Техника и выразительность звучащей речи. Особенности звучащей речи. Культура монологической речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 23:26, реферат

Описание работы

Какая бы профессия ни была у человека- актера, врача, учителя, банкира, адвоката, ди-джея -он, конечно же, хочет достичь успеха в своей профессиональ-ной деятельности. Быть по-настоящему успешным можно только тогда, когда умеешь общаться с другими людьми в самых разных ситуациях: с коллегами на работе, с продавцом в магазине, с прохожими па улице и, конечно же, каждый день - с друзьями и близкими. Ведь всем нам надо, чтобы нас слушали, понимали, принимали нашу точку зрения.

Содержание работы

Введение 3
Техника звучащей речи 4-5
Приемы произнесения речи 5-13
Выразительность звучащей речи 13-14
Особенности звучащей речи 14-18
Монологическая речь………………………………………………………...18
Культура монологической речи 18-23
Заключение 23
Список использованной литературы 24

Файлы: 1 файл

Реферат новый.docx

— 80.06 Кб (Скачать файл)

Итак, стилистические фигуры и тропы способствуют риторическому усилению речи, придают ей выразительность.

Оратор должен произносить речь наизусть, а не зачитывать ее, как доклад, —в противном случае он рискует произвести на слушателей очень невыгодное для себя впечатление (в этом случае слово «оратор» даже неуместно).

Текст речи легче запомнить, если он хорошо структурирован, т. е. характеризуется стройностью структуры, логическим соединением отдельных композиционных частей и подчастей, ясной и простой логикой их расположения. Самые важные положения и формулировки нужно выучить особенно тщательно, чтобы у слушателей не закралось сомнение в том, что оратор сам их плохо  осознает. Так же тщательно нужно выучить торжественные, патетические фразы, чтобы не попасть впросак, запнувшись и вспоминая их продолжение. Если оратор все же забыл, что следуетговорить дальше, нельзя этого показывать аудитории, делая длинную паузу, - нужно продолжить речь, заменив забытые фрагменты речи другими.

Существуют следующие правила произнесения речи:

  • говорить достаточно громко, чтобы все присутствующие могли хорошо слышать оратора;
  • избегать монотонности, попеременно повышая или понижая голос;
  • не говорить слишком быстро (скороговоркой) или, наоборот, слишком медленно - следует замедлять или ускорять темп речи в зависимости от ее содержания, придерживаясь в основном среднего темпа;
  • не переводить слишком громко дыхание;
  • делать время от времени логические, оправданные паузы, особенно после важной информации, предоставляя слушателям возможность глубже осознать ее и подчеркивая ее значимость;
  • не злоупотреблять жестами, используя их в основном лишь в эмоциональных местах речи;
  • не демонстрировать слишком обильную мимику, так же как ее полное отсутствие;
  • не расставлять широко ноги, не переступать постоянно с ноги на ногу, не стоять на одной ноге; правая нога должна быть немного выдвинута вперед;
  • не делать сомкнутыми руками различные нервные движения;
  • не смотреть постоянно в одну точку или на потолок, а равномерно обозревать всех своих слушателей;
  • не расхаживать перед аудиторией.

Если оратора перебивает кто-нибудь из слушателей (вопросом, недоброжела-тельной репликой), то он может реагировать в зависимости от конкретной ситуации, применяя известные приемы. На заданный вопрос можно ответить: Я об этом скажу немного позже; на недоброжелательные реплики можно не обращать внимания или дать остроумный ответ. При возникновении в зале шума можно понизить голос и сделать небольшую паузу - шум прекратится, но он должен быть сигналом для оратора, что люди потеряли интерес к его речи, поэтому следует постараться вновь заинтересовать их.

Существуют типичные недостатки , к которым относится бедность словаря

ораторской речи. Очень часто выступающий обходится небольшим  количеством слов и постоянно повторяет многие из них в своей речи. Это  свидетельствует о слабой образованности и низком интеллектуальном уровне оратора. Словесное однообразие, банальность стиля наводят на мысль, что и содержание речи тоже банально. В речи должны присутствовать синонимы, красочные обороты, сравнения и т. д.

Стилевое несоответствие. Следует помнить, что о предметах разного духовно-нравственного достоинства нужно говорить, используя разные стили, т. е. о делах ничтожных нельзя говорить высоким словом, о важных - низким, о печальных - веселым. Сравните: Мой дед воевал, дошел до Берлина. У него куча медалей, даже орден какой-то есть. — Мой дед прошел всю войну, участвовал в штурме Берлина. Получил много наград. Есть у него и орден. Чем достойнее предмет речи, тем больше в ней должно быть высоких, торжественных слов, а стилистически низкие слова (жаргон, просторечие) полностью исключаются. Слова слишком сниженного звучания («классный»-— в значении «отличный»; «хохма», и т. д.) вообще нельзя употреблять в ораторской речи.

