Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 19:38, реферат
Специально-методические принципы АФК Принципы использования АФК, предполагающие учет взаимосвязи биологических и психологических особенностей объекта педагогического воздействия (людей с нарушениями интеллекта, зрения, слуха, поражением опорно-двигательного аппарата и др.) с двигательной сферой.
АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА (АФК). ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ
Адаптивная физическая культура (АФК) - это вид общей физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Основной целью АФК является максимально возможное развитие жизнеспособности человека, имеющего устойчивые отклонения в состоянии здоровья, за счет обеспечения оптимального режима функционирования отпущенных природой и имеющихся в наличии (оставшихся в процессе жизни) его телесно-двигательных характеристик и духовных сил, их гармонизации для максимальной самореализации в качестве социально и индивидуально значимого субъекта. Максимальное развитие с помощью средств и методов адаптивной физической культуры жизнеспособности человека, поддержание у него оптимального психофизического состояния представляет каждому инвалиду возможности реализовать свои творческие потенции и достичь выдающихся результатов, не только соизмеримых с результатами здоровых людей, но и превышающих их.
Адаптивная - это название подчеркивает предназначение средств физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Это предполагает, что физическая культура во всех ее проявлениях должна стимулировать позитивные морфо-функциональные сдвиги в организме, формируя тем самым необходимые двигательные координации, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма.
Магистральным направлением адаптивной физической культуры является формирование двигательной активности, как биологического и социального факторов воздействия на организм и личность человека. Познание сущности этого явления - методологический фундамент адаптивной физической культуры.
Адаптивное физическое воспитание
 Содержание 
адаптивного физического 
Естественные движения, 
свойственные человеку в беге, прыжках, 
метании, плавании, стрельбе, играх, ходьбе 
на лыжах и так далее, в лечебных целях 
применялись давно. 
    Постепенное совершенствование методик 
лечебной физической культуры дает толчок 
развитию нового направления, получившего 
название реабилитационного спорта. 
    Историческое развитие реабилитационного 
спорта тесно связано как с вопросами 
физической культуры, так и с вопросами 
физического воспитания. 
    В XIX веке стали известны работы немецкого 
ученого Линдемана, который впервые подчеркнул 
разницу между лечебной физической культурой 
и реабилитационным спортом . 
    Он отмечал, что лечебная гимнастика 
имеет дело с больным человеком и исходит 
от его болезни, дефекта, в то время как 
реабилитационный спорт исходит от увечного 
и ставит во внимание самого человека 
во всем многообразии его возможностей. 
Лечебная физическая культура — это лечение, 
ограниченное по времени выздоровлением 
человека; реабилитационный спорт обладает 
моторной активностью, по времени он не 
ограничен, по возрасту тоже, в нем без 
принуждения занимающийся может выбрать 
любой доступный и понравившийся ему вид 
спорта. 
Анализ литературных источников показал, что детей инвалидов разных нозологических групп в нашей стране становится с каждым годом все больше. К основным категориям нарушенного и отклоняющегося развития относятся: нарушение интеллекта (умственно отсталые дети), задержка психического развития, нарушения зрения, слуха, нарушения опорно-двигательного аппарата, нарушения речи, эмоциональные расстройства (ранний детский аутизм и др.), тяжелые множественные нарушения.
Обучение, воспитание таких детей представляет труднейшую проблему. И уже она реализовывается в специальных (коррекционных) школах, опираясь на программы, имеющиеся и разрабатываемые методические и нормативные материалы. Основным направлением современного специального образования детей с нарушениями развития является создание комплексной системы педагогической помощи. Один из компонентов коррекционно-развивающей помощи таким детям – адаптивная физическая культура. Педагогический и социальный смысл адаптивного физического воспитания – физкультурное воспитание и самовоспитание личности ребенка, телесное, психическое и нравственное здоровье, повышение двигательной активности и работоспособности, общефизических и координационных способностей, развитие творческих способностей, привлечение к систематическим занятиям спортом, игра, двигательной рекреацией.
Одной из наиболее важной проблемой адаптивного физического воспитания – это повышение двигательной активности детей всех возрастных и нозологических групп. Недостаточно используется резервы времени для внеклассной работы. Есть категории детей-инвалидов, вовсе не охваченных физкультурным образованием и они автоматически освобождаются от физкультурных занятий.