Шпаргалка по "Культурологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 19:58, шпаргалка

Описание работы

1 вопрос. Мировоззрение – это обобщённая и целостная картина мира, совокупность представлений об окружении человеке, действительности о самом человеке, формах его отношения и взаимосвязь с действительностью.
2 вопрос. Мифологическое мировоззрение представляет собой исторически первый тип мировоззрения или способ оформления мировоззренческих представлений и возникает на этапе становления человеческого общества. Это мировоззрение свойственно первобытнообщинному строю и раннеклассовому обществу.
39 вопрос. Культура представляет собой результат жизнедеятельности людей и выступает как важнейший фактор (наряду с природным и экономическим) общественного развития.

Файлы: 1 файл

A_nu_ka_vyuchi_menya_33.docx

— 290.25 Кб (Скачать файл)

Таким образом, с помощью категории бытия  объединяются основные идеи, которые  получены в процессе последовательного  осмысления вопроса о существовании  мира: 1/ мир есть, существует как  беспредельная и непреходящая целостность; 2/ природное и духовное, индивиды и общество равно существуют, хотя и в различных формах; 3/ в силу объективной логики существования  и развития мир /в различии форм его  существования/ образует совокупную реальность, действительность предзаданную сознанию и действию конкретных индивидов и поколений людей.

Следует отметить, что философское открытие проблемы бытия это не анализ того, в чем  именно состоит единство мира, а  поиск его необходимых предпосылок: мир должен существовать , прежде чем он может быть единым. Объединяя фрагменты и проявления взаимосвязи и целостности бытия, мы подводим к материи, как к категории конкретизирующей бытие.

 

 

 

 

26 вопрос

Категория материи - это второй вопрос рассматриваемой  темы. Данная категория исторически  изменялась, -то объясняется, во-первых, логикой развития самой философии, а во-вторых, достижениями естествознания, других наук о материальном мире.

Первые философы пришли к выводу, что существует материал, из которого состоят все  вещи, то, что значительно позднее  было названо субстанцией и субстратом / о содержании и близком значении этих понятий вы можете ознакомиться в философском словаре в "Субстанция" и "Субстрат"/. Хотя. взгляды первофилософов и представляются нам сейчас наивными, но их заслуга состоит, во-первых, в том, что на место утверждении, порожденных религиозной верой, они ставят вывод, к которому привело их рациональное мышление. Хотя все вещи возникают - возникают он не из ничего, а из других вещей, и хотя они гибнут, они превращаются не в ничто, а в другие вещи. Из этих посылок следует, что вечных вещей нет, а есть нечто лежащее в их основе, т.е. материал, из которого все в мире состоит, субстанция мира.

Во-вторых, первые философы уже осознают, что существует большая разница между тем, как  выглядят наблюдаемые нами явления  природы, и тем каковы они в  действительности. Ведь и вода, и  земля, и воздух, и огонь - все это  хорошо знакомые всем вещи, но они вовсе  не похожи на образующиеся из них многообразные  предметы и явления. Все это подводит к признанию существования частиц вещества, постигаемых мышлением, например, если Фалес рассматривал вез многообразие вещей и явлений природы как порождение единого, вечного материального начала - воды, то его ученик Анаксимандр уже вводит понятие апейрон - как неопределенную материю.

Апейрон - это вечное, бесконечное, находящееся в непрерывном движении единое первоначало, источник конкретных вещей и явлений. Демокрит идет далее и уже разрабатывает атомистическую картину мира, вводя в философский обиход понятие атомов. Атомы неделимы, неизменны, качественно однородны и отличаются друг от друга лишь внешними количественными чертами: формой, величиной, а так же порядком и положением. Они образуют, двигаясь в пустоте, многообразие видимых вещей и предметов и множество миров.

Итак, на первом этапе развития материалистических представлений основой, субстанцией  материального мира выступают отдельные , чувственно воспринимаемые или не воспринимаемые элементы /апейрон/, либо физические атомы.

Вторым этапом развития этих представлений является механицизм. Здесь материя отождествляется  с веществом и наделяется рядом  механических и геометрических свойств: массой, протяженностью, формой, непроницаемостью, способностью тел перемещаться по механическим траекториям.

Такое понимание  материи могло еще как-то применяться  к явлениям природы. Но путь для его  применения к общественным явлениям и биологическим процессам был  закрыт, хотя такие попытки и предпринимались. Это значит, что данное понимание  не было универсальным, всеобщим. Оно  было просто выражением определенного  естественнонаучного знания, а вовсе  не философской категорией. Обоснование  и разработка философской категории  материи тесно связаны с развитием  естествознания в АН-ЛА веках.

