Шпаргалка по "Культурологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 19:58, шпаргалка

Описание работы

1 вопрос. Мировоззрение – это обобщённая и целостная картина мира, совокупность представлений об окружении человеке, действительности о самом человеке, формах его отношения и взаимосвязь с действительностью.
2 вопрос. Мифологическое мировоззрение представляет собой исторически первый тип мировоззрения или способ оформления мировоззренческих представлений и возникает на этапе становления человеческого общества. Это мировоззрение свойственно первобытнообщинному строю и раннеклассовому обществу.
39 вопрос. Культура представляет собой результат жизнедеятельности людей и выступает как важнейший фактор (наряду с природным и экономическим) общественного развития.

Файлы: 1 файл

A_nu_ka_vyuchi_menya_33.docx

— 290.25 Кб (Скачать файл)

О.Шпенглер («Закат Европы») называет восемь внешних культур: египетскую, вавилонскую, китайскую, аполлоновскую (греко- римскую ), арабскую (магическую), мексиканскую и западную (фаустовскую). Рождение культуры есть пробуждение внешней души. Когда огонь души затухает, она вступает в свою последнюю стадию - стадию цивилизации, признаки которой: космополитизм, города- гиганты, безверие, масса вместо народа. Каждой из них присущи особое мирочувствование, особые желания, надежды и страсти. Поэтому до конца понять и почувствовать культуру может лишь тот, кто душой принадлежит именно к ней. Основные средства исследования - вживание, интуиция, тонкая фантазия. 
А.Тойнби («Постижение истории») выступает против такого «художественного» подхода. Его анализ рационален. Как и все представители этогоподхода, он выделял в цивилизации стадии возникновения - роста, надлома и распада. Однако Тойнби считает, 
что любая цивилизация в любой момент может сойти с циклической дистанции истории. Из 37 цивилизаций Старого и Нового света он называет пять живых: западное общество, объединенное западным христианством; православно-христианское или византийское; исламское; индуистское и дальневосточное. Тойнби полагал, что развитие цивилизаций происходит благодаря усилиям творческих личностей. Философ четко сформулировал критерии цивилизационной идентичности: религия, история, язык, обычаи, культура. Главный критерий - культура. 
Некоторые современные ученые считают возможным создание в недалеком будущем единой мировой цивилизации, которая возникает как «ответ» на «вызов», (в терминологии А.Тойнби), заключенный в глобальных проблемах современности. 
Согласно формационному подходу существует единая история человечества, все страны проходят одни и те же этапы развития, развитие человечества в целом прогрессивно, критерий прогресса - развитее науки и техники. Вывод, который делает западная философия история, следуя этому направлению, - западноевропейская цивилизация - вершина развития человечества вообще. Получается, что все другие народы, не только современные, но и из прошлых веков носят второстепенный характер. Именно против подобного западноевропейского «эгоцентризма» и выступал цивилизационный подход. 
К формационному подходу обычно относят 
1) теорию общественно-экономических формаций К.Маркса (о ней уже рассказывалось выше) 
2 )теорию постиндустриального развития общества, автор - Д.Белл. Согласно Д.Беллу, всемирная история делится на три стадии: доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную. Когда одна стадия приходит на смену другой, изменяются технология, способ производства, форма собственности, социальные институты, политический режим, культура, образ жизни, численность населения, социальная структура общества.

В доиндустриальном, которое еще называют традиционным, определяющим фактором развития выступало  сельское хозяйство, с церковью и  армией как главными институтами. В  индустриальном обществе - промышленность, с корпорацией и фирмой во главе. В постиндустриальном - теоретическое знание (наука), с университетом как местом его производства и сосредоточения. 
Переход от индустриального к постиндустриальному обществу сопровождается превращением производящей экономики в обслуживающую, что означает превосходство сферы услуг над сферой производства. Изменяется социальная структура: классовое деление уступает место профессиональному. Собственность как критерий социального неравенства теряет свое значение. 
Ключевые понятия и слова: общество, общественное сознание, общественная психология, общественная идеология, культура, материальная культура, духовная культура, цивилизация, формационный подход, цивилизационный подход, общественно- экономическая формация, доиндустриальное общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество. 
Контрольные вопросы и задания: 
Что такое общество? Какие подсистемы оно в себя включает? 
Чем отличаются друг от друга идеалистический, натуралистический и материалистический подходы? 
Перечислите все значения понятия «цивилизация». Как соотносятся «цивилизация» и «культура» исходя из этих разных смыслов «цивилизации» ? 
Перечислите черты отличия формационного и цивилизационного подходов в понимании истории.

35 вопрос

Термин "индивид" в переводе с латинского означает неделимый, то есть единичный, отдельный объект, выделенный из определенного  вида, рода или класса объектов. Применительно к человеку он употребляется прежде всего для обозначения отдельно взятого человека как единичного представителя человеческого рода безотносительно к его антропологическим и социальным особенностям. Понятие "индивид" есть первое условие обозначения предметной области исследования человека. В дальнейших исследованиях данный термин конкретизируется в понятиях индивидуальности и личности.

