Тематический натюрморт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2014 в 00:49, курсовая работа

Описание работы

Одним из видов изобразительного искусства является натюрморт - «мертвая природа», изображение неодушевленных предметов, объединенных в единую композиционную группу.
Изучая данное направление в живописи можно отметить, что натюрморт является одним из основ в подготовке художника-живописца, собранная постановка, из определенных предметов объединенная в композицию имеющая определенный колорит, выполняется цветовая работа. Живописные работы выполняются в различных техниках с использование акварельных, гуашевых, масляных красок.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..

1
НАТЮРМОРТ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ…………………………………………………………………...
1.1 История развития и становления натюрморта в изобразительном искусстве. ………………………………………………………………………
1.2. Особенности натюрморта в изобразительном искусстве………….

2
ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ НАТЮРМОРТА………………………….
2.1. Методика выполнения натюрморта масляными красками…………….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………...

Файлы: 1 файл

Курсовая. Живопись.docx

— 655.47 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..

 

1

НАТЮРМОРТ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ…………………………………………………………………...

1.1 История развития и становления натюрморта в изобразительном искусстве. ………………………………………………………………………

1.2. Особенности натюрморта  в изобразительном искусстве………….

 

2

ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ НАТЮРМОРТА………………………….

2.1. Методика выполнения натюрморта масляными  красками…………….

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………...

ПРИЛОЖЕНИЕ  ……. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

     Какая  это странная живопись - натюрморт: она заставляет любоваться копией  тех вещей, оригиналами которых  не любуешься. 

Паскаль.

Одним из видов изобразительного искусства является натюрморт - «мертвая природа», изображение неодушевленных предметов, объединенных в единую композиционную группу.

Изучая данное направление в живописи можно отметить, что натюрморт является одним из основ в подготовке художника-живописца, собранная постановка, из определенных предметов объединенная в композицию имеющая определенный колорит, выполняется цветовая работа. Живописные работы выполняются в различных техниках с использование акварельных, гуашевых, масляных красок.

В данной курсовой работе мы постарались показать большие потенциальные возможности одного из самых выразительных жанров изобразительного искусства – натюрморта и его особенности выполнения масляными красками.

Актуальность темы состоит в том, что, несмотря на свою относительную молодость, натюрморт тесно связан с многовековой историей мировой художественной культуры. В натюрморте, как и в других жанрах изобразительного искусства, установились свои традиции, выработались свои каноны. И, тем не менее, в ряду жанровой иерархии он был всегда страдающим жанром. Ему мало уделяли внимания, его почти не исследовали, о нем упоминали обычно вскользь. Периоды расцвета натюрморта, как и его забвения, имели свои исторические предпосылки. Представленный стихии течения времени он никогда не прерывал своего существования и не мог не жить, потому что всегда был одной из тех естественных нитей, которые связывают художников-реалистов с природой, жизнью, их красотой. Каждый век выдвигал своих мастеров натюрморта, в их произведениях воплотились художественные идеалы времени, своеобразие и выразительность пластических средств, присущих как той или иной исторической эпохе, так и индивидуальности отдельных живописцев.

Натюрморт является лучшим средством изучения закономерностей формы, освещенности и цвета.

Анализируя различные произведения живописи русских художников, в искусствоведении затрагиваются чаще всего общие вопросы натюрморта в картине без разностороннего выделения функций и их граней; не рассматриваются функциональные назначения натюрморта в виде целостной совокупности.

Например, Виппер рассматривает появление элементов натюрморта в западноевропейской живописи и зарождение немецких и французских терминов «тихая жизнь» («stilleben») и «натюрморт» («natur morte»). Впоследствии многие искусствоведы, изучающие различные стороны функционирования натюрморта, будут опираться на исследование Виппера.

Тема натюрморта в картине затрагивалась в монографии С.М.Даниэля, но основное внимание было уделено натюрморту как произведению самостоятельного жанра.

В искусствоведческом труде Черлинка, натюрморт понимается в недостаточно развернутой совокупности его ролей в картине. По утверждению этого автора изображение вещей может считаться натюрмортом не во всех случаях, а только при соблюдении определенных условий. Перечисляя эти условия, автор выделяет первичную структуру организации вещей в картине. Черлинка считает, что изображение вещей в картинах других жанров — портрете, интерьере, сюжетной картине следует признать натюрмортом с большими оговорками, так как в этих случаях предметы организованы и изображены по законам соответствующего произведения, а не натюрморта. Придать изображаемому натюрморту естественность, жизненность не является его основной целью в картине.   Реальность натюрморта является всего лишь наиболее общим фоном в решении композиции всей картины. С мнением этого исследователя согласиться нельзя.

В сборнике трудов Болотиной уделяется внимание проблемам русского и советского натюрморта, где отмечается, что натюрморт в ряде случаев является ключом к картине, способствует постижению истинного содержания произведения живописи, ее художественного образа. Предметы натюрморта способны рассказывать не только о своей сущности, но также о жизни своих владельцев. Структура натюрморта, его постановка, выбор точки зрения, характер трактовки вещей - должны быть содержательными. Даже при внешней элементарной простоте натюрморта язык изображения должен быть глубок и неисчерпаем. Натюрморт в картине непосредственно связан с решением определенной изобразительной задачи.

Теоретические разработки И.Н.Филоновича, А.Т.Ягодовской, И.Н.Пружан и В.А.Пушкарева, Ю.Я.Герчука посвящены творчеству русских художников, работавших в жанре «натюрморт». В исследованиях уделяется больше внимание истории развития натюрморта как жанра, его роли и значения в русской живописи и в меньшей степени - функции натюрморта в картине. Например, исследование Герчука ориентировалось на изучение натюрморта, как самостоятельного произведения, с анализом его изображения в картинах других жанров живописи. Однако в приведенном анализе произведений живописи назначение натюрморта (его функции) в картине не рассматриваются.

