Культура речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 12:15, курс лекций

Описание работы

Содержится краткий обзор устной,письменной речи.

Файлы: 1 файл

культура речи.docx

— 143.32 Кб (Скачать файл)

 

       
1.Культура речи -- многозначное понятие, включающее в себя: правильность речи, то есть владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления, лексики, грамматики и стилистики), и речевое мастерство, то есть умение выбирать из существующих вариантов наиболее точный в смысловом отношении, стилистически и ситуативно уместный, выразительный и т.п. Культура речи предполагает высокую общую культуру человека.

2. Выделяют три аспекта речевой культуры: нормативный, коммуникативный и этический.

Нормативный аспект культуры речи предполагает знание и применение в практике общения норм литературного  языка на лексическом уровне (точность выбора слова); произносительном уровне (в области фонетики, орфоэпии, смысловых, эмоциональных интонаций, темпа  речи, тембра голоса); на грамматическом (в морфологии и синтаксисе); на морфемном  и словообразовательном уровне.

Коммуникативный аспект культуры речи предполагает для полноценного адекватного понимания речи адресатом  соблюдение в практике общения таких  критериев, как правильность, точность, логичность, выразительность, чистота, ясность, богатство.

Этический аспект культуры речи предполагает владение нормами  и правилами речевого поведения  в процессе общения, владение системой речевых формул общения.

3. термин язык обычно употребляется в двух значениях: 1) язык вообще как абстрактное представление о едином человеческом языке – определенном классе знаковых систем; 2) какой-либо конкретный язык как реальная знаковая система, используемая для общения в определенном социуме в определенном пространстве и в определенное время, как одна из реализации свойств языка вообще.

Главнейшей функцией языка  является коммуникативная так как  язык служит прежде всего средством человеческого общения. К базовым (или первичным) функциям языка относят также познавательную (когнитивную), имея в виду, что с его помощью происходит в значительной степени познание, изучение окружающего мира, и эмоциональную, проявляющуюся в способности выражать чувства и эмоции говорящих, их оценки.

Слово – важнейшая единица языка, служащая для наименования предметов, процессов, признаков или указывающая на них. В структурном плане оно состоит из морфем, от которых отличается свободным воспроизведением, и представляет собой строительный материал для словосочетаний и предложений. Слово обязательно принадлежит к какой-либо части речи: существительным, прилагательным, глаголам и т. д.

 

Предложение – основная синтаксическая единица, которая содержит сообщение о чем-либо, вопрос или побуждение. Предложение имеет грамматическую основу, состоящую из главных членов (подлежащего и сказуемого) или одного из них. Предложение может иметь одну грамматическую основу и в этом случае называется простым: Степь. Начинает светать. Над лесом появился краешек солнца. Предложение может иметь не одну грамматическую основу, а две и более, и в этом случае называется сложным.

 

 

4. Коммуникативная функция. Важнейшим средством человеческого общения является язык. Он выступает орудием общения, осуществляя таким образом коммуникативную функцию. Общаясь друг с другом, люди передают свои мысли, волеизъявления, чувства и душевные переживания, воздействуют друг на друга в определённом направлении, добиваются общего взаимопонимания. Язык даёт людям возможность понять друг друга и наладить совместную работу во всех сферах человеческой деятельности. Язык был и остаётся одной из сил, которые обеспечивают существование и развитие человеческого общества. Язык как средство общения является общим достоянием. Он может выполнять при этом две социальные функции - интегрирующую и дифференцирующую. Эти социальные функции язык выполняет тогда, когда происходит историческое образование языков на базе концентрации диалектов или объединения языков, а также изоляции языка.

Интегрирующую функцию язык выполняет тогда, когда он используется как язык межнационального или мирового общения. Такие социальные функции  осуществляет русский язык. язык, который не используется для общения между народами, выполняет дифференцирующую функцию. Это - родной язык той или иной нации или народности.

Когнитивная и аккумулятивная функции языка. Коммуникативная  функция - одна из основных социальных функций языка. Вторая основная функция  языка обусловлена содержанием  общения. Предназначенность языка  быть средством выражения, передачи и хранения содержания называют его  когнитивной функцией. Функцию языка  отражать и сохранять знания называют аккумулятивной.

