Теории культуры VIII–IX вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 19:51, реферат

Описание работы

В новое время появляются различные философские теории культуры, в которых переосмысливаются античное и средневековое понимания культуры. Латинским словом «культура» стали пользоваться для обозначения таких особенностей человеческого бытия, с которыми связано развитие способностей человека, его разума и духовного мира. Первоначально культура понималась как духовная сторона общества.
Теория Ж.-Ж. Руссо. Просветители осознали противоречие между природой и культурой. Первая точка зрения, характеризующаяся в целом пессимистическим взглядом на культуру, берёт своё начало в работах Жан-Жака Руссо (1712 – 1778), который рассматривал человека как совершенное существо, а естественную жизнь на лоне природы – как наиболее простую и правильную форму жизни человечества. В его концепции культура осмысливается как разделяющая человека и природу.

Файлы: 1 файл

культурология.docx

— 31.31 Кб (Скачать файл)

Теории культуры VIII–IX вв.

     В новое время появляются различные философские теории культу-

ры, в которых переосмысливаются античное и средневековое понимания культуры. Латинским словом «культура» стали пользоваться для обозначения таких особенностей человеческого бытия, с которыми связано развитие способностей человека, его разума и духовного мира. Первоначально культура понималась как духовная сторона общества.

Теория Ж.-Ж. Руссо. Просветители осознали противоречие между природой и культурой. Первая точка зрения, характеризующаяся в целом пессимистическим взглядом на культуру, берёт своё начало в работах Жан-Жака Руссо (1712 – 1778), который рассматривал человека как совершенное существо, а естественную жизнь на лоне природы – как наиболее простую и правильную форму жизни человечества. В его концепции культура осмысливается как разделяющая человека и природу. По своей природе, считают многие последователи Руссо, человек вообще антикультурен, он стихийно ощущает, что культура есть зло и создана как средство для подавления и порабощения человека. Из этих постулатов пред-

ставители пессимистического взгляда на культуру делают разные выводы. Философы, в той или иной степени разделяющие взгляды Руссо, вслед за ним резко критикуют современные им культурные традиции, определяющие существующее социальное, экономическое, имущественное и политическое неравенство. Ущербность буржуазной культуры и цивилизации Руссо видит в существовании как частной собственности, которая делает людей неравным, так и в государственной власти, всегда антинародной

по своей сути. Не меньшим злом, по мысли Руссо, являются наука и искусство, которые способствуют сохранению неравенства, не обеспечивая ни улучшения нравов, ни более богатой и счастливой жизни народу. Руссо считает, что дети, как природные существа, свободны от пороков взрослых людей, но лучшие задатки ребёнка подавляются обществом, где господствуют деспотизм, произвол и неравенство.

Именно поэтому Руссо считал, что ребенка необходимо воспитывать вдали от городов, на лоне природы, соответственно требованиям естественных законов – возраста, здоровья, климата, с учётом склонностей и способностей человека. Ребёнка надо учить простым ремёслам, естественному образу жизни, далёкому от жестокой и искусственной жизни городов, этих язв на теле человечества. Эти позиции Руссо оказали существенное влияние на развитие педагогики нового времени, в теории и на практике осуществляющих воспитание детей на лоне природы и как природных существ, отрицательно относящихся ко всем соблазнам современной цивилизации.

Теории культуры в немецкой философии. Немецкие просветители И. Гердер и В. Гумбольд утверждали, что культура есть господство человека над природой, она является исторической ступенью совершенствования человечества. Родоначальник немецкой классической философии И. Кант называл культурой совершенство разума. Целостность культуры рассматривается с позиций единства культуры и человека: «человек – свободная личность, способная к самоусовершенствованию, приобщённая к сфере ценностей в культуре как выражению гуманистического своего предназначения» (Кант).

Немецкая философия анализирует невозможность гармонического существования природы и культуры как «второй природы» (по определению Г. Гегеля) и человека. Возникает стремление рассмотреть культуру как процесс развития духа, в котором противоречия между природой и культурой являются необходимыми и неизбежными. В концепции И. Фихте культура понималась как свобода духа. По мнению немецкого философа Э. Кассирера, культура – символическая вселенная, в которой человек осуществляет свою жизнедеятельность, культура – это процесс самоосвобождения человека, в котором он доказывает свою способность создавать свой собственный идеальный мир, а язык, искусство, религия, наука и философия выступают как фазы этого процесса. На этой основе складывается «классическая модель культуры»

с её ориентациями на гуманизм, историцизм, рационализм.

