Теория культуры, школы культурологии, история культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 15:32, контрольная работа

Описание работы

Самая серьезная проблема коммуникации заключена в переводе смыслов с одного языка на другой, каждый из которых имеет множество семантических и грамматических особенностей. В культурологии эта проблема эффективности культурного диалога как на «вертикали», т. е. между культурами разных эпох, так и по «горизонтали», т. е. диалога разных культур, существующих одновременно, между собой, осмысливается как проблема понимания. Термин «понимание» используется в двух смыслах как фактор интеллектуальный, познавательный, но и как сопереживание, в чувствование.

Файлы: 1 файл

КУЛЬТУРОЛОГИЯ.docx

— 64.42 Кб (Скачать файл)

Однако по одному только объекту религиозного отражения  не всегда можно отличить религию  от других форм общественного сознания. Силы, которые господствуют над людьми в их повседневной жизни, могут стать объектом отражения науки (например, вопрос о происхождении жизни, болезней и борьбе с ними), философии (место человека в мире, смысл жизни), морали (стремление к торжеству справедливости) и т. д. Следовательно, чтобы не смешать религию с другими явлениями общественной жизни (как это часто случается в немарксистских исследованиях), нужно иметь в виду еще какие-то ее отличительные признаки. Одним из них в первую очередь является форма религиозного отражения, с которой тесно связан вопрос о специфике самой религии как формы общественного сознания феномена. Для этого использовались различные методы. 0. Тейлор, например, подходил к решению данного вопроса с позиций формально-логических правил создания общих понятий. Ему казалось (и небезосновательно!), что, несмотря на разнообразие религиозных форм, во всех религиях есть нечто общее, что встречается в каждой из них. Вот это общее во всех религиях он назвал «минимумом религии», который сводился к анимизму. Другие исследователи в поисках «минимума религии» шли путем определения первобытной, маточной религии и усматривали ее в тотемизме (Э. Дюркгейм), магии (Д. Фрэзер), фетишизме (Ш. де Бросс), культе умерших предков (Глен-Аллен) и так далее. Социологи Т. Парсонс, К. Мангейм, психолог Э. Фромм считают, что специфической особенностью религии являются ее социальные функции. Богослов Р. Отто, взгляды которого находят отражение в целой серии публикаций современных буржуазных религиоведов, спецификой религии считал концепцию «святого». Британская энциклопедия насчитывает даже 6 признаков категории «святое».

Большинство советских исследователей вопрос о специфических особенностях религии связывают с рассмотрением  ее элементов. При этом одни спецификой религии считают ее идеи, другие — культ, третьи чувства. Но такое  смешивание элементов религии с  ее специфическими особенностями неправомерно. Элементы — это составные, сравнительно самостоятельные части религии, а специфическая особенность  — это непременный признак, который  присущ как религии в целом, так  и каждой ее части, то есть каждому  элементу. Отдельные советские философы вообще отрицают возможность и необходимость  определения специфики религии. Так, Ю. А. Левада писал: «Напрашивается вывод о том, что самые разнообразные  попытки выделить какой-либо специфический  признак, при помощи которого можно  было бы не только охарактеризовать любое  религиозное явление (дать его «метку»), но и раскрыть его характер, вызывают значительно больше недоумений, чем  они способны преодолеть. Каждый из выделенных тем или иным способом и, возможно, ценный в каком-то отношении  «определяющий признак» сам требует  определения, притом такого, которое  само оказывается зависимым от искомого неизвестного» !. Высказываются и другие точки зрения.

На наш взгляд, специфические  особенности религии можно установить только путем анализа религии  как формы общественного сознания. С этой целью следует всегда иметь  в виду форму религиозного отражения  объекта. В какой форме религия  отражает действительность? Встречаемся  ли мы здесь с чем-то таким, что  присуще только религии и отсутствует  в других формах общественного сознания? Да, встречаемся. Реальные «земные силы»  в религиозном отражении всегда и неизбежно «принимают форму неземных» . И это касается абсолютно всех религий: первобытных и современных, примитивных и модернизированных. «В религии,— писали К. Маркс и Ф. Энгельс,— люди превращают свой эмпирический мир в некую лишь мыслимую, представляемую сущность, противостоящую им как нечто чуждое».

