История Казахстана и его культура в 18- 20вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 11:43, реферат

Описание работы

Разрушение традиционных устоев казахского общества, с одной стороны, и
утверждение новых общественно-экономических отношений, с другой, вызвали к
жизни ранее не известные виды человеческой деятельности. Углубление
общественного разделения труда объективно сказывалось на культуре и
духовной жизни народа. В условиях, когда Казахстан оказался на перекрестке
интересов России, Англии, Франции и других государств, и заметно ускорилось
промышлен-но-транспортное, торговое и иное освоение края, в общественном
сознании прочно утвердилось понимание того, что историческая перспектива за
теми народами, которые овладели достижениями науки, техники, культуры.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 249.50 Кб (Скачать файл)

преодолеть  это зло, в науке и просвещении.

Настойчивое стремление Абая привить молодежи любовь к учению и знаниям

выразилось  в обличении им пороков казахского общества, связанных, в первую

очередь, с невежеством и темнотой.

Изучая  жизнь казахского общества, Абай пришел к выводу, что победить его

пороки  можно только сообща. И хотя каждый человек сам хозяин своей судьбы,

но есть судьбы народов в целом. Жить вне общества или быть лучше его

невозможно.

У Абая была четко выработанная точка зрения на взаимоотношение с другими

народами, населяющими Россию. Основной принцип, которым он руководствовался

при этом, был принцип уважения, дружбы и  равноправия. Его возумущало

стремление  казахской знати привить народу презрительное и насмешливое

отношение к другим народам. Видя, что казахам  нет причин кичиться перед

другими народами, он постоянно и умело  находил у других народов качества,

характеризующие их с выгодной стороны. Уважая другие народы, Абай призывал

казахов к общению с ними.

Признавая необходимость мира и взаимопонимания  для всех народов, он был

убежден, что только при этих условиях могут  в полную меру развиться

основные  движущие силы общества — наука, передовые идеи, культура, и

настанет  всенародное благоденствие.

В начале XX в. опубликовали свои первые произведения С. Сейфуллин, И.

Жансугуров, Б. Майлин, А. Ауэзов, ставшие впоследствии основоположниками

казахской литературы советского периода.

XIX —  начало XX в. был периодом небывалого подъема музыкальной культуры

казахского  народа. Композиторы Курмангазы, Даулеткерей, Дина Нурпеисова,

Таттимбет, Казангап, Сейтек, Ихлас созда-.ч1 бессмертные  кюи. Вся казахская

степь пела песни Биржан сала, Ахан сэре. Mi хита, Абая, Балуан шолака, Жаяу

Мусы, Мади, Ибрая, Естая и др. Творчество народных композиторов отражало

горячую любовь человека к родному краю, воспевало красоту природы,

заключало в себе нравственные и эстетические ценности. Оно запечатляло рост

социальной  напряженности в обществе, желание простыхлюдей жить в мире и

благополучии. Так, первое музыкальное произведение Курмангазы «Кишкентай»

было  посвящено восстанию Исатая и  Махамбета, а события 1916 г. послужили

причиной  создания кюя Дины Нурпеисовой «Набор». Если песня «Гакку» Ибрая

стала своеобразным гимном любви, то «Зауреш» Мухита, по определению

академика А. Жубанова, настоящий «Реквием». Песни  Абая и Жаяу Мусы

отличались  насыщенностью элементами европейской  музыкальной культуры.

В XIX в. началось зарождение казахской прессы. 28 апреля 1870 г. вышел

первый  номер газеты «Туркестан уалаяты». Она издавалась на казахском и

узбекском языках. На ее страницах печатались материалы о Чокане Валиханове,

восстании казахов Мангыстау 1870 г. и других событиях.

В 1911 г. увидел свет первый казахский журнал «Айкап», за четыре года

существования которого вышли 88 номеров. В 1913—1918 гг. издавалась газета

«Казах». «Айкап» и «Казах» освещали все  стороны жизни общества. Они

выступали за переход казахов к оседлому образу жизни и овладение

земледельческой культурой, в то же время, не отрицая  значения и места

кочевничества, смело поднимали женский и  национальный вопросы,

распространяли  медицинские, агрономические знания, поддержали идею созыва

Всеказахского съезда.

Расширялось издание книг казахских авторов. В Петербурге, Казани,

Оренбурге, Ташкенте вышли произведения Абая Кунанбаева, ЧоканаВалиханова,

Ибрая Алтынсарина,АхметаБайтурсынова, Ми-рякуба Дулатова, Абубакира Диваева

и многих других. В 1912 г. в Семипалатинске была создана типография

«Жардем» («Помощь»), специализировавшаяся на выпуске  книг на казахском

языке. До Октябрьской революции на казахском  языке было издано

приблизительно 700 названий книг (не считая переизданий).

Таким образом, перемены охватили все стороны культурной жизни казахского

общества.

Однако  не все духовные ценности и достижения культуры доходили до народа.

Сказывались массовая неграмотность населения, малочисленность культурно-

просветительных учреждений, колониальная политика царизма. 