Но постклассическая философия разрушает все предыдущие теории культуры: реальная историческая действительность показала невозможность преодоления противоречия между прогрессом общественного развития и гармоническим существованием человека в мире. Развитие культуры и общества подчиняется не столько разуму человека, сколько страстям, инстинктам, бессознательному иррационализму.

В работах знаменитого немецкого философа Фридриха Ницше (1844 – 1900) вопросы соотношения человека, его воли к власти и существующего мира культуры решаются с позиций пессимизма и иррационализма. Человек, по мысли Ницше, изначально антикультурен, он – природное существо, а культура создана для подавления и порабощения человека. Только благодаря культурным запретам, созданным обществом, моральным правовым нормам и принципам искусства формируются социальные мифы

и создаются иллюзорные мечты о гуманизме, свободе или справедливости, которыми спекулирует западная культура. Разоблачая несостоятельность этих иллюзий, мифов, благодаря которым могут существовать слабые, больные, никчёмные люди, Ницше сознательно провозглашает свою новую философию сверхчеловека. Для этого человека нравственность рассматривается как упадок, запрет на естественные поступки и желания человека, мораль – вмешательство разума, который ограничивает стихийные инстинкты человека, и из-за этого человек становится больным существом, отрицающим самого

себя.

Только сверхчеловек в состоянии отбросить культурные запреты, все табу, мешающие ему жить, такой человек осознаёт трагическую красоту нового бытия, он порывает с обществом, реализует свою личную свободу и достигает трагического единства жизни и смерти, характерного для культа античного бога Диониса. По мнению Ницше, культура обретается только на пути познания как освобождение от принятых ценностей, от иллюзий, которые содержат наука и религия, а человеком движет только воля к жизни.

Противоречия между ценностями культуры и реальными проблемами жизни людей анализировал немецкий социолог Макс Вебер (1864 – 1920). Он как бы зафиксировал весьма драматическое положение западного человека, перед которым два мира – «небо» идеалов и «земля» эмпирической реальности. С одной стороны, перед человеком открывается эмпирический мир, не несущий в себе якобы никакого смысла. Это – мир, сформированный с помощью техники и науки, которая также «технична» и принципи-

ально «бессмысленна». С другой стороны, высоко над его головой витает царство идеала – истины, добра и красоты и прочих ценностей, призванных цементировать здание культуры. Однако это царство не только оторвано от земли, но и потрясено внутренними раздорами ценностей, их войной, разразившейся в связи с переходом их от «иерархии» к «равноправию». Вот в кратком виде основные идеи теорий культуры IX в.

«Философия жизни» – Ф. Ницше. Культура искажает подлинную природу, т.е. жизнь. Люди проявляют «волю к могуществу» (через интеллектуальные построения человек расширяет своё могущество и власть; постепенно человеческие понятия заслоняют собой реальную жизнь, становятся враждебны жизни). Диалектика идей людей, наука – это упорядочение мира по своим собственным законам (отдаляются от жизни). Искусство – вид иллюзии, более близко связанный с жизнью. «Культура – тоненькая кожура над раскалённым хаосом». В IX в. возник «европейский нигилизм», «переоценка всех ценностей», «смерть Бога».

Герменевтика – В. Дильтей (1830 – 1911). Утверждает единство мира культуры, включённость в него рефлексивных форм – искусство, религия, философия. Каждая культурная эпоха обладает целостностью. Герменевтика – способ понимания письменно фиксированных проявлений жизни, т.е. духовной культуры в её исторических образцах.

Понимающая социология – М. Вебер (1864 – 1920). Западный человек находится в противоречии между эмпирическим миром техники, науки и миром идеалов, добра, красоты и прочих ценностей, причём и ценности современного человека противоречат друг другу.

Феноменология – Э. Гуссерль (1859 – 1938).

1. Утверждает самоценность сознания. Культура – это познание мира через разум, веру (верования), волю, эмоции, любовь, желания.

2. «Жизненный мир человека» –  область непосредственно-очевидного, того, что всем известно и в  чём все уверены, что практически  проверено. «Религиозно-мифологический  мир» заключает в своей целостности  все предметы, всех животных, людей  и сверхъестественных существ». В европейской культуре «жизненный  мир» и «мифологический мир»  вытесняются различными научными  и теоретическими философскими  установками.

3. История культуры в своём  развитии ориентирована на некий  нормативный образ, на внутренне  присущую истории разумную цель. Греческая философия способна  стать всеобщей нормой, которая  объединит разные нации и многие  поколения людей.

Общественно-историческая школа культурологии. Едина ли история мировой культуры или представляет собой совокупность самостоятельных изолированных культур? В литературе выделяются два типа ответов на этот вопрос.