В исследовании Ю.М.Лотмана натюрморт рассматривается с позиции семиотики. «Вещь» берется как знак, который воспринимается как нечто условное, созданное человеческой культурой. Натюрморт, по его мнению, располагается на пересечении нескольких различных семиотических процессов. Выделяются две типологии натюрморта. Во-первых, в натюрморте может проявляться стремление к полной «иллюзии вещности» (работы Ф.Толстого, Г.Теплова, А.Мордвинова), где художник задается целью внушить зрителю, что перед ним не изображение вещи, а сама вещь («обманки»). По словам автора, возникает «игра на грани, требующая изощренного семиотического чувства». Во-вторых — аллегорический натюрморт, изображения которого имеют определенные значения, закрепленные за ними культурной традицией. Такой натюрморт не смотрят, а читают. Помимо этого Лотман приводит сравнение изображения вещей в сюжетной картине и в натюрморте. В первом случае — «с ней играют», вещь не имеет самостоятельного значения, а подчиняется всему действию, а во втором — «она играет» и наделена собственным значением.

Материалами исследования послужили: наиболее значительные произведения русских художников XVIII - XX веков; русские и советские искусствоведческие исследования, посвященные истории развития натюрмортного жанра; искусствоведческие работы, посвященные русской живописи XVIII - XX векам; труды Б.Виппера, И.Болотиной, Г.Черлинка и Ю.Герчука, в которых широко освящены проблемы русского и советского натюрморта и их развитие.

Цель курсовой работы: изучить тематический натюрморт в живописи.

Задачи курсовой работы:

  1. проанализировать  искусствоведческую, методическую литературу;
  2. изучить историю становления натюрморта в живописи;
  3. определить особенности и  средства выбранного жанра;
  4. провести анализ учебной деятельности учащихся художественных школ.

Объектом исследования является натюрморт как жанр изобразительного искусства.

Предметом исследования являются возможности масляной техники живописи, способствующие созданию выразительного образа натюрморта.

Структура курсовой работы. Курсовая работа  состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.

Во введении сформулированы цель и задачи работы.

Первая глава - теоретическая. В ней затронуты история развития жанра и выделены наиболее яркие художники, работавшие в жанре натюрморта.

Во второй главе исследованы особенности, пути и средства выполнения натюрморта. Описаны средства выполнения натюрморта: оборудование и материалы для масляной живописи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 НАТЮРМОРТ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

 

        1. 1 История развития и становления натюрморта в изобразительном искусстве

   Богат и значителен реалистический опыт, накопленный в жанре натюрморта, воздействующего на зрителя в результате ассоциативных чувств, представлений и мыслей, возникающих при восприятии правдиво изображенных предметов натуры. Достоверное изображение предметов, передача их красоты, неповторимых живописных качеств - основное условие создания полноценного художественного образа в этом жанре.

   Искусство натюрморта имеет свою историю  свои традиции. Оно знает периоды расцвета и периоды спада. Его  развитие тесно связано с общим поступательным движением изобразительного искусства. Большое влияние на него оказывали крупнейшие мастера живописи. Это влияние шло по линии общего воздействия на характер и стилевые особенности натюрморта. Так, близкие творческие контакты с П.Рубенсом наложили яркую печать на все творчество Снейдерса ф., определив, вместе с тем, и его стилевые особенности - сочную, декоративно подчеркнутую живопись. Снейдерса часто называют «Рубенсом в натюрморте».

   Искусство натюрморта как жанр возникло в Голландии в начале XVIII в. Знаменитые голландские натюрморты передают радость быта: рассматривая их, кажется, ощущаешь вкус реальных плодов, напитков. Художники изображали самые обычные вещи, но это было красиво и поэтично. Одни любили натюрморты скромные, другие писали на огромных холстах [1, с. 97].

   Наиболее распространенным и популярным натюрморт был в голландском искусстве на рубеже XVI – XVII в., где он достиг своего наивысшего расцвета в творчестве таких художников, как П.Клас, Г.Виллем, А.Бейерен, И.Фейт, произведения которых украшают многие крупнейшие музеи мира. Творчество этих мастеров развивалось под благотворительным влиянием искусства эпохи Возрождения.

   Методы и приемы изображения, разрабатываемые в жанре сюжетно-тематической картины, портрета, переносились в область натюрморта. Именно здесь вырабатывается основной тип натюрморта с четким трехплановым членением пространства, с ясно выраженным композиционным центром.

   По классической схеме построения центр композиции картины помещается на среднем плане; передний план заполняется дополнительными мелкими предметами, служащими вводом в изображение. Роль третьего плана выполняет фон, который надлежало писать в виде нейтрального пространства.

   Разрабатываемые в голландском искусстве художественные принципы во многом предопредели дальнейшее развитие натюрморта. Его основными качествами были: реализм, тонкость наблюдения жизни, умение подметить и передать эстетическую ценность.

   Для создания своих произведений художники избирали предметы, используемые в повседневном быту, однако составляли их с большим вкусом, стремясь достичь гармонии и изящества всей группы.

   Излюбленными мотивами изображения у голландских мастеров были «завтраки» с небольшим набором предметов. С большим мастерством и изяществом передавался материал предметов - стекло, металл, керамика. В проработке формы использовались приемы многослойной живописи - прописи, лессировки, позволяющие добиваться предметной убедительности изображения.

   Другой важной особенностью голландского натюрморта следует считать то, что художники сумели наполнить его смысловым содержанием. В любом натюрморте этих мастеров раскрывается неразрывная связь человека с окружающим миром. Во всем этом проявляется здоровое оптимистическое восприятие жизни, искреннее желание показать, как щедра природа, как трудолюбив и талантлив человек.

   Наиболее полно это радостное ощущение жизни проявилось в творчестве Ф. Снейдерса. Он пишет большие монументальные полотна, предназначенные для парадных дворцовых помещений. Широко известны его картины «Рыбная», «Фруктовая», «Овощная». Строгая продуманность композиции в работах художника сочетается с декоративностью живописи, насыщенностью колорита. Это уже не скромные «завтраки», которые пишут А.Бейерен или П.Класс, а произведения, созданные воображением и фантазией художника. Так же, как и в других картинах голландских художников, в натюрмортах Снейдера большое внимание уделено проработке рисунка и передаче материальности предмета. Однако при тщательности проработки формы он не утрачивает цельность художественного образа. До сих пор натюрморты Снейдерса радуют нас реалистичным изображением[2, с. 55].

