Техника и выразительность звучащей речи. Особенности звучащей речи. Культура монологической речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 23:26, реферат

Описание работы

Какая бы профессия ни была у человека- актера, врача, учителя, банкира, адвоката, ди-джея -он, конечно же, хочет достичь успеха в своей профессиональ-ной деятельности. Быть по-настоящему успешным можно только тогда, когда умеешь общаться с другими людьми в самых разных ситуациях: с коллегами на работе, с продавцом в магазине, с прохожими па улице и, конечно же, каждый день - с друзьями и близкими. Ведь всем нам надо, чтобы нас слушали, понимали, принимали нашу точку зрения.

Содержание работы

Введение 3
Техника звучащей речи 4-5
Приемы произнесения речи 5-13
Выразительность звучащей речи 13-14
Особенности звучащей речи 14-18
Монологическая речь………………………………………………………...18
Культура монологической речи 18-23
Заключение 23
Список использованной литературы 24

Файлы: 1 файл

Реферат новый.docx

— 80.06 Кб (Скачать файл)

Но тембр меняется в зависимости от физического и морального состояния говорящего, от отношения его к собеседникам, к предмету речи.

Тембр голоса каждого человека сугубо индивидуален, что в конечном счете зависит от строения его произносительного аппарата. Тембр изменяется не только с возрастом, но и в зависимости от физического и эмоционального состояния человека. Так, по голосу можно судить, веселый человек или грустный, больной, усталый или здоровый, полный сил и т.д.

Пятое – полетность звука, его способность выделяться на фоне других звуков и шумов, не смешиваясь с ними, не теряясь среди них.

Шестое – выносливость, малая утомляемость голоса, позволяющая не терять основные свойства звучания при длительном интенсивном выступлении, выдерживать значительную голосовую нагрузку.

Умение владеть голосом – важный показатель ораторского мастерства и предпосылка убедительной речи. Необходимыми качествами ораторского голоса являются: красивый тембр, сила, полетность, выносливость, большой диапазон. К недостаткам голоса относят неприятный тембр, хрип, сип, малый диапазон, напряженное звучание.

Голос учителя должен иметь достаточную силу звука, должен легко изменяться по высоте, обладать широким диапазоном звучания и разнообразной тембральной окраской. Диапазон голоса – это совокупность звуков различной высоты. Плавные переходы из одной тональности в другую придают речи выразительность.  Бедность голосового диапазона приводит к монотону. Сила голоса – это способность убеждать, доносить до каждого ученика свои мысли, чувства и волю.

В научно-фантастическом романе известного английского писателя А. Конан-Дойля есть сцена, рисующая одно из заседаний Лондонского зоологического института. Красочно описав вступительное слово председателя, обращенное к своему галстуку и графину с водой, автор делает следующее замечание: «Почему люди, которым есть, что сказать, не желают научиться говорить членораздельно? Это так же бессмысленно, как переливать драгоценную влагу через трубу с закрытым краном, отвернуть который до конца можно без всякого труда».

Ответить на этот вопрос довольно трудно. Почему люди, затрачивающие немалые усилия на изучение фонетики иностранного языка, не желают приложить минимум стараний для овладения правильным и четким произношением на родном языке? Почему «мысль нередко почти до неузнаваемости уродуется при воплощении в звучащей речи?

Основную причину можно увидеть в том, что большинство людей не имеют элементарных знаний в области техники речи, к которой, в частности, относится дикция.

Дикция – четкое произношение звуков речи, соответствующее фонетической норме данного языка.  При этом имеется в виду, естественно, степень отчетливого произношения в речи слов и слогов, а также при чтении вслух или пении. Дикцию по отношению к орфоэпии можно сравнить с почерком по его отношению к орфографии. Человек с   плохой   дикцией  заставляет пропускать мимо ушей часть воспринимаемой на слух информации, либо переспрашивать много раз.

Ясность и четкость произношения называются хорошей дикцией. Она подготавливает речевой аппарат к творческому процессу, делает привычной точную артикуляцию всех звуков. Помогает выразительности слова. Хорошая дикция предполагает умение «держать паузу», разнообразить ритмическую организацию речи.

И, наконец, артикуляция, без соблюдения правил которой  ни о какой дикции не может быть и речи. Артикуляция – это правильное и отчетливое произношение звуков. Причины недостатков в произношении кроются в самой личности выступающего, в его отношении к своей речи,  к слушателям.

Правильность артикуляции – это такие движения органов артикуляции, которые соответствуют нужному месту и способу образования звука.

Степень отчетливости артикуляции – это показатель, который влияет на разборчивость устной речи. Степень отчетливости артикуляции у людей может быть разной.

Например, при отсутствии зубов человек «шамкает» и его речь часто малоразборчива. Но даже когда все зубы на месте, встречаются люди, про которых говорят, что у них «каша во рту», то есть слова произносятся невнятно, артикуляция вялая и неразборчивая.

