Культура речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 06:55, доклад

Описание работы

Культура речи — совокупность таких качеств, которые оказывают наилучшее воздействие на адресата с учетом конкретной обстановки и в соответствии с поставленной задачей. К ним относятся: - богатство (разнообразие) речи, - ее чистота, - выразительность, - ясность и понятность, - точность и правильность. Непременное условие культуры речи — ее чистота Чистота речи — отсутствие в ней лишних слов, слов-сорняков, слов-паразитов. Конечно, в языке названных слов нет, такими они становятся в речи говорящего из-за частого, неуместного их употребления.

Файлы: 1 файл

Культура речи.doc

— 37.00 Кб (Скачать файл)

Культура речи — совокупность таких  качеств, которые оказывают наилучшее  воздействие на адресата с учетом конкретной обстановки и в соответствии с поставленной задачей. К ним  относятся:                                                                                                                                    - богатство (разнообразие) речи,                                                                                                                        - ее чистота,                                                                                                                                                         - выразительность,                                                                                                                                                  - ясность и понятность,                                                                                                                                       - точность и правильность.                                                                                                                 Непременное условие культуры речи — ее чистота                                                                                             Чистота речи — отсутствие в ней лишних слов, слов-сорняков, слов-паразитов. Конечно, в языке названных слов нет, такими они становятся в речи говорящего из-за частого, неуместного их употребления.                                                                                                               3.2 Речь должна быть яркой, образной, выразительной                                                           Говорящий должен воздействовать не только на разум, но и на чувства, воображение слушателей. Образность и эмоциональность речи усиливают ее эффективность, способствуют лучшему пониманию, восприятию и запоминанию, доставляют эстетическое удовольствие.                                                                                                                          Выдающиеся мастера слова всех времен, крупные общественные и политические деятели, известные ученые, лекторы уделяли большое внимание образности своих выступлений.                   3.3 Ясность, понятность — существенный признак культуры речи                                            Ясность, понятность речи в значительной степени зависят от правильного использования различных пластов лексического состава языка: терминов, иностранных слов, диалектизмов, жаргонизмов, профессионализмов, историзмов. Архаизмов, неологизмов. Применение слов ограниченной сферы употребления должно быть обязательно мотивировано.                                                                                                                                        3.4 Точность — необходимое качество речи                                                                                    Точность как признак культуры речи определяется умением четко и ясно мыслить, знанием предмета речи и законов русского языка. Точность речи чаще всего связывается с точностью словоупотребления, правильным использованием многозначных слов, синонимов, антонимов, омонимов. При отборе лексических средств рекомендуется учитывать следующие факторы:                                                                                                                                   - значение слова,                                                                                                                                                         - его многозначность,                                                                                                                                       - сочетаемость с другими словами,                                                                                                                          - эмоционально-экспрессивную окраску,                                                                                                             - стилистическую характеристику,                                                                                                                         -сферу употребления,                                                                                                                                       - грамматическую оформленность, особенность аффиксов.                                                   Правильность речи — это соблюдение действующих норм русского литературного языка.                Речь — это деятельность, которая представляет собой и сам процесс речетворчества во время ее произнесения (или письменной фиксации), и результат этого процесса — то высказывание, тот текст, который и составляет основную единицу речи.                                      Речь всегда представляет собой ответ на какой-либо стимул, и, в свою очередь, речевое действие вызывает тот или иной ответ. Следовательно, культура речи должна охватывать все эти компоненты речевой деятельности и их составляющие. А значит, с точки зрения культуры в речи в первую очередь оцениваются:                                                                     1) цель и средства ее достижения;2)речь как процесс (речевое поведение);3) речь как результат (текст).                                                                                                                             Основные цели речи — информирование, выражение чувств, воздействие — порождают не только типы ситуаций общения, не только жанры, но и тот или иной набор критериев для оценки речевого поведения и результата речевой деятельности.                                 Итак, какие же основные цели в речи? 1)    передача информации (информационная, информирующая речь);2)    выражение эмоций, чувств, оценок (эмоционально-оценочная речь);3)    оказание воздействия на адресата с целью доказательства той или оной точки зрения (аргументирующая реч)                                                                                                       Уровни культуры речи: высокий — средний — низкий, т.е. культурно — малокультурно — совершенно некультурно, мы определяем у каждого человека неосознанно. Как правило, мы про себя отмечаем либо очень высокий уровень речевой культуры, либо низкий, а средний "не замечаем". При этом все уровни культуры речи дают оценку качества речи и в целом, и по отдельным аспектам, критериям.                                          Высокий уровень культуры проявляется во всем. Внешне — в звуках голоса и интонациях, в том, как человек ходит, стоит, сидит, в манере разговора, в жестах, мимике, взгляде — все это в устной речи оценивается с позиций того, насколько они соответствуют нашим представлениям о культуре общения. Анализируется, как человек относится к другим людям, как ведет диалог, как строит монолог и т.д                                      Низкий уровень речевой культуры так же проявляется во всем. Если человек высокой культуры во всем заботится, чтобы никому не доставить неудобств, то низкая культура человека заставляет делать прямо противоположное — самоутверждаться за счет других. Отсюда — грубость и безапелляционность, незнание чего-то и нежелание это узнать, а тем более нежелание следовать любым нормам. Именно за счет этих проявлений мы сразу видим человека с низкой культурой.                                                                              Исследователь О.Б. Сиротинина выделяет полнофункциональный, неполнофункциональный, среднелитературный, литературно-жаргононизирующий и обиходный типы речевой культуры.                                                          полнофункциональный тип.Для носителей полнофункционального типа речевой культуры свойственно максимально полное владение всеми богатствами русского языка, активное употребление синонимов с учетом всех нюансов их значения и употребления, свободная активизация и целесообразное использование любого слова из своего обширного по объему лексикона. обиходный тип. Такой тип встречается среди малообразованного населения. Его носители владеют только навыками обиходной, т.е. разговорной речи: они не способны производить ни официальную монологическую, ни письменную речь. литературно-жаргонизирующий типСпецифика этого типа заключается в сознательном насаждении сниженной, часто даже безграмотной речи. среднелитературный тип Речь представителей среднелитературного типа пестрит грубыми и бранными словами. В речи господствуют штампы, отсутствует необходимый самоконтроль и предварительная подготовка к речи.неполнофункциональный тип.В целом неполнофункциональный тип речевой культуры можно охарактеризовать словом меньший: меньшие знания, меньшие усилия для их расширения, меньший уровень умений


Информация о работе Культура речи