   В XVII в. Складываются главные черты натюрмортного жанра. В нем работают такие видные мастера живописи, как Рембрант, Сурбаран, Переда. Всех их объединяет общее стремление - показать гармонию мира вещей, окружающих человека, красоту их форм и материала. Сформулированные в практической деятельности художников задачи искусства натюрморта существовали и в дальнейшем, но решение их не повторяло прошлого опыта, а  осуществлялось новыми средствами в соответствии с новыми требованиями времени.

   Значительный вклад в развитие натюрморта внес французский художник XVII в Ж.-Б. Шарден, вошедший в историю мировой живописи как мастер бытовой жанровой картины. Свои натюрморты он пишет с предметов скромного домашнего обихода, привнося в них большую одухотворенность и простоту композиции. Замечательными образцами этого типа натюрморта являются «Медный бак», « Натюрморт с коробкой, трубкой и кувшином».

Простота и классическая ясность композиции отличает и натюрморты, объединенные под общим названием «Атрибуты искусства». Характерным для живописи Шардена является совершенство и разнообразие приемов, используемых для передачи материала предметов в их неразрывной связи со световоздушной средой. Развивая принципы реалистического искусства, Шарден вместе с тонким  колористическим видением натуры внес  в натюрморт и ту особую одухотворенность, которая составляет отличительную особенность искусства этого мастера[8, с. 33].

   Но не всегда и не у всех художников задача раскрытия социального содержания жизни посредством «говорящих вещей» была главной в создании произведения. Менялись вкусы, эстетические представления, менялось и отношение  к окружающей действительности. Художники стали подмечать в окружающей жизни иные качества материального мира. Важной проблемой становится среда, в которой находится предмет, передача света, воздуха, образа природы.

   Начиная с середины XIX в. Сильное влияние на судьбы искусства стал оказывать импрессионизм. Старым академическим традициям, которые к этому времени выродились в крайне условные формы салонного искусства, импрессионисты противопоставили свое понимание живописи. К. Моне, А.Сислей и другие художники обратились в своем творчестве непосредственно к работе над природными мотивами, ставили и решали проблему создания живописного изображения спектрально-чистым красками. Их главной заботой было воспроизведение на картине быстро меняющегося состояния природы; сам же предмет изображения с его объективными свойствами утратил былое значение, как бы растворился в световоздушной среде.

   Живописная система импрессионизма, получившая наиболее полное развитие в пейзаже, неизбежно затрагивала и область натюрморта. И здесь художники, увлеченные идеей цвета и света, стремились передать не сами свойства предмета, а мимолетную игру световых и цветовых пятен на его поверхности. Этим объясняется резкое снижение интереса к содержательной стороне искусства, к объективной оценке действительности.

   Надо отметить, безусловно, положительную роль, которую сыграл импрессионизм в искусстве. За счет обогащения цветовой палитры художники значительно расширили свои живописные возможности, активно используя в создании художественного произведения цвет, его изобразительные и психологические свойства.

   Однако развитие жанра натюрморта следует видеть не в русле общего движения импрессионизма, а скорее на пути преодоления его узких мест, связанных, в частности, с разрушением объемной формы. Известной реакцией на разрушение формы импрессионистами явилось искусство П.Сезанна, много работавшего как в области пейзажа, так и в области натюрморта.

   Испытав в начале пути сильное влияние импрессионистов, Сезанн пришел к логическому отрицанию их метода. В создаваемых им многочисленных натюрмортах зрелого периода, он стремился найти пути и средства передачи объективных свойств, предмета – объема, материала, цветовой устойчивости в его характеристике.

   Для решения поставленных задач художник использует в основном выразительные возможности цвета, главным образом закон цветовых контрастов.

   П. Сезанн:

   «Не существует линий, не существует светотени, существуют лишь контрасты красок. Лепка предметов вытекает из верного соотношения тонов» [2,с. 351].

   Метод Сезанна основан на точном определении планов. Составляющих конструкцию объема, где каждый цвет-мазок должен выражать изгиб, поворот формы в соответствии с количеством полученных световых лучей. В таком аналитическом подходе к изображению натуры состоит главная положительная особенность живописи художника. Несмотря на его рационализм в создании живописной формы, стремление к передаче пластики объема предмета, его материальной сущности остается главным мотивом в работе над натюрмортом. В лучших своих произведениях мастер обнаруживает глубокое понимание задач реалистического искусства, достигая вершин живописного мастерства.

   Другую ветвь французского натюрморта, резко расходившуюся как с методом импрессионистов, так и с творческими устремлениями Сезанна представляет искусство А.Матисса. Основу его составляет декоративно-плоскостное видение художника. Натюрморт воспринимается им как система плоских цветовых пятен, где предметы как бы проецируясь на плоскость, обозначаются четко очерченными силуэтами. Если Сезанн  использует цвет в целях построения объема на плоскости, то Матисс, напротив, решительно отказывается от изображения объема. Разрушение объема сопровождается нарочитой деформацией рисунка. Живописные интересы Матисса не шли дальше нарядно оформленной композиции.

   В конце XIX в начале XX в. художественная культура Западной Европы, а вслед за ней и России сделала резкий крен в сторону субъективных поисков в области формальных средств живописи. Крайним выражением этих устремлений был такие направления как кубизм, фовизм, супрематизм. 

   К жанру натюрморта обращаются художники самых разных стилистических направлений. Они экспериментируют с формой, цветом и пространством, увлекаются поиском разнообразной фактуры. Натюрморт выполняется и в строгой реалистической манере, и в декоративной, и в манере кубизма[1, с. 15].

   Изображение прекрасного мира вещей увлекало многих художников. В русском искусстве П.Кончаловский, И.Машков, Р.Фальк, К.Петров – Водкин, Ю.Пименов и другие создали великолепные натюрморты, раскрывающие не только красоту вещей, но вместе с тем и мир человека, его мысли и чувства. Каждый художник нашел для решения этой сложной задачи свои выразительные средства. Порой человек незримо присутствует на картине, и, кажется, что он только что вышел и может вернуться в любой момент.

   Например, на картине Ю.Пименова «Ожидание» (1959г.) изображен одиноко стоящий телефонный аппарат со снятой трубкой, а капли дождя на оконном стекле подчеркивают тоскливость ожидания.