Для развития мышц артикуляционных органов нужна постоянная и целенаправленная тренировка. Доказательством этого служит понятие «учительский голос». Все наверняка замечали, что у учителей, ведущих урок, голос звучит совершенно по-иному, чем в тех случаях, когда они разговаривают на бытовые темы.

Этот факт объясняется тем, что на уроке учитель должен говорить отчетливо, чтобы все его понимали. Более того, четкая артикуляция создает впечатление, что человек уверен в себе, знает то, о чем говорит, что является одной из задач устной коммуникации.

Поэтому каждый человек должен стремиться к тому, чтобы научиться четко произносить слова.

Кроме звучности и темпа речи характер дикции, культуру произношения определяет высота голоса. Типичными ошибками в данном случае будут речь на одной и той же высоте – это создает впечатление монотонности речи. В то же время следует помнить, что слишком высокий тон возникает при возбуждении, нервозности, реже – застенчивости или нехватке дыхания. Чтобы избежать повышенного тона, неустойчивости голоса, следует не слишком волноваться при выступлении, избегать резких споров, не давать воли эмоциям.  Русская речь склонна к некоторой минорности, и часто в голосе слышатся высокие плаксивые нотки, капризно - просительное звучание, хорошей профилактикой против которых служит понижение тона. Высота звука должна изменяться при произношении речи, иначе возникает монотонность.

 Хорошая дикция создает благоприятные  условия для эффективного устного  общения между людьми.  Поль Клодель говорил: « Нужно говорить громко, чтобы тебя услышали. Нужно говорить тихо, чтобы тебя послушали»                  

Кроме того, дикция имеет эстетическую ценность, будучи одним из наиболее ярких показателей внешней культуры звучащей речи.

Интонация – важное смыслоразличительное средство языка, этотональная окраска слов, последовательность тонов, различающихся по высоте, тембру, темпу.Одно и то же предложение, произнесенное с разной интонацией, приобретает разный смысл. С помощью интонации выражаются основные коммуникативные значения: утверждение, вопрос, восклицание, побуждение. –  Интонация является своеобразным музыкальным оформлением речи, повышает ее экспрессивность и действенность. «Неверно взятый тон, – писал П. С. Пороховщиков, – может погубить целую речь или испортить ее отдельные части .

Психологи подсчитали, что интонация может нести до 40% информации. Рассудительные, убеждающие интонации, эмоциональные реакции слушателей помогают говорящему обратить внимание на те или иные вопросы, освещаемые оратором. В связи с этим известный юрист ХIХ в. А. Ф. Кони писал: «…следует вообще менять тон – повышать и понижать его в связи со смыслом и значением данной фразы – и даже отдельные слова (логическое ударение). Тон подчеркивает…» (Кони А.Ф. Советы лекторам // А. Ф. Кони.Избр. произ. М., 1956. С. 6, 7).

Интонация несет важную информацию о человеке: о его настроении, об отношении к предмету речи и собеседнику, о его характере и даже профессии. Это свойство интонации было отмечено еще в древности.

Так, например, Абу-ль-Фарадж, ученый XIII века, писал: «Тот, кто разговаривает, постепенно снижая голос, несомненно, чем-то глубоко опечален; кто говорит слабым голосом – робок как ягненок; тот, кто говорит пронзительно и несвязно, - глуп как коза».

Вообще публичная речь большинства людей характеризуется интонационной бедностью, что проявляется прежде всего в монотонном и однообразном  интонационном оформлении высказываний. Школьники, пытаясь придать выразительность своему чтению вслух, читают часто с завываниями, слишком громко или слишком быстро.

Необходимо усвоить, что интонация – это комплексное средство языка, которое включает в себя несколько компонентов: мелодику, логическое ударение, громкость, темп речи и паузу. Что же собой представляют слагаемые интонации?

Мелодика – это изменение высоты тона голоса на протяжении высказывания. Она является главным компонентом интонации, иногда ее называют интонацией в узком смысле слова.

В русском языке выделяются несколько типов мелодики, основными из которых являются:

а) мелодика завершенности (характеризуется понижением высоты голоса к концу высказывания и свойственна повествовательным предложениям, а также вопросительным предложениям с вопросительным словом);

б) вопросительная мелодика(характеризуется повышением высоты тона и свойственна вопросительным предложениям без вопросительного слова (общий вопрос);

в)мелодика незавершенности (близка к вопросительной, но характери-зуетсяменьшим подъемом высоты тона и реализуется в неконечных частях распространенного высказывания).

Логическое ударение (акцентное или смысловое выделение) – это выделение с помощью интонационных средств какого-либо слова в высказывании, которое представляется говорящему наиболее важным, с целью обратить на него внимание слушателя.

