История Казахстана и его культура в 18- 20вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 11:43, реферат

Описание работы

Разрушение традиционных устоев казахского общества, с одной стороны, и
утверждение новых общественно-экономических отношений, с другой, вызвали к
жизни ранее не известные виды человеческой деятельности. Углубление
общественного разделения труда объективно сказывалось на культуре и
духовной жизни народа. В условиях, когда Казахстан оказался на перекрестке
интересов России, Англии, Франции и других государств, и заметно ускорилось
промышлен-но-транспортное, торговое и иное освоение края, в общественном
сознании прочно утвердилось понимание того, что историческая перспектива за
теми народами, которые овладели достижениями науки, техники, культуры.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 249.50 Кб (Скачать файл)

(семерка), «Жеты карт» (семь старцев), «Жеты каракшы» (семь разбойников —

Малой Медведицы  — «Акбоз ат», «Кок-боз ат» (белый  мерин, серый мерин).

Названия  этих созвездий связаны с пастушеским  бытом, ночной охраной стада.

Счет  месяцев у казахов определялся  луной. Для установления числа месяцев

в году казахские есепчи постоянно наблюдали  за движением луны. Их

наблюдения  дали возможность разделить год  на 12 месяцев, месяц на три

декады. Счет времени определялся периодами  растущей и убывающей луны.

Казахи  определяли времена года и по положению солнца относительно Плеяд.

Астрологические месяцы солнечного года они называли «жулдыз», имея в данном

случае  в виду число зодиакальных созвездий, которых было 12, соответственно

12 лунным  фазам. Страны света устанавливали  по дневному положению солнца.

Юг называли «онтустик» (правая полуденная сторона), север — «Солтустик»

(левая  полуденная сторона), восток —  «кун шыгыс» (сторона восхода  солнца),

запад —  «кун батыс» (сторона захода солнца).

Большую роль в жизни народа играл циклический  календарь, унаследованный

ими от предшествующей эпохи. Казахи считали  время циклами в 12 лет — мушел.

Каждый  цикл назывался именем животного: мышь (тышкан), корова (сыйыр), тигр

(барс), заяц (коян), дракон (углу), змея (жылан), лошадь (жылкы), овца

(кой), обезьяна (мешин), курица (тауык), собака (ит), свинья (доныз).

Начало  года соответствовало весеннему  равноденствию (ку тоги с) и

начиналось  с праздника «Наурыз» (21 марта). Персидское слово «Наурыз» —

означает  «новый день». В этот день мужчины  группами ходили из аула в аул,

женщины занимались приготовлением традиционного  «наурыз-коже» (пшеничной

похлебки) — символа изобилия и урожая. Старикам в праздники подавали

отваренную  голову быка и они произносили  традиционные пожелания о росте

поголовья скота, изобилии молочных продуктов.

Неделя  состояла из семи дней: сенби (суббота), жексенби (воскресенье),

дюйсенби (понедельник), сейсенби (вторник), сэрсенби (среда), бейсенби

(четверг), жума (пятница). Названия дней имеют  главным образом персидское

происхождение, за исключением арабского термина «жума».

Кочевое скотоводство и орошаемое земледелие создали основу единой

культуры  племен Казахстана. Значительное влияние  на культуру казахского

народа  оказывала культура соседних народов, особенно Поволжья, Сибири и

Средней Азии. Заметный след оставила также мусульманская культура. Таким

образом, в XV— начале XX вв. в Казахстане функционировала  единая культура,

которая базировалась на лучших традициях культуры древних племен казахских

степей. 

§ 5. Революционные  разночинцы в Казахстане 

В развитие культуры Казахстана второй половины XIX в. заметный вклад

внесли  революционные разночинцы, отбывавшие ссылки в Казахстане. В крае

возник  ряд народнических кружков, в  которых обсуждалось много вопросов, в

том числе  и национальный, но основное их направление состояло в

просветительной деятельности.

Одним из центров научных исследований Казахстана являлся Оренбург, в

котором находился отдел Русского географического  общества и Тургайский

статистический  комитет. В числе их членов были Н. Дмитриев, Б. Скалов, П.

Добровольский, ряд других ссыльных. Вместе с ними работали казахи Т.

Сейдалин, Б. Даулбаев, С. Джаитюрин, Б. Наурызбаев и др.

Центром краеведения был Уральск, где  собирались и обрабатывались

различные материалы, издавались в виде статей.

Важным  культурным и научным центром являлся Омск, где политические

ссыльные  объединялись в отделении Географического  общества и Акмолинском

статистическом  комитете. Среди активных участников их были Ф. Щербина, Г.

Н. Потанин, Н. Петропавловский, А. И. Сведенцов, Л. К. Чермак, Д. Клеменц,

В. Остафьев, Н. М. Ядринцев, к ним примыкали  А. Букейханов, М. Чорманов, Н.

Джет-пысбаев.

Центр изучения казахского края в Семипалатинске был  обязан своим

возникновением  политическим ссыльным Е. П. Михаэлису, С. Гроссу, А.