   В ином типе натюрморта вещи говорят, прежде всего, о себе, предлагают полюбоваться красотой их форм, цвета, фактуры. Например, полотно И.Машкова «Снедь московская. Хлебы» словно передает аромат свежеиспеченного хлеба. Мир вещей в натюрморте всегда выражает внешние приметы жизни определенной исторической эпохи.

   В сложном процессе поисков «нового» плодотворным было то, что наряду с бесплодным экспериментаторством в сферу поисков новых средств живописи вовлекались здоровые творческие силы. Наиболее творческие, талантливые из них, отдав дань формальным экспериментам, становились на твердую почву реализма и создавали яркие по содержанию и форме художественные произведения. На этой почве выросло, развилось замечательное искусство натюрморта в России, лучшими представителями которого были К.Коровин, И.Грабарь, а также художники, упомянутые выше.

   Имена К.Коровина, И.Грабаря часто упоминаются, когда говорят о русской ветви французского импрессионизма. Живопись Коровина во всем ее объеме - пейзаж, портрет, натюрморт несет в себе живое, непосредственное чувство общения с натурой. Цвет в его работах чрезвычайно подвижный, живо передает состояние натуры. Налицо все черты пленэровской живописи с ее изменчивым, сложным переливом тончайших полутонов. Однако в его искусстве есть нечто, что позволяет говорить об углублении реалистической линии в русской живописи. Об этом свидетельствуют его работы: «Розы и фиалки», «Гвоздики и фиалки в белой вазе».

   Вдохновляющим началом творчества Коровина всегда оставалась натура во всем богатстве ее проявлений. Темами его натюрмортов служат природные формы: цветы, фрукты, овощи, рыба, все, что несет в себе живое дыхание жизни. Он пишет их в различной обстановке и каждый раз обнаруживает удивительно цельное, оптимистическое восприятие мира. Ему свойствен редкий дар, извлекать из палитры такие сочетания цветовых оттенков, которыми он мастерски передает красоту и нежность хрупких цветов, сложные состояния освещения. При этом показываемые им предметы не утрачивают своей материальной конкретности: рисунка, контура, объема.

   Развивая по существу принципы пленэрной живописи, предложенные импрессионистами, Коровин оставался вполне самостоятельным в оценке природной формы: движение цвета в среде строило изображение предмета.

Отметим и другую важную черту искусства Коровина – его стремление к картинному видению. Натюрмортам этого мастера присуща строгость, продуманность композиции. Всегда в натюрморте имеется центр композиции, через который мы воспринимаем все богатство живописной среды.

   Такое же стремление преодолеть ограниченность метода импрессионистов характерно для работ И.Грабаря. В своих лучших работах, созданных в 1905 – 1907г., он развивает идею материальности предметного мира. К числу этих работ принадлежат «Хризантемы», «Неприбранный стол» [5, с. 63].

Значительная роль в расширении возможностей натюрморта принадлежит художникам, входившим в объединение «Бубновый валет»- И.Машкову, П.Кончаловскому, А.Лентулову, А.Куприну. Пройдя сложный путь поисков в области живописной формы, они пришли в советское искусство сложившимися мастерами. Их творческие устремления были направлены на то, чтобы активно участвовать в строительстве новой жизни. Революция открыла перед ними широкие возможности, дала живой, идейный материал для воплощения в искусстве. Ряд натюрмортов, написанных в этот период, свидетельствуют о формировании нового содержания в натюрмортах. Тема строительства социализма прочно входит в искусство. Так, в натюрморте «Селедка», написанного Петровым – Водкиным в 1919г., наметилась главная линия творчества художника: правдиво, без прикрас, рассказать о событиях современной жизни суровым языком правды.

   В том же 1919г. И.Машков пишет «Натюрморт с самоваром»- своеобразный образ-представление, навеянный революционными преобразованиями в стране. Художник стремится найти эстетическую ценность в предметах индустриального общества.

   Проходит время, положение в стране стабилизируется. Люди охвачены трудовым порывом, оптимизмом. Переживают подъем и художники. И.Машков пишет в это время свои лучшие натюрморты: «Снедь московская. Хлебы», «Снедь московская. Мясо, дичь» и другие, в которых стремится выразить все привлекательные стороны продуктов, по которым истосковались люди.

   В натюрмортах 20-30г. Проявились лучшие черты таланта Машкова: реализм изобразительного языка, полнота выражения темы, чуткость наблюдения современной жизни.

   Таким же цельным, заинтересованным отношением к миру окружающей действительности отмечено творчество П.Кончаловского. В довольно большом наследии встречаются  натюрморты небольших размеров, «Зеленая рюмка», и большие монументальные полотна, «Натюрморт с окном».

   В творчестве советских художников старшего поколения натюрморт обрел черты самостоятельного жанра, который и по содержанию, и по художественной форме занял равноправное со всеми другими жанрами положение в искусстве. Натюрморт встал вровень с сюжетной картиной, где поднимались темы большого идейного содержания.

   В последующем развитии натюрморт значительно пополнился новыми темами, интересными стилевыми особенностями. В нем находят отражение характерные черты современной жизни, достижения науки и техники. Стремление полнее выразить тему заставляет художников создавать циклы живописных работ, например, Ю.Пименов - серии полотен «Вещи каждого дня», «Вещи людей», «Старые и новые вещи».

   В последние десятилетия в жанре натюрморта начинают работать многие молодые художники. Всероссийская выставка «Натюрморт» 1975г. Показала не только массовость жанра, но и широкий охват тем. Не порывая связи с современной действительностью, художники обращаются к опыту истории искусства, внимательно изучают смежные жанры. Другим источником является изучение произведений народного творчества, изучение опыта предшествующих поколений.

   В течение долгого времени развивался натюрморт как жанр изобразительного искусства. Не всегда он сопутствовал общему ходу развития изоискусства. Натюрморт переживал подъемы, а иногда совсем сходил со сцены. К настоящему времени у натюрморта как вида изоискусства сформировались свои характерные черты и особенности.