В зависимости от того, на какое слово фразы падает логическое ударение, высказывание изменяет свой смысл. Например:

- Вы пойдете в театр? – Да, в театр.

- Вы пойдете в театр? – Да, пойдем.

- Вы пойдете в театр? – Да, мы.

Важным средством смыслового членения предложения  являетсяпауза– перерыв в звучании.Различают физиологическую (добор дыхания), грамматическую (знаки препинания), логическую (смыслоразличительную) и психолингвистическую паузу (подтекст, эмоциональная окраска).

В зависимости от места расположения паузы может меняться смысл высказывания. Здесь можно привести известную фразу «Казнить нельзямиловать», которая меняет свой смысл на противоположный в зависимости от того, где делается пауза.

Пауза – это молчание. Но и молчание может быть выразительным и значимым. Даже наука есть такая – паузология. Первый паузолог США профессор О’Коннор считает, что паузы могут сказать о человеке не меньше, чем слова, что в разговоре на них уходит 40-50% времени.

Не случайно, говоря о первом спектакле в Московском Художественном театре, о том, как играли актеры и как принимали их зрители, В.И. Немирович-Данченко вспоминает и о … паузах. Он подчеркивает, что ни в речи актеров  были «не пустые, а заполненные дыханием этой жизни и этого вечера; паузы, в которых выражалось недоговоренное чувство, намеки на характер, полутона».

Немирович-Данченко писал: «паузы не пустые, а заполненные». В сценической речи пустые паузы возникают из-за плохого знания текста роли, когда актер постоянно думает о том, что дальше следует говорить.

«Пустые» паузы встречаются и в обыденной обстановке. Есть люди очень ограниченные, их интеллект слабо развит, они почти ничего не читали, мало что знают. Когда они вступают в разговор, то речь их бывает «испещрена» паузами, ничего не значащими, не несущими никакой информации. Такие паузы затягивают разговор, не создают комфорта при общении  и даже раздражают.

С пустой паузой, порожденной отсутствием мысли, не следует смешивать паузы хезитации, т.е. паузы обдумывания, размышления. Чаще всего паузыхезитации встречаются в речи людей, обсуждающих политические, социальные, научные проблемы, когда у выступающих еще не сложилось мнение по обсуждаемой проблеме, они ищут решение вопроса, вслух обдумывают его. Паузы помогают говорящим оформить свои мысли,  находить лучшую, наиболее ясную и точную форму изложения. Паузы могут заменять сочетания слов: «точнее сказать…», «нет, не так надо сказать…», «правильнее будет…», «лучше сформулировать так…», после чего дается новая формулировка мысли. Паузы хезитации уместны и необходимы.

Чтобы речь была ясной и понятной, необходимо перед произнесением текста вслух навести порядок в словах, правильно соединить их в группы, т.е. в речевые такты. Тогда будет ясно, какое слово к какому относится, как они объединяются, из каких отрезков состоит фраза. Паузы, отделяющие один речевой такт от другого, называются интонационно-логическими.

Изменение места интонационной паузы в одном и том же предложении может значительно изменить его смысл: От радости в зобу // дыханье сперло. Предложение получилось нелепым, т.к. не радость находится в зобу, а дыханье в нем сперло: От радости // в зобу дыханье сперло.

Выделяют еще интонационно-синтаксические паузы. Они соответствуют знакам препинания в письменной речи и различаются длительностью. Самая короткая пауза – на месте запятой, а самую длинную требует точка. Интонационно-синтаксической паузой отделяются в звучащей речи однородные члены предложения, обращения, вставные конструкции.

В теории публичной речи выделяют еще психологическую паузу.

Есть еще две разновидности пауз.

Ситуативная– вызваны той или иной ситуацией. Надо, чтобы ученики написали диктант. Учитель читает текст медленно, повторяет части предложения и, повторяя, делает паузы. Или чтобы в шуме и на далеком расстоянии люди услышали и поняли друг друга, чтобы новобранцы услышали друг друга. В таких случаях паузы вызваны той или иной ситуацией.

Последняя разновидность – паузы физиологические. Они появляются, когда не хватает воздуха в легких, особенно при одышке, или когда поражена центральная нервная система и в результате забывается нужное слово.

В заключение разговора о паузах приведем слова К.С. Станиславского: «Пауза – важнейший элемент нашей речи и один из главных козырей».

Четкость в произношении во многом зависит от его темпа. Темп – это скорость речи, и в зависимости от содержания выступления и характера самого выступления эта скорость может быть различной: быстрой, средней, медленной.Оптимальным условием легкого восприятия является средний темп - примерно 100 - 120 слов в минуту. Скорость речи зависит от смысла высказывания, эмоционального настроя, жизненной ситуации. Замедление позволяет изобразить предмет, подчеркнуть его важность, выделить.

Информация о работе Техника и выразительность звучащей речи. Особенности звучащей речи. Культура монологической речи