Не следует говорить слишком напыщенно или слащаво- это делает речь неестественной, искаженной.

Длинноты. Слишком длинные замысловатые рассуждения, доказательства, описания подлежат сокращению, а сложные предложения, состоящие из 4-5 и более простых предложений, - разбивке на 2-3 предложения.

Излишняя краткость. Оратор, опуская какую-то информацию, что-то не договаривая, делает свое выступление не совсем понятным для слушателей. Излагая ключевые мысли, рассуждения, он должен дать пояснения, подчеркнуть суть своих высказываний. Говорить нужно не так, чтобы вас могли понять, а так, чтобы вас не могли не понять.

Неясность речи может обусловливаться также употреблением малоизвестных иностранных слов, узкоспециальных терминов, устаревших слов. Если их нельзя избежать, а реакция аудитории свидетельствует о том, что эти слова непонятны ей, можно кратко объяснить их значение.

Неблагозвучие. Необходимо избегать многочисленных звуковых заполнителей пауз (или, как они еще называются, слов-паразитов) типа э-э-э-э-..., м-м-м-м-..., как бы..., как это?..., как его?., и др. Нужно также заботиться о том, чтобы в речи не было неблагозвучных сочетаний (например, министр встретился с...).

 

Заключение

 

Как ни были важны чувства, эмоции, отношения людей, но общение предполагает не только и не столько передачу эмоциональных состояний, сколько передачу информации. Содержание информации передается при помощи языка, т. е. принимает вербальную или словесную форму.

Вряд ли можно сомневаться в том,что знания основ ораторского искусства, техники речи необходимо каждому, кто участвует в общественной жизни. Деятельность человека, профессия которого связана с постоянным произнесением речей, чтением лекций, докладов, просто немыслима без основательных знаний принципов и правил ораторского  искусства. Идея речи, ее содержание доходит до сознания через эмоциональную  сферу. Задача оратора состоит  в том, чтобы воздействовать на чувства слушателей.

Речь есть нечто большее, чем механически производимый ряд звуков, который выражает мимолетные наблюдения и настроения, занимающие в данную минуту того, кто говорит. Речь - это человек в целом. Каждое высказывание и фактически, и в сознании воспринимающего ее представляет собой мгновенное раскрытие всего опыта и характера, намерений и чувств человека. В наши дни речь, более чем когда -либо прежде, представляет собой главное средство, с помощью которого . люди живут вместе и сотрудничают в местных, национальных и даже международных масштабах. Для мира, перед любой грозящей ему опасностью, слово будет тем средством, которым люди добьются победы, если оно восторжествует.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Головин, Б. Н. Основы культуры речи.  Учебник для  вузов – 2-е изд.,испр.-М.: Высшая школа,1988
  2. Гойфман О.Я. Русский язык и культура речи: Учебник-2-е изд., перер.доп.:-М.ИНФРА-М,2005
  3. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой : пособие для учителей. М, «Просвещение», 1976
  4. Введенская Л.А.,Павлова Л.Г.,Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов.-Ростов-н/Д; Феликс,2001
  5. Введенская Л.А. Культура речи. Ростов н/Д. 2002
  6. Введенская Л. А. , Червинский П. П. Теория и практика русской речи. - Ростов - на - Дону, 1997.
  7. Зарецкая Е. Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. – М., 2002.
  8. Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. – Мн. «Полымя»,1990
  9. Кони А.Ф. Советы лекторам // А. Ф. Кони. Избр. произ. М., 1956
  10. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. - М. , 1972.
  11. Макарова С.К. Техника речи (учебное пособие для директоров телевидения и радиовещания). М., 1994
  12. Никольская С. Т. Техника речи. - М. , 1978.
  13. Русецкий В.Ф.,Игнатович Т.В., Долбик Е.Е. Живая риторика. – Мн. «Белорусская ассоциация «Конкурс», 2010
  14. Русецкий В.Ф. Культура речи учителя: практикум.-Мн. «Універсітэцкае”, 1999
  15. Русецкий В.Ф. Культура речи: 10-й кл.: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений с белорус.и рус. яз. обучения – Мн.: «Народная асвета», 2010
  16. Штрекер Н.Ю. Русский язык и культура речи. М.,2011
  17. http://www.bestreferat.ru/referat-163528.html
  18. http://www.referat.ru/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Техника и выразительность звучащей речи. Особенности звучащей речи. Культура монологической речи