 

  1. 2 Особенности натюрморта как вида изобразительного искусства

   В изобразительном искусстве натюрморт – (от франц.)  nature morte – «мертвая природа» принято называть изображение неодушевленных предметов,  объединенных в единую композиционную группу. Натюрморт может иметь как самостоятельно значение, так и быть составной частью композиции жанровой картины или портрета.

   В зависимости от задач, которые решает художник, меняется роль и место натюрморта в композиции [12, с. 47].

   Воздействие натюрморта на зрителя происходит по линии ассоциативных представлений и мыслей, возникающих при рассмотрении изобразительных предметов.

   Таким образом, объединенные доступными средствами композиции вещи слагаются в изображении, в эмоционально насыщенный образ.

   Художники, обращаются к натюрмортам как к средству характеристики создаваемого образа и при работе над портретом. В сюжетно - тематических картинах натюрморт имеет хотя и важное, но все же подчиненное значение.

Как самостоятельный жанр  искусства натюрморт обладает большими изобразительными воздействиями. В нем показывается не только внешняя материальная сущность предметов. Вместе с конкретным  изображением вещей в натюрморте в образной форме могут быть переданы существенные стороны жизни, отражаться эпоха, важные исторические события.

   В лучших своих проявлениях он становится действенным средством идейного и эстетического восприятия людей, формируя их вкусы, понятия, представления[10, с. 41].

   Другое назначение натюрморта – служить своеобразной творческой лабораторией, где художник ставит и решает различные профессиональные задачи, совершенствует мастерство[17, с. 25].

   Своеобразие работы над натюрмортом состоит в том, что его сложно ставить и писать в различных условиях; в помещении при дневном и искусственном освещении, на открытом воздухе.

   В отличие от творческого натюрморта, учебная постановка имеет узкую строго направленную цель, способствовать активизации познавательной деятельности.

   Как правило, безразличное отношение к материальному, отрицательно сказывается не только на конечном результате, но и на ходе ведения рисунка. Необходимо, приступая к работе, знать не только изображение, но и технические возможности различных материалов.

   Бумага. Согласно ГОСТУ бумага в зависимости от ее целевого назначения разделяется на классы и группы. Бумага ватман, полуватман, рисовальная и чертежно-рисовальная, каждая характеризуется определенной плотностью и фактурой верхнего слоя.

   Белая бумага важна для акварельной живописи, для выполнения рисунков углем или сангиной можно использовать самую различную бумагу. Цветную бумагу можно подготовить и самому.

   Выбор различных графических материалов в работе над рисунком натюрморта должен быть обусловлен как степенью подготовленности рисовальщика, так и учебно-творческими задачами, решаемыми в конкретной натурной постановке.

   Из всех графических изобразительных материалов карандаш позволяет тщательно прорабатывать как крупные, так и мелкие формы.

   На начальной стадии обучения приемлемым является графический карандаш. Он хорошо ложится, держится и удаляется резинкой, что важно при исправлении ошибок. Существуют карандаши различной степени твердости и мягкости (твердый, мягкий, средний).

   Для карандаша наиболее приемлемой является техника работы штрихом, которая заключается в обработке формы сравнительно короткими линиями различной толщины и силы тона.

   Выразительность штриха, его возможности зависят от приема работы карандашом.

   Немаловажные значения при работе карандашом имеет резинка. Хорошее качество резинки определяется ее мягкостью.

   Среди всех рисовальных материалов обожженный древесный уголь является наиболее подвижным и выразительным материалом. Он позволяет быстро устанавливать в рисунке основные тональные отношения. Уголь также обладает достаточно большим тональным масштабом, что дает возможность добиваться в рисунке не только светотеневых нюансов, но и передавать воздействующую среду, материальность предметов, их живописные качества. Данным материалом можно наметить абрис предметов.

   Следующий этап - установление в рисунке больших тональных отношений. Снятие угля с бумаги и проработку света ведут размятым мякишем белого хлеба. Также применяется прессованный уголь, который дает более густой, бархатистого оттенка, тон.

   Соус изготовляется в виде цилиндрических палочек, спрессованных из древесной сажи с добавлением растительного клея или глины. Рисовать соусом можно двумя способами. При « сухом» способе рисунок выполняется порошком натертого соуса растушевкой. Сила тона темных мест достигается путем повторной прокладки соуса.

   «Мокрый» способ заключается в следующем: натертый порошок соуса разводится водой до необходимой консистенции. Вначале раствором средней насыщенности  кистью покрываются собственные и падающие тени. Затем слабым раствором покрываются большие части формы и окружающая среда. Затем приступают к детальной проработке предмета. Таким образом, способ работы «мокрым» соусом по-своему близок к технике работы акварелью (гризайль). Работать соусом можно и комбинированным способом.

Сангина – материал минерального происхождения. Искусственная сангина изготавливается из порошка окиси железа и специальной глины. Техника работы сангиной близка к работе прессованным углем. При выполнении рисунков натюрморта принято работать комбинированным способом, сочетая ее с прессованным углем, «сухим» соусом.

 Необходимо знать композиционные основы построения рисунка натюрморта. Формат является неотъемлемой частью композиционного решения, каждая натурная постановка требует определенного формата.

Важное место в композиционном решении рисунка натюрморта занимает величина изображения группы предметов в целом по отношению к плоскости выбранного формата. При решении этой важной задачи должно быть активное отношение не только к изображаемым предметам, но и к среде.

В основу изучения рисунка натюрморта должен быть положен принцип систематичности и последовательности обучения. Ребят нужно подготавливать к сложным натюрмортам. Базой для решения подобных типов натюрмортов должны быть простые постановки. Каждая натурная постановка заключает в себе конкретные целевые установки. Такой подход к выбору и содержанию натюрморта как задания обеспечивает активность в процессе работы. Руководствуются принципом рисования от простого к сложному.

Различают следующие типы натюрмортных постановок:

1. Постановка из гипсовых  геометрических тел. Как правило, из одного - двух предметов.

2. Натюрморты из предметов  быта, близких по форме к геометрическим  телам. Служит закреплением знаний  по изучению конструктивного  строения форм и решения объема  средствами светотени. Выбирают  предметы быта нейтрального цвета  с четко выраженной формой.

