Техника и выразительность звучащей речи. Особенности звучащей речи. Культура монологической речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 23:26, реферат

Описание работы

Какая бы профессия ни была у человека- актера, врача, учителя, банкира, адвоката, ди-джея -он, конечно же, хочет достичь успеха в своей профессиональ-ной деятельности. Быть по-настоящему успешным можно только тогда, когда умеешь общаться с другими людьми в самых разных ситуациях: с коллегами на работе, с продавцом в магазине, с прохожими па улице и, конечно же, каждый день - с друзьями и близкими. Ведь всем нам надо, чтобы нас слушали, понимали, принимали нашу точку зрения.

Содержание работы

Введение 3
Техника звучащей речи 4-5
Приемы произнесения речи 5-13
Выразительность звучащей речи 13-14
Особенности звучащей речи 14-18
Монологическая речь………………………………………………………...18
Культура монологической речи 18-23
Заключение 23
Список использованной литературы 24

Файлы: 1 файл

Реферат новый.docx

— 80.06 Кб (Скачать файл)

Сознательный пропуск сказуемого в таких предложениях создает особый динамизм речи, так что «восстановление» пропущенных глаголов было бы неоправданно (ср.: Я взялся за свечку, свечка умчалась в печку).

Особая фигура поэтического синтаксиса — умолчание, т.е. сознательная незавершенность предложения. Умолчание раскрывает широкий простор для подтекста: на месте паузы можно предположить различный комментарий.

В эмфатической речи используются приемы, нарушающие замкнутость предложения; речь становится прерывистой, незавершенной: Нет, я хотел... быть может, вы... я думал, Что уж барону время умереть. (А.Пушкин).

Часто используются вставные конструкции, которые представляют собой попутные замечания, уточнения, добавочные сведения к высказыванию. Например:  Поверьте (совесть в том порукой), супружество нам будет мукой (А. Пушкин).

При употреблении однородных членов предложения, занимающих достойное место в эмоциональной речи, возможно многосоюзие — риторическая фигура, состоящая в намеренном повторении сочинительных союзов для логического и интонационного выделения перечисляемых понятий: Ox'. Лето красное'. Любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи... (А. Пушкин).

Сильным средством эмоциональной речи является период— гармоническая по форме синтаксическая конструкция, характеризующаяся особой ритмичностью и упорядоченным расположением частей, а также исключительной полнотой и завершенностью содержания. Вспомним строки из онегинского монолога:

 Когда  бы жизнь домашним кругом я  ограничить захотел,

когда б мне быть отцом, супругом приятный жребии повелел;

когда б семейственной картиной пленился я хоть миг единый,

 —  то, верно б, кроме вас одной  невесты не искал иной.

Период распадается на две части: в первой интонация повышается, во второй - резко падает. Этим создаются интонационная целостность и гармоничность

периодической речи. Период строится из соразмерных, одинаковых в синтаксическом отношении элементов (чаще всего придаточных предложений).

Широко используются так называемые присоединительные конструкции, воспроизводящие устную речь в ее живой непосредственности (добавление к основному высказыванию дополнительных сообщений, пояснений, возникающих в сознании не одновременно с основной мыслью, а лишь после того, как она сформировалась). Например: Вопрос о реорганизации производства решать надо, и побыстрее.

Особая  выразительность присуща так называемой парцелляции, понимаемой как членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационно-смысловых речевых единицах, следующих одна за другой после разделительной паузы (после точки, вопросительного или восклицательного знака). Например: Разные они, наши специалисты. И по образованию. И по опыту. И по характеру; Нужно искать источники прибыли. Искать настойчиво, упорно, терпеливо.

Широко используются в выступлениях так называемые сегментированные конструкции, или конструкции с двойным обозначением, состоящие из двух частей: первая часть (сегмент, то есть отрезок), находящаяся в начале предложения или текста и выраженная, как правило, именительным падежом существительного или словосочетанием во главе с этой формой, называет лицо или предмет, которые во второй части (в последующем тексте)получают второе обозначение в форме местоимения. Например: Ч у в с т в о времени... оно дает возможность определить, что сейчас нужно делать. Перестройка. Что она показала. Инициатива—вот чего нам нередко не хватает.

Человек существо социальное, а ведущим коммуникативным средством является речь. Для точного воспроизведения образа необходима выразительная речь, благодаря которой воспроизводимая информация пробивается через призму субъективной оценки человека и становится неотъемлемой частью его внутреннего мира. Выразительно может говорить человек  соответствующий следующим условиям: самостоятельность мышления; неравнодушие;  хорошее знание языка, его выразительных возможностей;  хорошее знание свойств и особенностей языковых стилей; систематическая и осознанная тренировка речевых навыков.

 

5. Монологическая речь

 

Важной и, скорее всего, главной, первостепенной частью речевой культуры является культура монологической речи.

Монологическая речь — это речевой акт, осуществляемый одним лицом на протяжении большего или меньшего времени и включающий в себя отдельные взаимосвязанные высказывания, которые в целом составляют какой-либо цельный и законченный рассказ, описание, рассуждение или их сочетание.

