Шпаргалки по истории государства и права зарубежных стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 14:28, шпаргалка

Описание работы

История государства и права зарубежных стран опирается на учение о государстве и праве науки теории государства и права.
Теория государства и права —это система знаний о наиболее общих закономерностях государства и права, о возникновении, сущности, функционировании и развитии государственно-правовых явлений. Государство и право изучаются в единстве и взаимодействии, поскольку это две очень тесно связанные между собой части юридической действительности. Органы государства издают нормативные акты, в которых содержатся нормы права, принимают меры к их реализации. С другой стороны, деятельность государства осуществляется прежде всего в правовых формах.

Файлы: 1 файл

Билеты левые.doc

— 973.00 Кб (Скачать файл)

 

В 18 г. до н. э. в результате народного восстания рабовладение в Китае:

 

1) была освобождена часть рабов,

 

2) издан закон о запрещении убивать рабов без суда.

 

 

 

Вопрос 5. Афины

 

 

Рассматривая афинскую государственность, следует отметить, что высшим органом власти считалось народное собрание полноправных афинских граждан мужского пола в возрасте не моложе 20 лет. Собрание созывалось 2–3 раза в месяц. Оно избирало должностных лиц, принимало или отклоняло законы. Роль народного собрания была весьма значительна. Формально любой вопрос войны и мира, внешней политики, финансов, правосудия мог быть поставлен на обсуждение. Голосование было тайным, за исключением выборов на военные должности. Каждый гражданин мог выступить и высказать свое мнение по всем вопросам, вносить законопроект. Закон вступал в силу лишь после рассмотрения Советом пятисот и судом присяжных. Он вывешивался для всеобщего обозрения. Также всякий афинский гражданин мог добиваться через народное собрание отмены любого закона, особенно если этот закон нарушал принципы демократии.

 

Важным по значению органом  был 

Совет пятисот. Его члены  избирались по жребию народным собранием. Функции Совета были весьма обширны. Он действовал как муниципалитет  по управлению всеми службами Афин. В его ведении находилась казна, государственная печать, контроль за должностными лицами.

 

Важные судебные дела рассматривал

суд присяжных – гелиэя. В ней насчитывалось 6 тыс. членов. Судьей мог быть каждый гражданин по достижении 30 лет. Гелиэя путем избрания назначала одну десятую часть своих членов для рассмотрения очередного дела. Суд был открытым и гласным. Гелиэя как наиболее демократический орган был использован для борьбы с аристократией. Многие противники афинского строя, в том числе члены ареопага, были осуждены за злоупотребление властью, растраты, взяточничество. Судебные процессы являлись средством политической борьбы. Их публичный характер имел своим следствием дискредитацию прежней знати.

 

Важным органом исполнительной власти являлась

коллегия десяти стратегов. Ее члены избирались народным собранием  путем открытого голосования, а  не жеребьевкой. Разрешалось переизбрание на следующий срок. Это правило  в первую очередь распространялось на военачальников. Лицо, претендующее на должность стратега, должно было иметь определенный имущественный ценз. В ведении этого органа была казна, внешние сношения. Стратеги готовили для народного собрания проекты наиболее важных законов, но они не давали отчетов собранию. Они отвечали перед ним только за должностные преступления. Главное место принадлежало

первому стратегу. С середины

V в.роль этой коллегии в системе государственных учреждении резко возросла. Возвышение коллегии стратегов означало уменьшение роли ареопага.

Ареопагстал судом по умышленным убийствам, тяжким телесным повреждениям и поджогам. Члены суда заседали ночью, во время процесса надевали на глаза повязки. Из девяти членов коллегии архонтов приоритет имели первые три:

архонт эпоним,

базилей,

полемарх.

Первый архонтрассматривал жалобы афинских граждан и направлял их для рассмотрения по существу.

Базилейведал культами и привлекал к ответственности  за святотатство, следил за нравственностью  жрецов. По его указанию преступник объявлялся вне закона.

Полемархследил за жертвоприношениями, устраивал поминки в честь павших воинов. Под его началом находились дела, субъектами преступлений которых были

метэки, чужестранцы.

Фесмофетыопределяли порядок  рассмотрения дел в суде. Дела разбойников, похитителей рабов, грабителей рассматривала коллегия одиннадцати. Она избиралась Советом. В ее функции входили: надзор за тюрьмами, исполнение приговоров. Именно здесь совершалась пытка рабов, если они являлись свидетелями по делу.

 

 

 

Вопрос 6. Римское государство

 

 

Рабовладельческое государство  Рима– самое крупное в античном мире. Его экономической основой являлась эксплуатация рабов и мелких землевладельцев. Именно здесь была создана знаменитая правовая система, основой которой являлся тщательно разработанный институт частной собственности.

