История Казахстана и его культура в 18- 20вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 11:43, реферат

Описание работы

Разрушение традиционных устоев казахского общества, с одной стороны, и
утверждение новых общественно-экономических отношений, с другой, вызвали к
жизни ранее не известные виды человеческой деятельности. Углубление
общественного разделения труда объективно сказывалось на культуре и
духовной жизни народа. В условиях, когда Казахстан оказался на перекрестке
интересов России, Англии, Франции и других государств, и заметно ускорилось
промышлен-но-транспортное, торговое и иное освоение края, в общественном
сознании прочно утвердилось понимание того, что историческая перспектива за
теми народами, которые овладели достижениями науки, техники, культуры.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 249.50 Кб (Скачать файл)

обязанности старшего помощника уездного начальника и обязанности уездного

судьи. По долгу службы бывал в аулах, участвовал в выборах волостного

управителя  и аульных старшин. На выборах  пытался недавать хода подкупам,

взяточничеству  и злоупотреблениям. Недовольные  баи подавали на него жалобы

в областное  управление, военному губернатору и  министру внутренних дел,

обвиняя его в нарушении правил выборов, предусмотренных «Временным

положением» 1868 г.

В 1879 г. Алтынсарин получил назначение на должность инспектора. По его

инициативе  и при непосредственном участии  была создана в Казахстане сеть

народных  светских школ, в частности центральные  училища во

всехуездныхгородах  области. С этой целью он ездил  по казахским аулам

Тургайской  обл., собирал у населения средства, а затем открыл двухклассные

русско-киргизские училища в Иргизском, Николаевском, Тургайском и Илецком

уездах; укомплектовал их учителями и  учениками. Особое значение Алтынсарин

придавал  оборудованию училищ, созданию библиотек при каждой школе. Много

сил и  энергии он потратил на открытие ремесленных

и сельскохозяйственных училищ, придавая исключительное значение в

подготовке  специалистов из среды коренного  населения.

Сам И. Алтынсарин написал для учащихся русско-казахских школ два учебных

пособия: «Киргизская хрестоматия» и «Начальное руководство к обучению

киргизов  русскому языку». В переводах из русских классиков, в оригинальных

произведениях на казахском языке он пропагандировал  идеалы демократического

просветительства, плодотворно трудился для развития национальной литературы

и культуры, в области формирования казахского литературного языка.

Будучи  деятелем определенной эпохи, Алтынсарин не мог избежать известных

противоречий, ограниченности в своем мировоззрении. Как и все просветители,

он переоценивал социальную преобразующую роль просвещения.

. Первыми  профессиональными учебными заведениями  были

Туркестанская учительская семинария, основанная в 1879 г., и Оренбургская

казахская учительская школа (1883 г.)

Положение о казахской учительской школе, утвержденное Госсоветом еще в

1880 г., предусматривало  ежегодно выделять 17580 руб. на  содержание школы.

Позже учительские  семинарии открылись в Актюбинске, Верном,

Семипалатинске, Уральске. Эти учебные заведения  подготовили за весь

дооктябрьский период 300 учителей-казахов.

В XIX в. открылись  сельскохозяйственные и фельдшерские школы, откуда

выходили  специалисты со средним образованием. Лишь один Боровский лесной

техникум  выпустил с 1889 по 1917 гг. 163 специалиста.

Однако  профессиональные учебные заведения  дореволюционного Казахстанане

соответствовали потребностям времени. В 1914—1915 учебном  году в семи

средних специальных учебных заведениях обучалось 352 человека, что не

составляло  и 1% от общей численности студентов вузов и техникумов России.

Во всем крае не было ни одного института и  университета. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

§ 2. Наука  и научное изучение Казахстана 

С принятием  казахами российского подданства научное  изучение края прочно

вошло в  круг деятельности центральных государственных структур и различных

отрядов исследователей. В Казахстане сложилась, хотя и разрозненная, сеть

научных учреждений. Одни из них функционировали  за счет государственных

ассигнований, другие появились благодаря стараниям  энтузиастов.

Сближение и взаимопроникновение культур  России и казахского народа

обогатили в конечном счете общечеловеческую цивилизацию новыми открытиями,

идеями  и именами. Общение с передовыми представителями российской науки

способствовало  становлению Ч. Валиханова как ученого мирового уровня.

Многие  русские исследователи создали  свои фундаментальные труды на основе

материалов  казахского фольклора, музыки, устной историографии, этнографии.

Первые  попытки комплексного изучения Казахстана, предпринятые Россией в

XVIII в., связаны с именем М. В. Ломоносова. Он был инициатором организации

экспедиционных  исследований территории края и создания его географических

карт, способствовал  проведению научных поисков по истории, лингвистике,

экономике и этнографии казахов.

