Шпаргалки по истории государства и права зарубежных стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 14:28, шпаргалка

Описание работы

История государства и права зарубежных стран опирается на учение о государстве и праве науки теории государства и права.
Теория государства и права —это система знаний о наиболее общих закономерностях государства и права, о возникновении, сущности, функционировании и развитии государственно-правовых явлений. Государство и право изучаются в единстве и взаимодействии, поскольку это две очень тесно связанные между собой части юридической действительности. Органы государства издают нормативные акты, в которых содержатся нормы права, принимают меры к их реализации. С другой стороны, деятельность государства осуществляется прежде всего в правовых формах.

Файлы: 1 файл

Билеты левые.doc

— 973.00 Кб (Скачать файл)

II–III вв. –

Цельсу, Юлиану, Гаю, Папиниану, Павлу, Ульпиану, Модестинуи др.;

 

2) 

Институции– учебник для студентов византийских юридических учебных заведений. В империи было два высших юридических учебных заведения:

 

а) в Константинополе;

 

б) в Бейруте (римская школа оказалась за пределами Византии).

 

Программа обучения рассчитывалась на пять лет и в соответствии с императорской конституцией 533 г. состояло в следующем: на первом курсе изучались Институции и первые четыре книги Дигест; на втором – четвертом курсах – Дигесты (до 36 книги включительно); на пятом курсе преподавался Кодекс Юстиниана;

 

3) 

«Кодекс Юстиниана» —собрание императорских постановлений (конституций), подготовленное в течение года комиссией из 10 человек.

 

Две последние части  кодификации 

Юстинианаимеют меньшее  значение, по сравнению с дигестами. Кодекс Юстиниана, переработанный в 

534 г. в связи с выходом Дигест, состоит из 12 книг, содержащих постановления римских и византийских императоров начиная с

Адриана (II в.). При этом:

 

1) первая книга трактует вопросы церковного права;

 

2) 2—8-я имеют своим содержанием частное право;

 

3) 9-я посвящена уголовному праву;

 

4) 10—12-я – административным (полицейским) правилам разного  рода.

 

В последующие годы кодификация  Юстиниана исправлялась и дополнялась  новыми постановлениями, носившими  нередко характер толкований. Такого рода постановления получали значение «конституций» и назывались «новеллами». Основная часть их относится к

535–565 гг. Из последующих византийских кодификаций следует обратить внимание на:

 

1) «Эклогу» (VIII в.), хорошо известную в славянских государствах;

 

2) «Земледельческий закон», санкционировавший существование сельских общин в Византии и регламентировавший их правовой быт;

 

3) «Базилики» императора

Льва VI (890 г.).

 

 

 

Вопрос 13. Прибалтийские  славяне

 

 

Прибалтийские славяне  занимали довольно обширную территорию, распространяющуюся вдоль южного берега Балтийского моря и далее, между Эльбой и Вислой. У прибалтийских славян наблюдалось разложение первобытнообщинных отношений и происходило постепенное формирование государства.

 

Прибалтийские славяне  отличались своей численностью и силой. Можно выделить два наиболее заметных в этом плане –

лютичи (велеты),

поморянеи

бодричи.Их

основными видами деятельностиявлялись земледелие, скотоводство и морской  промысел. При этом в приморских племенах свое развитие получила торговля. Политическое устройство прибалтийских славян было неодинаковым у различных племен. В Поморье раньше, чем в других районах этой страны, устанавливается господство имущественной знати. Вечевые собрания городского люда становятся орудием правящей аристократии. У бодричей побеждает сильная княжеская власть, совершается территориальное разделение населения, упрочивается налоговое обложение, распространяется княжеская администрация. И там и здесь возникает раннефеодальное государство. Лютичи дольше других задержались на догосударственной стадии развития. Начиная с

X в.у них исчезает княжеская власть, руководство делами сосредоточивается в руках народного собрания и старейшин. Всеми этими племенами, которые вместе называются лютичами, не управляет один отдельный властитель. Рассуждая на вече о своих нуждах, они единогласно постановляют о том, что надо сделать, а тех, кто противоречит принятому решению, бьют палками.

 

Пережитками первобытнообщинного  строя являются племена, управляемые  народным собранием, князем и старейшинами, а также такие формы территориальных образований, как роды и жупы. При этом следует отметить, что славянская деревня живет общиной, очень схожей с общиной германцев, почти отсутствует рабство военнопленных, а рабов предпочитают продавать за границу или в хозяйства знати, где они работают в поле и при дворе.