И в атеистической, и в  богословской литературе эти «неземные  силы» получили название «сверхъестественных» («потусторонних», «мистических», «божественных» и т. п.). Представление о сверхъестественном и является той формой, с помощью которой религия отображает действительность. На последнюю религия как бы «смотрит» через призму представлений о богах, духах, чудесах, пророчествах и т. п. Удачным свидетельством религиозного «видения» мира может быть недавнее наставление журнала «Братский вестник» верующим-баптистам: «Каждый из нас,— пишется в пем,— должен смотреть на себя и на окружающих так, как на них смотрит бог, то есть через Иисуса Христа. А поэтому мы имеем право сказать, что центром нашего мировоззрения есть Христос, через которого мы видим, как бог смотрит на наше прошлое, современное и будущее».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Духовная культура и  религия

Духовная культура, формируясь в течение веков и тысячелетий, ориенти-ровалась на выполнение, по крайней мере, двух социальных функций — выявление объективных законов бытия и сохранение целостности социума. Иначе говоря, речь идет о познавательной функции, которую реализует в системе духовной культуры наука (отчасти и искусство), и функции общелогической, регулятивной, которую выполняют политическая, правовая и моральная культура, религия, искусство. Эти элементы духовной культуры осуществляют «теоретическое» и «практическодуховное» освоение действительности. Какое место в этом освоении занимает религия? Ограничимся рассмотрением взаимодействия религии с искусством, моралью и наукой. Религия — весьма многогранное, разветвленное, сложное общественное явление, представленное различными типами и формами, самыми распространенными из которых являются мировые религии, включающие многочисленные направления, школы и организации. В истории культуры особое значение имело возникновение трех мировых религий: буддизма, христианства и ислама. Эти религии внесли существенные перемены в культуру, вступив в сложное взаимодействие с различными ее элементами и сторонами. Термин «религия» латинского происхождения и означает «благочестие, святыня». Религия — это особое мироощущение, соответствующее поведение и специфические действия, основанные на вере в сверхъестественное, нечто высшее и священное. Она предстает такой формой отражения действительности, в которой преобладает психологический, иррациональный элемент — различные состояния души, настроения, грезы, экстаз.  Однако основой религии является вера в бога, бессмертие души, потусторонний мир, т. е. мифы и догмы.

 

 

6.особенности религии

Религия является мировоззрением, в неё входят представления и  определённое отношение человека к  окружающему миру, обществу и самому себе. Основным признаком религии  выступает вера в реальность сверхъестественных сил и убеждённость в возможности  общения с ними. Сверхъестественными  свойствами наделяются материальные предметы, животные, растения и люди.

По мере развития религии  сверхъестественные качества закреплялись за духами и богами. Появляется противопоставление божественного и материального мира, природы и общества, которые становятся подвластны богам или единому Богу.

Другой особенностью религии  является то, что она, в отличие  от философии, отражает окружающий мир  в образах, а не в абстрактных  понятиях. Для понимания религиозных  образов не требуется специальной  подготовки, они определяют судьбу человека. Отсюда возникает эмоциональное  отношение к религиозным образам. Верующий человек любит и боится Бога, здесь большую роль играет эмоциональная сфера.

В религии встречается  не только вера в сверхъестественное, но и определённые действия, которые очень разнообразны по форме и содержанию. Они исходят из убеждения, что верующий человек может повлиять на сверхъестественное в желаемом для себя направлении.

Сущность религии –  это вера в реальность сверхъестественных сил, эмоциональное отношение к  ним, а также совокупность специальных  действий, основанных на этой вере.

Структурные компоненты религии  – это религиозное сознание, религиозный культ и церковная организация.

 


Информация о работе Теория культуры, школы культурологии, история культуры