Леонтьеву и др.

Центром изучения Южного Казахстана были научные  учреждения Ташкента, где

научной деятельностью занимались народники  П. И. Пашино, Г. С. Загряжский,

Д. Иванов, Г. Усов, И. Гейер, Е. Смирнов и др. В тесной связи с ними были

местные краеведы. В «Материалах для статистики Туркестанского края»,

«Сборнике материалов для статистики Сырдарьинской  области», «Туркестанских

ведомостях» увидело свет множество исследований народнического направления.

В Семиречье, Верном научной деятельностью занимались народники Г. С.

Загряжский, Р. И. Метелицын, В. А. Монастырский, А. Флеров, К. Вернер, С.

М. Дудин  и ряд ссыльных поляков.

Ссыльные  революционеры исследовали прошлое  и настоящее казахского народа

с позиций  народничества. Так, в этнографические  описания они всегда

включали социальные и политические вопросы. Их исследования и статьи, как

правило, имели социальное звучание.

Во второй половине XIX в. на территории Казахстана работало множество

историко-статистических, этнографических, геологических и  географических

экспедиций. Как правило, активными участниками их были революционные

разночинцы. В каждой экспедиции в качестве проводников  и переводчиков

принимали участие представители местных  национальностей, чаще всего казахи.

Они одними из первых вступили в контакты с  революционными разночинцами.

Переводчики не только многое воспринимали, но и  с готовностью делились теми

сведениями, которыми располагали сами, были носителями знаний, материальной

и духовной культуры своего народа, знали степные  предания, важнейшие

решения биев, положения обычного права, ритуалы и обряды, систему ведения

скотоводческого хозяйства, пути кочевания и т. д. Впоследствии многие из

этих  вопросов нашли отражение в научных  работах народников.

Такие взаимоотношения  представителей двух народов, первые многочисленные

контакты  между ними, способствовали сближению  казахов и русских. Творческое

содружество казахских и русских представителей заложило демократические

основы  в развитие казахской общественной мысли. Представители русской

демократической и революционной мысли в противовес царским колонизаторам

способствовали  развитию дружеских отношений между  русским и казах-1 ским

народами.

Вместе  с И. Алтынсариным в Пограничном  правлении Оренбурге ких казахов,

работали  политические ссыльные А. Н. Плещеев, М  Муравский, польские

ссыльные  М. И. Винер, А. Пашковский, М Лукашевич, которые не могли не

оказать влияния на формирование мировоззрения  казахского просветителя. В

70—80-х  гг. через Оренбургский отдел  Географического общества и газету

«Оренбургски! листок» И. Алтынсарин был связан с Э. С. Старшинским, Г. С

Карелиным, А. А. Тилло. Все они подвергались преследования^ царизма.

Товарищем революционного демократа Д. И. Писарева п( университету был

ссыльный  П. Н. Распопов, бывший в доверительных  отношениях с И.

Алтынсариным.

Ярким примером личных и идейных связей русских  разночинце и казахских

просветителей являются взаимоотношения Абая Кунан  баева с Е. П. Михаэлисом,

Н. И. Долгополовым, С. С. Гроссом, А Влеком. Народническое  мировоззрение, и

прежде  всего тезис о долг интеллигенции перед народом, четко прослеживается

в духовно! наследии И. Алтынсарина. Глубокий интерес  к прошлому и настои

щему  своего народа, его будущему сближало И. Алтынсарина ' А. Кунанбаева с

революционными  народниками.

В борьбе за переустройство общества революционные народникэ большое

внимание  уделяли нелегальной и легальной  печати. Н территории Казахстана в

ряде  случаев они были организаторам  периодических и продолжающихся изданий,

принимали участие bi всех местных изданиях. «Туркестанские ведомости»,

«Оренбургски] листок» на своих страницах публиковали  множество материалов н

казахскую тематику. По казахской тематике публиковались  материалы в газете

«Восточное  обозрение», которую редактировали  Н. М. Ядринцев и И. И. Попов.

В ней  поднимались проблемы жизни и быта казахского народа, крестьянских

переселений, здравоохранения в крае. Народнические  материалы попадали и на

страницы  газеты «Сибирь». Основание и первые годы издания омской газеты

«Степ

ной край»  целиком обязаны деятельности народовольцев. Народнические

материалы на казахстанскую тематику публиковались  и в «Астраханском

вестнике». Значительное количество материалов о  казахском народе и русских

крестьянах-переселенцах публиковали газеты «Оренбургский  листок» и

«Туркестанские  ведомости», «Тур-гайская газета». Многие корреспонденты этих

изданий находились под гласным и негласным  надзором полиции.

Многоплановым было участие революционных народников в развитии

педагогической  мысли и школьного образования  в Казахстане. В теоретических

документах  народнических организаций вопросы народного образования

отмечались  особо. Народники видели в учителе  пропагандиста и агитатора,

Информация о работе История Казахстана и его культура в 18- 20вв