 

История Древнего Рима делится на несколько периодов:

 

1) Царский – эпоха родового строя (

до VI в. до н. э.);

 

2) Республики (

VI–I вв. до н. э.);

 

3) Империи (

I в. до н. э. – V в. н. э.). Данный период еще подразделяется на принципат и доминат.

 

При рассмотрении данного вопроса отметим, что история Древнего Рима восходит к

VIIIили началу 

VII в. до н. э.К этому времени относится появление на 7 римских холмах первых родовых поселков. Основу экономической жизни составляло здесь сначала скотоводство, затем земледелие.

 

Соответственно и древние  культы, здесь исповедуемые, – культы скотоводческих богов и богинь:

 

1) богини размножения крупного рогатого скота;

 

2) богини – покровительницы молодняка и др.

 

В данный период происходит переход от бронзы к железу, появляется соха, движимая волами. Получают известное развитие строительное дело, ткачество, гончарное производство и др. Население города составили две основные группы.

 

1. 

Римские граждане, так  называемые

патриции.Они были полноправными  гражданами, распадались на три племени. Каждое племя состояло из 100 родов. Каждые 10 родов образовывали

курию. Курии обладали общими земельными владениями, полученными, согласно преданию, когда легендарный  римский реке (царь) Ромул делил  римскую землю на 30 частей – по числу курий (оставив часть ее общей для всего города). Как и роды, так и курии имели свои особые праздники; практиковались периодические общие трапезы куриатов. Каждая курия имела своего вождя, собиралась на собрания, решавшие свои внутренние дела, и с единым мнением выступала на общем собрании всех 30 курий (где каждая из них имела по традиции один голос). Общее народное собрание римской общины, куриатные комиции, принимало или отвергало предложенные ему законопроекты, избирало всех высших должностных лиц, выступало в качестве высшей апелляционной инстанции при решении вопроса о смертной казни, объявляло войну. Дела непосредственною управлении, выработка законопроектов, заключение мира входили в компетенцию римскою совета старейшин – сената. Он состоял из старейшин всех 300 родов и потому так назывался (от «сенеке» – старый, старейший). Старейшины эти составляли потомственную аристократию римской общины, поскольку укоренился обычай, согласно которому их избирали из одной и той же семьи каждого рода. Военное предводительство, верховные жреческие и некоторые судебные функции принадлежали избираемому собранием курий царю (рексу).

 

2. 

Плебеи– не коренное население  древнего Рима. Происхождение плебеев  неясно и спорно. Несомненно только, что они стояли вне родовой  организации и поэтому не могли принимать участие в управлении общиной. Но они беспрепятственно занимались земледелием, ремеслом, торговлей. Плебеи были лично свободны, несли военную службу наравне с патрициями, платили налоги. Торговое и промышленное богатство было сосредоточено главным образом в их руках. Когда с течением времени земельный фонд Рима, состоявший в прилегающей к городу целине, был исчерпан (в связи с приростом населения) и Рим обратился к политике завоеваний, плебеи не были допущены к дележу захваченной территории. Земельный вопрос переплелся с вопросом о политических правах плебеев. Последовали острые конфликты, приведшие к коренным реформам.

 

 

 

Вопрос 7. Реформа Сервия Туллия

 

 

Следует отметить, что  самой первой и самой важной была реформа, которую историческая традиция приписывает шестому римскому рексу

Сервию Туллию, правившему городом 

в середине VI в. до н. э. Реформой

Сервия Туллиябыло произведено 

разделение патрициев  и плебеевна пять разрядов, или  классов, в зависимости от имущественного положения:

 

1) первый класс составили все те (как патриции, так и плебеи), имущество которых достигало 100 тыс. ассов. Из них образовали 80 центурий (сотен);

 

2) второй класс – с цензом в 75 тыс. ассов – получал 22 центурии;

 

3) третий класс – с цензом в 50 тыс. ассов – 20 центурий;

 

4) четвертый класс – с цензом в 25 тыс. ассов – 22 центурии;

 

5) пятый – с цензом в 11 тыс. ассов – 30 центурий.