5. речь – это процесс пользования языком. Речь является реализацией языка, который и обнаруживает себя только через речь. Речь конкретна, неповторима, актуальна, развертывается во времени, реализуется в пространстве. Речь активна, линейна, стремится к объединению слов в речевом потоке. В отличие от языка она менее консервативна, более динамична, подвижна.

6.

7. Общение между людьми может происходить в разных формах. Разговор с друзьями, коллегами по работе, по телефону, лекция в университете–это непосредственное общение между участниками, которое происходит в устной форме. Но чтение книг, личных или официальных писем, документов, законов и т. п. тоже является общением, только это общение происходит посредством текста, представленного в письменной форме. Письменная форма речи позволяет с помощью знаков передавать речевую информацию на расстояние и закреплять ее во времени. Таким образом, по тому, в какой форме происходит коммуникация, в звуковой или письменной, выделяют устную и письменную форму речи. По количеству активных участников коммуникации выделяют две основные формы речи: диалог и монолог.

Участники примерно равноправны между  собой в общении: каждая из сторон поочередно высказывает свое мнение. Такой разговор, такое общение  происходит в форме диалога. Диалоги  различаются по поведению в них  участников: от доминирования одной  из сторон (судья - подсудимый) до относительного равноправия (беседа одноклассников).

Читает лекцию преподаватель, или  выступает какой-то оратор, или глава  государства обращается по телевидению  ко всему народу, то участники такого общения неравноправны: активным является один – говорящий, а все остальные  – пассивные слушатели. Это монологическая речь. Если монологическая речь рассчитана на непосредственное восприятие ее слушающим, она существует в устной форме. Когда монолог рассчитан на зрительное восприятие, он фиксируется в письменной форме и существует в виде письменного текста.

9. Речевое общение происходит в двух формах - устной и письменной.  Устная и письменная формы речи являются самостоятельными, имеют свои характеристики и особенности.

 

Устная речь – это звучащая речь, функционирующая  в сфере непосредственного общения, а в более широком понимании  – это любая звучащая  речь. Исторически устная форма речи первична, она возникла гораздо раньше письма. Интонация создается мелодикой  речи, интенсивностью (громкостью) речи, длительностью, нарастанием или  замедлением темпа речи и тембром  произнесения. В устной речи большую  роль играют место логического ударения, степень четкости произношения, наличие  или отсутствие пауз. Устная речь обладает таким интонационным разнообразием  речи, что может передать все богатство  человеческих чувств, переживаний, настроений и т. п.

 

Устную речь сопровождают, усиливая ее выразительность, такие  дополнительные средства, как характер взгляда (настороженный или открытый и т п,), пространственное расположение говорящего и слушающего, мимика и жесты. Так, жест может быть уподоблен указательному слову (указание на какой-то предмет), может выражать эмоциональное состояние, согласие или несогласие, удивление и т д.

Необратимость, поступательный и линейный характер развертывания во времени - одно из главных свойств устной речи. Нельзя вернуться в какой-то момент устной речи еще раз, и в силу этого говорящий вынужден мыслить и говорить одновременно, т. е. он думает как бы «на ходу», поэтому устной речи могут быть свойственны неплавность, фрагментарность.

Устная речь может быть подготовленной (доклад, лекция и др.) и неподготовленной (разговор, беседа). Подготовленная устная речь отличается продуманностью, более четкой структурной организацией, но при этом все-таки говорящий, как правило, стремится, чтобы его речь была непринужденной, не «заученной», походила на непосредственное общение.

 

Устная форма  речи закреплена за всеми функциональными  стилями русского языка, однако она  имеет несомненное преимущество в разговорно-бытовом стиле речи. Выделяют следующие функциональные разновидности устной речи: устную научную речь, устную публицистическую речь, виды устной речи в сфере официально-делового общения, художественную речь и разговорную  речь. Следует сказать, что разговорная  речь оказывает влияние на все  разновидности устной речи. Это выражается в проявлении авторского «я», личностного  начала в речи с целью усиления воздействия на слушающих. Поэтому в устной речи используются эмоционально и экспрессивно окрашенная лексика, образные сравнительные конструкции, фразеологизмы, пословицы, поговорки, даже просторечные элементы.