Индивид, рассматриваемый в его специфических  особенностях, не сводимых к каким-либо родовым и всеобщим характеристикам, выступает синонимом понятия  индивидуальности. Из этого вытекает, что в понятии индивидуальности фиксируется особенное, специфическое  и своеобразное, то есть все то, что  отличает данного конкретного человека от других людей.

Индивидуальность  человека проявляется уже на биологическом  уровне. Сама природа сохраняет в  человеке не только его родовую сущность, но и то, что составляет его уникальность, его биологическую неповторимость. Данная неповторимость отличает и животных, но в человеке она связана не только с внешними проявлениями, но и с  его внутренним духовным ветром. Уникальность человека объясняется многими факторами: природными способностями, которые  представляют некую целостность, наследственными  особенностями, неповторимыми условиями  микросреды, в которых находится  человек, неповторимостью его опыта. При этом следует иметь в виду, что индивидуальность не есть некий  абсолют, нечто раз и навсегда данное, обладавшее полкой и окончательной завершенностью. Она постоянно изменяется, являясь в то де время самым устойчивым инвариантом личностной структуры человека. Разнообразие индивидуальностей- это величайшая общественная ценность, настоятельная потребность разумно организованного общества и существенное условие его успешного функционирования.

Понятие индивидуальности выступает и как  биосоциальная данность, и как  характеристика личности. Индивидуальность как характеристика личности – это  неповторимый, самобытный способ бытия  каждой личности, индивидуальная форма  общественной жизни человека. Индивидуальность выражает собственный мир индивида, его особый жизненный путь, который  по своему содержанию определяется как  социальными условиями, так и  собственным жизнетворчеством. Знать  то, что дано человеку от природы, и  быть готовым к долгому и мучительному труду по реализации и развитию этого  дара, по констатированию собственной  уникальности, - таков путь становления  и развития индивидуальности личности.

Каждый  человек как индивидуальность есть неповторимое, незаменимое событие. В то же время степень развития этой индивидуальности выражена у людей  по-разному. Именно этот факт привел В.З.Зеньковского к выводу, что есть немало серых, неразвитых людей, у которых индивидуальность как бы не дана, поэтому у них нет ничего, что следовало бы развивать, воспитывать как индивидуальную силу. /В.З.Зеньковский "Принцип индивидуальности в психологии и педагогике" ж. "Вопросы философии и психологии", 1911, кн. 108, с. 373/. В действительности все люди обладают индивидуальностью, но разной степенью ее проявления. Человека с непроявленной, "стертой" индивидуальностью в какой-то мере модно считать "не нашедшим себя", "не сделавшим" свою индивидуальность.

Таким образом, понятие индивидуальности характеризует личность с точки  зрения ее своеобразия и неповторимости. В самом понятии личности фиксируется ее самостоятельность, сознательное - волевое и нравственное начало. Оно характеризует индивида с точки зрения социальных качеств, не просто продукта, но и субъекта общественных отношений и исторического процесса.

Человек не рождается личностью. Личностью  человек становится в процессе продолжающейся всю жизнь работы над своим  самоформированием и саморазвитием. Личность складывается под воздействием биологических факторов, социальной среды, воспитания и самовоспитания. Поэтому личность может рассматриваться как интегральная целостность биогенных, психогенных и социогенных элементов. Ядром этой целостности выступает психосоциальное "Я". "Я" - сущностный элемент структуры личности, в которую входят интересы, потребности, цели, знания, навыки, умения, способности, убеждения, эмоции, чувства, желания, мотивы и т.п. Все это в единстве и составляет личность как целостную, устойчивую и динамичную систему.

Личность  формируется в процессе деятельности и общения. Формирование личности есть процесс двуединый: социализации и  индивидуализации. В процессе социализации, то есть в процессе усвоения накопленного людьми опыта в течение социальной жизни, происходит становление уникально-неповторимого  облика человека. При этом внутреннее содержание личности нельзя рассматривать  как результат механического  внедрения в ее сознание внешних  воздействий. Это итог работы самой  личности, в процессе которой внешнее, проходя через ее индивидуальность, перерабатывается, осваивается и  применяется. в практической жизнедеятельности. Только благодаря собственным усилиям происходит саыоутверздение и самореализация личности, без которых личности нет и не может быть.