1. В концепциях Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби утверждается, что не существует единой истории  человечества; история осуществляется  на принципе смены культур, каждая  из которых живёт своей собственной, самодостаточной, обособленной жизнью. Схема истории, таким образом, представляет собой не однонаправленный линейный процесс, а линии развития культур расходятся (цикличе-

ские концепции культуры).

2. В концепциях Вольтера, Монтескье, Канта, Гердера, Ясперса доказывается  идея универсальности и всемирности истории. В многообразии социокультурного мира можно проследить единую линию развития человечества, ведущую к созданию общечеловеческой культуры (линейные концепции культуры).

Данилевский Н.Я. (1822 – 1885). Концепция локальных культурно-исторических типов:

- каждый культурно-исторический  тип проходит в своём развитии  стадии рождения, расцвета, упадка и гибели;

- не существует единого направления  прогресса мировой культуры, каждая  культура развивается обособленно;

- культурные типы классифицируются  в зависимости от преобладающих  направлений – разрядов человеческой деятельности. Всю социально-культурную человеческую деятельность он подразделяет на четыре не сводимых один к другому разряда:

1. Деятельность религиозная, выражающая  отношение человека к Богу.

2. Деятельность культурная, в узком  смысле этого слова, выражающая  отношение человека к внешнему миру. Это, во-первых, теоретически-научная деятельность, во-вторых, эстетически-художественная, и, в-третьих, технически-промышленная деятельность.

3. Деятельность политическая, включающая  в себя как внутреннюю, так  и внешнюю политику.

4. Деятельность общественно-экономическая, в процессе которой создаются определённые экономические отношения и системы.

Данилевский выделял следующие культурные типы:

- культуры первичные или подготовительные (не проявились ярко ни в одном из разрядов социокультурной деятельности); к ним относятся египетская, китайская, вавилонская, индийская, иранская культуры;

- культуры одноосновные (проявляются  ярко в одном из разрядов): еврейская  культура (религиозный разряд –  создана первая в мире монотеистическая  религия – иудаизм, прародитель  двух будущих мировых религий, христианства и ислама); греческая (культурный разряд: искусство, философия); римская культура (политический разряд).

- культура двухосновная: европейская (германо-романская) культура имеет 2 разряда – политико-культурный  тип.

- культура четырёхосновная (гипотетический тип, где все 4 разряда равноценно развиты). Предполагал, что таким типом способен стать славянский, при условии самостоятельного развития, без подражания Европе.

Освальд Шпенглер (1880 – 1936). Его взгляды выражены в книге «Закат Европы». Нет единой мировой культуры.

1. Сама жизнь человечества –  бесконечное зарождение и гибель  культур, представляющих собой своеобразные «организмы» с твёрдой внутренней организацией, каждая из которых замкнута и неповторима.

2. Кризис и гибель культуры  – неизбежное и закономерное  явление.

3. Отдельные культуры-цивилизации  могут существовать 1500 лет, а затем  исчезают, оставив разнообразные  памятники, которые могут быть  использованы другими культурами, но заимствование и развитие её внутренних принципов невозможно, т.е. нет культурной преемственности.

4. Гибель культуры происходит  через утрату её гибкости, многообразия, техницизм. Цивилизация – это заключительный этап развития какой-либо культуры и периода общественного развития, для которой характерны высокий уровень научных и технических достижений, упадок искусства и литературы. Этот этап завершается упадком и гибелью культуры.

5. Принцип культурного полицентризма  – много центров культуры существовало  и существует, каждая культура имеет ценность, все культуры равноправны.

6. Шпенглер выделяет 7 культур прошлых  веков:

 египетскую, индийскую, вавилонскую, китайскую, греко-римскую, майя, византийско-арабскую. Сейчас существует западноевропейская культура, складывается русско-сибирская культура.

7. Культура – внешнее проявление  внутреннего строя души народа, стремление коллективной души народа к самовыражению.

Каждой душе, каждой культуре присуще первичное мировоззрение, свой «первосимвол», из которого и проистекает всё богатство её форм. Каждая культура живёт обособленной жизнью, культивируя свой «такт», «ритм», «тональность».

В основе греческой культуры лежит «аполлоническая» душа; средневековой арабской присуща «магическая» душа, у европейской же культуры – «фаустовская» душа, мятежная, стремящаяся преодолеть мир своей волей.

8. Современная европейская культура  вступила в период техницизма, цивилизации, и поэтому близка к своей гибели.

Арнольд Тойнби (1889 – 1975). Концепция «локальных цивилизаций»; концепция «Вызова и Ответа».

1. Локальные цивилизации проходят  определённый цикл развития: возникновение, рост, расцвет, надлом и разложение (истощение жизненных сил).

Информация о работе Теории культуры VIII–IX вв