3. Постановки из предметов  быта различной формы, цвета  и  материальности. Первые постановки  следует составлять из одного  – двух предметов. Чтобы была  возможность сосредоточить внимание на главном, не следует впервые постановки включать предметы с большим количеством мелких деталей: фон должен быть простым.

4. Натюрморт в интерьере. Изображение натюрморта с частью  интерьера ставит проблему решения глубинного пространства.

Процесс рисования – сложный комплекс мыслительной и практической деятельности. Зрительное восприятие натуры, как правило, является целостным. При выполнении рисунка натюрморта количество этапов определяется сложностью натюрмортной постановки, однако основными этапами принято считать:

  1. композиционное размещение изображения всей группы и отдельных предметов на плоски листа;
  2. конструктивное решение формы предметов с учетом их пространственного положения;
  3. светотеневое решение большой формы и установление основных тональных отношений;
  4. детальная проработка фона тоном;
  5. обобщающий этап работы нал завершением рисунка.

В основу первого этапа должен быть положен наиболее удачный предварительный эскиз. Определяется месторасположение изображения на листе, установление основных пропорций величин.

Второй этап начинается с конструктивного построения отдельных предметов, уточнение пропорций и характер форм. После построения больших форм переходит к работе над более мелкими деталями.

Третий этап связан с выявлением большой формы при помощи светотени, установление основных тональных отношений между предметами, фоном. Этому этапу уделяется самое серьезное внимание.

Четвертый этап связан с тщательной проработкой формы каждого предмета, выявление светотеневых оттенков.

Пятый этап должен быть направлен на установление целостности изображения.

Натюрморт может выполняться наряду с графическими материалами, также и живописными.

Реалистическое изображение не является зеркальным отражением природы. Цель его – создание художественного образа, верно передающего смысл и содержание явления природы и жизни. Живопись, как и рисунок, базируется на строго определенных закономерностях построения реалистической формы. Обучение живописи – путь изучения способов, приемов и средств построения живописной формы цвета. К факторам, влияющим на изменение цвета, относятся световоздушная среда, цветовое окружение, источники освещения.

Нужно развивать способность видеть предметы в окружающей среде, смотреть на натюрморт как на гармоническую группу предметов, имеющие рефлексные и пространственные связи. Единственный метод, позволяющий успешно создавать зрительный образ натуры – это метод отношений. Процесс развития зрительного восприятия идет параллельно с накоплением знаний и умений.

Цвета подразделяются на ахроматические цвета (белые и черные). Они различаются по светлоте. Все цветные краски называются хроматическими. Цвета могут быть либо теплыми, либо холодными. Также при работе с натюрмортом мы сталкиваемся с явлением – контраст. Всякий ахроматический цвет в окружении более темного светлеет, в окружении более светлого темнеет. Это светлотный контраст. Изменение цветового тона в зависимости от рядом находящегося цвета называется цветовым контрастом[20, с. 37].

Цветовой тон – это признак цветности, по которому один цвет отличается от другого. Светлота – отличие по светлоте, насыщенность – степень выраженности того или иного цветового тона. Полутон – промежуточная часть формы между светом и тенью.

Работа над натюрмортом выполняется различными живописными материалами. Одним из таких материалов является акварель.

Акварельная живопись: акварель – водяные краски, от французского aguarell, от латинского agua – вода. Бывает твердая – в плитках, полумягкая в чашечках, мягкая – в тюбиках. Основное свойство акварели – прозрачность красящегося слоя. Это свойство следует учитывать и при наложении одного цвета на другой[9, с. 49].

В акварели используется два способа работы:

Лессировка – наложение одного прозрачного слоя краски на другой, при этом первый слой просушивается.

Алла прима – все цвета берутся сразу нужной силы, каждая цветовая деталь начинается и заканчивается в один прием. Также называется «работа по сырому».

Высветление насыщенного тона  происходит путем разбавления акварели водой. Живопись акварели построена на том техническом приеме, что сначала на бумагу наносят светлые тона красок, оставляя блики не закрытыми, затем постепенно вводят насыщенные цвета.

Следующим живописным материалом является гуашь – французское слово gouache – непрозрачные акварельные краски. Гуашь по технологии производства близка к мягким сортам акварели, а отличается от нее непрозрачностью. Обладает хорошим кроющим свойством. Благодаря этому можно наносить один цвет на другой. Высветление цвета достигается путем добавления белил. Получение производных цветов осуществляется предварительным смешиванием красок на палитре. После высыхания гуашевые краски светлеют. Знакомство с техникой гуаши следует начинать с натюрморта, в котором ясно намечены цветовые отношения.

Существуют различные виды натюрмортов:

  1. натюрморт из гипсовых геометрических тел;
  2. натюрморт из предметов быта, простых по форме;
  3. натюрморт из предметов быта, простых по форме в цвете;
  4. натюрморт из предметов, близких по цвету;
  5. натюрморт из предметов контрастных по цвету;
  6. натюрморт из темных предметов;
  7. натюрморт из белых предметов;
  8. натюрморт в интерьере;
  9. натюрморт на пленэре.

Таким образом, натюрморт как вид изобразительного искусства имеет свои особенности. В обучении искусству натюрморта, для более доступного, систематичного понимания этого вопроса, необходимо применять специальные методы и приемы обучения, которые разрабатывались многими педагогами ранее, и развиваются и обновляются и в настоящее время.

 

 

 

 

2 ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ НАТЮРМОРТА

 

2.1 Методика выполнения натюрморта  масляными красками

Прежде чем, приступить к живописи натюрморта маслеными красками, необходимо познакомиться с материалами работы, изучить технологию живописи. Кроме того, необходимы практические умения и знания. Так, нужно знать, как делается подрамник, как составлять грунт, как грунтуется холст и картон. Необходимы и другие специальные знания, которые приобретаются в процессе практической работы.

К сожалению, не всегда отдается отчет в том, насколько важно работать на хорошем материале. Широко распространенным недостатком является небрежно отношение к палитре и кистям.

Рассмотрим основные материалы масленой живописи.

Основой масленой живописи служат холст, картон, фанера. В последние годы используют различные современные материалы, например, оргалит.