 

Побывавшие в Поморье  немецкие хронисты с удивлением констатировали у славян нравы, давно исчезнувшие  в остальной Европе. Они отмечают «честность и товарищество» славян, отсутствие у них кражи и обмана. Там не было ни замков, ни «ключа». Следует отметить, что каждый отец семейства прибалтийских славян имеет отдельную избу, предназначенную для приема гостей, и если кто-нибудь захотел бы поесть, гость или домочадцы, они идут к столу, на котором все уже накрыто. Подобные особенности быта прибалтийских славян сильно удивляли посещавших их странников, миссионеров, прибывавших из далеких мест.

 

Основную массу народа составляют свободные люди – 

смарды. Свои обязанности  и свои права они видят в  том, чтобы участвовать в народном собрании (вече), ходить на войну, мстить за кровную обиду. На собрания они являются вооруженными. Выше смарда стоит

знатный человек– князь, старейшина, княжеский дружинник, а  в городах Поморья – разбогатевший  на торговле купец, землевладелец и старейшина одновременно. Ниже смарда –

полусвободный «десятник», жертва «подачи» (так называлась в  славянском Поморье долговая кабала), раб. Обе эти группы, близкие по своему юридическому положению, составили  ядро зависимого населения.

 

История прибалтийского славянства завершается 

в XII в. В 1160 г.саксонский герцог Лев, воспользовавшись борьбой между славянскими племенами и подготовив себе союзников среди славянской знати, рвавшейся к установлению феодальных порядков, начинает завоевание бодричей. Вслед за тем были захвачены другие районы, включая Поморье. Вместе с завоеванием началось физическое истребление славян и колонизация их земель немецкими поселенцами.

 

 

 

Вопрос 14. Польша. Возникновение  государства

 

 

Начало польской государственности датируется

IX в.Этот отрезок истории ознаменован правлением князя

Мешко I.На данном этапе  происходило завершение процесса феодализации польского общества, возникает княжеский  домен и крупное землевладение. При 

Мешко IПольша принимает  христианство. В состав господствующего класса вливается новый элемент – духовенство. Возникают монастыри. Мешко и его преемники опирались на военную дружину, которая насчитывала три тысячи отборных воинов. Отношения между князем и дружиной строятся на основе вассалитета. Необходимо отметить, что власть князя, на тот период времени была значительна. Однако следует сделать оговорку на ее ограничение советом знати и феодальными съездами.

 

Расцвет феодальных отношений, как и в других государствах Европы ознаменован периодом феодальной раздробленности. В

1138 г.король

Болеслав Кривоустыйзавещал  страну своим четырем сыновьям. Каждый из них получал удел. Столичный  удел считался главным. Его наследовал старший сын. Предполагалось, что  он будет и политическим главой. После смерти князя удел переходил следующему по старшинству брату. Король в столице, князь в уделе становятся в зависимость от возвысившейся польской знати. Реальная сила сосредоточивается в руках разного рода феодальных съездов: удельных, межудельных и т. д.

 

Следует отметить, что в отличие от французского или английского королей, польский король был лишен поддержки городов. Причины этого лежат в особых обстоятельствах, связанных с немецкой колонизацией. Так, с

конца XII в.крупные землевладельцы стали привлекать для переселения в Польшу немецких крестьян и горожан. Они пользовались различными льготами (освобождение от всех уплат на первое время, твердый чинш в последующем, внутренняя автономия, собственный суд и т. д.). Эти преимущества, зафиксированные королевскими и княжескими грамотами, выдвинули немецких колонистов в особое сословие, самое богатое и влиятельное. Городскую бедноту, наоборот, составили поляки. Немцы-колонисты, господствовавшие в польских городах, не были заинтересованы в объединении государства и его усилении. К концу XIII в. крестьянство попало в кабальную зависимость к помещикам.

Господствующий класс  состоял из трех прослоек:

 

1) церковные феодалы;

 

2) магнаты, знать (можновладцы);

 

3) рыцарство (шляхта).

 

Церковные феодалы имели  более прочные связи с папским престолом, чем с польским королем. Вмешательство епископов в феодальные распри было обычным явлением. Центры торговли и ремесла оказывались фактически в полной власти магнатов, которые старались как можно быстрее и больше получить доходов от горожан. Феодалы систематически нарушали т. н.

«магдебургское право», по которому города имели некоторую  самостоятельность во внутреннем управлении, налогообложении и решении судебных споров. Тем самым подрывалась  основа развития бюргерства, той силы, на которую мог опереться король в усилении своей власти. Далее, в

XV–XVI вв.налицо экономический упадок страны. Причиной является эксплуатация крестьян в ее самой жестокой форме.

В начале XVI в.крестьяне были полностью закрепощены, выросли размеры барщины. Магнаты имели в своих владениях собственную администрацию, свой вотчинный суд. На положении государства отрицательно сказывалась незавершенность процесса централизации. Буржуазия развивалась крайне медленно, этому мешало всевластие знати, которая облагала города непомерными поборами.