Самореализация  человека, как считает А.М.Бекарев, складывается из сочетания трех основных моментов: "Мне нужно", "Я могу", "Я нужен" /А.М.Бекарев. Свобода человека в социальном пространстве", Ниж.Новгород, 1992, с. 95/. Позиция "Мне нужно" связана с реальными потребностями личности в осуществлении самореализации в определенной социальной сфере. Без наличия такой внутренней потребности все разговоры о самореализации оказываются абстракцией. Эта потребность должна соотноситься с реальными возможностями /"Я могу"/. Человек может реализовать только имеющиеся у него способности. Оба момента зависят от самого человека и раскрывают реальную взаимосвязь способностей и потребностей. Их единство необходимо для самореализации, ко еще не гарантирует успешности этого процесса. Он может осуществиться только при наличии условий, воплощающихся в формуле "Я нужен". Эту общественную потребность обычно называют "востребованностью" личности с определенными способностями к конкретным видам деятельности. Человек должен осознавать свою необходимость для общества /"Я нужен"/.

Итак, процесс социализации и индивидуализации требует от человека продуктивной активности, без которой невозможно было бы самоосуществление личности, поскольку личность - это "субъект поступания" /'М.Бахтин/. Самореализация и самоутверждение непосредственно связаны с постоянной корректировкой человеком своих действий и поступков, которую он осуществляет посредством самооценок. Самооценка - это такое рефлективное отношение человека к себе, когда его "Я" выступает одновременно в виде субъекта и объекта самоанализа, который может быть и в чувственной форме. В моральном сознании она выражается посредством целого ряда понятий - стыда и гордости собой, чести, личного достоинства, совести, которые фиксируют способность человека становиться на точку зрения общества, "всечеловеческого закона жизни".

Простейшими формами самооценки являются стыд и  гордости. Более высокими в этом ряду - личное достоинство и совесть. Как регулятор поведения достоинство выступает в качестве личного интереса индивида, не позволявшего ему совершать поступки "ниже своего достоинства". инея мотивом свое достоинство, человек ориентируется не на достигнутое игл нравственное состояние, а на идеал, каким вообще должен быть с его точки зрения человек, предъявляя к себе требования более высокого порядка. Хотя человек может и обольщаться на свой счет: он может оценивать себя не по действительным деяниям, а по непроявленным "внутренним возможностям". Совесть составляет самую высокоразвитую в рамках морали способность личности контролировать свое поведение, отражать в своем самосознании наиболее высокие требования, которые могут быть предъявлены к человеку.

Таким образом, личность есть процесс, требующий  непрестанной душевной рабств над собой. Личностное бытие - это непрекращающееся усилие. Простейшей, исходной формой этого  усилия является свободное подчинение необходимым нравственным запретам и нормам, которые выработало человечество. Зрелой и развитой формой является работа по определения смысла жизни  и прежде всего поиска ответа на вопрос "ради чего жить". Человек - единственное существо, которое осознает свою смертность и делает ее предметом  размышления. Осознавая конечность своего земного существования и задаваясь вопросом о смысле жизни, человек начинает вырабатывать собственное отношение к жизни и смерти. И, следовательно, собственный ответ на вопрос "ради чего стоит жить". В целом, поиска смысла жизни можно определить как процесс расширяющейся морально-практической ориентации человека, как свободное самопринуждение и добровольное возложение на себя известных обязательств, которые нагляднее всего демонстрируются в актах сознательного социально-нравственного выбора, непременно предполагающего ответственность за свой выбор.

Таким образом, личность - это динамичная и в то же время относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых  качеств человека, выраженных в особенностях его сознания и деятельности. Личность представляет собой. единство общего /социально-типического/, особенного /национального, профессионального, религиозного и т.п./ и отдельного /индивидуального/.

Историческое  становление личности и ее самосознания имело целый ряд познавательных, социально-структурных и культурно-исторических предпосылок. Процесс этот не был  линейным и даже самые общие его черты нужно рассматривать в строго определенном конкретно-историческом контексте. Историко-эволюционный подход к личности подчеркивает стадиальность этого процесса становления: особь - социальный индивид - личность. Высшая стадия при этом не отменяет предыдущих, а включает их в новую, более сложную систему.

В Древней Греции еще не существовало понятия "личность". Древнегреческое  слово "просопон", этимологически родственное латинскому "персона", сначала обозначало ритуальную маску, роль, которую исполнял актер в театре. Только впоследствии оно стало обозначать социальный аспект индивида и его самого как индивидуальность. Латинская "персона" тоже вначале не имела специфического значения и обозначала театральную маску, а затем и конкретного индивида.

В понимании человека в древнегреческой  литературе тон задавал космоцентризм, исходя из которого человек рассматривался как часть природы, как ее маленькая песчинка.. В то же время постоянно подчеркивалась зависимость человека не только от космоса, но и от полиса /Платон/, социум ставится выше индивида /Аристотель/. Вое это позволило А.Лосеву утверждать, что в Древней Греции личностей не существовало, что человеческое выступало скорее не как личностно-человеческое, а как телесно-человеческое. По мере повышения ценности индивидуальной жизни и роста к внутреннему миру "человека, индивидуальное "я" начинало занимать весьма важное место. "Смотри внутрь себя", - говорил римский император Марк Аврелий.

Информация о работе Шпаргалка по "Культурологии"