Все перечисленные материалы для работы на них маслеными красками требуют специальных покрытий, называемых грунтами. Грунт служит как бы посредником между краской и основой; он позволяет свободно положить краску на холст, препятствует проникновению в холст или картон масла. Масла, оказывающего разрушающее действие.

Наиболее распространенной основой является холст. Для масленой живописи используется льняная ткань с ровным плетением. Сорта: крупнозернистый (пастозная живопись), среднего зерна, мелкозернистый (тонкая живопись и этюды).

Холст натягивается на подрамник. Подрамник делается из сухого выдержанного дерева. Все четыре стороны его должны иметь скос во внутрь. Натяжка холста должна отвечать следующим требованиям: она должна быть достаточно сильной, расположение нити должно быть строго параллельна граням подрамника. Затем, начиная с середины одной из сторон, забивают несколько гвоздей, оттягивают холст в ту и другую сторону. Затем так же с других сторон. Завершающим этапом натяжки является подгибание холста на углах, где не допускаются складки.

Грунт бывает различных видов: клеевой, эмульсионный, масленый, полумасленый. Клеевой грунт является самым простым по изготовлению и не требует длительной сушки. Кисть должна ровно наносить грунт на поверхность холста параллельными движениями по направлению нитей основы. Грунтуют сначала в одном направлении, затем в противоположном. Поверхность шлифуется.

Разбавителями для масленой живописи являются различные лаки – капаловый, мастичный, кедровый, а также масло льняное, скипидары. Лучшим из них можно считать пинен, приготовленный из очищенной нефти. Хорошим разбавителем считается так называемый тройник, составленный из двух частей лака, одной части масла, трех частей растворителя.

При работе красками, художник пользуется кистями, палитрой, масленкой, мастихином.

Кисти в масленой живописи употребляются преимущественно щетинные (плоские и круглые) разных размеров. Для проработки мелких деталей пользуются колонковыми кистями, а также плоскими или круглыми средних и малых размеров. После каждого сеанса кисть надо тщательно мыть водой, а затем завертывать в бумагу.

Палитра всегда должна быть чистой. Краски на ней располагаются по краям в строго определенном порядке (от светлого к темному, по принципу теплых и холодных). После каждого сеанса следует чистить палитру мастихином, т.е. удалять ненужные смеси, а рабочее поле протирать тряпкой.

Масленка также требует чистки.

Следует помнить, что успех в живописи во многом зависит от состояния материалов.

Этюдник нужен художнику не только для того, чтобы размещать в нем материалы, он служит и своеобразным мольбертом. Для этой цели к нему приделаны выдвижные ножки подставки.

Работа над живописью маслеными красками требует строгой методической последовательности. Структурную основу изображения натюрморта маслом составляет рисунок, поэтому, после нахождения композиционного решения группы предметов в предварительных эскизах и исполнения этюда с натуры, следует сделать грамотный рисунок на холсте.

Рисунок под живопись маслом может быть выполнен разными материалами: углем, мягким графитом, кистью и разбавленной масленой краской. Окончательный рисунок можно обвести тушью. При достаточно уверенном владении рисунком можно рекомендовать делать его кистью, выбрав для этого прозрачную краску, а жидкой и цветной краской могут быть прописаны теневые части натюрморта, падающие тени, а также намеченные основные отношения между предметами, т.е. делается подмалевок.

Подмалевок делают обязательно с теневых и темных мест жидкой краской, это придает все работе энергичный насыщенный цвет, позволяющий также энергично и цветно писать полутон и освещенные части. На стадии подмалевка следует раскрыть основные цветовые отношения. Письмо должно быть свободным, энергичным с использованием широких кистей.

Построение живописного изображения может осуществляться различными техническими приемами. Старые мастера предпочитали пользоваться прописями. После жидкого подмалевка производилась энергичная, с использованием белил, пропись световых частей и полутона. Часто применялся тонированный грунт. Света писались корпусными маслами, четко строящими форму. Далее краски должны просохнуть. Затем работу завершали лессировками. В учебных условиях этот прием недостаточно удобен. Иногда рекомендуют пользоваться подчистками, т.е. перед сеансом соскабливать непросохшую краску  мастихином.

Исполняя натюрморт, необходимо очень внимательно следить за поверхностью тоновых различий между отдельными частями: фоном, предметами, за изменением цвета по форме.

Метод сравнения является основой для поиска цветовых отношений. Писать надо раздельными мазками так, чтобы каждый мазок составлял гармоничный переход, соответствующих изгибу формы и освещению, должен быть крупным или мелким, пастозными или лессировочным.

Работа должна вестись во всех частях этюда равномерно, прокладывая свет в одном месте надо сразу же проложить свет в другом участке, сравнить их между собой. Чтобы добиться верного тона, следует изменить или более верно написать окружение. Выделение светлого пятна требует темного окружения. Проработка деталей – наиболее ответственный этап работы с натурой.

Задачей учебной живописи является развитие способности видеть натуру во всем ее многообразии и богатстве форм и красок. Надо учиться умению передавать это многообразие, создавать конкретный образ, обогащенный характерными деталями. Вместе с развитием зрительных восприятий необходимо овладевать методикой выполнения живописного произведения, соблюдать последовательность, что обеспечит профессиональный порядок освоения техники живописи, создаст условия для успешного завершения работы.

На завершающей стадии изображение приводится к целостному виду. Здесь уместны и лессировки, и пастозный мазок. В завершающей стадии необходимо сосредоточиваться на изображении, натура теперь нужна как справка, по которой проверяют верность цветового решения.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

   Проблема цвета всегда была и остаётся актуальной для живописца и дизайнера, ткача и архитектора - для всех, кто, так или иначе, использует цвет в своей профессиональной деятельности. Основы понимания цвета как художественного средства должны закладываться на школьной скамье, так же как и основы владения, рисунком и живописью. Но, хотя наука о цвете для художников и существует, она практически недоступна учащимся, так как рассеяна по десяткам и сотням источникам.

