачать файл)

  Перечисленные обстоятельства  привели к тому, что в России  до настоящего времени не завершился  период окончательного формирования  системы специального образования  . До сегодняшнего дня не принят  закон о специальном образовании  , гарантирующий его всем категориям  нуждающихся детей ; не укомплектованы  специальные (коррекционные) образовательные  учреждения педагогическими кадрами  соответствующей квалификации; далеко  не все охвачены специальным  образованием ; крайне неравномерно  распространены по территории  страны специальные школы, дефектологические  кадры, центры их подготовки  и др. (Малофеев Н.Н.,2001, 2003;Волосовец  Т.В.,2003;Чепурных Е.Е.,2003)

  Характерной особенностью  современного периода развития  специального образования в России  является то, что сегодня одновременно  решаются две крупные задачи: достраивания системы специального  образования и внедрение интеграционных  подходов к обучению детей  с особыми проблемами, потребностями.  Однако все это осуществляется  в России по сравнению с  Западом в более сложных социальных, экономических, политических условиях. Поэтому прямой перенос западных  интегративных моделей 90-х годов  в систему специального образования  в России следует квалифицировать  как грубую методологическую  ошибку, носящую глобально деструктивный  характер (Малофеев Н.Н.,2003).

  На основе результатов  научных исследований институт  коррекционной педагогики Российской  академии образования предложил  в 1997 году.

  Программу мер, определяющих  стратегию и тактику перехода  отечественной системы специального  образования на качественно новый  этап развития - этап интеграции.

  Эта программа после  широкого легла в основу разработанной  под руководством Министерства  образования Российской Федерации  и утвержденной решением его  коллегии от 09.02.1999г. № 3/1 Концепции  реформирования системы специального  образования.

  В данной концепции  выделены следующие основные  направления реформирования системы  специального образования, касающиеся  прежде всего его структурной  перестройки:

- опережающее расширенное  развитие целостной системы обязательной  дошкольной коррекционной психолого-педагогической  помощи детям с ограниченными  возможностями (создание на основе  учреждений детского здравоохранения  и психолого-медико-педагогических  комиссий (консультации) диагностических  и реабилитационных центров системы  образования единой государственной  системы раннего выявления отклонений  в развитии, раннего вмешательства  и консультирования семей, воспитывающих  детей с отклонениями в развитии; научно-теоретическая разработка  основ дошкольной коррекционно-педагогической  работы с детьми );

- создание системы психолого-педагогической  поддержки лиц, не охваченных  специальным образованием;

- создание и развитие  специальных образовательных условий  для лиц с ограниченными возможностями  в системе образования общего  назначения, на всех ее ступенях, во всех типах и видах образовательных  учреждений (содействие развитию  интеграционных процессов), а так  же обеспечение условий для  коррекционно-развивающего обучения  детей в семье;

- стабилизацию деятельности  существующих и развитие инновационных  видов специальных (коррекционных)  образовательных учреждений, условий  их функционирования (материальных, учебно-методических, кадровых и  др.);

- создание там, где  это целесообразно, достаточного  числа специальных (коррекционных)  образовательных учреждений по  месту жительства детей с целью  максимального возвращения детей  с ограниченными возможностями  в

семью и обеспечения семейного  воспитания и внешкольного интеграционного  процесса;

- создание службы специальной  психологии в системе специального  образования и постоянно действующей  системы психолого-медико-педагогического  соправождения.

  Таким образом, важнейшей  содержательной линией модернизации  специального образования является  создание нового механизма взаимодействия  специальных и общеобразовательных  учреждений, переход от их автономии  к единой образовательной системе.

  Для этого требуется  создание новых образовательных  учреждений нового, комбинированного  типа, где наравне с нормально  развивающимися детьми смогут  обучаться дети с отклонениями  в развитии, а также расширение  функции уже существующих специальных  образовательных учреждений за  счет оказания консультативной  помощи детям, интегрированным  в близлежащие общеобразовательные  учреждения , консультирование педагогов  этих учреждений и родителей  детей (Малофеев Н.Н., 2003).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§4. Концепции

 

  На основании двух  концепции: реформирования системы  специального образования и развития  адаптивной физической культуры  С.П. Евсеевым разработаны основные  установочные положения концепции  дополнительного образования в  области адаптивной физической  культуры, которыми целесообразно  руководствоваться при дальнейшем  развитии организационно-управленческой  структуры этого вида социальной  практики.