 

Особенностью Польского  государства той эпохи следует  считать затянувшийся процесс феодальной раздробленности и как следствие  этого слабость королевской власти.

 

 

 

Вопрос 15. Речь Посполитая

 

 

Польша была единым и  довольно сильным государством. В

1569 г.она соединилась с Литовским княжеством, образовав знаменитую Речь Посполитую. Главой Речи Посполитой являлся король. Однако реальной властью располагал общепольский так называемый вальный сейм. Его созывали раз в два года.

Вальный сеймсостоял из двух палат:

 

1) нижняя –

«посольская изба».Она  состояла из депутатов, избранных шляхетскими  сеймиками. Делегаты эти снабжались инструкциями, от которых они не могли отступить.

 

2) верхняя палата вального сейма –

сенат– была представлена аристократией, верхами чиновничества, церковными иерархами.

 

Реакционная политическая система, утвердившаяся в средневековой  Польше, оказала негативное влияние  на ход экономического развития страны. Так, польская промышленность приходила  в упадок под гнетом дворянских привилегий, в особенности дворянской экспортной монополии. Сельское хозяйство деградировало в результате нового усиления крепостнического режима. Экономическое разорение, политическая анархия, феодальные усобицы, непрекращающееся противоборство политических групп имели своим следствием ослабление военной силы Польши. И, как следствие названных неблагоприятных обстоятельств,

в 1772 г.три державы – Пруссия, Россия и Австрия, вмешавшись во внутренние дела Польши, производят первый ее раздел: значительные пограничные области отошли к трем указанным державам. В

1793 г.происходит второй раздел Польши – на этот раз между Пруссией и Россией. Второй раздел Польши тяжело отразился на экономике страны, больно задел национальные чувства поляков. В стране создалась революционная ситуация. В результате возникших внутренних волнений в стране происходи третий и последний раздел Польши.

 

Рассматривая польское право, следует отметить такой его  источник, как 

Польская правда. Это  не официальная, а частная кодификация. Отмирают старинные формальности, необходимые для перехода земельной собственности из рук в руки. Становится достаточно акта об отчуждении, занесенного в судебные книги. Польское уголовное право претерпевает изменения. Еще в

XII в.оно не различает умысла от неосторожности, допускает и широко применяет ответственность без вины (семья отвечает за измену одного из своих членов, деревня – за труп, найденный на ее территории, и т. д.). Квалифицированная смертная казнь по ряду преступлений сосуществует со штрафами, причем применение той или другой меры строго не регламентировано, зависит от усмотрения князя, короля, судей. Применяется обращение в рабство, конфискация, изгнание. Величина штрафов зависела, как и всюду, от социальной принадлежности виновного или потерпевшего, носила классовый характер. Рассматривая источники старого польского права, следует отметить попытку поставить наказание в зависимость от субъективной стороны преступления (умысла, неосторожности). Постепенно стирается в польском праве различие между «публичными» и «частными» преступлениями, усиливается внимание к рецидиву. Польская правда содержит целый ряд положений о судебном процессе, в особенности об ордалиях, существовавших в виде испытания кипящей водой, раскаленным железом, поединка. Приговор выносился вначале в устной форме. Записывать его стали, по-видимому, не ранее XIII в. В дальнейшем польский процесс претерпевает ту же эволюцию, что и в странах Западной Европы. Документы и свидетели вытесняют ордалий. Стала допускаться апелляция на приговоры и решения, главным образом в виде обвинения судьи в том, что он пристрастен.

 

 

 

Вопрос 16. Развитие государства  в Чехии

 

 

Чешское государство  возникло в начале

IX в.и просуществовало недолго – до венгерского нашествия

906 г.Далее в историю вступает Чешское княжество, где к середине

X в.складывается раннефеодальное государство. В

1055 г.Чешское княжество распадается на уделы, а в конце

XII в.князю

Пржемыслу Iудается восстановить государственное единство Чехии.

 

В

XIV в.сословное дворянское собрание, сейм, пополнялось представителями городов. Превращение сейма в замкнутый сословно-феодальный орган способствовало борьбе за престол.

 

Государственное устройство Чехии развивалось по пути дворянской демократии, пока не разразилась крестьянская война, известная под названием гуситского революционного движения. Главной силой движения была знаменитая

таборитская армия. Табориты (от города Табор) считали себя членами  одной христианской общины, основанной на равенстве и братстве. В этой общине одни воевали, другие доставляли продовольствие и вооружение. Попытки германского императора и римского папы подавить гуситов оканчивались сокрушительными поражениями крестоносных армий. Антифеодальная война грозила распространиться на Германию и Польшу. Император и папа Римский решились на уступки. Войдя в контакт с правым, консервативным крылом гуситов, они достигли соглашения, известного под названием

Информация о работе Шпаргалки по истории государства и права зарубежных стран