История Казахстана и его культура в 18- 20вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 11:43, реферат

Описание работы

Разрушение традиционных устоев казахского общества, с одной стороны, и
утверждение новых общественно-экономических отношений, с другой, вызвали к
жизни ранее не известные виды человеческой деятельности. Углубление
общественного разделения труда объективно сказывалось на культуре и
духовной жизни народа. В условиях, когда Казахстан оказался на перекрестке
интересов России, Англии, Франции и других государств, и заметно ускорилось
промышлен-но-транспортное, торговое и иное освоение края, в общественном
сознании прочно утвердилось понимание того, что историческая перспектива за
теми народами, которые овладели достижениями науки, техники, культуры.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 249.50 Кб (Скачать файл)

выводу, что « в средние века оседлость  здесь (в Киргизии и на юге

Казахстана) сильно распространялась в Илий-ской долине». Во время

экспедиции  на Иссык-Куль, Валиханов, наряду с научными данными, собрал

большую коллекцию древностей. Результатом  поездок явились законченные

историко-этногра-фические произведения: «Дневник поездки на Иссык-куль»,

«Западная провинция Китайской империи  и г. Кульджи», «Записки о киргизах».

Научная деятельность Валиханова привлекла внимание Русского географического

общества, которое в феврале 1857 г. избрало  его действительным членом.

Новым этапом научной деятельности Чокана Валиханова стала конфиденциальная

поездка в Кашгарию в 1858 г., когда впервые  после Марко Поло и иезуита

Геоса (1603) он побывал в этой малоизвестной  стране и написал знаменитый

труд: «О состоянии Алтышара, или шести  восточных городов Китайской

провинции Нан Лу (Малой Бухарин) (1858—1859 гг.).»  Труд был высоко оценен

востоковедами России и за ее пределами и вскоре издан на английском языке.

Тяжелые условия путешествия, нервное напряжение и лишения, встретившиеся в

пути, сказались  на здоровье молодого ученого. По возвращении  домой Ч.

Валиханов заболевает. В 1860 г. по вызову Военного министра исследователь

Кашгарии  приезжает в Петербург, где был  встречен как отважный

путешественник  и знаток жизни народов Средней  Азии и Казахстана, награжден

орденом и повышен в чине.

Недолговременное  пребывание в Петербурге (он пробыл там год) духовно

обогатило Ва-пиханова и укрепило его демократические взгляды. Он окунулся в

гущу  общественной жизни и развернул  широкую деятельность, работал в  Военно-

учетном комитете Генерального штаба, Азиатском  департаменте и

Географическом  обществе. Составление карт Средней  Азии и Восточного

Туркестана, подготовка к изданию трудов Риттера, сотрудничество в издании

энциклопедии (где впервые была его известная  статья «Аблай»), изучение

восточных рукописей, чтение лекций по истории  Востока в Русском

географическом  обществе — все это составляло содержание его жизни в

Петербурге. Большое влияние на Чокана в этот период оказали профессор А. Н.

Бекетов, редактор «Записок Русского географического  общества» востоковед,

дипломат  и публицист Е. П. Ковалевский, известные  ученые-ориенталисты В. В.

Григорьев, В. П. Васильев и В. В. Вельяминов-Зернов. Постоянную поддержку и

дружеское расположение оказывал Валиханову вице-президент  Русского

географического общества П. П. Семенов-Тяньшанский. В  Петербурге Валиханов

вновь встретился со своим другом Ф. М. Достоевским. Среди его петербургских

друзей  были поэты А. Н. Майков и Я. П. Полонский, братья В. С. и Н. С.

Курочкины, состоявшие членами общества «Земля и воля». Разночинная

литературная  среда расширяла кругозор казахского ученого, помогала ему

лучше разобраться в событиях общественной жизни России в период

революционной ситуации.

Чтение  Валихановым литературно-художественных и общественно-политических

журналов  «Современник», «Русское слово», «Эпоха», «Отечественные записки»,

«Время» и др., игравших большую роль в развитии общественного интереса к

истории и формировании исторических взглядов интеллигенции, способствовало

утверждению демократических взглядов Валиханова.

Влажный петербургский климат пагубно отразился  на здоровье Чокана

Валиханова. Он вынужден был покинуть столицу.

Переехав  в Омск, Валиханов принял непосредственное участие в мероприятиях

правительства по реорганизации местного управления степи, внес ряд

практических  предложений и рекомендаций. Основные мысли изложены им в ряде

«Записок», поданных на имя властей: «О мусульманстве в степи», «О

кочевниках  киргизах», «Записка о судебной реформе». Весной 1864 г.

Валиханов участвует в экспедиции Черняева, целью которой было присоединение

к России территории Южного Казахстана. В чине штаб-ротмистра он служил

переводчиком  при главном командовании, где, исполняя служебные обязанности,

способствовал установлению дружественных ваимоот-ношений  русских властей с

местным населением, а также справедливому  решению споров из-за пастбищ

между казахами и киргизами.' Но деятельность Чокана на этом поприще была

недолгой. Летом 1864 г.