 

Письменная  речь

 

Письмо –  это созданная людьми вспомогательная  знаковая система, которая используется для фиксации звукового языка (и  соответственно звуковой речи). С другой стороны, письмо – это самостоятельная  система коммуникации, которая, выполняя функцию фиксации устной речи, приобретает  ряд самостоятельных функций. Письменная речь дает возможность усвоить знания, накопленные человеком, расширяет  сферу человеческого общения, разрывает  рамки непосредственного

окружения.

Основная функция письменной речи – фиксация устной речи, имеющая  цель сохранить ее в пространстве и времени. Письмо служит средством  коммуникации между людьми в тех  случаях, когда непосредственное общение невозможно, когда они разделены пространством, т. е. находятся в разных географических точках, и временем.

Письменная речь развертывается не во временном, а в статическом  пространстве, что дает пишущему возможность продумывать речь, возвратиться к уже написанному, перестроить предложения и части текста, заменить слова, уточнить, осуществить длительный поиск формы выражения мысли, обратиться к словарям и справочникам.

Письменная речь отличается тем, что в самой форме речевой  деятельности находят определенное отражение условия и цель общения, например художественное произведение или описание научного эксперимента, заявление об отпуске или информационное сообщение в газете. Следовательно, письменная речь обладает стилеобразующей  функцией, что находит отражение  в выборе языковых средств, которые  используются для создания того или  иного текста, отражающего типические особенности определенного функционального  стиля. Письменная форма является основной формой существования речи в научном, публицистическом; официально-деловом  и художественном стилях.

Сходство  заключается в том, что эти  формы речи имеют общую основу – литературный язык и в практике занимают примерно равное место. Различия сводятся чаще всего к средствам  выражения. Устная речь связана с  интонацией и мелодикой, невербаликой, в ней используется определенное количество и «своих» языковых средств, она привязана больше к разговорному стилю. Письмо использует буквенные, графические обозначения, чаще книжный язык со всеми его стилями и особенностями, нормированностью и формальной организацией.

 

8. Диалог – это разговор двух или нескольких лиц, форма речи, состоящая из обмена репликами. Основной единицей диалога является диалогическое единство – смысловое (тематическое) объединение нескольких реплик, представляющее собой обмен мнениями, высказываниями, каждое последующее из которых зависит от предыдущего.

Диалог рассматривается  как первичная, естественная форма  речевой коммуникации, поэтому как  форма речи он получил свое наибольшее распространение в сфере разговорной  речи, однако диалог представлен также  и в научной, и публицистической, и официально-деловой речи.

Будучи первичной формой коммуникации, диалог представляет собой  неподготовленный, спонтанный тип речи. Это утверждение касается в первую очередь сферы разговорной речи, где тематика диалога может произвольно  меняться в ходе его развертывания. Но , даже в научной, публицистической и официально-деловой речи при возможной подготовке (прежде всего вопросных) реплик развертывание диалога будет спонтанным, поскольку в абсолютном большинстве случаев реплики-реакции собеседника неизвестны или непредсказуемы.

 

Монолог можно определить как развернутое высказывание одного лица.

Монолог характеризуется  относительной протяженностью (он может  содержать различные по объему части  текста, состоящие из структурно и по смыслу связанных высказываний) и разнообразием словарного состава. Темы монолога разнообразны и могут свободно меняться в ходе его развертывания.

Различают два основных типа монолога. Во-первых, монологическая речь представляет собой процесс целенаправленного  сообщения, сознательного обращения  к слушателю и характерна прежде всего для устной формы книжной речи: устная научная речь (например, учебная лекция или доклад), судебная речь и получившая в последнее время широкое распространение устная публичная речь. Наиболее полное развитие монолог получил в художественной речи.

Во-вторых, монолог – это  речь наедине с самим собой, т. е. монолог может быть не направлен  непосредственному слушателю (это  так называемый «внутренний монолог») и соответственно не рассчитан на ответную реакцию собеседника.

Монолог может быть как  неподготовленным, спонтанным, что  характерно прежде всего для сферы разговорной речи, так и подготовленным, заранее продуманным.

По цели высказывания монологическую речь делят на три основные типа: информационная, убеждающая и побуждающая.

Информационная  речь служит для передачи знаний. В этом случае говорящий должен прежде всего учитывать как интеллектуальные способности восприятия информации слушателями, так и познавательные возможности.

Информация о работе Культура речи