  К основным установочным  положениям этой концепции относятся:

1. Дополнительное образование  в области адаптивной физической  культуры должно составлять неотъемлемую  часть комплексной реабилитации  и социальной интеграции всех  категорий лиц с отклонениями  в состоянии здоровья, полноценного  развития у них реабилитационного  потенциала и повышения уровня  качества жизни.

2. Дополнительное образование  в области адаптивной физической  культуры должно охватывать индивидуумов  всех возрастов (от рождения  до старости), всех нозологических  групп (с сенсорными, интеллектуальными  поражениями, нарушениями опорно-двигательного  аппарата, речи, эмоционально-волевой  сферы и др.), не зависимо от  тяжести поражения (нарушения).

3. Дополнительное образование  в области адаптивной физической  культуры целесообразно включать  во все сферы социальной жизни:

 

· Образование - дошкольное, общее (начальное, основное, среднее), профессиональное (начальное, среднее, высшее, послевузовское), специальное, дополнительное (для детей и взрослых );

· Здравоохранение;

· Социальное обеспечение;

· Физическую культуру и спорт;

· Другие сферы.

4. Содержание дополнительного  образования в области адаптивной  физической культуры должно включать  в себя не только программы  по видам адаптивного спорта (паралимпийским, сурдлимпийским, специальныиолимпийским  и др.), которые, безусловно, составляют  его основу (костяк), но и по  адаптивной двигательной реакции  (особенно по адаптивному туризму), экстемальным и креативным (художественно-мызыкальным)  видам двигательной активности.

5. Дополнительное образование  в области адаптивной физической  культуры позволяет создать наиболее  благоприятные условия для целенаправленного  формирования жизненной концепции  лиц с отклонениями в состоянии  здоровья, включая инвалидов (навыков  пространственно-временной ориентировки, социально-бытовой ориетнации, коммуникативной  деятельности, самосознания и сознательной  регуляции собственного поведения  в социуме, социальной мобильности,  навыков самообслуживания, жизненного  и профессионального самоопределения,  жизненного кругозора и др.).

6. Дополнительное образование  в области адаптивной физической  культуры позволяет построить  своеобразные мостики между массовым  и специальным образованием (по  всей «возрастной вертикали»  этих видов образования), в значительно  более короткие сроки по сравнению  с традиционным специальным образованием  добиться реальной интеграции  занимающихся в социум, что способствует  ускорению процесса модернизации  системы специального образования,  переводу его на новый качественны  уровень, получивший название  «включение в общий поток».

7. Дополнительное образование  в области адаптивной физической  культуры может быть реализовано  только в случае принятия определенной  частью общества (в первую очередь  специалистами социальной сферы)  личностно ориентированной гуманистической  концепции отношения к лицам  с ограниченными возможностями здоровья. Функционирование же учреждений дополнительного образования в области адаптивной физической культуры является своеобразным ускорителем формирования этой концепции у широких слоев населения.

8.Подготовку специалистов  для системы дополнительного  образования в области адаптивной  физической культуры целесообразно  осуществлять по интегрированным  профессионально образовательным  программам. Например, по учебному  плану, интегрирующему требования  государственных стандартов по  направлению 032100 «физическая культура»  и специальности 032102 «Физическая  культура для лиц с отклонениями  в состоянии здоровья (адаптивная  физическая культура)» (как это  делается в Санкт-Петербург ГУФК  им.П.Ф. Легафта на факультете  адаптивной физической культуры) (Евсеев С.П., 2002) или по специальностям 050716 «Специальная психология» и  032102 «Физическая культура для  лиц с отклонениями в состоянии  здоровья (адаптивная физическая  культура)» (как это делается  в институте специальной педагогики  и психологии Международного  университета семьи и ребенка  им. Р.Т. Валенберга).