Монолог – форма публичной речи, при которой значительная по объему информация передается от одного говорящего значительному числу слушателей.

Монолог противоречив по своей сути: он предназначается слушателям, но аудитория только слушает.

Монологическая речь реализуется как устный рассказ, репортаж с места события, лекция ученого и т.д. Однако представляется, что в наибольшейполноте культура монологической речи проявляется в ораторской речи; именно в ней используется большинство стилистических приемов, с помощью которых достигаются ясность, четкость, стройность и другие качества, являющиеся неотъемлемыми признаками речевой культуры.

 

6. Культура монологической речи

 

Монологическая речь может быть не только устной, но и письменной. Чтобы речевой монолог был понят собеседником или группой слушателей, необходимо соблюдать определенные правила и нормы, т. е. культуру монологической речи. Эти правила выработаны человечеством уже много веков назад; многие из них достаточно известны, однако не так просто следовать им на практике. Одни правила подразумевают прежде всего связность, вразумительность речи, ее логичность, ясность, точность, другие — более специальные, специфичные - способствуют приданию речи красоты, увлекательности и требуют не только теоретического, но и практического усвоения. Существуют также правила особого рода — прагматические, обучающие ориентировать свою речь на конкретного собеседника или на конкретную группу слушателей, учитывать их интеллектуальные возможности восприятия содержания речи, психологические особенности и др.  В наибольшейполноте культура монологической речи проявляется в ораторской речи; именно в ней используется большинство стилистических приемов, с помощью которых достигаются ясность, четкость, стройность идругие качества, являющиеся неотъемлемыми признаками речевой культуры.Существуют монологической речи: основные (связность, цельность), дополнительные (грамматическая правильность построения предложения, разнообразие лексических средств).

Задача говорящего сводится к тому, чтобы представить материал в логически стройном виде, выделив наиболее существенные части и сохраняя четкий логический переход от одной части излагаемого материала к другой.

В связи с этим рассмотрим правила и приемы ораторской речи, которые, вбирают в себя правила и приемы любой хорошей монологической речи.

Убедительность и красочность — обязательные признаки ораторской речи; при их отсутствии высказывание будет иметь вид сообщения или доклада, имеющих другие особенности и построенных в соответствии с иными правилами.

Информация, содержащаяся в ораторской речи, должна сопровождаться выражением эмоций - это повышает убедительность информации. Кроме того, должны быть использованы эффектные приемы — только тогда речь может произвести хорошее впечатление, а значит, стать эффективной. Главная задача оратора — полностью завладеть вниманием слушателей и заставить их верить ему, переживать, волноваться, возмущаться, восторгаться, плакать.

Сочиняя речь, необходимо сразу определить ее главную цель..Сформулировав ее, нужнопостоянно помнить о ней- это облегчает дальнейшую работу над речью, поскольку в таком случае будущий оратор станет подбирать только те факты и данные, которые способствуют достижению поставленной цели.

Например, цель поздравительной речи — сказать человеку что-то доброе и приятное, в связи с чем нужно использовать в речи комплименты, упомянуть о положительных для этого человека обстоятельствах, воздержаться от критических замечаний и намеков;цель выступления на митинге, собрании, перед возмущенными чем-то людьми — успокоить и обнадежить их; значит, надо признать какие-то недочеты, в чем-то оправдаться, используя мягкие выражения, пообещать что-то реальное.

Содержание речи - это информация, вводимые в нее факты, доводы, рассуждения, объяснения, элементы рассказа о чем-либо, элементы описания. Количество составных элементов содержания речи должно быть достаточным для раскрытия темы. В частности, фактыобязательно должны присутствовать в речи, иначе она станет голословной, а обсуждаемые положения или рассуждения оратора не будут в полной мере понятны слушателям. В то же время не рекомендуется перегружать речь многочисленными фактами, тем более однородными, - это ослабляет внимание слушателей и вызывает их раздражение. Из обилия фактов и аргументов нужно выбирать самые интересные, важные и доходчивые.Новые, неизвестные аудитории  будут восприниматься с большим интересом, чем известные; не стоит злоупотреблять статистическими данными - необходимо приводить только самые убедительные цифры, стараться включать в речь редкие, малодоступные для широких масс факты; можно приводить и всем известные факты, но раскрывать их с неожиданной стороны, выявлять их особый, ранее не замечавшийся смысл, подчеркивать их неожиданную связь с другими явлениями. Например: Во многих наших загсах регистрируют брак обычно в субботу. А знаете ли вы, что до революции браки в субботу не заключались, потому что это противоречит церковным правилам?

Принципиальное значение имеет удачная подача фактов. Можно пользоваться уже давно выработанными словесными формулами введения или комментиро-вания фактов, а можно изобрести собственные словесные формулы для придания оригинальности стилю речи. Так, сообщая убедительные яркие факты, часто употребляют следующие словесные формулы: Не буду голословным (чтобы не быть голословным), приведу некоторые факты...; Факты говорят сами за себя (комментарии, как говорится, излишни)’, сообщая малодоступные сведения: Я думаю, не всем известно, что... или Готовясь к сегодняшнему выступлению, я заглянул(а) в последние номера британских газет, и там меня поразило такое сообщение... Важные, значительные факты нуждаются в подобной подаче, как драгоценные камни — в хорошем обрамлении.