Какие же были сделаны открытия, которые существенно  повлияли на разработку философской  категории материи?

В результате обнаружения связи между электрическими, магнитными и оптическими явлениями  была создана электродинамика. Законы электродинамики описывают движение электромагнитного поля и электрических  зарядов, которые не сводятся к веществу.

Далее, было экспериментально доказано реальное существование  атомов. Было открыто их сложное  строение и явление радиоактивности. То, что считалось доселе материей - вещество, атомы, свелось к электрически заряженным частицам и электромагнитным полям. При атом, при переходе от одного уровня материи к другому, многие свойства первого исчезают, возникают новые, ранее отсутствовавшие на предыдущих уровнях, и так до бесконечности. Раньше материи приписывали свойства, выявленные у самого глубокого уровня природы, до которого ученые смогли добраться и считали эти свойства вечными, неизменными и всеобщими. Но дело в том, что эти свойства выражают не философские, а естественнонаучные представления о строении материи на определенной стадии развития науки.

Философское представление о материи не связано  раз и навсегда с каким-то конкретным представлением естествознания о строении материального мира. Это понимание  выражает всеобщие, универсальные свойства материи и поэтому переходит  из ранга естественнонаучного представления  или понятия в ранг философской  категории.

В определении  философской категории материи  важны три момента: I/ материя-то, что существует вне и независимо от сознания;

2/ материя  - то, что прямо или косвенно  вызывает ощущения; 3/ материя - то, отражением чего является сознание.

Может вызвать  некоторое недоумение тот факт, что  не все материальное вызывает у нас  ощущения "без приборов". Радиоволны, то, что происходит в центре Солнца, множество других явления мы ощутить  не можем. Поэтому, при всей важности второго и третьего . признаков материи, главное, что отличает материальное от нематериального - это существование вне сознания. Не только все материальное существует объективно, но и все, существующее объективно, вне сознания - материально. В этой связи подумайте над тем, может ли быть материальным сознание других людей по отношению к сознанию данного индивида .

Дальнейшее  развитие естествознания показало, что  у природы нет последнего уровня, вследствие чего любое знание о ней  не является исчерпывающим, полным, окончательным. Недостаток понятий материи, выдвигавшихся  первофилософами, механицистами и т.д. , состоял в том, что эти понята отождествлялись с. характеристиками какого-либо специфического уровня материи, с конкретными физическими представлениями о ее строении, изменяющимся с развитием науки. Но развитие знаний не отменяет самого факта бытия /существования/ объективной реальности, а материальность мира наиболее глубоко отображается в философской .категории материи.

Весь окружающий нас мир представляет собой движущуюся материю в ее бесконечно разнообразных  формах и проявлениях, со всеми ее свойствами, связями и отношениями. На этой основе возникает вопрос о  единстве мира с точки зрения материалистического  монизма.

Почему вопрос о единстве и взаимосвязанности  мира является предметом философского обсуждения?

Философия обещает  исторический опыт предшествующего  развития Философии и специальных  наук и на основе синтеза и обобщения  всех имеющихся данных формулирует  общие принципы, регулирующие отношения  человека к миру. Суть одного из таких  принципов сводится к следующему: I/ все многообразные явления природы, общества и мышления - несмотря на видимые  их различия - внутренне, связаны, прямыми  косвенными связями, находятся во взаимной обусловленности и зависимости; 2/ единство мира состоит в его материальности.

Единство  мира состоит не в бытии единичных  вещей, как думал Аристотель, и  не в единстве актов божественного  замысла и творения, как учит христианская теология. Принцип единства мира утверждает, что мир, как и его отдельные  фрагменты , есть взаимосвязанное материальное целое, что познание; мира, как и его преобразование, может происходить лишь с учетов всех доступных нам связей и взаимодействий на уровне объективной и субъективной реальности. На примере этого принципа философия демонстрирует свою методологическую функцию как регулятора познания и общественно-исторической деятельности.

Методологическое  и мировоззренческое значение категории  материи обнаруживается сразу же, как только мы зададимся вопросом: каким образом существуют окружающие нас материальные предметы, связи  и явления? Материалистический подход к познанию мира позволяет вскрыть  универсальные, т.е. свойственные всем предметам, связям и явлениям, формы  и способы бытии. Ими являются движение, время и пространство.

Интерес к  ним, возник еще в глубокой древности  и сохраняется до наших дней. Более  того, изучение различных форм движения, пространственных и временных связен материальных явлений составляет основную задачу всех специальных наук. В отличие от них философия рассматривает не конкретные проявления способов и форм бытия, а их всеобщие и универсальные свойства.

