Культура речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 10:51, реферат

Описание работы

Речь людей в зависимости от различных условий приобретает своеобразные особенности. Соответственно этому выделяют разные виды речи. Прежде всего различают внешнюю и внутреннюю речь. Внешняя речь бывает устная и письменная. В свою очередь устная речь бывает монологической и диалогической.

Содержание работы

Виды речи.
Речевой этикет.
Функциональные особенности речи.
Роль современных факторов на формирование речи.
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

культура речи.docx

— 22.64 Кб (Скачать файл)

Виды речи.

 

 Речь людей в зависимости  от различных условий приобретает  своеобразные особенности. Соответственно  этому выделяют разные виды  речи. Прежде всего различают внешнюю и внутреннюю речь. Внешняя речь бывает устная и письменная. В свою очередь устная речь бывает монологической и диалогической.

 Внешняя речь служит  общению (хотя в отдельных случаях  человек может размышлять вслух,  не общаясь ни с кем), поэтому  ее основной признак - доступность  восприятию (слуху, зрению) других  людей. В зависимости от того, употребляются ли с этой целью  звуки или письменные знаки,  различают устную (обычную звуковую  разговорную речь) и письменную  речь. Устная и письменная речь  обладают своими психологическими  особенностями. При устной речи  человек воспринимает слушателей, их реакцию на его слова.  Письменная же речь обращена  к отсутствующему читателю, который  не видит и не слышит пишущего, прочтет написанное только через некоторое время. Часто автор даже вообще не знает своего читателя, не поддерживает с ним связи. Отсутствие непосредственного контакта между пишущим и читающим создает определенные трудности в построении письменной речи. Пишущий лишен возможности использовать выразительные средства (интонацию, мимику, жесты) для лучшего изложения своих мыслей (знаки препинания не заменяют в полной мере этих выразительных средств), как это бывает в устной речи. Так что письменная речь обычно менее выразительна, чем устная. Кроме, того, письменная речь должна быть особенно развернутой, связной, понятной и полной, т. е. обработанной.

 Но письменная речь  обладает другим преимуществом:  она в отличие от устной  речи допускает длительную и  тщательную работу над словесным  выражением мыслей, тогда как  в устной речи недопустимы  задержки, времени на шлифовку  и отделку фраз нет. Письменная  речь как в истории общества, так и в жизни отдельного человека возникает позже устной речи и формируется на ее основе. Значение письменной речи чрезвычайно велико. Именно в ней закреплен весь исторический опыт человеческого общества. Благодаря письменности достижения культуры, науки и искусства передаются от поколения к поколению.

 В зависимости от  различных условий общения устная  речь приобретает вид либо  диалогической, либо монологической  речи.

 Диалогическая речь - это  разговор, беседа двух или нескольких  лиц, которые говорят попеременно.  В повседневном и обычном разговоре  диалогическая речь не планируется.  Это речь поддержанная. Направленность  такой беседы и ее результаты  в значительной степени определяются  высказываниями ее участников, их  репликами, замечаниями, одобрением  или возражением. Но иногда  беседу организуют специально, чтобы  выяснить определенный вопрос, тогда  она носит целенаправленный характер.

 Диалогическая речь, как  правило, предъявляет меньше требований  к построению связного и развернутого  высказывания, чем речь монологическая  или письменная; здесь не нужна  специальная подготовка. Объясняется  это тем, что собеседники находятся  в одинаковой ситуации, воспринимают  одни и те же факты и явления  и поэтому сравнительно легко,  иногда с полуслова, понимают  друг друга. Им не требуется  излагать свои мысли в развернутой  речевой форме. Важное требование  к собеседникам при диалогической  речи - уметь выслушивать высказывания  партнера до конца, понимать его возражения и отвечать именно на них, а не на собственные мысли.

 Монологическая речь  предполагает, что говорит одно  лицо, другие только слушают, не  участвуя в разговоре. Монологическая  речь в практике общения людей  занимает большое место и проявляется  в самых разнообразных устных  и письменных выступлениях. К  монологическим формам речи относятся  лекции, доклады, выступления на  собраниях. Общая и характерная  особенность всех форм монологической  речи - ярко выраженная направленность  ее к слушателю. Цель этой  направленности - достигнуть необходимого  воздействия на слушателей, передать  им знания, убедить в чем-либо. В связи с этим монологическая  речь носит развернутый характер, требует связного изложения мыслей, а следовательно, предварительной подготовки и планирования.