   На примере данной курсовой работы мы постарались показать важность цветового решения в практической работе. Именно натюрморт, на наш взгляд, способен эмоционально воздействовать на зрителей локальными цветовыми пятнами, без излишних уточнений и конкретизации деталей. Мы пришли к выводу, что искусство правильно использовать цвет и формы предметов, окружающих нас в натюрморте могут решать множество задач. Например: выделить главный элемент; связать все элементы воедино; уравновесить структуру или, наоборот, разрушить равновесие; разделить пространство на зоны или участки; указать направление движения; выявить собственный ритм  структуры и многое другое. Кроме того, цвет может выступать  в роли носителя информации, причём такой информации, которая воспринимается мгновенно, без всяких усилий и на большом расстоянии.

   Всё это невозможно без исследования теоретических основ  и практической возможности выполнения натюрморта в технике масло. Исследование данной проблемы и отражено в курсовой работе. Нами было подтверждено, что условия подбора адекватных средств выразительности (в особенности – цвета), характерных для натюрморта максимально отражают первоначальный замысел. 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Алтапов, М.В. Всеобщая история искусств / М. В. Алтапов,- М.,1949. – 410 с.
  2. Алтапов, М.В., Ростовцев, Н.И. Искусство / М. В. Алтапов., Н. И. Ростовцев,- М., 1987. – 763 с.
  3. Беда, Г.В. Живопись: Учебник для студентов педагогических институтов / Г. В. Беда,- М: Просвещение, 1986.- 192с.
  4. Виффен Валерии: Как научиться рисовать натюрморт. Пособие по рисованию / пер. с англ. И.Гиляровой,- М: Изд. ЭКСМО - Пресс, 2001.-64с. 
  5. Выборнова, Г. Роль освещения в натюрморте / Г. Выборнова,-Художник, 1984.- 110 с.
  6. Герчук, Ю.Я. Живые вещи / Ю. Я. Герчук, - Советский художник, - М., 1977. – 143 с.
  7. Гусарева, А.П. Константин Коровин / А. П. Гусарева, - Советский художник.
  8. Дмитриев, И.А. Краткая история искусств / И. А. Дмитриев,- М., 1968. – 318 с.
  9. Кантор, А.М. Предмет и Среда в живописи / А. М. Кантор, - Советский художник. – 128 с.
  10. Косминская, В.Б., Халезова, Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей: Учебное пособие для студентов пединститутов / В. Б. Косминская., Н. Б. Халезова,- М: Просвещение, 1987.-128с.
  11. Кузнецов, Ю. Западноевропейский натюрморт / Ю. Кузнецов - Советский художник. – 227 с.
  12. Натюрморт. Особенности жанра и композиции. - М.: ТД «Издательство Мир книги», 2008.- 96 с.
  13. Неменский, Б.М. Мудрость красоты, о проблемах эстетического воспитания, Изобразительное искусство и художественный труд / Б. М. Неменский,- М., 1991.-339с
  14. Неклюдова, М.Г. Традиции и новаторства в русском искусстве конца XIX - начала XX веков / М. Г. Неклюдова,- М., 1991. -109 с.
  15. Однорялова, И.В. Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве / И.В. Однорялова, -  М., 1990. - 340 с.
  16. Пучков, А.С., Триселев, А.В. Методика работы над натюрмортом: Учебное пособие для студентов художественно - графических факультетов педагогических институтов / А. С. Пучков., А. В. Триселев,- М; Просвещение,1982. – 160 с.
  17. Свет и цвет в живописи. Особенности изображения. – М.: ТД «Издательство Мир книги», 2008. -96 с.
  18. Сокольникова, Н.П. Изобразительное искусство  методика его преподавания в начальной школе: Учебное пособие для студентов педагогических вузов / Н. П. Сокольникова,- М.: Изд. центр «Академия», 1999.- 368 с.
  19. Учебно-методическая газета для учителей МХК, музыки и ИЗО «Искусство» изд. дом «Первое сентября» 2006. - 24с.
  20. Шитов, Л.А., Ларионов, В.Н. Живопись / Л. А. Шитов, В. Н. Ларионов, - М; Просвещение, 1995. – 192 с.
  21. Шматова,О. Самоучитель по рисованию гуашью / О. Шматова,-М., 2007.- 74 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

Поэтапный процесс написания натюрморта маслом

 

Очень часто используемый метод написания натюрмортов маслом - метод работы по сухому.

Живопись по сухому означает работу масляными красками по сухой красочной поверхности – будь то фон или наложение ранее красочного слоя.

Нанеся слой краски, необходимо дождаться пока она высохнет. Главное достоинство живописи по сухому в том, что краски никогда не загрязнят друг друга и не дадут при смешении нежелательных эффектов: высохший нижний слой не впитывает свежую краску верхнего. Более того, полутона можно создать на палитре, а не на холсте. Живопись по сухому сильно усложняет работу живописца, добавляя проработку деталей, и нанесение тончайших красочных слоев.

Живопись по сухому означает, что работа протекает в несколько сеансов. Если дать масляной краске высохнуть, художник может писать, не загрязняя красок.

Работая по сухому, можно тратить на картину ровно столько времени, сколько потребуется, тщательно обдумывать сюжет и определить лучший путь конструирования композиции. Можно ввести более сложные цвета, добавить детали или завершить работу пастозными мазками.

Поэтапная живопись дает художнику спокойствие и подталкивает его обращать внимание на детали, для этого нужно проанализировать постановку.

На рисунке карандашом обозначены форма и положение каждого компонента (рис.1).

 

(рис.1)

На этом рисунке больше деталей, и общая структура натюрморта видна лучше. Местами проработан объем и продуман общий баланс света и тени.

(рис.2)

На данном рисунке показано, какой вид имеет натюрморт по окончании первого этапа работы, когда все компоненты обозначены цветом.

Уточнение формы и цвета. Цель состояла в том, чтобы разнообразить форму и особенно цвет. Некоторые детали картины уже закончены, на этой стадии, — двигаться вперед, не задерживаясь на отдельных деталях или цветовых пятнах; лучше быстро попробовать, а потом вернуться снова, заостряя тем временем свое творческое восприятие, интерпретацию и обобщенный взгляд.

(рис.3)

 

 Картина в основном  закончена, но надо еще проверить  и улучшить несколько мелких  деталей: блики, цвет стола, несколько линий и рефлексов. Окончательно картина принимает вид, показанный на рисунке 4.

(рис. 4)

 

 

 

 


 

 



Информация о работе Тематический натюрморт