 

Верховным органом Рима были

центуриатные комиции,состоявшие из представителей пяти классов населения. Каждому из классов было присвоено определенное количество центурий (сотен). Каждая центурия имела один голос и, следовательно, выступала как единое целое. Первыми по установленному порядку голосовали всадники и 80 центурий первого класса. Если они выступали согласно, на том дело и кончалось: остальные центурии к голосованию не привлекались. Требуемое большинство голосов было налицо (98 от 193). Так достигался главный эффект: решающее влияние в делах государственного управления оставалось за богатыми. Следует знать, что за 100 тыс. ассов принимался нормальный римский земельный надел, равный приблизительно 5 гектарам пашни, приносивший около 5 тонн зерна. Но так как главное богатство должно было в ту пору состоять не столько в земле, сколько в скоте, за единицу измерения был избран общий эквивалент – бронзовый асе. И в том и в другом случае речь идет о достаточно крупном хозяйстве, особенно если учесть сравнительную скромность быта и запросов, свойственных Древнему Риму.

 

Реформой 

Сервия Туллиягород  Рим был разбит на

четыре территориальных  округа– 

трибы.Начиная с 471 г. до н. э. собрания плебеев по трибам, так называемые

трибутные собрания, получили право издавать постановления общего характера, обязательные для одних  плебеев. Обязательными для всей римской общины, т. е. и для патрициев, постановления трибутных собраний сделались (по одной из версий) с принятием закона

Валерияи 

Горацияв 

449 г. до н. э. Этими же консулами было проведено постановление, предоставлявшее плебею, обвиненному в преступлении, обращаться за защитой к народному собранию – центуриатным комициям (патриции обладали этим правом давно). В

444 г. до н. э.был представлен законопроект

Канулеяо допущении  плебеев к консульской должности, высшей в государстве. Законопроект не прошел, но было принято компромиссное решение о допущении плебеев к замещению должности военных трибунов с консульской властью. В

445 г. до н. э.законом народного трибуна

Канулеябыли разрешены  браки между патрициями и плебеями, до этого времени строго запрещенные. Наконец, в 

367 г. до н. э.после долгой и ожесточенной борьбы между патрициями и плебеями был принят закон

Лицинияи 

Секстия.Ими устанавливался максимальный размер землевладения, находящегося в собственности отдельных фамилий, – 125 га и максимальные пределы частного стада, пасущегося на общественном выгоне (100 голов крупного скота и 500 мелкого). Устанавливалось также, что одним из консулов Римской республики должен быть плебей. Как видно из сказанного, реформа

Сервия Туллияеще далеко не уравняла патрициев с плебеями, не говоря уже о том, что число плебеев в центуриях первого класса не могло быть сколько-нибудь значительным.

 

 

 

Вопрос 8. Государственный  строй Рима в разные периоды его  существования

 

 

Политическая история 

Древнего Римаделится  на два самых крупных периода:

 

1) республику;

 

2) империю.

 

Римская республика просуществовала  около пяти столетий,

с VI до I в. до н. э.Центральными органами республики были следующие органы.

 

1. 

Сенат– высшее правительственное  и административное учреждение. Формально  он не имел законодательных прав. По любому вопросу сенат выносил свое суждение, мнение. Юридически его решения не являлись обязательными для магистратов и народных собраний. На практике он имел огромный авторитет. Он мог объявить чрезвычайное положение в стране. Класс рабовладельцев видел в нем наиболее важное учреждение государства, призванное охранять их интересы.

 

2. 

Народные собрания–  считались законодательными органами. Они были трех видов:

 

1) 

собрания по центуриям  –решали вопрос о войне и мире, избирали высших магистратов, принимали или отклоняли законы, даровали гражданство, являлись высшей апелляционной инстанцией для приговоренных к смертной казни;

 

2) 

собрания по территориальным  трибам —здесь преобладало влияние  плебеев. Такие собрания назывались плебейскими сходками. Со временем роль этих собраний возросла, особенно в области законодательства, так как их решения не нуждались в утверждении сенатом. Плебейские сходки решали вопросы о допуске на высшие должности магистратов из числа плебеев. Позднее эти собрания стали издавать законы, обязательные для всех граждан;

 

3) 

куриатные комиции –при родовом строе они играли важную роль, но после возникновения государства  ее утратили. Они решали вопросы  брачно-семейных отношений, наследства, совершения религиозных обрядов.

 

3. 

Магистраты.Повседневная исполнительно-распорядительная власть находилась в руках магистратов. Распоряжения магистратов считались  обязательными для всех граждан. Они могли наложить вето на решения  коллег. Должности магистрата были выборными, срочными и безвозмездными. К магистратам относились цензоры, избиравшиеся на 5 лет. Они составляли списки граждан по имущественному цензу, на основании которых производилось налоговое обложение.

 

Высшие должности занимались представителями узкого круга знатных фамилий. Им же принадлежали крупные земельные угодья.

 

В период империи начальный  период монархии назывался 

принципатом,последующий  – 

Информация о работе Шпаргалки по истории государства и права зарубежных стран