 Как правило, монологическая  речь протекает с известным  напряжением. Она требует от  говорящего умения логически,  последовательно излагать свои  мысли, выражать их в ясной  и отчетливой форме, а также  умения устанавливать контакт  с аудиторией. Для этого говорящий  должен следить не только за  содержанием своей речи и за  ее внешним построением, но  и за реакцией слушателей.

 Внутренняя речь - это  внутренний беззвучный речевой  процесс. Она недоступна восприятию  других людей и, следовательно,  не может быть средством общения.  Внутренняя речь - словесная оболочка  мышления. Внутренняя речь своеобразна.  Она очень сокращена, свернута, почти никогда не существует  в форме полных, развернутых предложений.  Часто целые фразы сокращаются  до одного слова (подлежащего  или сказуемого). Объясняется это  тем, что предмет собственной  мысли человеку вполне ясен  и поэтому не требует от  него развернутых словесных формулировок. К помощи развернутой внутренней  речи прибегают, как правило,  в тех случаях, когда испытывают  затруднения в процессе мышления. Трудности, которые переживает иногда человек, пытаясь объяснить другому понятную ему самому мысль, часто объясняются трудностью перехода от сокращенной внутренней речи, понятной для себя, к развернутой внешней речи, понятной для других.

Речевой этикет.

 

"ЭТИКЕТ" - это совокупность  правил поведения, касающихся  отношения к людям (обхождение  с окружающими, формы обращения  и приветствий, поведение в  общественных местах, манеры и  одежда). Действительно, этикет выражается  в самых разных сторонах нашего  поведения. Например, этикетное значение  могут иметь разнообразные движения  человека, позы и положения, которые  он принимает. Сравните вежливое положение лицом к говорящему и совершенно невежливое - спиной к нему. В этикетных целях мы используем предметы (приподнятая шляпа, преподнесенные цветы и т.д.), особенности одежды (выбор праздничной, траурной или будничной одежды хорошо показывает, как мы понимаем обстановку, как относимся к другим участникам общения). Самую важную роль в этикетном выражении отношений к людям играет наша речь.

 С помощью слов можно  рассказать решительно обо всем. Нет в мире таких явлений,  которые были бы нам не известны и о которых в то же время нельзя было бы поведать на языке.

Функциональные особенности  речи.

 

 Речь имеет общественно-историческую  природу. Люди всегда жили и  живут коллективно, в обществе. Общественная жизнь и коллективный  труд людей вызывают необходимость  постоянно общаться, устанавливать  контакт друг с другом, воздействовать  друг на друга. Это общение  осуществляется при помощи речи. Благодаря речи люди обмениваются  мыслями и знаниями, рассказывают  о своих чувствах, переживаниях, намерениях.

 Общаясь друг с другом, люди употребляют слова н пользуются  грамматическими правилами того  или иного языка. Язык есть  система словесных знаков, средство, с помощью которого осуществляется  общение между людьми. Речь - это  процесс использования языка  в целях общения людей. Язык  и речь неразрывно связаны,  представляют собой единство, которое  выражается в том, что исторически  язык любого народа создавался  и развивался в процессе речевого  общения людей. Связь между  языком и речью выражается  и в том, что язык как орудие  общения существует исторически  до тех пор, пока люди говорят  на нем. Как только люди перестают  использовать тот или иной  язык в речевом общении, он  становится мертвым языком. Таким  мертвым языком стал, например, латинский.

 Познание закономерностей  окружающего мира, умственное развитие  человека .совершается путем усвоения знаний, выработанных человечеством в процессе общественно-исторического развития и закрепленных с помощью языка, с помощью письменной речи. Язык в этом смысле есть средство закрепления и передачи от поколения к поколению достижений человеческой культуры, науки и искусства. Каждый человек в процессе обучения усваивает знания, приобретенные всем человечеством и накопленные исторически.

 Итак, одна из функций  речи - служить средством общения  между людьми.

 Другая важнейшая функция  речи вытекает из рассмотренного  выше положения о том, что  мышление осуществляется в речевой  форме. Речь (в частности, внутренняя  речь - внутренний беззвучный речевой  процесс, с помощью которого  мы мыслим про себя) является  средством мышления.

Роль современных факторов на формирование речи.

