История Казахстана и его культура в 18- 20вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 11:43, реферат

Описание работы

Разрушение традиционных устоев казахского общества, с одной стороны, и
утверждение новых общественно-экономических отношений, с другой, вызвали к
жизни ранее не известные виды человеческой деятельности. Углубление
общественного разделения труда объективно сказывалось на культуре и
духовной жизни народа. В условиях, когда Казахстан оказался на перекрестке
интересов России, Англии, Франции и других государств, и заметно ускорилось
промышлен-но-транспортное, торговое и иное освоение края, в общественном
сознании прочно утвердилось понимание того, что историческая перспектива за
теми народами, которые овладели достижениями науки, техники, культуры.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 249.50 Кб (Скачать файл)

дореволюционной казахской интеллигенции.

А. Байтурсынов  — один из первых среди казахских  мыслителей определил

значение  и место Абая как поэта, философа, ученого. Призывал широко

проанализировать  духовное наследие и идеи «главного поэта казахского

народа». В образованности и культуре он видел  решающий фактор социального

прогресса. Для того, чтобы школьное образование  было на должной высоте,

считал  он, нужны три условия: нормальное финансирование школы, обеспечение

учащихся  соответствующими учебниками и учебными пособиями, подготовка

высококвалифицированных учителей.

Имя Байтурсынова приобрело широкую известность  задолго до революции. Оно

олицетворяло  просвещенную часть казахского общества.

Наука дооктябрьского Казахстана, хотя и достигла, определенных

результатов, не вошла в жизнь и быт широких  слоев населения.

Многие  ее направления находились на стадии зарождения. На рубеже XIX—XX

вв. научная  мысль казахского общества испытывала тяжести колониального

края, отсталых общественных отношений. 

§ 3. Художественная культура. Печать. 

Художественная  культура дореволюционного Казахстана вобрала в себя как

новации, рожденные колониальной эксплуатацией, так и традиционные черты,

свойственные  патриархально-феодальному

строю. Наиболее выразительными составляющими  ее были литература и музыка.

Религиозные догмы и запреты сильно задержали  развитие изобразительного

искусства и театральной культуры.

Литературные  процессы шли по двум направлениям: устное творчество и

письменная литература. Устное творчество развивалось в виде айтыса акынов,

дастанов, героических и лиро-эпических  поэм, сказок, поговорок и пословиц,

загадок и т. д. В многочисленных айтысах (состязаниях) XIX — начала XX в.

отличались  острословием, находчивостью, импровизацией, глубоким знанием

обычаев, традиций, языкаакыны Жанак, Шоже, Акан Сере, Суюнбай, Жамбыл, Сара

Тастанбекова, Асет Найманбаев, Биржан сал.

Основоположникам  казахской письменной литературы является А. Кунанбаев.Он

родился (1845—1904) в Чингисских горах Семипалатинской области в семье

старшины  тобыктинского рода. Получил первоначальное образование дома, у

наемного  муллы. Абай затем был направлен  в медресе Семипалатинского имама

Ахмет-Ризы. Однако, не дав Абаю закончить учение в городе, отец вернул его

в аул  и начал постепенно готовить к  судебной и будущей административной

деятельности  главы рода. Абай постиг приемы ведения  словесных турниров, в

которых главным оружием служило отточенное красноречие, остроумие и

находчивость. Судебное разбирательство велось на основе веками

существовавшего обычного права казахов. В течение  двадцати лет Абай, уже

зрелый  человек, изучал народное поэтическое  творчество, восточных поэтов и

русскую классическую литературу. В 1886 г. в 40 лет  Абай написал свое

стихотворение «Лето», последующие двадцать лет жизни прошли в поэтической

деятельности.

Абай  был носителем всего нового, прогрессивного в казахском обществе. По

его мнению, каждый мыслящий человек должен был  выработать свое сознательное

отношение к окружающей действительности. Он хотел видеть человеческое

общество  благим и разумным, прогрессивно развивающимся. Каждый человек

должен  вносить в это свою посильную  лепту. Поэтому Абай призывал всех

людей, желающих быть в ряду разумных: «Раз в день, или раз в неделю, или

хотя бы раз в месяц давай сам себе отчет, как ты за это время вел себя в

жизни, совершил ли ты поступки, соответствующие  благу и разуму».

Стремление  к прогрессивному развитию общества, где человека возвышают

«разум, наука, воля», было одним из главных  направлений творчества Абая.

Пути  служения человеческому обществу каждым человеком в отдельности Абай

Кунанбаев видел прежде всего в труде, как  средстве достижения и расцвета

материальных  и духовных благ общества.