§ 4. Материальная культура казахов. Обычаи и обряды

Жилище  казахского народа — замечательный  памятник материальной культуры.

Оно делилось на зимнее и летнее, отличаясь величиной  и конструкцией. В

летнее  время казахи жили в легких переносных жилищах, зимой — в постоянных

теплых  помещениях: «агаш уй», «жер уй», «кара  там». Юрта — разборное

жилище, изготовленное из дерева и войлока, состояло из «кереге» — остова (

деревянная  решетка), сферического купола — «шанрак», радиально

расположенных

жердей (уык). Размер юрты зависел от количества крыльев — канат (частей

кереге). Юрта, состоящая из 12 крыльев, имела  площадь в 100—120 кв. м. 12,-

15,-18 —  канатные юрты существовали с  XII в. до начала XIX в.

Каждая  решетка (кереге) состоит из 36 планок — «саганак», изогнутых

посередине. Решетки бывают двух видов: из массивных  планок мелкой

квадратной  сеткой — «тор коз» и тонких планок крупной сеткой —«жел коз».

Вход  в юрту, обращенный обычно на юг, имеет  форму прямоугольного проема.

Двустворчатые двери часто покрывались резьбой. Решетка каркаса юрты снаружи

обкладывалась циновками из тростника — шымши. Поверх циновок каркас юрты

покрывался  войлоком. От середины свода до земли  юрту покрывали туырлыки, от

шанырака  до низа свода— узуки. Войлочные покрытия скреплялись с корпусом

веревками и узорными лентами — бсльдеу. Свод юрты украшался подвесными

ковровыми дорожками, полосками и лентами  с бахромой и кистями из

разноцветных  шерстяных нитей.

По своему назначению юрты делились на три основных типа. Парадные юрты,

предназначенные для приема гостей, отличались большим  размером и богатым

убранством. Парадные юрты состояли минимум из двенадцати канатов,

покрывались белыми войлоком и шелком. Наиболее богатыми по убранству были

свадебные юрты — отау. Юрты, служившие жилищем, были меньшего размера.

Маленькие походные юрты могли перевозиться на одном верблюде или даже на

лошади. Кроме того, были юрты, использовавшиеся как склады и другие

подсобные помещения.

Походные  юрты можно отнести к типу специализированных, предназначавшихся

для военных  походов или пастухов и табунщиков. Наиболее простым переносным

жилищем был шатер — «курке», состоявший из уыков, поставленных конусом и

покрытых  войлоком. Чаще использовались в походах  юрты «жолама уй»,

состоявшие  из трех-четырех решеток — кереге и уыков.

Кроме того, казахи во время кочевок использовали вместительные подвижные

жилища  на колесах куйме. Они покрывались  тканью, войлоком или кожей

разнообразной окраски. В куйме жили дети и женщины.

Центр юрты — ошак — служил местом приготовления пищи и обогрева в

холодное  время. Напротив входа находилось почетное место юрты — тор — для

гостей  и заслуженных людей. Пространство у двери называлось «босага».

Направо от входа располагались утварь и  посуда, слева — конская сбруя.

Направо от босага стояла кровать хозяев дома, отделенная занавеской —

шымылдык.

Убранство юрты состояло из различных деревянных и кожаных предметов,

изделий из войлока, циновок и ковров. Широко распространены были войлочные

ковры текемет, войлочные ковры с аппликациями — сырмык, менее — тканые

ковры клем. Существовало два вид а ковров—безворсовые —такыр клем —и

ворсовые—тукти  клем. Богатые войлочные настенные  ковры, орнаментированные

аппликациями, инкрустацией и вышивкой, назывались «тускииз».

Утварь  и посуда хранились в подвесных сумках (аяк-кап), войлочных коробках

(шабдан), ковровых сумках (коржын), состоящих  из двух равных карманов и

соединяющих их переметной частью. Непременным  атрибутом каждой юрты были

сундуки. Деревянные предметы — подставки  — (жук аяк), коробы для продуктов

(ке^еже) (адалба-кан) украшались художественной  резьбой.

Во многих районах Казахстана были распространены постоянные жилища из

дерева, камней, сырцового кирпича и дерна. По материалу изготовления их

называли  «агаш уй», «жер уй», «кирпиш уй». Площадь дома зависела от

материального состояния хозяина и состава  семьи, но в целом оно было

максимально приспособлено к кочевому образу жизни.

В народном костюме казахов отразились древние  традиции, связанные с

этническими, экономическими и климатическими условиями. Одежда

изготавливалась из сукна, шерстяных и шелковых тканей, войлока и меха.

Особой  ценностью у казахов пользовались шкуры куланов, сайгаков и тигров,

мех енота, соболя, куницы, горностая. Из шкур шились шубы (тон). Шубы из

меха  пушных зверей назывались «ишик» и различались по покрытию: меховая

шуба, покрытая шелком — бас тон, синим сукном — кок тон, парчой — барша

тон. Удлиненные шубы с воротом из шкур жеребячьих—  жаргак тон. Из козьих

шкур  выщипывали длинные волоски, оставляя лишь подшерсток, и шили шубы

Информация о работе История Казахстана и его культура в 18- 20вв