 

 Современная речь отражает  неустойчивое культурно-языковое  состояние общества, балансирующее  на грани литературного языка  и жаргона. В разные периоды  развития общества разным был  и язык. В 20-30-е гг. разговорную  речь захлестывали волны уличной  стихии - беспризорников, воров, - а также  митинговый язык революционных  матросов и солдат (от них - обращение братишка). Остро встал  вопрос о сохранении литературного  языка, о путях его дальнейшего  развития в связи с изменением  контингента носителей - в этой  формулировке выдающегося лингвиста  Е.Д. Поливанова чувствуется не  только революционный энтузиазм  эпохи, но и горечь, и сознание  трагизма момента, вызвавшего  изменение контингента носителей.  И сохранился, выстоял русский  язык - в соответствии с парадоксом  Е.Д. Поливанова: развитие литературного  языка заключается, в частности,  в том, что он все меньше  изменяется. Жаргон, как видно, явление  не новое в нашей языковой  истории. Да и не только в  нашей. Жаргон - английский сленг,  французское арго - явление, характерное  для языкового развития. В разные  периоды истории сообщества людей,  объединенные общим делом, общими  интересами, а более всего - сознанием  братства и отчужденности от  остального общества, изобретали  и свои особые способы общения, устные и письменные. Для них важно было, чтобы посторонние их не поняли, - и отсюда всякие приемы зашифровывания и переноса значений слов.

 Сейчас же так называемый  общий жаргон - заниженный стиль  речи, размывающий и нормы языка,  и нормы речевого этикета, - становится  привычным не только в повседневном  общении, но и звучит в теле- и радиоэфире. А также присутствующая в современном обществе актуальность культурных достижений западной цивилизации - вполне естественная плата за шаг, сделанный ей навстречу. То, что там связано с индустрией шоу, в основе которой лежат несколько эксплуатируемых обществом идей, связанных с деньгами, сексом, насилием, жаргоном, и то, что там воспринимается преимущественно как некая зрелищная форма, звучит у нас как своеобразное руководство к действию.

 Молодежь, являясь преимущественным  носителем жаргона, делает его  элементом поп-культуры, который  в свою очередь делает его  престижным и необходимым для  самовыражения. Примеров тому  достаточно в текстах песен  ("Мне все по барабану" - группа "Сплин", "Заколебал ты" - группа "Дискотека Авария"), в радиопередачах  и музыкальном телевидении, на  которые они и ориентируются.

 Стремительное и постоянное  ускорение и обновление - ведущие  характеристики современной жизни,  которой живет российский подросток.  Научно-технические революции делают  общение чрезвычайно динамичной  системой, стимулируя радикальное  изменение социальных связей  и форм человеческих коммуникаций. В современной культуре присутствует  ярко выраженный слой инноваций,  которые постоянно взламывают  и перестраивают культурную традицию, затрудняя тем самым процессы  социализации и адаптации человека  к постоянно меняющимся условиям  и требованиям жизни. Усложнение  социокультурной реальности, сопровождающейся  ломкой традиций и норм разных  сфер жизни, стремительное и  всеохватывающее распространение  продуктов массовой культуры  обусловливают угрожающие масштабы  современного кризиса общения.

 

 Развитие мировой культуры  выработало основные коммуникативные  качества хорошей речи. Конечно,  эти качества изменяются, развиваются,  поэтому понятия о хорошей  речи не во всем совпадают  в разные эпохи и у представителей  различных классов и мировоззрений.

 Каждый человек должен  излагать свои мысли так, чтобы  его нельзя было не понять, а именно - точно, ясно и просто. Если речь не ясна, то она  не достигает цели.

 Чтобы речь была  точной, слова следует употреблять  в полном соответствии с теми  значениями, которые за ними закреплены.

 Важнейшее условие  хорошей речи - логичность. Мы должны  заботиться о том, чтобы наша  речь не нарушала логических  законов.

 Речь - это связанное  целое, и каждое слово в ней,  любая конструкция должны быть  целенаправленны, стилистически  уместны.

 Не для всякого общественного  положения, не для всякого места  подходит один и тот же стиль,  но в каждой части речи, также  как и в жизни, надо всегда  иметь ввиду, что уместно. Соблюдение уместности предполагает знание стилей литературного языка.

 Чистота речи также  важна. Если в речи присутствуют  слова-паразиты, речевые штампы, канцеляризмы, то это свидетельствует о бедности  словарного запаса, о беспомощности  говорящего.

 Требования правильности  речи относится не только к  лексике - оно распространяется  и на грамматику, словообразование, произношение, а в письменной  речи - на орфографию и пунктуацию. Соблюдение нормы - главное условие  культуры речи. Всякое отклонение  от литературной нормы препятствует  непосредственному и точному  восприятию содержания письменной  и устной речи.

Информация о работе Культура речи