В результате колониальной политики царизма и  усиления феодального гнета

во второй половине XIX в. шло очень быстрое  обнищание народных масс,

разорение казахского крестьянства. Все больше казахов пополняло массы

безработных. Заботясь об этой части казахской  бедноты, Абай призывал их не

чуждаться наемного труда, как наиболее прогрессивной формы труда вообще.

Все творчество Абая пронизано идеями непримиримости к бездс-лию.

Человеческий  характер, по его мнению, закаляется лишь в борьбе с

трудностями, в их преодолении. Поэт глубоко верил  в творческие силы народа,

хотя  и понимал, что при современных  условиях общественной жизни народные

массы не имеют возможности полностью  пользоваться плодами своего труда.

В обличительных  стихотворениях Абай вскрывал антагонистические

противоречия  между большинством трудящихся и господствующим меньшинством.

Демократические позиции Абая определяли и его  отношения к деятельности

старшин и биев. Хотя права биев и урезались  царизмом, но в их руках была

сосредоточена значительная судебная власть, а казахское  крестьянство, в

большинстве, имело дело с ними. Решения биев по многим вопросам отражали

интересы  царской администрации.

Пользуясь темнотой населения, его невежеством, бии всячески стремились

извлечь пользу, говоря словами Абая, в основном «дурачили» народные массы.

Чаяния  народа были близки и понятны Абаю. В окружающих его людях, в своих

близких и учениках он больше всего ценил  бескорыстную преданность народу и

защиту  его интересов. Скорбя о рано ушедшем  из жизни любимом сыне

Абдрахмане, Абай, перечислял достоинства его (смелость, искренность,

благородство  и жажду знаний), отмечал, что он «был защитником бедняков, был

за честь  и правду борцом».

Противоречия  современного общества отразились в  отношении Абая к

духовенству. Будучи глубоко верующим, считая, что  «богу присущи

справедливость и любовь», он в то же время видел, что служители веры в

Казахстане  — муллы — были людьми, далекими от справедливости и чести.

Большинство из них покупали свое звание и рассматривали  его как источник

наживы. Видя, что среди казахов многие не знают даже намаз, не говоря о

других  тонкостях религии, Абай писал: «Я думаю, что нельзя назвать казахов

истинными мусульманами». Его отношение к  мусульманскому духовенству

созвучно  с высказываниями Чокана Валиханова, который называл поборников

религии «вредными шарлатанами». Видя тяжелую жизнь народных масс, Абай не

ограничивался обличением несправедливости, а требовал активных действий,

направленных  на исправление этой несправедливости.

Пути  улучшения жизни трудящихся масс Абай видел в изменении экономической

основы общества. Прогрессивное развитие казахов Абай неразрывно связывал с

развитием земледелия, ремесла и торговли. Эти три рычага развития экономики

являются  предметом постоянного внимания казахского просветителя, на них, по

его мнению, и должны ориентироваться народные массы.

Хотя  большинство населения в Казахстане продолжало заниматься

скотоводством, Абай связывал дальнейшее экономическое  развитие с

расширением и улучшением земледелия, так как  оно меньше подвержено

случайностям, зависящим от климатических условий казахской степи.

Определяя значение и место ремесла в  экономическом развитии общества,

Абай  говорил: «Необходимо учиться ремеслу», потому что «ремесло всегда

остается  в руках, и ремесленник, продающий  без

обмана  то, что он сделал своими руками, —  лучший из казахов». В то же время

он не мог не видеть, сколько препятствий  стояло на пути честных

ремесленников при сбыте изготовленных им товаров. Большим злом были

алыпсатары  — перекупщики, разъезжавшие по степ и и по дешевке скупавшие у

ремесленников их изделия. Алыпсатары возникали с развитием товаро-денежных

отношений.

Неотъемлемой  частью процветания экономики Казахстана, по мнению Абая,

является  дальнейшее развитие и раширение  торговли. Он с глубоким уважением

говорил об узбекских торговцах. Много товаров покупали у них и казахи, в

обмен, главным ооразом, на скот. Абай рассматривал торговлю как средство

общения между народами, стимул развития производительных сил общества,

поэтому был активным пропагандистом дальнейшего  ее расцвета в Казахстане. С

демократических позиций защищая интересы народных масс, Абай постоянно

искал пути прогрессивного развития общества, но подходил к проблеме с

просветительских  позиций, считая, что дело могут изменить честные,

заинтересованные  в деятельности на благо народа правители.

Найти пути разрешения противоречий между правителями  и интересами

большинства народных масс Абай не сумел, не мог  он до конца выяснить и

взаимозависимость общества, закона и личности, хотя верил  в справедливость

закона.

Большим злом на пути к благоденствию Абай считал взяточничество и

корыстолюбие  судей, невежественность мулл, видя основную силу, способную

Информация о работе История Казахстана и его культура в 18- 20вв