  Исходя из рассмотренной  концепции современной системы  дополнительного образования в  области адаптивной физической  культуры, концепции реформирования  системы специального образования  (Малофеев Н.Н., 2001, 2003), можно констатировать, что в настоящее время в  Российской Федерации система  дополнительного образования детей-инвалидов  в области физической культуры  и спорта лишь только начинает  формироваться. Поэтому будущим  специалистам по адаптивной физической  культуре необходимо не только  знать существующее положение  дел, но и представлять его  перспективы, так же быть готовым  к воплощению в жизнь рассмотренных  положений концепции дополнительного  образования в этой сфере социальной  практики.

 

§5. Структура организации  и управления адаптивной физической культурой в России

 

  В настоящее время  в России функционирует следующая  структура организации и управления  адаптивной физической культурой.

  Прежде всего необходимо  выделить органы исполнительной  власти в областях физической  культуры и спорта, образования,  здравоохранения и специального  обеспечения всех уровней: федерального  субъектов Российской Федерации,  местного самоуправления. Именно  они и осуществляют управление  всей системой адаптивной физической  культуры в стране. Например, в  федеральном органе исполнительной  власти в области физической  культуре и спорта (ныне Федеральное  Агенство по физической культуре  и спорту) существует специальный  отдел рекреации и спорта инвалидов  (раннее-отдел рекреации и физической  реабилитации), который и управляет  развитием адаптивной физической  культуры. В органах исполнительной  власти в области физической  культуры и спорта субъектов  Российской федерации так же  выделяются специальные структуры  подразделения «отделы, сектора,  группы», выполняющие аналогичные  функции, или называются специалисты,  курирующие данную работу структурных  подразделениях, занимающихся развитием  массовых форм физической культуры.

  В федеральном органе  исполнительной власти в области  образования функционирует Управление  специального образования, на  уровне субъектов Российской  Федерации в органах исполнительной  власти в области образования  тоже имеются отделы (управления, сектора и т.п.), управляющее специальным  образованием в регионе.

  Органы местного самоуправления  осуществляет планирование, организацию,  регулирование и контроль деятельности  местных (муниципальных) органов  управления физической культурой и спортом, образование, здравоохранением, специальным обеспечением и учреждений и организации в целях осуществления государственной политики в перечисленных областях социальной сферы.

  Помимо государственных  органов исполнительной власти  значительную роль в развитии  адаптивной физической культуры, особенно адаптивного спорта, в  управлении этими процессами  играют общественные организации,  занимающиеся проблемами инвалидов:  Всероссийское общество слепых  и региональные представительства.  При них созданы федерации,  ассоциации, союзы, управляющие адаптивным  спортом в работе с инвалидами  соответствующих нозологических  групп.

  Организация и непосредственное  проведение занятий по адаптивной  физической культуре осуществляются  в государственных и учреждениях  и организациях, относящихся к  перечисленным областям социальной  сферы и в которых обучаются,  воспитываются, лечатся, проживают  лица с ограниченными возможностями,  включая инвалидов. К таким  учреждениям и организациям относятся:  общеобразовательные учреждения, в  том числе дополнительного образования;  специальные (коррекционные) общеобразовательные  учреждения для обучающихся, воспитанников  с отклонениями в развитии; детские  дома и интернаты, реабилитационные  центры и др.

  Помимо государственных  учреждений и организации большую  практическую работу по организации  адаптивной физической культуре, проведению заданий в этой  области осуществляют общественные  объединения инвалидов: фузкультурно-спортивные  клубы инвалидов, физкультурно-спортивные  организации, физкультурно- спортивные  федерации, союзы, ассоциации  и т.п. Так, за последние пять  лет количество физкультурно-спотривных  клубов инвалидов в России  увеличилось в два раза и  составляет в настоящее время  688 клубов, а численность занимающихся  адаптивной физической культурой  и спортом возросла в три раза и насчитывает сегодня более 95,8 тысяч человек. При этом очень важно то, что многие клубы получают государственную поддержку в финансировании своей деятельности.

Информация о работе Адаптивная физическая культура в России и за рубежом