Категория движения производна от понятия взаимодействия и изменения / под движением в  философии понимается всякое изменение  вообще/ и соотносится с понятием покоя. Для дальнейшей конкретизации  представлений о движении нужно  выделить его типы и формы.

Основание для  выделения типов движения - соотношение  в нем устойчивости и изменчивости, непрерывности и прерывности, сохранения или смены качественного состояния  объектов.

Формы движения материи многообразны и обеспечиваются уровнем структурной организации  материи.. На этом определяется критерий их классификации, т.е. более сложной  структурной организации тел, предметов  присуща более высокая, более  сложная форма движения /например, биологическая форма - более высокая форма по отношению к механическому перемещению/.

Следует понять определенную субординацию между формами  движения материи. Во-первых, они генетически  взаимосвязаны /высшие включают в себя все ниже стоящие формы движения/, во-вторых, формы движения материи  качественно отличны и несводимы  друг к другу, т.е.. нельзя на основе законов ниже стоящих форм объяснять  вышестоящие. .Например, нельзя полностью объяснить биологические явления с помощью физических и химических законов, социальные - с помощью биологических. Методологический принцип, согласно которому высшие формы движения могут быть объяснены на основе закономерностей низших форм, получило название редукционизма.

Развитие  наук показывает, что ни в природе, ни в обществе нет ни одного неизменного объекта. В частности, закон сохранения и превращения энергии устанавливает не только то, что при превращении одних видов энергии в другие остается постоянным ее численное значение, но и то, что каждый вид энергии обладает способностью при определенных условиях превращаться в другие ее виды. Он свидетельствует о неуничтожимости движения не только в количественном /непрекращаемость/, но и в качественном отношении /безграничная способность каждой формы движения превращаться в другие/.

27 вопрос

Материя без  движения не существует, а существует ли движение без материи ?

Мысли, эмоции, ощущения существуют лишь в сознании людей: все это - явления нематериальные. Не будет ли тогда смена ощущений, настроений, мыслей движением без материи? В действительности, смена мыслей, настроений, ощущений отнюдь не есть движение без материи, ибо эта смена явлений сознания происходит только в материальном объекте - в человеке. И движение вне сознания, и движение в сознании не бывает без материального носителя. Мы приходим, следовательно, к двум выводам: нет материи без движения, нет движения без материи.

Любой материальный объект занимает какое-то место, наводится  на каком-то расстоянии от других объектов, обладает какой-то конфигурацией и  размерами в трех измерениях, эти  формы сосуществования материальных объектов называют пространственными  формами и отношениями, или пространством.

Длительность  явлений, следование сменяющих друг друга явлений, имеющие лишь одно измерение, - эти формы существования  явлений называют временными формами  и отношениями, или временем.

Категории пространства и времени прошли длительный путь формирования и развития в естественной науке и философии. Долгое время  они понимались как самостоятельные  сущности или внешние формы /условия/ бытия в целом и существования  отдельных тел, вещей, процессов. Такое  понимание пространства и времени  было характерно для классической физики и натурфилософии.

Вместе с  тем признавалось и наличие высших уровней бытия, к которым пространственные и временные характеристики неприменимы. Например, бытие абсолюта /Бога, абсолютного духа/.

Пространство  и время - формы существования  материи, которые, если их рассматривать  вне материи, без материи, представляют собой лишь пустые понятия, существующие только в нашей голове / И.Кант/. Конечно, можно мысленно отделить пространственные и временные формы и отношения от материальных объектов и процессов, но вне сознания людей, объективно эти нормы и отношения неотделимы от материальных объектов и процессов, ибо никакие формы и отношения не могут существовать вне тех явлений, чьими формами и отношениями они являются.

Ярким подтверждением и конкретизацией этих философских  положений является теория относительности, если пространственное положение двух систем относительно друг друга изменяется, одну из них можно принять за систему  отсчета, а другую рассматривать  как движущуюся относительно первой. Согласно специальной теории относительности, два различных события, одновременные в системе отсчета, не одновременны в движущийся системе, процесс в движущейся относительно системы отсчета системе происходит медленнее, чем в системе отсчета / при скорости, близкой к скорости света/. Если в движущейся системе имеется неподвижное относительно ее тело, это тело сокращает свои размеры в направлении движения в системе отсчета. Все это значит, что одновременность событий и длина тел зависят от материальных систем, где эти события происходят; а тела находятся.

Информация о работе Шпаргалка по "Культурологии"