Любая речь должна содержать аргументы, т. е. приемы убеждения. Можно убедить слушателей, доказав что-либо, но можно убедить, не приводя строгих доказательств, что чаще всего характерно для ораторской практики. Строгие научные, многословные, сложные по содержанию доказательства в ораторской речи не применяются и даже противопоказаны ей, поскольку большинство людей не склонны или не могут воспринимать сложные доказательства, их внимание рассеивается. Учитывая это, целесообразно использовать не сложные логические доказательства, а краткие логико-психологические приемы убеждения.

Любая ораторская речь должна состоять (из трёх композиционных частей: вступления, средней части (рассуждения) и заключения.

Во вступлении (приступе) нужно постараться привлечь внимание слушателей, расположить их к себе, подготовить к слушанию основной части, восприятию излагаемого вопроса. Для этого можно сказать, что тема вашего выступления очень важна, что дело, которое будет рассмотрено, весьма необычное, что слушатели узнают нечто из ряда вон выходящее, — т. е. как-то заинтриговать аудиторию. Исходя из ситуации можно подчеркнуть, что вы не хотели выступать, но решили внести ясность в обсуждаемый вопрос, потому что, по вашему мнению, предыдущие ораторы освещали его недостаточно полно или неправильно; или подчеркнуть, что вы выступаете, руководствуясь исключительно нравственным долгом, долгом чести и др. — все это способно привлечь к вам внимание, однако вы должны оправдать ожидания слушателей.

В самом начале речи следует высказать уважение к аудитории, не проявляя самоуверенности, чванства, надменности (подобные качества вообще не должны быть присущи оратору). Не надо начинать с цветастых и слишком складных фраз (они более уместны в ходе выступления): чересчур уверенное начало воспринимается слушателями, как правило, отрицательно. Не менее существенный момент — краткость вступления: оно должно длиться не более минуты.

В средней части излагается суть дела — информация, которую вы считаете нужным сообщить, се толкование, ваша интерпретация и оценка. Рассуждая о предмете речи, вы приводите заранее продуманные аргументы, используете оценочные эмоциональные восклицания и др. Здесь тоже следует придерживаться определенных правил: ваше сообщение или рассуждение не должно быть слишком продолжительным, нудным, слишком детализированным или сумбурным. Нужно стремиться к яркости, наглядности выступления, время от времени проявлять эмоции, т. е. демонстрировать интерес к рассматриваемому вопросу.

Собираясь использовать несколько аргументов подряд, начните с самого слабого, наращивая силу убеждения, и закончите самым сильным — существует небезосновательное мнение, что аргументы, расположенные в такой последовательности, более действенны. В такой же последовательности располагайте и факты.

Никогда не следует пренебрегать третьей композиционной частью речи — заключением. По объему оно может превосходить вступление, но должно занимать не более 1,5—2 мин. В заключении обычно подчеркивают основную мысль речи или кратко повторяют все существенные мысли, соображения, соблюдая порядок их более подробного рассмотрения в средней части. Последняя фраза речи должна быть энергичной. Прав Д. Карнеги, осуждающий распространенную банальную концовку речи, состоящую из фразы: Ну вот, кажется, и все, что я хотел(а) сказать. У слушателя может создаться впечатление, что оратор, вероятно, сказал не все, что-то забыл, упустил. Лучше закончить речь более четко: Вот и все, что я хотел(а) сказать. Благодарю за внимание. Еще лучше — закончить речь каким-то парадоксальным или интригующим высказыванием, например: Если я не убедил(а) вас в моей правоте, вас убедит в ней жизнь — и очень скоро! Не игнорируйте традиционную фразу, которая является признаком хорошего тона: Благодарю за внимание.

Характерной особенностью ораторской речи является частое употребление фигур речи, т. е. необычных построений высказываний или использования слов в их переносных значениях, непривычных сочетаниях друг с другом, на что сразу обращает внимание аудитория. Этому научиться нетрудно.

Фигуры речи оживляют речь, делают ее более яркой, способствуют ее лучшему восприятию. И в поэзии, и в ораторской речи встречаются подчас одни и те же фигуры речи, но в последней преобладают фигуры речи, нетипичные для других речевых сфер.

Количество фигур речи приближается к 200, однако в ораторском искусстве их насчитывается лишь несколько десятков, и чем более интенсивно они используются в речи, тем больший эффект она производит. Наиболее типичные фигуры речи: анафора,гипербола,литота,сравнение( о них речь шла ранее), градация(расположение слов в порядке нарастания или ослабленияих смыслового и эмоционального значений), антитеза (противопоставление понятий, мыслей, образов, служащее для выражения выразительности),антифразис,  риторический вопрос (утверждение в форме вопроса, не требующего ответа, выражающее какое-либо чувство), параллелизм (одинаковое построение синтаксически однородных и семантически одноплановых структур) и др.

Информация о работе Техника и выразительность звучащей речи. Особенности звучащей речи. Культура монологической речи