В 1769 г. одну из первых экспедиций возглавил П. С. Паллас. Маршрут ее

проходил  через Симбирск, Оренбург, Илецк, Орск, Яиц-кий городок, Гурьев,

Оренбург, Уфу. Результатом экспедиции стал труд П. С. Палласа «Путешествие

по разным провинциям Российской империи» в трех частях (Спб. 1773). В

1769—1772 г. И. Рычков провел в составе  войск работу по сбору сведений  на

территории  Кара Тургая, Тургая, Тирсаккана, Ишима, крепостей Усть-Уйская,

Крутоярская, Троицкая. Позднее вышел его труд «Дневные записки путешествия

капитана Н. Рычкова в киргиз-кайсацкие степи в 1771 г.» (1772).

Аналогичная работа проводилась и в последующие  годы. Она позволила

собрать сведения по самому широкому кругу  проблем, связанных с принятием

казахами  русского подданства, торговлей, развитием  производительных сил

края, скотоводства и земледелия, социальной структурой казахского общества

и его  политическим устройством.

Крупным итогом изучения Казахстана русскими учеными явился выход в свет

книги А. И. Левшина «Описание киргиз-казачьих, или киргиз-кайсацкий орд и

степей» в трех частях (1832). Казахская проблематика занимала значительное

место в  работах В. В. Вельями-нова-Зернова, И. В. Мушкетова, В. В. Радлова,

П. П. Семснова-Тян-Шанского и многих др.

Разностороннюю  деятельность по изучению Казахстана развернули научные

общества. В 1867 г. было открыто Оренбургское отделение  Русского

географического общества, где сотрудничали А. Алек-торов, И. Алтынсарин, А.

Добросмыслов, И. Крафт и др. Отделение занималось изучением географии,

истории, этнографии, естествознания и статистики края, издавало «Записки» и

«Известия». При нем работала библиотека, постоянно  пополнявшаяся за счет

обмена  изданиями из других городов и  государств.

Во второй половине XIX в. изучением Туркестанского края активно

занимались  Общество сельского хозяйства, кружок любителей археологии и

истории Востока, Общество любителей естествознания, антропологии и

востоковедения, а также образовавшийся в 1896 г. Туркестанский  отдел РГО. В

1877 г.  было основано Западно-Сибирское  отделение РГО, позднее — его

Семипалатинский подотдел, с которым сотрудничал  А. Кунанбаев.

Выдающимся  исследователем нового поколения стал Ч. Ч. Вали-ханов

(1835—1865). До 12 лет Чокан учился в частной  школе. Уже тогда проявились

его способности. Осенью 1847 г. Чокан поступил в Омский кадетский корпус,

где учащиеся получали знания по многим общеобразовательным  дисциплинам:

географии, истории (России и

всеобщей), русской и западной литературе, основам  философии, зоологии и

ботанике, физике, математике, геодезии, строительному  искусству и основам

архитектуры. Здесь он познакомился с произведениями Палласа, Рычкова и

других  исследователей. В период пребывания в Омске неизгладимое впечатление

произвела на него встреча с выдающимся русским  писателем Ф. М. Достоевским

и его  другом революционером-демократом С. Ф. Дуровым.

В 1853 г. после окончания кадетского корпуса  Ч. Валиханова направляютна

службу  в Сибирское казачье войско. Вскоре в качестве адъютанта он

сопровождал генерал-губернатора Западной Сибири Гасфорта в поездке от Омска

до Заилийского Алатау, во время которой он собрал и записал большое

количество  исторических преданий, легенд и песен.

Весной 1856 г. в жизни будущего исследователя  Востока произошло

знаменательное  событие, во многом определившее дальнейшую судьбу —

знакомство  с выдающимся ученым, известным географом П. П. Семеновым, высоко

оценившим его научные интересы и направившим  их на изучение актуальных

проблем востоковедения. В том же году Чокан  Валиханов участвовал в двух

экспедициях от Ала-Куля к Центральному Тянь-Шаню, на озеро Иссык-Куль; в

Кульджу с дипломатическим поручением.

В 1857 г. Валиханов вновь совершает поездку  к алатауским киргизам, где

находясь  среди кочевий, изучал их жизнь и  обычаи, историю, этнографию,

устное  народное творчество. В этой поездке  он записал отдельные части

киргизского эпоса «Манас». Особое внимание Валиханов  обратил на памятники

материальной  культуры народов Востока. Остатки  древних оросительных систем,

памятники архитектуры, развалины древних  городов, обнаруженные им во время

экспедиции  на Иссык-Куль, привели его к выводу о существовании в прежние

века  на территории Семиречья оседлости  и наличии ряда городов.

Соприкосновение с историей соседних народов помогало изучать древнюю и

средневековую историю казахского народа. Глубоко  проанализировав и

сопоставив  собранный во время первых экспедиций материал, он пришел к

Информация о работе История Казахстана и его культура в 18- 20вв