История Казахстана и его культура в 18- 20вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 11:43, реферат

Описание работы

Разрушение традиционных устоев казахского общества, с одной стороны, и
утверждение новых общественно-экономических отношений, с другой, вызвали к
жизни ранее не известные виды человеческой деятельности. Углубление
общественного разделения труда объективно сказывалось на культуре и
духовной жизни народа. В условиях, когда Казахстан оказался на перекрестке
интересов России, Англии, Франции и других государств, и заметно ускорилось
промышлен-но-транспортное, торговое и иное освоение края, в общественном
сознании прочно утвердилось понимание того, что историческая перспектива за
теми народами, которые овладели достижениями науки, техники, культуры.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 249.50 Кб (Скачать файл)

воспитателя подрастающего поколения, считали  необходимыми борьбу с

формализмом, зубрежкой, пробуждение интереса к  учению, выполнение

гражданского  долга перед учащимися и народом.

Народники в Казахстане изучали состояние  просвещения среди казахского и

казачьего населения, а также среди крестьян-переселенцев. Изучением

школьного дела в крае занимались ссыльные Б. И. Сцеборский, Н. М. Ядринцев,

Г. Б. Байтов, В. А. Остафьев, М. Кулижнов, С. Л. Чудновский, Л. Чермак, С.

П. Швецов. Состояние образования в крае было проанализировано по областям и

городам:

показаны  состояние школ, количество учащихся, состав и положение учителей,

материальное  положение учеников, уровень преподавания. При этом особое

внимание  уделялось постановке начального образования. Народники правомерно

считали, что царская администрация в  Казахстане «равнодушно относится  к

народному образованию», выступали за широкое  просвещение казахского народа.

Цифрами и фактами они показали низкий уровень мусульманского образования,

считая, что такая школа «не может  дать серьезных знаний своим питомцам».

Либеральные народники в противовес этому  пытались узаконить мусульманское

образование. Идеи либеральных народников смыкались с официальными

установками властей. Лучшим типом школ в крае либеральные народники считали

русско-казахские  сельскохозяйственные школы. Но в казахских  интернатах и

сельскохозяйственных  школах уровень организации учебного процесса не был

поставлен на должную высоту. В тоже время  в системе образования они

выступали против бюрократизма, самоуправства  уездных начальников, боролись

против  нищенского положения школ и тяжелых  условий труда учителей.

Революционные народники были не только теоретиками в области школьного

образования, но и практиками, стремившимися претворить в жизнь свои идеи, в

частности, среди казахского народа. Такова была деятельность Б. И.

Сцеборского, Л. П. Степанова, К. Щербакова, Е. Бекарюковой, Н. Беляева, А.

Шайтанова, Д. Гусева, Д. Дениша, А. Прозоровского, К. Дудоладовой, И. М.

Скорковского, Е. Нечволадовой, А. Калычевой. В разных местах Казахстана при

участии революционных народников были открыты  «Общества попечения о

начальном образовании». Они вели свою деятельность в Семипалатинске,

Кустанае, Актюбинске, Петропавловске, Ташкенте, Аулие-Ате, Верном.

Под их влиянием уехала учиться в вузы первая группа казахской молодежи.

Единению  русской и казахской молодежи, способствовали Казанский

университет, специальные учебные заведения Омска.

Медики-народники  работали в различных уездах Казахстана и были тесно

связаны с жителями Внутренней орды, уездов Акмолин-ской области,

Семипалатинского, Тургайского, Усть-Каменогорского уездов, Сырдарьинской и

Семиреченской областей. Они были авторами многочисленных описаний и отчетов

медико-санитарного  состояния казахских степей. Такие  материалы

публиковались в местных ведомственных изданиях. Тяжелое положение с

медицинским обслуживанием в аулах и городах  Казахстана народники выносили

на суд  общественности. В их материалах вскрывалось  бедственное положение

казахского  и русского населения, отсутствие необходимой  медицинской помощи,

распространение различных болезней (Д. Л. Дедлов, Л. А. Кузнецов, В.

Остафьев  и др.).

В период эпидемии холеры, тифа, цинги, врачи-народники проявили

самоотверженность. Они организовали медицинские пункты, заботились о

лекарствах, в тяжелых условиях проводили  приемы больных, работали в

больницах, противохолерных и противотифозных  бараках. За жизнь людей

боролись  врачи-народники Л. К. Кузнецов, Д. Д. Бекарюков, С. Н. Флоровский,

К. А. Белиловский, А. Будков, Л. 3. Буйко, А. А. Полубинский  и др. Особенно

тяжелыми  были голод и эпидемия холеры 1892 года. В этих условиях для

народников  в Казахстане в силе оставались теоретические положения идеологов

70-х гг. XIX в. о долге интеллигенции  перед народом.

В условиях 70—90-х гг. врачи-народники заложили прочные основы русско-

казахского  сотрудничества в области медицины. Народники и казахи-фельдшеры

в период голода и эпидемии в различных местах Казахстана работали вместе.

Информация о работе История Казахстана и его культура в 18- 20вв