он вынужден был покинуть отряд, возвратиться в  Верный, а затем уехать в аул

Тезека, старшего султана казахов рода албан. Вероятно, уже в этот период

Валиханов не мог переносить тяготы походной жизни. В письме к отцу из аула

Тезека  он писал: «Устал, нет никакой силы, весь высох, остались одни кости,

скоро не увижу света. Мне больше не суждено  повидаться с моими дорогими

родными и друзьями, нет для этого никаких  средств. Это будет мое последнее

письмо. Прощайте, обнимаю всех».

Ч. Валиханов  умер в апреле 1865 г. в ауле Тезека, в урочище Кочен-Тоган,

у подножья Алтын-Эмельского хребта.

Оценивая  деятельность Чокана Валиханова от имени  Русского географического

общества  и от ученых России, крупный ученый-востоковед И. И. Веселовский

писал: «Как блестящий метеор промелькнул  над нивой востоковедения Чокан

Чингисович  Валиханов. Русские ориенталисты единогласно  признали в лице его

феноменальное явление и ожидали от него великих  и важных открытий о судьбе

тюрских народов: но преждевременная кончина  Чокана лишила нас этихнадежд.Он

умер  от чахотки, недостигнув и 30-летнего  возраста».

Научное наследие Ч. Валиханова охватывает широкий  круг проблем Казахстана

и других народов, в решении каждой и них проявился его могучий научный

талант.

Во второй половине XIX— начале XX в. научная  жизнь казахского общества

обогатилась творениями М.-С. К. Бабажанова, К. Халиди, М. Чорманова, А.

Байтурсынова  и др.

Выпускник Оренбургского кадетского корпуса  М.-С. К. Бабажанов опубликовал

ряд историко-этнографических  статей, посвященных проблемам коневодства,

лечебных  свойств кумыса, религиозных представлений  казахов, памятников

истории. Главным произведением К. Халиди, родившегося в Аягузе, является

«Тауарих  хамса», опубликованная в 1910 году казанским издательством

«Урнэк». В нем содержится анализ исторического  прошлого пяти народов

Востока — уйгуров, узбеков, казахов, монголов, китайцев.

Широко  образованным человеком для своего времени был Ш. Кудайбердыев. Он

знал  несколько восточных языков, работал в библиотеке и архивах Стамбула и

Парижа. Круг его научных интересов охватывал  вопросы истории, философии,

музыки, литературы, религии. Исторические взгляды  Ш. Кудайбердыева наиболее

полное  выражение нашли в книге «Родословная тюрков, киргизов, казахов и

ханских династий», увидевший свет в 1911 г. В  книге систематизированы

основные  сведения о родах Среднего жуза, династии ханов и тюркских народов

Азии.

Ш. Кудайбердыев высоко ценил роль науки, знание в  жизни общества и

человека. Он избирался членом Семипалатинского подотдела Западно-Сибирского

отдела  Русского географического общества, совершил хадж в Мекку.

Целая полоса истории казахской культуры, науки  и народного образования

связана с именем А. Байтурсынова. Родился  он в ауле № 5 Тосынской волости

Тургайского уезда. В 1886—1891 гг. обучался в двухклассном русско-казахском

училище, в 1891—1895 гг. — в Оренбургской учительской  семинарии. Годы учебы

были  сопряжены с многочисленными  трудностями, материальными лишениями.

Педагогическую деятельности Байтурсынов начал и аульных школах, затем

продолжил б двухклассных училищах Актюби некого, Кустцнаи-ского и

Каркаралинского уездов. Как педагог и просветитель Байтурсынов глубоко

переживал невежество народа. Именно в приобщении к образованию, науке,

культуре  видел он путь к свободе народа. За участие в составлении петиции

царю  каркаралинской группой казахской  интеллигенции Ахмет Байтурсынов,

работавший  заведующим Каркаралинским двухклассным училищем, был арестован

(июль 1909 г.) вместе со своими единомышленниками. Восемь месяцев без суда

и следствия  находился в Семипалатинской  тюрьме. После освобождения ему

разрешили проживание только за пределами Казахстана, что приравнивалось к

ссылке. Как за политически неблагонадежным  за Байтурсыновым был установлен

полицейский надзор.

С марта 1910 г. вплодь до Октябрьской революции  Байтурсынов жил в

Оренбурге.

В 1900 г. в Петербурге вышла в свет его  книга «Кырык мысал» (Сорок басен)

— басни  И. Крылова в переводе на казахский  язык и несколько собственных

произведений, написанных в том же духе. В 1911 г. в Оренбурге вышла вторая

книга «Маса» (Комар). В эти же годы он занимается вопросами реформы

казахского  алфавита, педагогики, методики, обучения и др. С 1913г.

Байтурсынов стал редактором газеты «Казах». Статьи Байтурсынова по вопросам

просвещения, литературы, языка знакомили читателей  с культурным наследием

казахов, призывали их к овладению знаниями, духовному совершенствованию.

С июля 1917 г. газета «Казах» становится официальным  органом партии

«Алаш», идеи и программу которой поддерживала значительная часть

Информация о работе История Казахстана и его культура в 18- 20вв